Главная / Практика / Юридическая консультация, налоговая консультация

Юридическая консультация, налоговая консультация

Вопрос: Организация, применяющая УСН (объект налогообложения —
доходы минус расходы), уступила другому юридическому лицу право
требования, полученное в результате заключения ранее данной
организацией договора долевого участия в строительстве, предусмотрев
частичную оплату. Вправе ли организация учесть в составе расходов
стоимость приобретенного ранее имущественного права?
Ответ: Как усматривается из вопроса, организация, применяющая
упрощенную систему налогообложения, уступила другому юридическому
лицу право требования, полученное в результате заключения ранее
данной организацией договора долевого строительства.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему
налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы
учитывают расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс), при условии их соответствия
критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса. Причем данный перечень
является исчерпывающим.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики
вправе учесть расходы на приобретение нематериальных активов, а также
создание нематериальных активов. При этом согласно п. 3 ст. 4
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут
учет основных средств и нематериальных активов в порядке,
предусмотренном законодательством Российской Федерации о
бухгалтерском учете.
Положением по бухгалтерскому учету "Учет нематериальных активов"
ПБУ 14/2000, утвержденным Приказом Минфина России от 16.10.2000 N
91н, определен круг объектов, относимых к нематериальным активам,
среди которых не поименованы имущественные права в виде прав
требования.
Учитывая вышеизложенное, а также то, что перечень расходов,
уменьшающих полученные налогоплательщиками доходы, является
исчерпывающим и в ст. 346.16 Кодекса прямо не поименованы такие
расходы, как расходы на приобретение имущественных прав, данные
расходы не учитываются при определении налоговой базы.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 июля 2007 г. N 03-11-04/2/191
Вопрос: Организация принимает заказы от физических лиц на
доставку готовых обедов по утвержденному меню и закупает данные обеды
у кафе. Доставку осуществляет работник организации на личном
автомобиле. Расчеты производятся с использованием ККТ. Признается ли
деятельность организации розничной торговлей или оказанием услуг
общественного питания для целей применения ЕНВД?
Ответ: В соответствии со ст. 346.26 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс) система налогообложения в виде единого
налога на вмененный доход применяется в отношении видов
предпринимательской деятельности, предусмотренных п. 2 данной статьи
Кодекса, в том числе в отношении розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150
квадратных метров по каждому объекту организации торговли, а также в
отношении розничной торговли, осуществляемой через киоски, палатки,
лотки и другие объекты стационарной торговой сети, не имеющей
торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети.
Одним из условий для перевода деятельности по розничной
реализации товаров на систему налогообложения в виде единого налога
на вмененный доход является осуществление данной деятельности через
магазины, павильоны, объекты стационарной и нестационарной торговой
сети, предусмотренные (установленные) положениями гл. 26.3 Кодекса
(ст. ст. 346.26 и 346.27 Кодекса).
Понятия развозной и разносной торговли и, соответственно, объекты
организации данных видов розничной торговли определены в ст. 346.27
Кодекса.
Торговля товарами по заказам посредством телефонной связи через
операторов без использования для этих целей предусмотренного нормами
гл. 26.3 Кодекса какого-либо объекта организации торговли не может
быть отнесена к стационарной или нестационарной торговле, в том числе
к развозной или разносной торговле, и, соответственно, не подпадает
под действие системы налогообложения в виде единого налога на
вмененный доход.
Согласно ст. 346.27 Кодекса услугами общественного питания
признаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или)
кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или)
реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или)
покупных товаров, а также по проведению досуга.
Кроме того, согласно ст. 3 Государственного стандарта Российской
Федерации "Общественное питание. Термины и определения ГОСТ Р 50647-
94", утвержденного и введенного в действие 21.02.1994 N 35, под
общественным питанием понимается совокупность предприятий различных
организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся
производством, реализацией и организацией потребления кулинарной
продукции.
Соответственно, деятельность объекта организации общественного
питания, как имеющего зал обслуживания посетителей, так и не имеющего
зала обслуживания посетителей, независимо от его месторасположения и
вида предусматривает также организацию потребления приобретенной
продукции на месте.
Таким образом, осуществляемая организацией предпринимательская
деятельность, связанная с приемом заказов горячих обедов по
утвержденному меню от физических лиц с последующей их доставкой
работником организации на личном транспорте, не может быть отнесена к
услугам общественного питания, так как не соответствует определению
понятия "услуги общественного питания".
Учитывая изложенное, указанная предпринимательская деятельность
не подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход и
должна облагаться в общеустановленном порядке или в соответствии с
упрощенной системой налогообложения при условии соблюдения положений
гл. 26.2 Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2007 г. N 03-11-04/3/295
Вопрос: Каким образом учитываются при исчислении налога на
прибыль сумма дооценки основных средств, отраженная на счете учета
нераспределенной прибыли, сумма разницы между рыночной и остаточной
стоимостью основных средств, передаваемых в уставный капитал? В каком
месяце начинается начисление амортизации и налоговой премии в размере
10% по введенным в эксплуатацию объектам основных средств после их
реконструкции и модернизации?
Ответ: 1. В соответствии со ст. 257 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс) первоначальная стоимость основного
средства определяется как сумма расходов на его приобретение (а в
случае, если основное средство получено налогоплательщиком
безвозмездно, — как сумма, в которую оценено такое имущество в
соответствии с п. 8 ст. 250 Кодекса), сооружение, изготовление,
доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для
использования, за исключением налога на добавленную стоимость и
акцизов, кроме случаев, предусмотренных Кодексом.
При определении восстановительной стоимости амортизируемых
основных средств в целях гл. 25 Кодекса учитывается переоценка
основных средств, осуществленная по решению налогоплательщика по
состоянию на 1 января 2002 г. и отраженная в бухгалтерском учете
налогоплательщика после 1 января 2002 г. Указанная переоценка
принимается в целях налогообложения в размере, не превышающем 30
процентов от восстановительной стоимости соответствующих объектов
основных средств, отраженных в бухгалтерском учете налогоплательщика
по состоянию на 1 января 2001 г. (с учетом переоценки по состоянию на
1 января 2001 г., произведенной по решению налогоплательщика и
отраженной в бухгалтерском учете в 2001 г.). При этом величина
переоценки (уценки) по состоянию на 1 января 2002 г., отраженной
налогоплательщиком в 2002 г., не признается доходом (расходом)
налогоплательщика в целях налогообложения. В аналогичном порядке
принимается в целях налогообложения соответствующая переоценка сумм
амортизации.
При проведении налогоплательщиком в последующих отчетных
(налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 Кодекса
переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную
стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не
признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения,
и не принимается при определении восстановительной стоимости
амортизируемого имущества и при начислении амортизации, учитываемым
для целей налогообложения в соответствии с гл. 25 Кодекса.
Первоначальная стоимость основных средств изменяется в случаях
достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического
перевооружения, частичной ликвидации соответствующих объектов и по
иным аналогичным основаниям.
В соответствии с положениями Приказа Министерства финансов
Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н "Об утверждении Положения по
бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01" коммерческая
организация может не чаще одного раза в год (на начало отчетного
года) переоценивать группы однородных объектов основных средств по
текущей (восстановительной) стоимости.
Сумма дооценки объекта основных средств в результате переоценки
зачисляется в добавочный капитал организации. Сумма дооценки объекта
основных средств, равная сумме уценки его, проведенной в предыдущие
отчетные периоды и отнесенной на счет учета нераспределенной прибыли
(непокрытого убытка), зачисляется на счет учета нераспределенной
прибыли (непокрытого убытка).
Учитывая изложенное, сумма дооценки основных средств,
произведенной в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета
и отраженная в последующем на счете учета нераспределенной прибыли,
не учитывается для целей исчисления налогооблагаемой базы по налогу
на прибыль.
2. Статья 277 Кодекса устанавливает особенности определения
налоговой базы по доходам, получаемым при передаче имущества в
уставный (складочный) капитал (фонд, имущество фонда).
При размещении эмитированных акций (долей, паев) доходы и расходы
налогоплательщика-эмитента и доходы и расходы налогоплательщика,
приобретающего такие акции (доли, паи) (далее — акционер (участник,
пайщик)), определяются с учетом следующих особенностей:
1) у налогоплательщика-эмитента не возникает прибыли (убытка) при
получении имущества (имущественных прав) в качестве оплаты за
размещаемые им акции (доли, паи);
2) у налогоплательщика-акционера (участника, пайщика) не
возникает прибыли (убытка) при передаче имущества (имущественных
прав) в качестве оплаты размещаемых акций (долей, паев).
При этом стоимость приобретаемых акций (долей, паев) признается
равной стоимости (остаточной стоимости) вносимого имущества
(имущественных прав или неимущественных прав, имеющих денежную оценку
(далее — имущественные права)), определяемой по данным налогового
учета на дату перехода права собственности на указанное имущество
(имущественные права), с учетом дополнительных расходов, которые для
целей налогообложения признаются у передающей стороны при таком
внесении.
Учитывая изложенное, при внесении основных средств в уставный
капитал организаций сумма разницы между рыночной стоимостью основных
средств и их остаточной стоимостью доходом налогоплательщика-
акционера не признается.
3. Пунктом 1.1 ст. 259 Кодекса установлено, что налогоплательщик
имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода
расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов
первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных
средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в
случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации,
технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств,
суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 Кодекса.
В ст. 272 Кодекса установлено, что амортизация признается в
качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации,
рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным ст. ст. 259 и
322 Кодекса.
Расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 1.1 ст.
259 Кодекса, признаются в качестве расходов того отчетного
(налогового) периода, на который приходится дата начала амортизации
(дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в
отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
Пунктом 2 ст. 259 Кодекса установлено, что начисление амортизации
по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца,
следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в
эксплуатацию.
Учитывая изложенное, налоговая премия в размере 10 процентов в
отношении расходов на реконструкцию начисляется в месяце, следующем
за вводом основного средства в эксплуатацию после проведенной
реконструкции. Начисление амортизации после проведения реконструкции
также начинается 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором
этот объект был введен в эксплуатацию.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 июля 2007 г. N 03-03-06/1/486
Вопрос: Вправе ли должностное лицо налогового органа, проводящее
выездную налоговую проверку, выносить с территории (помещения)
проверяемого налогоплательщика представленные ему для проверки копии
документов? Обязано ли должностное лицо налогового органа после
проведенной налоговой проверки вернуть представленные на основании
ст. 93.1 НК РФ документы и их копии?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 89 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс) выездная налоговая проверка проводится на
территории (в помещении) налогоплательщика. В случае если у
налогоплательщика отсутствует возможность предоставить помещение для
проведения выездной налоговой проверки, выездная налоговая проверка
может проводиться по месту нахождения налогового органа.
При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика
могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке,
установленном ст. 93 Кодекса, которые представляются в виде
заверенных проверяемым лицом копий.
Кодексом не предусмотрена обязанность налоговых органов
возвращать представленные им копии документов.
Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками
документов допускается только на территории налогоплательщика, за
исключением случаев проведения выездной налоговой проверки по месту
нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94
Кодекса (п. 12 ст. 89 Кодекса).
Налоговый орган вправе изъять подлинники документов проверяемого
лица в порядке, предусмотренном ст. 94 Кодекса, в случаях, если для
проведения мероприятий налогового контроля недостаточно таких копий
документов и у налоговых органов есть достаточные основания полагать,
что подлинники документов могут быть уничтожены, сокрыты, исправлены
или заменены (п. 8 ст. 94 Кодекса).
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 12 июля 2007 г. N 03-02-07/1-327
Финансист
Вопрос: Организация, имеющая лицензию биржевого посредника на
совершение фьючерсных и опционных сделок в биржевой торговле,
выступает в качестве брокера и совершает по поручению клиента-физлица
операции с финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом
по которым являются не ценные бумаги, а иное имущество и
имущественные права. Признается ли организация налоговым агентом по
НДФЛ в отношении доходов, выплачиваемых физлицу?
Ответ: Из вопроса следует, что общество совершает по поручению
клиента — физического лица операции с финансовыми инструментами
срочных сделок, базисным активом по которым являются не ценные
бумаги, а иное имущество и имущественные права.
Согласно п. 1 ст. 226 Кодекса российские организации, от которых
или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил
доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить
сумму налога на доходы физических лиц.
Исключение составляют доходы, в отношении которых исчисление и
уплата налога осуществляются в соответствии со ст. ст. 214.1, 227 и
228 Кодекса.
Статьей 214.1 Кодекса установлены особенности определения
налоговой базы, исчисления и уплаты налога на доходы по операциям с
ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочных
сделок, базисным активом по которым являются ценные бумаги.
На операции, совершаемые в пользу физического лица, с финансовыми
инструментами срочных сделок, базисным активом по которым ценные
бумаги не являются, положения ст. 214.1 Кодекса не распространяются.
Таким образом, доход, полученный физическим лицом в результате
совершения операций с финансовыми инструментами срочных сделок,
базисным активом по которым не являются ценные бумаги, подлежит
налогообложению на общих основаниях с учетом положений ст. 226
Кодекса.
С 1 января 2008 г. вступят в силу изменения, внесенные
Федеральным законом от 24.07.2007 N 216-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые
другие законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон) в
ст. 214.1 Кодекса. В соответствии с п. 6 ст. 1 Закона налогообложение
доходов от операций с фондовыми индексами, рассчитываемыми
организаторами торговли на рынке ценных бумаг, будет производиться в
соответствии с особенностями, установленными вышеуказанной ст. 214.1
Кодекса.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 сентября 2007 г. N 03-04-06-01/308
Вопрос: О порядке учета банком для целей исчисления налога на
прибыль расходов в виде процентов по договору вклада с физическим
лицом, если согласно условиям договора в течение срока его действия
процентная ставка не изменяется.
Ответ: Статьей 269 Налогового кодекса Российской Федерации (далее
— НК РФ) установлены особенности отнесения процентов по долговым
обязательствам к расходам для целей налогообложения прибыли
организаций.
В соответствии с п. 1 ст. 269 НК РФ при отсутствии долговых
обязательств перед российскими организациями, выданных в том же
квартале на сопоставимых условиях, а также по выбору
налогоплательщика предельная величина процентов, признаваемых
расходом (включая проценты и суммовые разницы по обязательствам,
выраженным в условных денежных единицах по установленному соглашением
сторон курсу условных денежных единиц), принимается равной ставке
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной
в 1,1 раза, — при оформлении долгового обязательства в рублях и
равной 15 процентам — по долговым обязательствам в иностранной
валюте.
В целях п. 1 ст. 269 НК РФ под ставкой рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации понимается:
в отношении долговых обязательств, не содержащих условия об
изменении процентной ставки в течение всего срока действия долгового
обязательства, — ставка рефинансирования Центрального банка
Российской Федерации, действовавшая на дату привлечения денежных
средств;
в отношении прочих долговых обязательств — ставка
рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая
на дату признания расходов в виде процентов.
Таким образом, при определении предельной величины процентов,
учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, кредитной
организации необходимо использовать ставку рефинансирования
Центрального банка Российской Федерации, действующую на дату
привлечения денежных средств, то есть на дату пополнения вклада
физическим лицом по договору вклада.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2007 г. N 03-03-06/2/159
Вопрос: Небанковская кредитная организация оказывает услугу по
техническому доступу к системе безналичных расчетов SWIFT. По
условиям договора, если клиент до окончания оплаченного квартала не
предъявляет претензий к организации, связанных с непрерывностью и
качеством обеспечения доступа, то обязательства организации считаются
выполненными без составления двустороннего акта об оказанных услугах.
Первичными документами по договору являются договор, счет, платежное
поручение. Можно ли учесть при исчислении налога на прибыль доходы и
расходы по этому договору на основании первичных документов без
составления двустороннего акта об оказанных услугах при отсутствии со
стороны клиента в течение оплаченного им периода претензий к качеству
и непрерывности обеспечения доступа к системе безналичных расчетов
SWIFT?
Ответ: В соответствии с п. 1 ст. 252 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) расходами признаются
обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные
затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты,
подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые
затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
Из информации, приведенной в вопросе, следует, что по условиям
договора, если клиент до окончания оплаченного квартала не
предъявляет претензий к организации, связанных с непрерывностью и
качеством обеспечения технического доступа к системе безналичных
расчетов SWIFT, то обязательства организации по обеспечению
технического доступа считаются выполненными без составления
двустороннего акта об оказанных услугах. При этом, как следует из
вопроса, первичными документами по договору являются договор, счет,
платежное поручение.
Учитывая изложенное, основанием для учета доходов и расходов по
системе безналичных расчетов SWIFT в целях исчисления налога на
прибыль без подтверждения факта оказания услуг двусторонним актом
будут являться перечисленные выше документы, а также отсутствие
претензий от клиента в установленный договором срок.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 августа 2007 г. N 03-03-06/1/576
Вопрос: Организация — профессиональный участник рынка ценных
бумаг планирует заключить договор с индивидуальным предпринимателем
на осуществление от его имени и за его счет операций с ценными
бумагами. Будет ли организация в отношении индивидуального
предпринимателя являться налоговым агентом по НДФЛ в соответствии со
ст. 214.1 НК РФ?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 227 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) физические лица,
зарегистрированные в установленном действующим законодательством
порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без
образования юридического лица, самостоятельно исчисляют и уплачивают
налог на доходы физических лиц исходя из сумм доходов, полученных от
осуществления такой деятельности.
Однако ст. 214.1 Кодекса установлен специальный порядок
налогообложения доходов по операциям с ценными бумагами и операциям с
финансовыми инструментами срочных сделок, базисным активом по которым
являются ценные бумаги, и в частности исчисления и уплаты налога,
который не зависит от того, осуществляет ли физическое лицо —
получатель дохода операции с ценными бумагами в качестве
индивидуального предпринимателя или нет.
В соответствии со ст. 214.1 Кодекса налоговыми агентами
признаются брокеры, доверительные управляющие, управляющие компании,
осуществляющие доверительное управление имуществом, составляющим
паевой инвестиционный фонд, или иные лица, совершающие операции по
договору поручения, по иному подобному договору в пользу
налогоплательщика — физического лица.
Таким образом, если организация относится к одной из
вышеуказанных категорий лиц, она является налоговым агентом и обязана
исчислить, удержать у налогоплательщика и перечислить сумму налога на
доходы физических лиц в бюджет в соответствии с положениями ст. 226
Кодекса.
При этом в соответствии со ст. 230 Кодекса на налоговых агентов
возложена обязанность по ведению учета доходов, полученных
физическими лицами в налоговом периоде, а также представлению в
налоговый орган сведений о доходах физических лиц.
Таким образом, по доходам, полученным физическими лицами по
операциям с ценными бумагами на основании договоров на брокерское
обслуживание, доверительное управление и т.д., заключенных с
организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных
бумаг, такая организация является налоговым агентом и независимо от
статуса физического лица обязана вести учет доходов, полученных от
нее физическими лицами в налоговом периоде, исчислять, удерживать и
перечислять в бюджет сумму налога на доходы физических лиц на
основании ст. 226 Кодекса, а также представлять в налоговый орган
сведения о доходах, выплаченных таким лицам.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 16 августа 2007 г. N 03-04-06-01/291
Вопрос: Банк нанимает на работу иностранных специалистов, которые
выдвигают требования о разбиении заработной платы на несколько
составляющих (должностной оклад, оплата аренды жилья, оплата
авиабилетов для проезда работника к месту постоянного проживания и
обратно) и закреплении указанного порядка оплаты труда в трудовом
договоре. Вправе ли банк уменьшить налоговую базу по налогу на
прибыль на сумму указанных расходов?
Ответ: В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — НК РФ) в расходы налогоплательщика на оплату труда
включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной
формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные
начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и
единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с
содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства
Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или)
коллективными договорами.
Согласно п. 4 ст. 255 НК РФ стоимость предоставляемого в
соответствии с установленным законодательством Российской Федерации
порядком бесплатного жилья (суммы денежной компенсации за
непредоставление бесплатного жилья, коммунальных и иных подобных
услуг) включается в состав расходов на оплату труда, которые
учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с п. 5 ст. 16 Федерального закона от 25.07.2002 N
115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской
Федерации" приглашающей стороной предоставляются гарантии
материального, медицинского и жилищного обеспечения иностранного
гражданина на период его пребывания в Российской Федерации. Порядок
представления указанных гарантий устанавливается Правительством
Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.03.2003 N
167 "О порядке предоставления гарантий материального, медицинского
жилищного обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на
период их пребывания в Российской Федерации" утверждено Положение о
предоставлении гарантий материального, медицинского и жилищного
обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства на период их
пребывания в Российской Федерации (далее — Положение).
Согласно п. 3 Положения гарантиями материального, медицинского и
жилищного обеспечения иностранного гражданина на период его
пребывания в Российской Федерации являются гарантийные письма
приглашающей стороны о принятии на себя следующих обязательств:
а) предоставление приглашающей стороной денежных средств для
проживания иностранного гражданина на период его пребывания в
Российской Федерации в размере не ниже прожиточного минимума,
установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, а
также денежных средств, необходимых для выезда из Российской
Федерации иностранного гражданина по окончании срока его пребывания в
Российской Федерации;
б) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина,
прибывающего в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой
деятельности, заработной платой в размере не ниже минимального
размера оплаты труда, установленного федеральным законом;
в) обеспечение приглашающей стороной иностранного гражданина на
период его пребывания в Российской Федерации страховым медицинским
полисом, оформленным в установленном порядке, если иное не
предусмотрено международным договором Российской Федерации, или
предоставление иностранному гражданину при необходимости денежных
средств для получения им медицинской помощи;
г) жилищное обеспечение приглашающей стороной иностранного
гражданина на период его пребывания в Российской Федерации в
соответствии с социальной нормой площади жилья, установленной органом
государственной власти соответствующего субъекта Российской
Федерации.
Указанные затраты не подпадают под действие п. 4 ст. 255 НК РФ.
Вместе с тем в соответствии со ст. 131 Трудового кодекса Российской
Федерации коллективным договором или трудовым договором по
письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в
иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации
и международным договорам Российской Федерации. Доля заработной
платы, выплачиваемой в неденежной форме, не может превышать 20
процентов от начисленной месячной заработной платы.
Учитывая изложенное, расходы на оплату труда иностранных
сотрудников, перечисленные в вопросе, при условии их документального
подтверждения могут быть учтены для целей налогообложения прибыли на
общих основаниях в составе расходов на оплату труда в размере, не
превышающем 20 процентов от суммы заработной платы.
При квалификации начисляемых в пользу работника сумм в качестве
заработной платы следует исходить из того, что размер оплаты труда
считается установленным, если из условий трудового договора можно
достоверно определить, какая сумма заработной платы причитается
работнику за фактически выполненный объем работы. Другими словами,
размер оплаты считается установленным, если работник, не получив
причитающуюся по условиям трудового договора оплату труда в денежном
или натуральном выражении, может исходя из условий трудового договора
потребовать от работодателя оплатить за выполненный объем работ
конкретную сумму денежных средств.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 8 августа 2007 г. N 03-03-06/2/149
Вопрос: Что является моментом получения банком решения налогового
органа о приостановлении операций налогоплательщика-организации по
его счетам в банке, учитывая, что с момента времени, указанного в
уведомлении о вручении данного решения налогового органа банку, до
момента фактического вручения этого решения исполняющему должностному
лицу проходит время, необходимое для его доставки?
Ответ: В соответствии с п. 4 ст. 76 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс) решение о приостановлении операций
налогоплательщика-организации по его счетам в банке передается
налоговым органом в банк на бумажном носителе или в электронном виде.
Форма и порядок направления в банк решения налогового органа о
приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в
банке и решения об отмене приостановления операций по счетам
налогоплательщика-организации в банке на бумажном носителе
устанавливаются федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Согласно п. 7 ст. 76 Кодекса приостановление операций
налогоплательщика-организации по его счетам в банке действует с
момента получения банком решения налогового органа о приостановлении
таких операций и до отмены этого решения.
Дата и время получения банком решения налогового органа о
приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в
банке указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении
такого решения. При направлении в банк решения о приостановлении
операций по счетам налогоплательщика-организации в банке в
электронном виде дата и время его получения банком определяются в
порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации по
согласованию с федеральным органом исполнительной власти,
уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Порядок направления в банк решения налогового органа о
приостановлении операций по счетам налогоплательщика (плательщика
сборов) или налогового агента в банке и решения об отмене
приостановления операций по счетам налогоплательщика (плательщика
сборов) или налогового агента в банке на бумажном носителе (далее —
Порядок) утвержден Приказом ФНС России от 01.12.2006 N САЭ-3-19/824@.
Согласно п. 2 указанного Порядка моментом получения банком
решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика
(плательщиков сборов) или налогового агента в банке, принятого в
соответствии со ст. 76 Кодекса, является для решения, направленного в
банк заказным почтовым отправлением, — дата и время, указанные в
уведомлении о вручении; для решения, врученного под расписку
представителю банка, — дата и время, указанные в отметке о принятии
решения.
Банк не вправе самостоятельно определять момент приостановления
операций по счетам налогоплательщика в банке.
Таким образом, с момента получения банком решения о
приостановлении операций по счетам в банке, определяемого в
соответствии с Кодексом и названным Порядком, банк не вправе
осуществлять расходные операции по счетам налогоплательщика
(плательщика сборов) или налогового агента в банке, за исключением
платежей, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским
законодательством Российской Федерации предшествует исполнению
обязанности по уплате налогов и сборов, а также операций по списанию
денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов,
соответствующих пеней и штрафов и их перечислению в бюджетную систему
Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 августа 2007 г. N 03-02-07/1-365
Вопрос: С 01.01.2006 из числа документов, подтверждающих
правомерность применения ставки НДС 0% для организаций, оказывающих
услуги, связанные с транспортировкой экспортируемых товаров,
исключена таможенная декларация. В связи с этим налоговые органы
стали предъявлять требования о представлении документов,
подтверждающих право на применение ставки НДС 0% не в течение 180
дней, а до 20-го числа месяца, следующего за месяцем экспорта.
Положения Федерального закона от 17.05.2007 N 85-ФЗ,
предусматривающие порядок представления документов для указанных
организаций в срок не позднее 180 дней, вступают в силу с 01.01.2008,
но распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2007. Однако
налоговые органы продолжают начислять НДС на 20-е число месяца,
следующего за отчетным. Правомерно ли это?
Ответ: Согласно пп. 2 п. 1 ст. 164 гл. 21 "Налог на добавленную
стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс)
услуги по организации и сопровождению перевозок, перевозке или
транспортировке, организации, сопровождению, погрузке и перегрузке
товаров, вывозимых за пределы территории Российской Федерации,
оказываемые российскими организациями (за исключением перевозчиков на
железнодорожном транспорте), облагаются налогом на добавленную
стоимость по ставке в размере 0 процентов. При этом для обоснования
права на применение нулевой ставки налогоплательщики должны
представить в налоговые органы документы, предусмотренные п. 4 ст.
165 Кодекса.
С 1 января 2006 г. из перечня документов, подтверждающих
правомерность применения нулевой ставки налога на добавленную
стоимость при оказании указанных услуг, исключены таможенные
декларации, в которых указываются таможенные режимы (за исключением
услуг по транспортировке товаров трубопроводным транспортом или по
линиям электропередач).
В соответствии с п. 9 ст. 165 Кодекса 180-дневный срок для сбора
документов при применении нулевой ставки установлен для тех
налогоплательщиков, которые по прежнему представляют в налоговые
органы таможенные декларации с указанием таможенного режима, под
который помещены товары, вывозимые с территории Российской Федерации.
Исчисление данного срока начинается с даты помещения товаров под
соответствующий таможенный режим.
Момент определения налоговой базы определяется в соответствии с
положениями ст. 167 Кодекса. Так, по услугам, оказываемым российскими
налогоплательщиками, для которых 180-дневный срок для сбора
документов не предусмотрен, момент определения налоговой базы
определяется в соответствии с п. 1 ст. 167 Кодекса. Учитывая, что на
основании п. 9 ст. 154 Кодекса оплата (частичная оплата), полученная
от покупателей в счет предстоящего оказания таких услуг,
освобождается от налогообложения, момент определения налоговой базы у
организаций, оказывающих данные услуги, определяется как день
оказания услуг.
Федеральным законом от 17.05.2007 N 85-ФЗ "О внесении изменений в
главы 21, 26.1, 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2008 г., в п. 9
ст. 165 и п. 9 ст. 167 гл. 21 Кодекса внесены изменения,
предусматривающие введение 180-дневного срока для сбора документов
при применении нулевой ставки налога в отношении услуг по организации
и сопровождению перевозок, перевозке или транспортировке,
организации, сопровождению, погрузке и перегрузке товаров, вывозимых
за пределы территории Российской Федерации, оказываемых российскими
организациями, по которым таможенные декларации в налоговые органы
для обоснования правомерности применения нулевой ставки не
представляются. Исчисление данного срока начинается с даты отметки,
подтверждающей вывоз товаров с территории Российской Федерации,
проставленной пограничными таможенными органами на перевозочных
документах. При этом п. 2 ст. 3 вышеуказанного Федерального закона
установлено, что положения п. 9 ст. 165 и п. 9 ст. 167 Кодекса в
редакции данного Федерального закона распространяются на
правоотношения, возникшие с 1 января 2007 г.
В связи с тем что Федеральный закон вступает в силу с 1 января
2008 г., положения, предусматривающие применение 180-дневного срока
для сбора документов, обосновывающих правомерность применения нулевой
ставки налога, в отношении вышеперечисленных услуг, следует применять
начиная с 1 января 2008 г.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 августа 2007 г. N 03-07-08/225
Вопрос: Банк является выгодоприобретателем по застрахованному
имуществу, которое заемщик предоставил в качестве обеспечения
(залога) под сумму полученного банковского кредита. Предмет залога
был утрачен, и банк получил страховое возмещение. Вправе ли банк не
учитывать сумму страхового возмещения в составе доходов при
исчислении налога на прибыль?
Ответ: Как следует из вопроса, банк является выгодоприобретателем
по застрахованному имуществу, которое заемщик предоставил в качестве
обеспечения (залога) под сумму полученного банковского кредита.
Предмет залога был утрачен, и банк получил страховое возмещение.
В соответствии с п. 3 ст. 290 Налогового кодекса Российской
Федерации при определении налоговой базы по налогу на прибыль не
признаются доходами банка страховые выплаты, полученные по договорам
страхования на случай смерти или наступления инвалидности заемщика
банка, в пределах суммы задолженности заемщика по заемным (кредитным)
средствам и начисленным процентам, погашаемой (прощаемой) банком за
счет указанных страховых выплат.
В остальных случаях суммы страхового возмещения, полученные
банком как выгодоприобретателем по кредитному договору, подлежат
учету в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на
прибыль.
Таким образом, банк, получив от страховщика страховое возмещение,
учитывает сумму страхового возмещения как доход и после уплаты налога
на прибыль направляет оставшуюся сумму на погашение задолженности по
кредиту.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 1 августа 2007 г. N 03-03-06/2/144
Вопрос: Организация не подтвердила право на применение ставки НДС
0% по экспортным операциям в Республику Беларусь, в связи с чем была
вынуждена начислить НДС по ставке 18%. Данные суммы НДС покупателю не
предъявлялись. Вправе ли организация учесть эти суммы в составе
прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при
исчислении налога на прибыль в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 264 НК
РФ?
Ответ: Налогообложение налогом на добавленную стоимость
российских товаров, реализуемых с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь, осуществляется в соответствии с
нормами разд. II "Порядок применения косвенных налогов при экспорте
товаров" Положения о порядке взимания косвенных налогов и механизме
контроля за их уплатой при перемещении товаров между Российской
Федерацией и Республикой Беларусь, являющегося неотъемлемой частью
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Беларусь о принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг от 15
сентября 2004 г.
Налогообложение товаров, не происходящих с территории Российской
Федерации и реализуемых с территории Российской Федерации на
территорию Республики Беларусь, регламентируется нормами гл. 21
"Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской
Федерации (далее — Кодекс).
Согласно положениям вышеуказанных нормативных актов при
реализации как российских товаров, так и товаров, не происходящих с
территории Российской Федерации, вывезенных с территории Российской
Федерации на территорию Республики Беларусь, применяется нулевая
ставка налога на добавленную стоимость при представлении в налоговые
органы документов, обосновывающих правомерность применения ставки
налога в размере 0 процентов. Указанные документы представляются в
налоговые органы в течение 90 дней с момента отгрузки (передачи)
российских товаров или 180 дней с момента отгрузки (передачи)
товаров, не происходящих с территории Российской Федерации.
В случае неподтверждения правомерности применения нулевой ставки
налога на добавленную стоимость в установленные сроки налог подлежит
уплате в бюджет за тот налоговый период, на который приходится день
отгрузки (передачи) товаров. При этом налогоплательщик имеет право на
возврат уплаченных сумм налога в течение трех лет со дня
возникновения обязанности по уплате налога при представлении в
налоговые органы вышеуказанных документов в порядке, установленном
ст. ст. 171, 172 и 176 Кодекса.
Таким образом, сумма уплаченного НДС как возмещаемого налога не
может быть включена при определении налоговой базы по налогу на
прибыль в состав прочих расходов, связанных с производством и
реализацией, согласно пп. 19 п. 1 ст. 270 Кодекса. Иной порядок ст.
170 Кодекса не предусмотрен.
Уплаченная в бюджет сумма НДС относится на расходы организации,
не учитываемые в целях налогообложения прибыли.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 июля 2007 г. N 03-03-06/1/498
Вопрос: Иностранная организация имеет постоянное
представительство в РФ. Для выполнения контракта представительство
привлекло специалиста из другой иностранной организации, не
осуществляющей деятельности в РФ. Специалист работал на территории
иностранного государства, не въезжая в РФ. Подлежат ли услуги по
предоставлению персонала, оказываемые представительству, обложению
НДС?
Ответ: В соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — Кодекс) объектом налогообложения
налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации
товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях
применения налога на добавленную стоимость установлен ст. 148
Кодекса. Так, на основании положений данной статьи место реализации
услуг по предоставлению персонала, в случае если персонал работает не
в месте деятельности покупателя услуг, определяется по месту
осуществления деятельности организации, оказывающей услуги по
предоставлению персонала.
Таким образом, местом реализации указанных услуг, оказываемых
российскому налогоплательщику иностранной организацией, территория
Российской Федерации не признается и, соответственно, такие услуги не
подлежат налогообложению налогом на добавленную стоимость в
Российской Федерации.
Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 6 июля 2007 г. N 03-07-08/184

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26