Главная / Защита прав детей / Взносы родителей в благотворительный фонд школы

Взносы родителей в благотворительный фонд школы

Автор: И.А. Колодин, эксперт по бюджетному учету
Журнал «Учет в сфере образования» № 8, август 2014 г.

В период летних каникул многие общеобразовательные учреждения решают, можно ли привлечь дополнительные источники финансирования. Поговорим о юридических тонкостях создания фонда поддержки школы.

Формируем цели
Действующее законодательство позволяет оказывать образовательным учреждениям помощь, используя при этом средства, направленные на счета благотворительных организаций (фондов, созданных для помощи конкретной школе). Пунктом 1 статьи 4 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ установлен принцип добровольности пожертвований.

Благотворители в большинстве случаев это родители либо другие родственники учеников. Но, независимо от того к какой целевой аудитории обращается фонд, нужды класса или школы не могут быть целью благотворительности, на которые привлекаются пожертвования. Они должны выражаться в благотворительных проектах или программах. Например, сбор средств на проект «Здоровье и спорт» подразумевает ремонт спортивного зала, приобретение мячей, финансирование поездки на соревнования школьной футбольной команды.

Документальное подтверждение
Законодательство не регламентирует документооборот по благотворительной деятельности, поэтому фонд должен самостоятельно его продумать. Полный набор документов нужен для того, чтобы свести к минимуму претензии проверяющих органов.

Конечно, в первую очередь необходимы первичные документы, подтверждающие приход и расход денежных средств (квитанции, счета, счета-фактуры, накладные, платежные поручения). Также пригодятся:

благотворительные программы, утвержденные попечительским советом, где сформулированы цели, на которые привлекаются и расходуются пожертвования;

протоколы заседаний попечительского совета, касающиеся сбора и расходования пожертвований;

долгосрочные договоры о пожертвовании и другие документы, касающиеся благотворительной деятельности.

Лучшим вариантом работы с родителями и другими физлицами является договор открытой оферты.

Просьба о пожертвовании и реквизиты для перечисления денег могут быть вывешены в помещении школы (размещены на сайте фонда или в любом доступном для потенциальных благотворителей месте). В этом случае не нужен письменный договор с пожертвователем – физическим лицом, так как публичное предложение оказать пожертвование с указанием реквизитов снимает вопрос о том, почему оно было совершено. Ответ всегда будет определенный: родитель (коллектив родителей) увидел призыв и принял решение. При этом пожертвование от физического лица может быть и анонимным, не подтвержденным договором или соглашением. Никто не вправе запретить фонду:

принять данные виды пожертвований;

расходовать полученные деньги на благотворительные программы и проекты.

Но здесь есть один нюанс. Отчет об использовании таких средств вряд ли понадобится анониму, а вот прокуратуру заинтересовать может. Причем проверка будет производиться в отношении всех полученных фондом средств. Поэтому безопаснее анонимные пожертвования все же не привлекать.

Для целей налогообложения благотворительные пожертвования можно отнести к целевым поступлениям (п. 2 ст. 251 Налогового кодекса РФ) и не включать в налогооблагаемую прибыль.

Кто проверяет работу фонда
Помимо прокуратуры и налоговых органов контроль за благотворительной деятельностью осуществляет орган, принявший решение о государственной регистрации благотворительной организации, – Минюст России. Это определено пунктом 2 статьи 19 Федерального закона от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Поэтому в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным, фонды обязаны представить в Минюст России документы:

отчет о своей деятельности;

о персональном составе руководящих органов;

о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как правило, фонды имеют возможность упростить свою отчетность в Минюст России, поскольку большинство из них удовлетворяет следующим условиям:

учредителями (участниками, членами) фонда не являются иностранные граждане или организации либо лица без гражданства;

за прошедший отчетный год фонд не имел поступлений от международных или иностранных организаций, иностранцев, лиц без гражданства;

годовой оборот денежных средств, иного имущества не превысил 3 млн руб.

Тогда фонду достаточно разместить или заполнить непосредственно на портале Минюста России заявление с информацией о продолжении своей деятельности в следующем году. Также фонды подают в территориальные органы Минюста России в срок до 31 марта следующего года отчет, который содержит сведения:

о финансово-хозяйственной деятельности;

о персональном составе высшего органа управления;

о составе и содержании благотворительных программ фонда (перечень и описание указанных программ);

о содержании и результатах деятельности фонда;

о нарушениях, выявленных в результате проверок, проведенных налоговыми органами, и принятых мерах по их устранению.

Кроме того, фонды обязаны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества (п. 2. ст. 7 Закона № 7-ФЗ). Каким образом осуществляется публикация, законодательство не поясняет, поэтому его можно разместить на сайте фонда.

Важно запомнить

Фонд школы должен иметь документы, из которых ясно, на что и куда тратятся благотворительные деньги.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26