Отличительные чертыИз текста документа следует, что упрощенное производство представляет собой специальный порядок рассмотрения административных дел без проведения судебного заседания и ведения протокола, который, в отличие от приказного производства, не предполагает наличие спора.При этом упрощенной порядок не может быть применен при рассмотрении административных дел судами апелляционной и кассационной инстанций.

Высшая инстанция напоминает, что административное дело может быть рассмотрено судом первой инстанции в порядке упрощенного (письменного) производства как в случаях, когда имеются соответствующие ходатайства от лиц, участвующих в деле, так и в отсутствие прямого согласия сторон.

Предельная сумма задолженности

Например, в упрощенном порядке могут быть рассмотрены административные иски, в которых общая сумма задолженности по обязательным платежам и санкциям не превышает двадцати тысяч рублей.

«Для рассмотрения в порядке упрощенного (письменного) производства административного иска о взыскании обязательных платежей и санкций на сумму, не превышающую двадцати тысяч рублей, не являются безусловными препятствиями такие обстоятельства, как пропуск срока обращения в суд с административным иском при наличии заявления о восстановлении данного срока, представление административным ответчиком возражений относительно рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства», — отмечает ВС.

Вместе с тем пленум уточняет, что, если в представленных возражениях содержатся сведения об иных обстоятельствах, препятствующих рассмотрению дела в упрощенном порядке, то в таком случае суд переходит к рассмотрению дела по общим правилам административного судопроизводства (например, в случаях, когда возникает необходимость в допросе свидетеля, или доказательством по делу являются документы, содержащие сведения, составляющие государственную тайну).

Неявка сторон

Ещё одним условием для рассмотрения дела в упрощенном порядке является неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле. При этом стороны должны быть надлежащим образом извещены о времени и месте судебного заседания, а их участие в нем не является обязательным в силу закона.

«В связи с этим в определении, направляемом лицам, участвующим в деле, и их представителям вместе с извещением о времени и месте судебного заседания, следует предварительно разъяснять возможность рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства в случае неявки названных лиц в судебное заседание по административному делу (часть 2 статьи 14 КАС РФ)», — разъясняет ВС.

Кроме того, высшая инстанция указывает, что в данном случае рассматриваемое административное дело не должно относиться к категориям дел, не подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, а стороны не заявили ходатайства об отложении судебного разбирательства по уважительным причинам.

Отмена решения

Пленум также затрагивает процедуру отмены решений, принятых в порядке упрощенного производства. В частности, суд, вынесший такой акт, вправе его отменить лишь в случаях, если поступившие после принятия решения возражения подтверждают наличие соответствующих оснований для рассмотрения дела по общим правилам административного судопроизводства, либо они поданы лицом, не привлеченным к участию в административном деле, о правах и об обязанностях которого принято решение.

Ещё одним основанием для отмены решения является поступление новых доказательств, признанных судом имеющими существенное значение для рассмотрения и разрешения административного дела.

«Определение суда об отмене решения, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела или об отказе в этом не подлежит обжалованию отдельно от обжалования судебного акта, которым заканчивается рассмотрение административного дела (статья 202 КАС РФ)», — поясняет ВС.

Обращайтесь за консультациями по тел: +7 (495) 258 0038