Главная / Практика / Вкратце о регистрации ЗАО и ОАО

Вкратце о регистрации ЗАО и ОАО

Общие положения
Учредители (Акционеры) Общества
Наименование Общества
Юридический адрес или место нахождения Общества
Формирование Уставного капитала
Подготовка учредительных документов Общества
Учредительное собрание
Регистрация ЗАО, ОАО
Изготовление печати
Открытие расчетного счета
Регистрация выпуска акций
Законодательные и нормативные акты
Государственная регистрация ЗАО, ОАО производится Федеральной налоговой службой РФ на основании и и в соответствии с Федеральным Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее — Закон), вступившим в силу с 01 июля 2002г.
Общие положения
Акционерным обществом признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное общество, уставный капитал которого разделен на акций определенной номинальной стоимостью. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество, участники которого могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Такое акционерное общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу на условиях, устанавливаемых законом и иными правовыми актами. Открытое акционерное общество обязано ежегодно публиковать для всеобщего сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках.
Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом. Такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Акционеры закрытого акционерного общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами этого общества.
Правовое положение акционерных обществ, права и обязанности его акционеров, порядок создания, реорганизации и ликвидации общества определяются Федеральным законом "Об акционерных обществах" №208-ФЗ от 26.12.95г. (с изменениями от 13 июня 1996 г., 24 мая 1999 г., 7 августа 2001 г., 21 марта, 31 октября 2002 г., 27 февраля 2003 г., 24 февраля, 6 апреля, 2, 29 декабря 2004 г., 27, 31 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.). Особенности правового положения, порядка создания, реорганизации и ликвидации акционерных обществ в сферах банковской, страховой и инвестиционной деятельности, а также в области производства сельскохозяйственной продукции определяются соответствующими федеральными законами.
Учредители (Акционеры) Акционерного общества
Учредителями (Акционерами) Акционерного общества могут быть юридические лица и граждане Российской Федерации, иностранные физические и юридические лица. Регистрация Общества с иностранными учредителями .
Не могут выступать Учредителями (Акционерами) Общества государственные служащие, военнослужащие, а также государственные органы и органы местного самоуправления. Общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным акционером. Общество может впоследствии стать Обществом с одним акционером. Общество не может иметь в качестве единственного акционера другое хозяйственное общество (ООО, ОДО, АО), состоящее из одного лица.
Число Учредителей (Акционеров) Открытого акционерного общества не ограничено, число Учредителей (акционеров) Закрытого акционерного общества не должно превышать пятидесяти. Если указанный предел будет превышен, Общество обязано в течение года преобразоваться в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования и несокращении числа участников в указанный срок общество подлежит ликвидации в судебном порядке на основании пункта 2 статьи 61 и статьи 88 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Наименование Общества
Акционерное общество выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации АО.
Фирменное наименование акционерного общества должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Акционерное общество должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Акционерное общество вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
Фирменное наименование акционерного общества на русском языке и языках народов Российской Федерации может содержать иноязычные заимствования в русской транскрипции или соответственно в транскрипциях языков народов Российской Федерации, за исключением терминов и аббревиатур, отражающих организационно-правовую форму юридического лица.
В фирменное наименование АО не могут включаться:
1) полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
2) полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;
3) полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
4) полные или сокращенные наименования общественных объединений;
5) обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Включение в фирменное наименование акционерного общества официального наименования Российской Федерации, а также слов, производных от этого наименования, допускается по разрешению Правительства Российской Федерации, если более семидесяти пяти процентов акций акционерного общества принадлежит Российской Федерации. Такое разрешение выдается без указания срока его действия и может быть отозвано в случае отпадения обстоятельств, в силу которых оно было выдано.
Если фирменное наименование акционерного общества не соответствует указанным требованиям, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе предъявить такому АО иск о понуждении к изменению фирменного наименования.
Не допускается использование акционерным обществом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого АО или сходного с ним до степени смешения, если указанные АО осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго АО было включено в единый государственный реестр юридических лиц ранее, чем фирменное наименование первого АО.
Акционерное общество, нарушившее указанное правило, обязано по требованию правообладателя прекратить использование фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию правообладателя или сходного с ним до степени смешения, в отношении видов деятельности, аналогичных видам деятельности, осуществляемым правообладателем, и возместить правообладателю причиненные убытки.
Юридический адрес или место нахождения Общества
В соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации и ФЗ «Об акционерных обществах» место нахождения акционерного общества определяется местом его государственной регистрации. Государственная регистрация АО осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа (Генерального директора), т.е. по фактическому адресу нахождения АО. На государственную регистрацию АО не требуется предоставлять какие-либо документы, подтверждающие договоренности учредителей АО и арендодателя помещения, указанного в качестве адреса места нахождения АО. Но после государственной регистрации и изготовлении печати заключить договор аренды (или субаренды) по этому адресу просто необходимо, хотя бы потому, что при открытии расчетного счета банки запрашивают документы, подтверждающие фактическое нахождение организации.
Несмотря на все требования законодательства практика регистрации по фиктивным (юридическим) адресам осталась. Что такое «юридический» адрес? Это пакет документов, который включает в себя договор аренды или субаренды (в худшем случае это договор совместной деятельности или договор оказания офисных услуг) и правоустанавливающие документы арендодателя (копия свидетельства о праве собственности или договора аренды).
Можно выделить несколько минусов покупки юридического адреса:
• Адреса, которые продаются на рынке регистрационных услуг, или уже являются массовыми, или скоро будут таковыми. Массовый адрес является одним из признаков фирмы-однодневки. Регистрируя фирму по такому адресу, Вы сразу попадает в разряд фирмы-однодневки.
• Отсутствие или плохое почтовое обслуживание по этому адресу. В случае возврата с такого адреса письма из налоговой инспекции, возникают проблемы: от блокирования расчетного счета до штрафа в размере 5000 рублей.
• Так как договор по юридическому адресу заключается на определенный срок (от шести до одиннадцати месяцев), не всегда удается продлить юридический адрес на новый срок, из чего следует необходимость перерегистрации и покупки другого адреса.
Если у Вас нет возможности регистрироваться по своему фактическому адресу, можно зарегистрироваться по домашнему адресу одного из учредителей (если учредители-москвичи).
Формирование Уставного капитала
Учредители акционерного общества обязаны сформировать Уставный капитал Общества, который определяет минимальный размер имущества организации, гарантирующего интересы его кредиторов. Минимальный размер уставного капитала ОАО — 100 000 рублей, ЗАО — 10 000 рублей. Размер Уставного капитала Общества и номинальная стоимость акций Общества определяются в рублях.
Уставный капитал Общества состоит из акций определенной номинальной стоимости. В качестве оплаты акций могут быть внесены денежные средства, имущество, неимущественные права, имеющие денежную оценку. Каким образом будут оплачиваться акции должно быть определено в договоре о создании.
В соответствии с изменениями, внесенными в Федеральный закон "Об акционерных обществах" от 07 августа 2001г. первые 50% Уставного капитала учредители могут оплатить в течение трех месяцев с момента государственной регистрации Общества, оставшиеся 50%, как и прежде, в течение года (исключение в случае формирования Уставного капитала имуществом). Но при этом необходимо помнить о том, что в соответствии с теми же изменениями Общество не имеет право совершать сделки, не связанные с учреждением Общества, до оплаты первой половины Уставного капитала.
Если в Уставный капитал вносятся неденежные вклады (имущества, права, ценные бумаги и т.д.), то в любом случае (вне зависимости от размера вклада) необходимо произвести оценку таких вкладов у оценщика, имеющего соответствующую лицензию.
Подготовка учредительных документов
Учредительным документом акционерных обществ является Устав. Договор о создании, заключаемый учредителями Общества, действует с момента заключения до даты государственной регистрации и учредительным документом не является.
Требования к содержанию Устава и Договора о создании Общества определяются Федеральным Законом "Об акционерных обществах", а именно статьей 11. В Договоре о создании учредители Общества обязуются создать общество и определяют порядок совместной деятельности по его созданию, в том числе порядок оплаты акций.
Устав Общества должен содержать следующие сведения:
полное и сокращенное фирменные наименования общества;
место нахождения общества;
тип общества (открытое или закрытое);
количество, номинальную стоимость, категории (обыкновенные, привилегированные) акций и типы привилегированных акций, размещаемых обществом;
права акционеров — владельцев акций каждой категории (типа);
размер уставного капитала общества;
структуру и компетенцию органов управления общества и порядок принятия ими решений;
порядок подготовки и проведения общего собрания акционеров, в том числе перечень вопросов, решение по которым
принимается органами управления общества квалифицированным большинством голосов или единогласно;
сведения о филиалах и представительствах общества;
Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие Федеральному закону "Об акционерных обществах" и иным федеральным законам.
В Интернете, Консультанте и других базах можно найти много шаблонов учредительных документов, но использовать их нужно осторожно, ведь за соответствие учредительных документов действующему законодательству несет ответственность заявитель, как правило, Директор или учредитель (ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Поэтому подготовку учредительных документов Общества лучше предоставить юристу. Кроме того, только квалифицированный специалист может подготовить индивидуальный Устав, который возможно поможет (а может быть и спасет) в сложных ситуациях в дальнейшем.
Учредительное собрание
Повестка дня Учредительного собрания (собрания Учредителей) должна содержать следующие вопросы:
создание Акционерного общества и определение его место нахождения;
определение размера Уставного капитала, количества и номинальной стоимости акций;
заключение Договора о создании и утверждение Устава Общества;
избрание (назначение) исполнительных органов общества;
утверждение эскиза печати и возложение ответственности за внесение оттиска печати в городской реестр печатей (как правило, на Генерального директора).
Все решения по повестке дня Учредительного собрания принимаются единогласно.
Решения, принятые Учредительным собранием, оформляются протоколом, который в последствии представляется вместе с учредительными документами в регистрирующие органы. В случае единственного учредителя решение учредителя о создании заменяет протокол Учредительного собрания.
Регистрация ЗАО, ОАО
Государственная регистрация ЗАО, ОАО осуществляется Инспекцией Федеральной налоговой службы в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". В Москве государственная регистрация ЗАО, ОАО осуществляется Межрайонной инспекцией ФНС России №46 по г.Москве.
За регистрацию ЗАО, ОАО взимается государственная пошлина в размере 2000 руб., которая уплачивается на реквизиты Инспекции ФНС России №46 г.Москве. Реквизиты для уплаты госпошлины
Оплата может производится наличными через отделения Сбербанка РФ или платежными поручениями со счета учредителя — юридического лица.
Документы, предоставляемые на регистрацию ЗАО, ОАО:
Заявление о государственной регистрации;
Устав — 1 оригинал и 1 копия;
Договор о создании — 1 оригинал;
Протокол (решение) о создании организации — 1 экз.;
Документ об оплате государственной пошлины за регистрацию (квитанция или платежное поручение) — оригинал;
Запрос на получение копии устава — 1 экз.;
Документ об оплате пошлины за выдачу копии устава (квитанция или платежное поручение) — оригинал.
Если регистрируемое Общество планирует применять упрощенную систему налогообложения, требуется приложить 2 экз. заявления на право применять упрощенную систему налогообложения. Подробнее об упрощенной системе налогообложения для организаций
Заявление на регистрацию ЗАО, ОАО составляется и подписывается уполномоченным лицом (заявителем). Заявителем может выступать:
Учредитель- физическое лицо;
Руководитель учредителя — юридического лица.
Подпись заявителя на заявлении должна быть заверена у нотариуса. Ответственность за достоверность и правильность сведений, указанных в заявлении, а также за соответствие учредительных документов действующему законодательству, несет заявитель. Ответственность выражается в штрафе размером 5000 рублей.
Документы на регистрацию принимаются лично от заявителя. Получить зарегистрированные документы и свидетельство о регистрации может любое лицо по доверенности, выданной заявителем. В случае если заявитель не может подать документы на регистрацию лично, пакет документов может подать любое лицо по доверенности, но в этом случае зарегистрированные документы и свидетельство о регистрации будут отправлены почтой на адрес места нахождения регистрируемой организации (юридический адрес). Срок регистрации в соответствии с ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей " составляет 5 рабочих дней, на практике с недавнего времени — 7 рабочих дней. Срок получения документов указывается на расписке, выдаваемой при подаче документов на регистрацию.
В соответствии с Федеральным Законом "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" отказ в государственной регистрации допускается только в случае:
представления на регистрацию неполного комплекта документов;
представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган.
Но несмотря на это, МИФНС №46 может выдать отказ в регистрации по следующим основаниям:
в случае нарушения требований ГК РФ к фирменному наименованию общества;
отсутствие дат на учредительных документах (в этом случае налоговики считают, что данный документ не предоставлен);
отсутствие подписи заявителя на заявлении или на приложении к заявлению (также считается, что данный документ не предоставлен);
в случае подделки платежного документа, подтверждающего уплату госпошлины;
в случае указание недействительных паспортных данных учредителей и директора по результатам проверки паспортных данных.
Кроме того, налоговики проводят проверку предоставленных на регистрацию учредительных документов на соответствие действующему законодательству. При обнаружении грубой ошибки выдается отказ.
При регистрации ЗАО, ОАО в назначенный день МИФНС №46 выдает следующие документы:
свидетельство о государственной регистрации,
копию устава ,
свидетельство о постановке на налоговый учет,
информационное письмо об учете в ЕГРПО,
выписку из Единого государственного реестра юридических лиц.
Изготовление печати
В г. Москве печать можно изготовить простую (без регистрации в реестре печатей) или реестровую (с регистрацией в реестре печатей). Реестровая печать обходиться дороже, поскольку при регистрации печати необходимо оплатить пошлину. Регистрация печати в реестре печатей носит добровольный характер.
Открытие расчетного счета в банке
Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации. Общество не ограничено в количестве открываемых счетов (по крайней мере на территории РФ).
Примерный комплект документов для открытия расчетного счета в банке (требуется уточнить в банке):
Нотариально заверенная карточка с образцами подписей и оттиска печати (некоторые банки требуют 2 карточки);
Заполненный и подписанный банковский комплект (договоры на расчетно-кассовое обслуживание, заявление на открытие счета и др.);
Устав, Договор о создании — нотариальные копии;
Свидетельство о регистрации — нотариальная копия;
Свидетельство о постановке на налоговый учет — копия нотариальная;
Информационное письмо об учете в ЕГРПО — копия нотариальная;
Протокол (решение) о создании (копия, заверенная печатью Общества и подписью Генерального директора);
Протокол (решение) о назначении Генерального директора (Директора) (копия, заверенная печатью Общества и подписью Генерального директора);
Приказы о назначении главного бухгалтера и других лиц, имеющих право подписи на банковских документах. Если бухгалтера нет, то приказ о возложении обязанностей по ведению бухгалтерского учета на Генерального директора (Директора) (копия, заверенная печатью Общества и подписью Генерального директора);
Договор аренды и правоустанавливающий документ арендодателя.
В течение 7 дней с момента открытия счета в банке необходимо сообщить об этом в налоговую инспекцию, заполнив соответствующий бланк. Налоговый Кодекс предусматривает штраф в размере 5000 руб. за нарушение этого срока.
После получения сообщения налогоплательщика и банка об открытии счета налоговая инспекция выдает (или отправляет по почте) информационное письмо в банк.
Регистрация выпуска акций
Заключительным этапом регистрации ЗАО, ОАО является регистрация выпуска акций, распределяемых между учредителями Общества. Документы на регистрацию первого выпуска акций должны быть представлены не позднее одного месяца с даты государственной регистрации акционерного общества.
Регистрация акций, размещаемых при учреждении акционерного общества, производится в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденными приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25 января 2007 г. N 07-4/пз-н (в ред. Приказов ФСФР РФ от 05.04.2007 N 07-41/пз-н, от 12.07.2007 N 07-76/пз-н)
Для начала требуется подготовить решение о выпуске ценных бумаг и отчет об итогах выпуска, которые должны соответствовать формату, установленному Стандартами.
При составлении решения о выпуске ценных бумаг и отчета об итогах выпуска следует иметь ввиду следующее:
Решение о выпуске акций также как утверждается советом директоров (наблюдательным советом) Общества. Если в Обществе количество акционеров — владельцев голосующих акций менее пятидесяти и Совет директоров не избран, решение и отчет могут утверждаться общим собранием акционеров в случае, если уставом этого общества предусмотрено, что функции совета директоров (наблюдательного совета) может осуществлять общее собрание акционеров.
Отчет об итогах выпуска утверждается единоличным исполнительным органом или иным органом (Советом директоров к примеру), если это закреплено в уставе.
Решение о выпуске акций утверждается на основании и в соответствии с договором о создании (решением об учреждении) общества.
Дата размещения акций при учреждении есть дата государственной регистрации акционерного общества.
Описание в решении о выпуске акций прав, предоставляемых по каждой акции, должно соответствовать уставу общества.
Решение о выпуске акций сшивается, подписывается лицом, осуществляющим функции (занимающим должность) единоличного исполнительного органа, скрепляется печатью общества, его страницы нумеруются.
Отчет об итогах выпуска акций прошивается, подписывается лицом, осуществляющим функции (занимающим должность) единоличного исполнительного органа общества, и главным бухгалтером, скрепляется печатью эмитента; его страницы нумеруются.
Если количество учредителей ОАО превышает 500, то государственная регистрация такого выпуска должна сопровождаться регистрацией проспекта эмиссии, форма которого также строго установлена Стандартами.
На государственную регистрацию выпуска акций размещаемых при учреждении Общества представляются следующие документы:
заявления на государственную регистрацию выпуска и отчета об итогах выпуска акций- 1 экз.;
анкета эмитента — 1 экз.;
свидетельства о государственной регистрации (копия, заверенная нотариусом) — 1 экз.;
устав общества (копия, заверенная нотариусом или печатью и подписью Генерального директора) — 1 экз.;
договор о создании (копия, заверенная нотариусом или печатью и подписью Генерального директора) — 1 экз.;
решение о выпуске акций — 3 экз.;
отчет об итогах выпуска акций — 3 экз.;
протокол собрания учредителей, на котором принято решение об учреждении общества (копия, заверенная печатью и подписью Генерального директора) — 1 экз.;
протокол (выписка из протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа общества, на котором принято решение об утверждении решения выпуске акций — 1 экз.;
приказ единоличного исполнительного органа или иного органа Общества, принявшего решение об утверждении отчета об итогах выпуска ценных бумаг — 1 экз.;
договор о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг, заключенного обществом с регистратором, или документ, подтверждающий обстоятельства, освобождающие общество от заключения такого договора (копия, заверенная печатью и подписью Генерального директора) — 1 экз.;
в случае государственной регистрации выпуска акций, размещаемых при учреждении общества, создаваемого на базе имущества должника, в регистрирующий орган представляются: два экземпляра копии плана внешнего управления, предусматривающего создание общества; два экземпляра копии протокола собрания кредиторов, на котором утвержден план внешнего управления.
в случаях, когда в соответствии с настоящими Стандартами государственная регистрация выпуска акций должна сопровождаться регистрацией их проспекта эмиссии, в регистрирующий орган представляются: три экземпляра проспекта эмиссии акций; два экземпляра копии протокола (выписки из протокола) собрания (заседания) уполномоченного органа общества, на котором принято решение об утверждении проспекта эмиссии акций.
в случае, если законодательством Российской Федерации установлена необходимость получения разрешения уполномоченного органа исполнительной власти на осуществление выпуска ценных бумаг, в регистрирующий орган представляются два экземпляра документа, подтверждающего получение обществом указанного разрешения.
в случае размещения документарных акций к решению о выпуске, а в случае, если государственная регистрация выпуска акций сопровождается регистрацией проспекта эмиссии, — также к проспекту эмиссии подшивается образец (описание) сертификата акции. Образец (описание) сертификата должен содержать все реквизиты, предусмотренные Федеральным законом от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг";
в случае, если в оплату акций, размещенных при учреждении общества, внесены неденежные средства, в регистрирующий орган представляются два экземпляра копии отчета независимого оценщика о рыночной стоимости такого имущества;
Свидетельство о постановке на налоговый учет (копия нотариальная) — 1 экз.;
Информационное письмо об учете в Статрегистре (копия нотариальная) — 1 экз.;
Справка эмитента о формировании уставного капитала — 1 экз.
Бухгалтерская отчетность эмитента (форма 1-5) за последний отчетный период и предыдущий финансовый год — копии, заверенные эмитентом, в 1 экз.;
Документ, подтверждающий оплату государственной пошлины за рассмотрение заявления о регистрации выпуска акций в размере 1000 рублей — 1 экз. (оригинал);
Документ, подтверждающий оплату госпошлины за регистрацию выпуска акций в размере 10 000 рублей оплачивается — 1 экз. (оригинал);
опись представленных документов — 1 экз;
скоросшиватель "дело" — 1 экз.;
файлы — 2 экз.;
1 магнитный носитель (дискеты) с текстами решения о выпуске ценных бумаг, отчета об итогах выпуска, анкеты эмитента.
Требования к предоставляемым документам:
Верность копий документов, представляемых в соответствии с настоящим разделом Стандартов в регистрирующий орган на бумажных носителях, должна быть подтверждена печатью общества и подписью уполномоченного им лица, либо засвидетельствована в установленном порядке.
Все документы на бумажных носителях, насчитывающие более одного листа текста, должны быть пронумерованы, прошиты, скреплены печатью общества на прошивке и заверены подписью уполномоченного лица общества, если иная форма заверения не установлена настоящими Стандартами.
Для акционерных обществ, вносивших изменения в учредительные документы, но не регистрировавших свои выпуски ценных бумаг: при подаче документов на регистрацию первого выпуска акций необходимо представить все учредительные документы и изменения к учредительным документам за весь период существования акционерного общества, а также протоколы общих собраний акционеров о внесении изменений в учредительные документы.
Если Уставный капитал акционерного Общества менее 500 млн. рублей, а также само Общество не является кредитной организацией и зарегистрировано в г.Москве, то регистрирующим органом является Региональное отделение ФСФР России в Центральном федеральном округе.
Комплект документов на регистрацию необходимо опустить в ящик с пометкой "Регистрация" на первом этаже РО ФСФР в Центральном федеральном округе.
Регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска акций и регистрацию отчета об итогах выпуска акций или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций не позднее 30 дней с даты представления всех документов и магнитного носителя.
По истечении указанного срока о результатах рассмотрения документов можно узнать по телефону 238-1859 (понедельник — четверг: 9-00 — 11-00 и 17-00 — 18-00; пятница: 9-00 — 11-00 и 16-00 — 16-45). Как правило, отрицательный ответ (возврат или отказ) высылается почтой по адресу, указанному в документах.
Выдача зарегистрированных документов в Региональном отделении ФСФР России по Центральному Федеральному округу производится в ком. 121 (14-00 — 17-00, в пятницу до 16-00).
Решение об отказе в государственной регистрации выпуска акций и регистрации отчета об итогах выпуска акций может быть принято регистрирующим органом исключительно по одному из следующих оснований:
Несоответствие положений представленных документов и состава содержащихся в них сведений требованиям Федерального закона от 22.04.96 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Нарушение обществом требований федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, содержащих нормы гражданского права, регулирующие эмиссию ценных бумаг, а также настоящих Стандартов, в том числе наличие в представленных документах данных, позволяющих сделать вывод о противоречии условий эмиссии и обращения ценных бумаг законодательству Российской Федерации и несоответствии условий выпуска ценных бумаг законодательству Российской Федерации о ценных бумагах.
Наличие в представленных документах ложных сведений либо сведений, не соответствующих действительности (недостоверных сведений).
В случае представления не всех документов и магнитного носителя в соответствии со Стандартами, а также в случае наличия иных оснований для отказа в государственной регистрации выпуска акций регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска акций, предоставить возможность обществу исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган возвращает такие документы обществу с указанием допущенных нарушений (как правило, почтой).
Если Общество не подало комплект документов на регистрацию акций, размещенных при учреждении, то на должностных лиц и на само Общество может быть возложена административная ответственность в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 19.7), которая выражается наложении административного штрафа на должностных лиц — от 3 до 5 МРОТ, на юридическое лицо — от 30 до 50 МРОТ.
Вы можете получить бесплатную консультацию по любым вопросам регистрации ЗАО, ОАО, обратившись в наше АГЕНТСТВО (ЗАО "Столичный Стандарт") по телефону 781-3423, 798-5065, написав на ящик info@st-standart.ru или подъехав в офис: г.Москва, ул. Профсоюзная, д.3, оф.404, проезд ст.м. "Академическая".
Законодательные и нормативные акты:
Гражданский кодекс (часть первая)
Налоговый кодекс (часть первая)
Федеральный закон "Об акционерных обществах"
Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателях"
Распоряжение Мэра г.Москвы от 17 апреля 1998г. № 392-РМ "Об использовании изображения герба города Москвы, наименований "Правительство Москвы", "Мэрия Москвы", "Москва" на бланках документов, печатях, штампах, удостоверениях и вывесках органов исполнительной власти города и организаций городского подчинения"
Постановление Правительства РФ "Об использовании в названиях организаций наименований "Россия", "Российская Федерация", № 1463 от 07.12.96г.
Закон г. Москвы от 11 июня 2003 г. N 40
"О государственной и муниципальной символике в городе Москве"
Распоряжение Мэра г.Москвы "Об использовании московской городской символики в наименованиях и реквизитах юридических лиц", № 925-РМ от 26.11.97г.
Распоряжение Мэра "О создании в Московской регистрационной палате городского реестра печатей", от 25 августа 1998г.; № 843-РМ
ПРИКАЗ МРП от 20 января 1999 г. N 17 с Инструкцией для филиалов МРП о порядке утверждения эскизов печатей и штампов
Приказ МНС "Об утверждении порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при учете в налоговом органе юридических и физических лиц", от 27.11.98г. № ГБ-3-12/309 (в ред. Приказа МНС РФ от 24.12.1999 N АП-3-12/412)
Федеральный Закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" № 167-ФЗ от 15.12.01г. с изменениями от 29.05.02г.
Порядок регистрации страхователей в исполнительных органах фонда социального страхования РФ (Постановление Фонда социального страхования РФ от 4 декабря 2000 г. N 119 с изменениями от 23 февраля 2001 г.)
Положение о фирме
Федеральный закон "О рынке ценных бумаг"
Стандарты эмиссии
Распоряжение ФКЦБ РФ № 268-р от 28.05.97г. "Об утверждении перечня регистрирующих органов, осуществляющих государственную регистрацию выпусков ценных бумаг на территории Российской Федерации
—————————————————————————————-
Возможные способы ликвидации предприятия, которые могут быть использованы на территории Российской Федерации:
Альтернативные способы ликвидации предприятия:
— смена директора и учредителя предприятия
Достоинство данного способа состоит в том, что с момента подписания Решения (Протокола) о переизбрании руководителя, обязанность по сдаче отчетности и уведомлении регистрирующего органа об изменениях переходит на нового руководителя.
Процедура регистрации изменения руководителя и учредителя предприятия занимает 10-14 рабочих дней. Ведь именно это вы и хотели — как можно скорее сбросить с плеч бремя ненужных проблем и избавиться от лишней головной боли общения с налоговой инспекцией, внебюджетными фондами.
После внесения изменений в регистрирующем органе, вы получаете на руки решение о переизбрании руководителя предприятия, договор уступки доли, выписку из реестра юридических лиц и акт приема-передачи документов предприятия.
Реорганизация в форме слияния/присоединения
Следующий альтернативный способ ликвидации предприятия — это реорганизация в форме слияния/присоединения, длящийся в среднем 1,5-2 месяца.
Распространено мнение, что данный способ является одним из более надежных и безопасных, чем рассмотренный нами выше. Попробуем разобраться так ли это и чем хорош данный способ при закрытии предприятия.
В заблуждение клиентов, обращающихся к нам с таким пожеланием, вводит то, что предприятие будет ликвидировано окончательно в результате этой процедуры. Но они совсем упускают из виду, что реорганизация в форме слияния/присоединения, подразумевает передачу прав и обязанностей вновь создаваемому юридическому лицу, учредителями которого выступают участники реорганизуемых предприятий (ст.52 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», ст.15 ФЗ «Об акционерных обществах»).
В связи с этим, мы рекомендуем либо сначала провести продажу долей и смену генерального директора в реорганизуемом предприятии, а затем уже начать саму реорганизацию, либо продлить процесс закрытия организации путем перевода вновь созданной организации в другой город и вывода вас как участника из состава учредителей новой организации. На самом деле, вывод участника довольно простая процедура и заключается она только лишь в том, что участник пишет заявление на имя исполнительного органа (в 99 процентах случаях это директор/генеральный директор), где указывает, что он намерен выйти из Общества. После вашего выхода вы не имеете никакого отношения ни к вашей «старой» ни к «новой» фирме.
Если вы выбираете первый вариант, то процесс реорганизации будет проходить в два этапа:
Первый этап – смена учредителей и директора (при желании также можно сменить юридический адрес). Завершением первого этапа будет выдача комплекта документов:
• протокол (решение) общего собрания участников о смене руководителя;
• договоры купли-продажи долей (акций);
• акт приема передачи документов от старого руководителя новому руководителю (при желании клиента, подпись нового руководителя можно заверить нотариально).
• выписка из ЕРГЮЛ, в которой в качестве участников и директора будут указаны новые лица.
Второй этап – слияние. При проведении данного этапа также размещается сообщение о ликвидации юридического лица, в котором содержится порядок и сроки заявления требований его кредиторами (обычно этот срок составляет 1 месяц с момента публикации в органах печати). Происходит выявление кредиторов, их уведомление. А также получение дебиторской задолженности. После того, как срок публикации прошел, и кредиторы уведомлены, участниками подписывается договор о слиянии/присоединении, который затем подается в ИФНС № 46 по г. Москва для регистрации. Срок регистрации -5 рабочих дней с момента подачи.
При завершении второго этапа будут выданы следующие документы:
• свидетельство о прекращении деятельности Вашей организации;
• договор о слиянии/присоединении;
• копии учредительных документов вновь созданной организации;
Немаловажен также вопрос о правопреемственности долгов, если такие имеются, и прочих существенных на наш взгляд моментах, в которых стоит разобраться перед принятием решения о применении данной процедуры.
При этом виде ликвидации Вы должны предоставить нам следующие оригиналы документов:
• устав;
• учредительный договор;
• протокол о создании;
• свидетельство ОГРН;
• свидетельство ИНН;
• копию или оригинал баланса (с отметкой из ИФНС или же приколотым уведомлением), а также копию или оригинал акта-приема передачи за последний отчетный период. Данные документы необходимы для составления бухгалтерского передаточного акта,
• выписку из ЕГРЮЛ (выписка должна быть выдана не позднее, чем за месяц до момента обращения к нашим специалистам). В случае отсутствия данного документа, мы можем сами получить данную выписку,
• справку из ПФР об отсутствии задолженности по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и предоставлении данных индивидуального (персонифицированного) учета на застрахованных лиц. В случае невозможности получения данной справки вашими специалистами, мы можем Вам помочь в ее получении. Стоимость наших услуг будет зависеть от того, сдавалась ли годовая отчетность в ПФР и если да, то за какой период.
Добровольная ликвидация предприятия
Добровольная ликвидация предприятий проводится в следующем порядке:
Принятие общим собранием учредителей решения о ликвидации юридического лица, назначение ликвидатора или ликвидационной комиссии.
Направление сообщения о ликвидации по установленной форме в налоговый орган по месту учета в 3-дневный срок с момента принятия решения о ликвидации. Уполномоченный налоговый орган выдает извещение о том, что фирма находится в стадии ликвидации и вносит об этом запись в Единый государственный реестр юридических лиц.
Размещение сообщения о ликвидации юридического лица, а также о порядке и сроке заявления требований его кредиторами (этот срок не может быть менее 2-х месяцев с момента публикации в органах печати). Выявление кредиторов и получение дебиторской задолженности. Основанием для выявления кредиторов и дебиторов служат первичные и иные документы бухгалтерского учета, заключения ревизионной комиссии и внешнего аудитора, акты проверок налоговых и иных органов, другие документы общества. Ликвидационная комиссия обязана в письменной форме уведомить каждого кредитора о ликвидации общества и сообщить срок для предъявления кредиторами имущественных требований.
Проведение заседания ликвидационной комиссии после окончания срока предъявления требований кредиторами, на котором утверждается промежуточный ликвидационный баланс. Промежуточный ликвидационный баланс должен содержать сведения о составе имущества ликвидируемого общества, перечень предъявляемых кредиторами требований, а также информацию о результатах их рассмотрения. Пункт 3 ст.20 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" предусматривает необходимость уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Предоставление сведений о принятом решении, о ликвидации предприятия во внебюджетные фонды.
После внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса регистрирующий орган направляет промежуточный ликвидационный баланс в отдел взыскания задолженности, отдел выездных проверок, отдел камеральных проверок, юридический отдел для проведения контрольных мероприятий.
Ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (в том случае, когда денежных средств общества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов).
ГК РФ (п. 3 ст. 63) обязывает ликвидационную комиссию при недостаточности денежных средств обратить в деньги иное имущество (например, основные средства, товарные запасы, сырье, материалы и т.п.) для расчетов с кредиторами. В случае, если после продажи имущества общества с публичных торгов средства, достаточные для расчетов с кредиторами, не будут получены, то должны применяться правила второго абзаца п. 4 ст. 61 ГК РФ, — такое общество может быть ликвидировано только в порядке, предусмотренном ст. 65 ГК РФ для предприятий-банкротов.
Для расчетов с кредиторами используются главным образом денежные средства. Но в то же время законодательство не устанавливает прямых запретов на удовлетворение требований кредиторов не деньгами, а иным имуществом, если, например, соответствующий кредитор дает на это свое согласие.
Со дня согласования с регистрирующим органом промежуточного баланса ликвидационная комиссия производит денежные выплаты кредиторам общества в следующей очередности:
• в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;
• во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
• в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;
• в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
При ликвидации банков, привлекающих средства физических лиц, в первую очередь удовлетворяются также требования физических лиц, являющихся кредиторами банков по заключенным с ними договорам банковского вклада и (или) договорам банковского счета (за исключением требований физических лиц по возмещению убытков в форме упущенной выгоды и по уплате сумм финансовых санкций и требований физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, или требований адвокатов, нотариусов, если такие счета открыты для осуществления предусмотренной законом предпринимательской или профессиональной деятельности указанных лиц), требования организации, осуществляющей функции по обязательному страхованию вкладов, в связи с выплатой возмещения по вкладам в соответствии с законом о страховании вкладов физических лиц в банках и ЦБР в связи с осуществлением выплат по вкладам физических лиц в банках в соответствии с законом.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди, за исключением требований кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица. При этом требования кредиторов по указанным обязательствам удовлетворяются за счет средств, полученных от продажи предмета залога, преимущественно перед иными кредиторами, за исключением обязательств перед кредиторами первой и второй очереди, права требования, по которым возникли до заключения соответствующего договора залога. Не удовлетворенные за счет средств, полученных от продажи предмета залога, требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица, удовлетворяются в составе требований кредиторов четвертой очереди.
После завершения расчетов с кредиторами и проведения инвентаризации оставшегося имущества ликвидационная комиссия проводит свое заседание, на котором утверждает ликвидационный баланс.
Ликвидационная комиссия распределяет между участниками (акционерами) оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество.
По завершении расчетов с участниками ликвидационная комиссия закрывает счета в банках (о закрытии каждого счета необходимо сообщить в налоговый орган по установленной форме в течение 7 дней).
После завершения процесса ликвидации в регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица представляются документы, предусмотренные п. 1 ст. 21 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
Такими документами являются:
• подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены, и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
• ликвидационный баланс;
• документ об уплате государственной пошлины.
Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией представляется в регистрирующий орган ликвидационной комиссией (ликвидатором).
Регистрирующий орган выдает свидетельство о ликвидации юридического лица. С момента исключения из Единого государственного реестра юридическое лицо считается прекратившим свое существование.
Принудительная ликвидация предприятия
Суд может принять решение о ликвидации предприятия в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер.
Предприятие может быть ликвидировано по иску налоговых органов. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о ликвидации предприятия. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.
Большое число исков о ликвидации предприятия налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.
Принудительная ликвидация компаний проводится по решению суда в случаях:
• осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии);
• осуществления деятельности, запрещенной законом;
• осуществления деятельности с неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов;
• наличия иных оснований, предусмотренных законом.
Кроме того, юридическое лицо может быть ликвидировано вследствие признания его несостоятельным (банкротом).
Государственные органы или органы местного самоуправления, которым законом предоставлено право на предъявление требований о ликвидации юридического лица, могут обратиться с иском в судебные органы.
Причины, по которым должник (фирма) ликвидируется, значения не имеют. Они могут быть, и не связаны с недостаточностью имущества для удовлетворения требований всех кредиторов. Важно другое. Если в процессе ликвидации выясняется, что фирма не в состоянии погасить требования кредиторов, то ликвидация данной фирмы должна продолжаться в соответствии с нормами закона о несостоятельности.
Процедуры банкротства заключаются в следующем:
Сначала собственниками фирмы принимается решение о добровольной ликвидации и формируется ликвидационная комиссия. После этого они должны подать соответствующее заявление в налоговую инспекцию и сообщить о ликвидации в журнале «Вестник государственной регистрации». Налоговая инспекция выдает организации свидетельство, которое подтверждает начало ее ликвидации. Затем фирме необходимо составить реестр кредиторов, из которого будет видно, что она не в силах полностью рассчитаться по их требованиям. На основании этой бумаги организация может подать в арбитражный суд заявление о банкротстве. К документу необходимо приложить бумаги, которые подтверждают бедственное положение компании, в том числе справки из Мосрегистрации, ИФНС и банков. С момента объявления о начале ликвидации и до обращения в суд должно пройти два месяца.
После рассмотрения заявления в арбитражном суде фирма объявляется банкротом и начинается конкурсное производство. В течение месяца после размещения соответствующей публикации в печати все кредиторы фирмы (включая ИФНС) вправе предъявить к ней претензии.
Одновременно судьи назначат конкурсного управляющего. На него возложат все обязанности по ликвидации компании. Срок конкурсного производства не должен превышать одного года (п. 2 ст. 124 Закона о банкротстве). В отдельных случаях срок может быть продлен еще на шесть месяцев. Конкурсное производство подразумевает финансовый анализ работы компании за последние два года. К этому процессу привлекают аудиторов.
После того как все этапы банкротства пройдены, конкурсный управляющий направляет в инспекцию определение о завершении конкурсного производства. Через пять дней налоговая инспекция должна выдать учредителям свидетельство об исключении компании из ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 149 Закона о банкротстве). Неоплаченная в ходе конкурсного производства кредиторская задолженность с этого момента будет считаться погашенной.
Безусловно, банкротство – эффективный способ ликвидации. Однако чтобы его применить, компании потребуется квалифицированная юридическая поддержка. Если начать процедуру без должной подготовки, неожиданно для владельцев она может окончиться не закрытием фирмы, а, например, мировым соглашением с кредиторами. В этом случае суд, вполне возможно, назначит компании процедуры финансового оздоровления, что может не совпадать с планами учредителей.
Срок исполнения и стоимость услуг определяется индивидуально в каждом конкретном случае и зависит в основном от следующих факторов:
• техническое состояние учредительных документов;
• соответствие содержания этих документов данным ЕГРЮЛ;
• состояние бухгалтерской отчетности;
• наличие долговых обязательств.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26