Главная / Защита прав детей / Вернуться в школу – просто

Вернуться в школу – просто

Светлана Кузнецова

Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения объединяет ведущих российских специалистов, с конца 80-х годов работающих с детьми из групп медицинского и социального риска. За прошедшие годы Фондом накоплен большой опыт эффективной работы с неблагополучными детьми и семьями, нахо-дящимися в трудной жизненной ситуации. Одним из центральных направлений деятельности Фонда является разработка и внедрение региональной модели про-филактики социального сиротства (в рамках Программы АРО «Помощь детям-сиротам в России»). При этом особое внимание уделяется отработке и апробиро-ванию инновационных социальных услуг для детей и семей. Для более широкого ос-вещения этой работы был создан портал www.sirotstvo.ru. В ряде регионов России эти услуги уже получили нормативное и методическое закрепление и успешно ис-пользуются учреждениями социальной сферы в таких направлениях деятельности как замещающая забота для детей, оставшихся без попечения родителей, инте-грация детей со специальными нуждами в среду здоровых сверстников, работа с кризисными семьями и их реабилитация, профилактика ранних отказов. В на-стоящее время Фондом подготовлен ряд статей на основе материалов, получен-ных в ходе реализации Программы АРО. В обобщенном виде эти материалы гото-вятся к публикации в книге, которая выйдет в рамках библиотеки «Профилактика социального сиротства», издаваемой Фондом.

Необходимость созданий системы экономических, социальных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на возвращение в школу детей, стойко не посещающих общеобразовательные учреждения, обусловлена широкой распространенно-стью фактов непосещения школ детьми школьного возраста. По данным Управления об-разования мэрии г. Магадана, на начало 2002-2003 учебного года не приступило к учеб-ным занятиям 68 учащихся 1-9 классов. В настоящее время актуальность этой проблемы существенно не снижается, что, прежде всего, связано с ее сложностью. Длительный про-пуск занятий в школе без уважительных причин редко является изолированным симпто-мом неблагополучия, следствием исключительно школьных трудностей. Опыт показыва-ет, что дети, не посещающие школу, происходят из семей с целым комплексом проблем. Это низкий уровень жизни семьи, плохие бытовые условия, отсутствие работы родителей (или низкооплачиваемую работу), низкий профессиональный и образовательный уровень, нарушенные детско-родительские отношения, педагогическая запущенность детей и т.п. Нередкой проблемой является и злоупотребление родителей алкоголем. Родители таких детей часто равнодушны не только к факту прогулов школьных занятий, но и в целом, к судьбе их ребенка. Таким образом, школьная дезадаптация, пропуск учебных занятий — тревожное явление, имеющее сложный комплекс причин, обусловленных кризисным со-стоянием семьи, и следствий в виде высокого риска бродяжничества, асоциального пове-дения, ухода ребенка из семьи. Однако образовательные учреждения решить эту проблему самостоятельно не в силах.
Проект и его реализация
Первые шаги по созданию новой услуги, заключающейся в оказании комплексных социальных, педагогических и психологических мероприятий, направленных на возвра-щение в школу детей, стойко не посещающих образовательные учреждения, были пред-приняты Муниципальным Учреждением «Центр социальной помощи семье и детям» (г. Магадан). Работы начались на основе проекта «Вернуться в школу – просто» (руководи-тель проекта Е.В. Прейс, зав. отделом этой организации), который был осуществлен в пе-риод с 01.09.2003 г по 30.06.2003 г при поддержке Фонда АРО.
Это учреждение, в обязанности которого входило оказание помощи кризисным семьям, до реализации проекта, преимущественно, оказывало социально-экономическую помощь. Другие проблемы кризисных семей (психологические, педагогические) остава-лись на периферии деятельности Центра и решались лишь эпизодически. Наиболее явны-ми причинами были, во-первых, ограничения кадрового состава (в штате не хватало спе-циалистов-психологов), во-вторых, ограничения функциональных обязанностей, закреп-ленных в должностных инструкциях социальных педагогов: перед ними не ставилась за-дача оказания социально-педагогической помощи, помощи в разрешении детско-родительских проблем, содействии в возвращении детей в школу. В-третьих, недостаточ-ная квалификация и отсутствие опыта также препятствовали решению этих задач. Ресурс данной организации не позволял охватить весь комплекс проблем кризисной семьи. Для создания услуги по возвращению детей в школу требовалось наладить взаимодействие организаций, имеющих отношение к проблеме (школ, медицинских учреждений, учреж-дений дополнительного образования, общественных организаций), а также повысить эф-фективность работы самого Центра (расширить штат, внести изменения в задачи органи-зации, в функциональные обязанности специалистов, повысить квалификацию специали-стов) и т.п.
Реализация проекта «Вернуться в школу – просто» позволила серьезно продви-нуться в направлении изменения ситуации. Была поставлена и решена задача налаживания продуктивного сотрудничества со школами (модель взаимодействия отрабатывалась на базе двух школ), Кабинетом очного психологического консультирования, эффективно действующим на базе общественной организации Женский Информационно-просветительский Центр, с молодёжным туристско-краеведческим клубом «Поиск», с Центром социальных выплат, с Северным Международным Университетом. Сотрудниче-ство именно с этими организациями было обусловлено необходимостью обеспечить ком-плексность подхода: вместе со школами проводить мероприятия по возвращению детей к занятиям, вместе с молодёжным туристско-краеведческим клубом вовлекать детей в пози-тивную досуговую деятельность (экологическую, туристско-краеведческую, творческую), во взаимодействии с Центром социальных выплат стабилизировать материальное положе-ние семьи путём оказания социально-экономической поддержки. Партнерство с Кабине-том очного психологического консультирования Женского Информационно-просветительского центра позволило использовать кадровые ресурсы, квалификацию и опыт сотрудников этой общественной организации для предоставления психологических услуг целевой группе проекта. Привлечение хорошо успевающих студентов-психологов Северного Международного Университета в качестве волонтеров дало возможность охва-тить каждого ребёнка целевой группы для диагностики личности. В результате опыта со-вместной деятельности были заключены договоры с этими учреждениями, разработана единая учётная документация для оптимизации процесса взаимодействия по решению общих задач.
Была поставлена задача расширения сферы деятельности и повышения квалифика-ции социальных педагогов для оказания услуги возвращения детей в школу. Они обучи-лись методам коммуникации с кризисными семьями, способам их мотивирования на об-ращение за социальной, психологической помощью. Это обучение было организовано и проведено психологами – тренерами Женского информационно-просветительского цен-тра. За год работы в пилотном проекте «Вернуться в школу – просто!» два педагога-психолога Центра (молодые специалисты) совместно с психологами Кабинета, принадле-жащему партнерской общественной организации, прошли обучение кризисному психоло-гическому консультированию, приобрели практический опыт.
Были проведены психологические тренинги для детей и членов их семей, направ-ленные на повышение адаптации в школе, в обществе, создание и закрепление положи-тельной учебной мотивации детей, повышение самооценки, налаживание позитивных взаимоотношений между детьми и родителями.
Финансовая поддержка Программы АРО во многом способствовала решению за-дач: было закуплено дополнительное оборудование (прежде всего, оргтехника), расход-ные материалы, в том числе, для организации тренингов, досуговой реабилитации, была произведена оплата питания детей из малообеспеченных семей в организуемых походах. Помимо этого, Национальный фонд защиты детей от жестокого обращения оплатил сверхнормативную деятельность сотрудников до введения ставок и изменения функцио-нальных обязанностей, обеспечил повышение квалификации сотрудников на многочис-ленных тренингах и семинарах, обеспеченных Фондом.
Были получены положительные результаты. Из двенадцати семей, составлявших целевую группу проекта, одиннадцать детей вернулись в школу. На основании получен-ного опыта специалисты издали буклет, содержащий информацию о новой услуге, кото-рый был распространен среди образовательных учреждений города.
В результате реализации пилотного проекта первая в г. Магадане комплексная Кризисная служба, созданная в мае 2003г. на базе Центра, стала эффективно функциони-ровать. Ее деятельность качественно изменилась на разных уровнях. На уровне конкрет-ных специалистов (социальных педагогов и педагогов-психологов) изменился спектр ре-шаемых задач (деятельность в направлении возвращения ребенка в школу), отработана модель взаимодействия с немотивированными семьями, повысился уровень мотивации деятельности самих специалистов. В процессе работы по проекту семьи целевой группы обслуживались как специалистами Центра, так и Кабинета очного психологического кон-сультирования. Совместное ведение случаев способствовало процессу интеграции Каби-нета в структуру Центра. На уровне руководителей сформировалась стратегия развития Центра на последующие пять лет. Благодаря успешной работе Центра с кризисными семь-ями Управление социальной защиты населения и мэрия г. Магадана стало рассматривать Центр семьи как базовое учреждение в сфере профилактики социального сиротства в масштабах города.
Таким образом, успех проекта способствовал дальнейшему становлению услуги.

Реализация услуги в настоящее время
За время, прошедшее с момента завершения проекта, Муниципальное Учреждение «Центр социальной помощи семье и детям» реорганизовано в отдел социальной помощи семье и детям Государственного учреждения социальной поддержки населения Магадан-ской области «Магаданский социальный центр». В настоящее время услуга по возвраще-нию детей в школу обеспечивается этим учреждением, основой деятельности которого является бюджетное финансирование. В основные задачи ГУ «Магаданский социальный центр» входит реализация в пределах компетенции федеральных и областных программ по социальной поддержке населения; взаимодействие с органами местного самоуправле-ния по реализации программ социальной поддержки граждан. В задачи отдела социальной помощи семье и детям входит:
1. учет многодетных семей с несовершеннолетними детьми, семей с детьми – инвалида-ми, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, социальном обслуживании;
2. ведение банка данных о неблагополучных семьях и детях, находящихся в трудной жизненной ситуации, не посещающих образовательные учреждения, находящихся в розыске;
3. обеспечение отдыха и оздоровления детей;
4. предоставление конкретных видов и форм социально-психологических, социально-педагогических услуг;
5. содействие реабилитации, социальной интеграции детей с ограниченными возможно-стями;
6. оказание практической и методической помощи в работе социозащитных и других за-интересованных учреждений;
7. взаимодействие на уровне социального партнерства с областными, муниципальными учреждениями, общественными неправительственными организациями, занимающи-мися вопросами социальной поддержки семей с несовершеннолетними детьми, про-филактикой безнадзорности и правонарушений.
Целевой группой организации являются:
1. семьи с несовершеннолетними детьми, среднедушевой доход которых не превышает величину прожиточного минимума, установленного в Магаданской области;
2. неблагополучные семьи и дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, не посе-щающие образовательные учреждения, находящиеся в розыске;
3. несовершеннолетние граждане, нуждающиеся в различных видах и формах социаль-ной поддержки, социальном обслуживании;
4. семьи с детьми-инвалидами;
5. многодетные семьи.
Внесение изменений в задачи отдела и уточнение целевой группы по сравнению с моментом начала работ по внедрению услуги позволяет планомерно осуществлять дея-тельность по решению проблемы непосещения детьми школы, ухода из семьи, бродяжни-чества.
Организационной формой оказания услуги по возвращению ребенка из неблагопо-лучной семьи в школу является комплексная реабилитация семей целевой группы. Она включает психологическую, социально-педагогическую и социально-экономическую, пе-дагогическую (учебную) и досуговую реабилитацию.
Опыт показывает, что для оказания услуги организация должна располагать необ-ходимыми кадрами: социальными педагогами и педагогами–психологами для осуществ-ления социально-педагогической, социально-экономической и психологической реабили-тации. Педагогическая (учебная) реабилитация (выявление и ликвидация пробелов в зна-ниях учащегося, создание для ребёнка ситуации успешности на уроках, профилактика пропусков ребёнком учебных занятий в дальнейшем, обеспечение успеваемости) успешно осуществляется педагогами школ в рамках их должностных обязанностей при условии всего комплекса мер по стабилизации условий в семье. Досуговая реабилитация – весьма желательное направление работы, может осуществляться специалистами партнерских ор-ганизаций (Семейного клуба выходного дня).
С момента начала работ в штате отдела социальной помощи семье и детям про-изошли серьезные изменения. Работа обеспечивалась двумя социальными педагогами и двумя педагогами-психологами. Сейчас в отделе – три штатных единицы социальных пе-дагогов и три – педагогов-психологов. В настоящее время организация в достаточной ме-ре обеспечена необходимыми специалистами для оказания данной услуги. Разработано несколько форм оказания услуги по возвращению ребенка в школу в зависимости от ост-роты проблемы, ситуации в семье, мотивации семьи к изменениям. Это консультирование по телефону доверия, очное психологическое консультирование, а также комплексная реабилитация семей, имеющих, помимо психологических, и другие проблемы.
В должностные инструкции специалистов внесены необходимые изменения. Крат-ко их обозначим. Социальный педагог осуществляет социально-педагогическую реабили-тацию семей в рамках социального патроната. В соответствие со своими функциональны-ми обязанностями, социальный педагог проводит обследование семей, определяет круг проблем, выявляет причины неблагополучия, оказывает консультативную помощь. Поми-мо этого, социальный педагог осуществляет координацию действий специалистов, задей-ствованных в реабилитационном процессе, отслеживает выполнение программы реабили-тации. Особой задачей социального педагога является работа по мотивированию семей целевой группы, в активизации позиции каждого члена семьи в решении собственных проблем и отказа от социального иждивенчества. Педагог-психолог, в соответствии со своими функциональными обязанностями: 1) участвует в комплексной социально-психологической реабилитации семей, имеющих несовершеннолетних детей, находящих-ся в трудной жизненной ситуации в составе реабилитационной команды специалистов на-ряду с социальным педагогом; 2) осуществляет психологическое сопровождение семей, имеющих несовершеннолетних детей, по их личному запросу. Помимо этого, педагоги-психологи осуществляют телефонное консультирование. По запросу конкретных семей или социального педагога психолог проводит первичное консультирование клиента (се-мьи в целом или отдельного члена семьи) с целью определения острых проблем, требую-щих неотложного вмешательства. На основании психодиагностического обследования пе-дагог-психолог выносит решение о необходимости комплексной реабилитации (при нали-чии социальных проблем) или исключительно психологического сопровождения. В случае принятия решения о психологическом сопровождении педагог-психолог оказывает клиен-ту (семье в целом или отдельному члену) необходимую психологическую помощь в фор-ме индивидуальной или групповой консультативной, психокоррекционной, тренинговой работы. При необходимости комплексной реабилитации (социального сопровождения) педагог-психолог совместно с социальным педагогом разрабатывает стратегию комплекс-ной поддержки семьи, определяет цели работы, прогноз, участвует в создании реабилита-ционной программы, дает необходимые рекомендации в помощь социальному педагогу, а также осуществляет консультативную и психокоррекционную работу согласно реабили-тационной программе.
Повышение квалификации специалистов за время становления услуги проходило путем участия в многочисленных и разнообразных обучающих семинарах, курсах. Поми-мо этого, сотрудники были обеспечены возможностью участвовать в групповых суперви-зиях кризисной службы партнерской организации — Женского Информационно-просветительского центра, а с октября позапрошлого года – в групповых и идивидуальных супервизиях на базе отдела. Все эти формы повышения квалификации были обеспечены, в основном, благодаря Национальному Фонду. За время с момента начала работ по внедре-нию услуги во многом сменился кадровый состав социальных педагогов, и в настоящее время работу по обеспечению услуги осуществляют более квалифицированные специали-сты.
Опыт показывает, что необходимая квалификация специалистов для осуществле-ния услуги обеспечивается лишь при наличии высшего образования по соответствующей специальности. Так, социальный работник со среднеспециальным образованием по специ-альности «социальная работа» испытывает непреодолимые трудности при самостоятель-ной разработке реабилитационной программы, и соответственно, не может координиро-вать действия специалистов в реабилитационном процессе конкретной семьи. Достаточно высокая сложность и специфичность решаемых задач социальными педагогами требует, в идеале, не просто высшего педагогического образования, а образования по специальности «Социальная педагогика». В настоящее время в регионе на базе педагогического факуль-тета Северного международного университета открылось обучение по этой специально-сти, следовательно, есть перспективы обеспечения необходимыми специалистами с по-тенциальной возможностью развития качества услуги. В перспективе следует предусмот-реть использование возможности кратковременных тематических курсов и семинаров, ко-торые могут подготовить преподаватели региональных вузов и специалисты других учре-ждений по конкретному заказу организации.
Опишем примеры программно-методического обеспечения, разработанного спе-циалистами отдела, для реализации услуги по возвращению ребенка в школу. Необходимо отметить, что оно оказалось полезным для решения и более широких задач, и позволяет осуществлять текущую деятельность по сопровождению семей в трудной жизненной си-туации.
Технология оказания услуги достаточно сложна, учитывая комплексность пробле-мы и многоплановость ее решения. Методологической основой осуществления комплекс-ного социально-психологического сопровождения семей, находящихся в трудной жизнен-ной ситуации, является реабилитационный подход. Основными принципами построения реабилитационных мероприятий являются следующие.
Принцип партнерства. Этот принцип предполагает активное включение семьи в реабилитационный процесс. Односторонние воздействия (без активного участия семьи, без отношений сотрудничества) неэффективны: они приводят либо к сопротивлению со стороны клиента, либо к развитию рентной мотивации клиента, и в любом случае к эмо-циональному выгоранию специалистов. Соответственно, важнейшим этапом работы с семьей, находящейся в трудной жизненной ситуации, является работа по укреплению или созданию мотивации сотрудничества членов семьи со специалистами. Для создания парт-нерских, ответственных отношений, адекватной мотивации получения помощи специали-сты отдела разработали разнообразные методы и приемы работы. В частности, разработа-ны средства информирования об услуге, совместно с семьей разрабатывается согласован-ный план совместных действий и подписывается договор о сотрудничестве.
Принцип разносторонности (разноплановости) воздействий. С одной стороны, раз-ноплановость предполагает направленность усилий на различные сферы жизни семьи: внутрисемейные отношения, сферы, связанные с воспитанием, образованием, проведени-ем досуга, профессиональную сферу, отношения с более широким сообществом. С другой стороны, разноплановость воздействий обозначает объединение усилий членов семьи и специалистов разного профиля (педагога-психолога, социального педагога, по необходи-мости – других специалистов). Разные специалисты оказывают помощь клиенту (семье) в реализации его целей методами, специфичными для данного специалиста.
Таким образом, важнейшим условием эффективности реабилитационной работы является согласованность действий специалистов, которые должны представлять собой единую реабилитационную команду.
Принцип единства психосоциальных и биологических воздействий сформулирован в рамках реабилитационного подхода в медицине, и предполагает комплексность реаби-литационных и лечебных воздействий. В отношении семей, находящихся в трудной жиз-ненной ситуации, реализация этого принципа предполагает по мере необходимости взаи-модействие с медицинскими учреждениями, например, направление на лечение членов семей, страдающих алкоголизмом или психическими заболеваниями, содействие в полу-чении другой необходимой медицинской помощи членам семьи для улучшения общего функционирования семьи, оптимизации психологического климата в семье.
Принцип ступенчатости (переходности) прилагаемых усилий предполагает этап-ность решаемых задач, проводимых воздействий и мероприятий. Реабилитация – сложный разворачивающийся во времени процесс, важнейшим условием которого является совме-стное с клиентом создание реабилитационной программы. Цели, сформулированные в реабилитационной программе, должны быть реалистичными, то есть согласующимися с возможностями клиента, семьи в целом и возможностями самих специалистов. Реабили-тационная программа («План совместных действий») является неотъемлемой частью за-ключаемого с семьей Договора об оказании бесплатных социальных услуг на срок соци-ального сопровождения семьи. Навыки по реалистичному планированию своих действий, получаемые клиентом во время совместной работы над составлением реабилитационной программы, – важный фактор повышения уровня социальной адаптации клиентов.
В процессе реализации услуги по возвращению ребенка в школу специалисты от-дела разработали алгоритм работы с семьёй — ту основу, которая позволяет наиболее эф-фективно и целенаправленно решать задачу (особенно, с немотивированными семьями с выраженным неблагополучием ребенка). Безусловно, этот алгоритм не жесткий, и может по мере необходимости корректироваться. Поскольку его использование себя хорошо за-рекомендовало, кратко его представим.
1. Поступление информации о семье.
Информация о неблагополучии, как правило, поступает из Комиссии по делам не-совершеннолетних мэрии г. Магадана, реже – из других организаций и учреждений, от частных лиц (соседей, родственников, случайных свидетелей) или от самих членов семьи. (С семьями, самостоятельно обратившимися за помощью, работа ведётся, начиная с п. 2 данного алгоритма).
На совещании специалистов команды осуществляется анализ имеющейся первич-ной информации. В случае если необходимо нанести визит семье, определяется его цель: приглашение на приём или обследование жилищно-бытовых условий. Посещение семьи и обследование жилищно-бытовых условий производится в случае возможной угрозы жиз-ни и здоровью детей в семье. Во время посещения семье вручается приглашение на кон-сультацию в Отделе. Если семья отказывается от обследования, информация направляется в отдел опеки и попечительства (УВД, Комиссию по делам несовершеннолетних). В слу-чае неявки семьи в пятидневный срок, семья посещается повторно. Если после второго посещения семья не является на приём, организация, направившая информацию о небла-гополучии, письменно информируется об отказе семьи от помощи.
2. Первичная консультация.
Первичную консультацию проводит зав. сектором психолого-педагогической по-мощи. На консультации семья получает представление об услугах, предоставляемых От-делом, условиях предоставления помощи и правилах взаимодействия со специалистами, выясняется потребность в помощи социального педагога, педагога-психолога.
Если семья запрашивает только психологическую помощь, осуществляется запись на приём с дальнейшим сопровождением по психологическому типу. Если выявляется по-требность в помощи социального педагога, педагога-психолога, других специалистов, представитель семьи пишет заявление на оказание социально-педагогической и педагоги-ческой поддержки, получает памятку клиента, знакомится с социальным педагогом и пе-дагогом-психологом. Назначается дата и время посещения семьи социальным педагогом на дому, первой консультации психолога.
3. Постановка семьи на учёт.
Социальный педагог регистрирует семью в журнале учёта, заводит личное дело, вносит сведения о семье в базу данных отдела.
4. Диагностика.
Технология реализации комплексной услуги по возвращению ребенка в школу включает в себя необходимость информации о семье, позволяющей спланировать совме-стные действия семьи и специалистов, привлечь к сотрудничеству необходимых специа-листов из партнерских организаций. Для целей комплексного сопровождения специали-сты отдела социальной помощи семье и детям разработали схему сбора комплексной ин-формации. За основу была положена идея функционального диагноза, применяющегося в медицине для решения реабилитационных задач. Сбору комплексной информации для создания реабилитационной программы отводится первый этап работы, в котором прини-мает участие как психолог, так и социальный педагог. Необходимо проведение диагно-стики для ответа на следующие вопросы: какие именно проблемы, у какой семьи возник-ли, в каких она находится обстоятельствах, какова степень выраженности проблем, сте-пень сохранности личности членов семьи, каковы ресурсы семьи в целом и ее отдельных членов, а также на кого из членов семьи можно опираться для решения проблем семьи.
Социальный педагог осуществляет изучение обстоятельств жизни семьи с несо-вершеннолетними детьми, не посещающими школу. Важной информацией является, во-первых, материальное положение семьи, источники доходов, право на различные льготы; жилищно-бытовые условия. Во-вторых, важно иметь сведения о вовлеченности семьи и ее отдельных членов в социальные институты: о месте работы, учебы, организованности де-тей в дошкольных образовательных учреждениях, причинах непосещения школы. В-третьих, имеет значение образование, профессия родителей. Семья в реабилитационном подходе рассматривается как часть более широкого окружения, соответственно, важно иметь представление о социальных связях семьи. В частности, может быть весьма важна информация о расширенной семье, то есть родственниках, оказывающих влияние на жизнь семьи, воспитание детей. Социальный педагог также по мере возможности получа-ет информацию о круге общения семьи, оказывающего влияние на жизнь семьи, воспита-ние детей. На основании полученных сведений социальный педагог формулирует заклю-чение об основных социальных проблемах семьи и потенциальных ресурсах для их раз-решения.
Параллельно учитывается состояние здоровья членов семьи. Важными сведениями для планирования реабилитационной программы являются сведения об инвалидности ко-го-либо из членов семьи, о хронических соматических заболеваниях, о госпитализации или нахождении на амбулаторном учете в психоневрологическом диспансере, наркологи-ческом диспансере, алкогольной зависимости, наркомании, токсикомании, эпизодическом употреблении психоактивных веществ, интеллектуальной недостаточности и т.п. На осно-вании полученных сведений оба специалиста (социальный педагог и педагог-психолог) определяют, имеются ли у членов семьи проблемы, требующие привлечения соответст-вующих специалистов — медиков.
Важной частью информации является психологическая характеристика семьи и ее отдельных членов. Педагог-психолог изучает причины школьных затруднений ребенка, психологические особенности членов семьи, характер их отношений, в частности, особен-ности родительского отношения. Для планирования стратегии консультативной работы психологу важно определить характер проблемы, запрос, вид мотивационной ориентации членов семьи (или обратившегося родителя). Эта и другая информация позволяет педаго-гу-психологу сформулировать заключение об основных психологических проблемах чле-нов семьи.
Таким образом, на основании заключений педагога-психолога и социального педа-гога определяются цели и содержание работы по социальному сопровождению семьи, стратегия помощи, определяются необходимые сроки достижения целей, прогноз, то есть выстраивается полноценная реабилитационная программа. Ее обсуждение с семьей слу-жит основой Плана совместных действий — приложения к Договору. Вся эта информация фиксируется в личном деле семьи.
5. Подписание договора с семьёй.
Социальный педагог проводит встречу с семьёй, на которой заключается договор о сотрудничестве между родителями и администрацией Центра. Договор подписывается то-гда, когда члены семьи совместно с социальным педагогом и педагогом-психологом за-вершают составление Плана совместных действий, который является неотъемлемой ча-стью Договора.
В неясных случаях проводится Совет по реабилитации. На основании доклада со-циального педагога и педагога-психолога коллегиально принимается решение о целесооб-разности заключения Договора, его условиях, сроке действия и т. п. В случае принятия решения об отказе от сопровождения семьи и наличии явной необходимости вмешатель-ства в ситуацию в интересах детей, информация соответствующего содержания направля-ется в отдел опеки (УВД, Комиссию по делам несовершеннолетних). Семья снимается с учёта в отделе.
6. Реализация плана реабилитационных мероприятий.
Реализация плана реабилитационных мероприятий ведётся социальным педагогом и педагогом-психологом. Они отслеживают своевременность и качество осуществления запланированных мероприятий, анализируют динамику, обсуждают её с членами семьи, вносят коррективы в план совместных действий, по необходимости подключают к оказа-нию помощи семье специалистов-смежников как своего, так и других учреждений (на-пример, школ для преодоления школьной дезадаптации, наркологического диспансера для лечения алкоголизма родителей и т.п.).
Трудности, возникающие в ходе работы у специалистов, регулярно (еженедельно) обсуждаются на групповой супервизии с участием всех сотрудников Отдела.
7. Продление срока действия договора/ снятие семьи с сопровождения.
По мере выполнения мероприятий Плана совместных действий, семья может ста-вить новые цели, актуальные для неё на текущий момент. Если у семьи сохраняется необ-ходимость в поддержке специалистов Отдела и запрос на получение помощи, по обоюд-ному согласию сторон срок действия договора может быть продлён. Составляется новый план совместных действий или вносятся необходимые изменения в старый.
Если специалисты считают, что продление договора не целесообразно или испыты-вают трудности в принятии решения, проводится Совет по реабилитации, на котором за-слушиваются отчёт социального педагога и педагога-психолога, проводится анализ вы-полнения плана реабилитационных мероприятий, оценка степени участия семьи в его вы-полнении, её мотивации на сотрудничество. Принимается решение о продолжении или прекращении сопровождения на основании следующих критериев:
— степень стабильности ситуация в семье: нет ли угрозы психическому и физическому благополучию ребенка;
— степень выполнения реабилитационной программы (плана совместных действий), в том числе с указанием причины неудовлетворительных результатов;
— изменение ситуация в семье за время социального патроната;
— потребность членов семьи в дальнейшей помощи со стороны сотрудников отдела или партнерских организаций;
— степень ответственности семьи за дальнейшие позитивные изменения;
— возможность что-либо еще изменить в ситуации семьи имеющимися методами (соци-альными, педагогическими, психологическими), в том числе учитывая позицию клиента.
Показаниями для снятия с патроната являются:
А. в позитивных случаях:
— выполнение программы реабилитации;
— стабилизация психологической и социальной ситуации семьи;
— готовность клиентов к самостоятельному решению социально приемлемыми спо-собами дальнейших проблем семьи;
Б. в негативных случаях:
— стойкое нарушение условий договора о совместных действиях, приводящее к не-возможности реализации программы реабилитации;
— отсутствие мотивации к изменениям и установки на сотрудничество;
— закрепление рентной позиции.
Вопрос о снятии с патроната обсуждается Советом по реабилитации с обязатель-ным участием специалистов из реабилитационной команды. Окончательное решение при-нимается в присутствии семьи, с учетом ее мнения.
Во избежание ошибок производится обязательная оценка степени угрозы психиче-скому и физическому благополучию несовершеннолетних детей. В случае наличия угрозы и невозможности решения проблем семьи имеющимися методами принимается решения об информировании других социальных служб об угрожающей ситуации в семье (в част-ности, органов опеки для решения вопроса о дальнейших формах жизнеустройства ребен-ка). В случае отсутствия окончательной уверенности в возможности безболезненного сня-тия с патроната целесообразно оговорить с семьей сроки продления патроната с указанием конкретных целей и условий работы.
8. В случае принятия решения о продолжении сопровождения семьи повторяются шаги 5-7 данного алгоритма.
9. Снятие семьи с сопровождения/учёта.
В случае принятия решения о снятии семьи с сопровождения социальный педагог делает отметку о причине снятия в личном деле, журнале учёта семей, переносит запись в базе данных в архив, помещает в архив личное дело семьи, письменно информирует о снятии семьи с сопровождения организацию, направившую информацию о неблагополу-чии в отдел. В случае прекращения сопровождения по причине отказа семьи от сотрудни-чества либо систематического невыполнения условий договора, семья письменно инфор-мируется о дате и причине снятия её с патроната.
10. Отслеживание отдалённых результатов работы с семьёй.
В течение полугода-года социальный педагог встречается с семьёй, посещает её на дому, держит связь с педагогами образовательных учреждений, которые посещают дети, с целью контроля и профилактики рецидивов неблагополучия. Как правило, такие меро-приятия проводятся не чаще раза в месяц в первые полгода после снятия семьи с сопро-вождения, и примерно раз в два месяца в последующие полгода. Оценка семейной ситуа-ции проводится по тем же диагностическим критериям (см. п. 4). Соответственно, это по-зволяет отслеживать успешность предпринятых действий не только в ходе социального сопровождения, но и по окончанию срока договора.
Важным условием эффективности комплексного сопровождения семей по оказа-нию услуги является командный подход. Для обеспечения согласованной работы в прак-тику деятельности отдела были введены групповые супервизии с участием разнопрофиль-ных специалистов (и социальных педагогов и психологов) под руководством внешнего специалиста, обладающего достаточно высокой квалификацией. В нашем случае это кан-дидат психологических наук, доцент Северного международного университета. Посколь-ку супервизор в силу своей профессиональной принадлежности не может претендовать на более высокую компетентность при оценке работы разных специалистов, его главной за-дачей является организация продуктивного обсуждения трудных случаев всеми участни-ками взаимодействия. Для акцентирования внимания на равноправии специалистов и для активизации их участия мы приняли найденное нами в литературе название этой форме групповой супервизии – интервизия (взаимное наблюдение). Эта форма работы позволяет достигать согласованности действий, обеспечивать специалистов взаимной поддержкой, предупреждать возможные конфликты и разногласия. Эта форма работы также способст-вует разработке методических материалов. Удобной формой привлечения супервизора яв-ляется работа по договору.
В настоящее время услуга по возвращению ребенка в школу в целом обеспечена и организационно и материально-технически. Отдел располагает достаточным количеством необходимых помещений для индивидуальной и групповой работы с семьями целевой группы. Эти помещения в достаточной степени оборудованы необходимой оргтехникой и мебелью. В связи с реорганизацией отдел потерял свое помещение социальной гостиной (используемое для досуговой реабилитации), которое отошло к Центру Клубов мэрии Ма-гадана. Теперь это помещение используется на основе партнерства.
Следует отметить расширение и укрепление связей со многими организациями и учреждениями Магадана. Прежде всего, упрочение связи с Управлением образования мэ-рии г. Магадана позволили заключить договоры о сотрудничестве со всеми школами го-рода. В настоящее время педагоги-психологи отдела взяли на себя задачу осуществления просветительской деятельности (информирования об услугах, в том числе пропаганды ус-луги телефона доверия для своевременного обращения за помощью) в форме лекций для учащихся, родителей, учителей школ города. Начиная с 2003 года, стало традиционным проведение межведомственной операции «Школа», которая проводится в сентябре-октябре каждого года. Результаты этой операции рассматриваются на Комиссии по делам несовершеннолетних мэрии г. Магадана. Многолетнее сотрудничество с КДН обеспечива-ет возможность получения информации о детском неблагополучии и оперативного реаги-рования с целью привлечения семьи к сотрудничеству по решению проблемы возвраще-ния ребенка в школу. Благодаря продолжающемуся сотрудничеству с общественной орга-низацией Женский Информационно-просветительский центр на базе отдела была закреп-лена услуга телефона доверия, что позволяет своевременно оказывать необходимую по-мощь в различных формах (телефонного консультирования, приглашения на очное психо-логическое консультирование, привлечение к комплексному сопровождению семей, в том числе по проблемам непосещения ребенком школы). В результате сотрудничества с этой организацией услуги Кабинета очного психологического консультирования были закреп-лены на базе отдела путем введения двух штатных единиц психологов. Досуговая реаби-литация осуществляется благодаря партнерству с Центром клубов. Укрепляются связи с Северным международным университетом. Работник университета является супервизо-ром отдела, студенты отделения психологии привлекаются к работе отдела в качестве во-лонтеров и в рамках их производственной практики. Новые перспективы сотрудничества возможны в связи с открытием в университете специальности «социальная педагогика». Установлены связи с наркологическим диспансером для возможности направления алко-голезависимых родителей на лечение. В этом направлении важна согласованная мотива-ционная работа специалистов отдела, наркологов и психологов наркодиспансера с клиен-тами отдела.
В настоящее время в целях фиксации полученного опыта и его распространения подготовлено к печати методическое пособие «Организация социального сопровождения семьи в трудной жизненной ситуации», в котором отражен опыт, полученный преимуще-ственно, на базе внедрения услуги по возвращению ребенка из неблагополучной семьи в школу. Специалисты готовы делиться своим опытом и в других формах: в настоящее вре-мя заключен договор об организации семинара по тематике услуги для заместителей ди-ректоров школ по воспитательной работе, психологов школ, классных руководителей на базе Института повышения квалификации педагогических кадров г. Магадана.
Сиротство.ру.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26