Главная / Новости / В российское право предложено добавить англосаксонского

В российское право предложено добавить англосаксонского

Подписаться на новости

Вчера на проходившей в Санкт-Петербурге конференции по проблемам мониторинга законодательства и правоприменения министр юстиции А.Коновалов призвал юридическую элиту перейти "от роли паталогоанатомов к назначению терапии правовой системе". Этому мешают жесткие разногласия в подходах к правовому регулированию экономики внутри самой федеральной власти. Минэконоразвития и Минюст выступают за внедрение в российскую правовую систему инструментов иностранной юрисдикции, а близкие президенту правоведы обвиняют чиновников в деградации законопроектной работы, пишет "Коммерсантъ".
Дискуссию о состоянии российской правовой системы Минюст проводит второй год подряд. Первая конференция была отмечена беспрецедентным накалом самокритики со стороны высокопоставленных юристов.
Но глава министерства А.Коновалов вчера признал, что "ситуация с их качеством и правоприменительной практикой не изменилась к лучшему".
Советник президента РФ, экс-председатель ВАС РФ В.Яковлев заявил, что работу над поправками в Гражданский кодекс, которая с 2008 года ведется по указу Д.Медведева, тормозит яростное сопротивление со стороны корпоративных юристов. Тут же выяснилось, что в оппозиции к разработчикам находится и Минэкономразвития. Ему в частности удалось блокировать вариант увеличения минимального уставного капитала акционерных обществ с 10 до 500 тыс. руб., предлагавшийся в качестве одного из барьеров для регистрации предприятия фиктивных юрлиц.
Выступивший против ужесточения правовой базы для рынка глава департамента корпоративного управления Минэкономразвития И.Осколков напомнил, что 90% сделок, которые заключаются российским бизнесом, оформляются в иностранных юрисдикциях. Однако первый зампред совета исследовательского центра частного права при президенте А.Маковский парировал, что "иностранные контрагенты боятся не Гражданского кодекса, а государственных российских судов и отраслевого законодательства: налогового, земельного, валютного". В качестве примера он привел недопустимый, по его мнению, законопроект Минэкономразвития, предлагающий минимизировать регулирование деятельности закрытых акционерных обществ. "Если не регулировать отношения внутри бизнеса, суды не смогут разрешать споры, часть которых перейдет в область стрельбы", уверен Маковский. Проводить же мониторинг законодательства, по его мнению — это все равно что "искать потерянную вещь под фонарем". "Все видят, что закон о концессиях не работает, но ответственное за не го Минэкономики этим не занимается",- продолжил эксперт.
А.Коновалов заявил, что не стремится монополизировать законотворческую деятельность, пообещав привлекать к ней профессиональные фокус-группы, которые будут выбираться на конкурсной основе и финансироваться из бюджета. Он также предложил повысить доверие инвесторов к российской правовой системе путем интегрирования в нее знакомых иностранцам англосаксонских принципов и создания "третейского коммерческого арбитража уровня Стокгольмского" с участием отставных британских судей. По мнению главы Минюста, такой суд должен отличаться от уже существующих в России, "авторитетом", который должны обеспечить его учредители и судьи. Кому будет предложено выступить гарантом такого авторитета, министр не пояснил.
Хотя Россия исполнила предписание Европейского суда по правам человека и ввела механизм компенсаций за неисполнение судебных решений, это не привело к устранению проблемы. Как заявил вчера представитель КС РФ А.Ильин, принятые законы не касаются компенсаций за неисполнение решений, ответчиками по которым является не госбюджет, а представители частной сферы, в итоге выигравшие такие споры стороны остаются незащищенными. Судебные приставы исполнение таких решений не обеспечивают.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26