В РФ насчитывается свыше 500 тысяч детей-инвалидов
В рамках круглого стола "Семья и ребенок-инвалид", прошедшем 14 мая в Государственном Кремлевском дворце, состоялась дискуссия об обеспечении прав детей-инвалидов в РФ. Начальник Управления по правам ребенка аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ Наталья Яковлева сказала, что в стране сегодня насчитывается 13 млн инвалидов. При этом, по данным Минздравсоцразвития РФ, основными заболеваниями, приводящими к инвалидности, остаются психические расстройства и умственная отсталость. Как сообщила Н. Яковлева, по итогам 2007 года Уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин подготовил доклад, в котором отметил, что главными проблемами детей-инвалидов являются нехватка лекарственных препаратов и непрофессионализм работников медучреждений, занимающихся их реабилитацией. Кроме того, 29 тыс. детей с ограниченными возможностями лишены возможности получить образование. По словам Яковлевой, для решения данной проблемы необходимо создать условия, позволяющие им обучаться в образовательных учреждения по месту жительства, в том числе в общеобразовательных школах. Также она подчеркнула, что родители таких детей выступают против ежегодного прохождения медико-социальной экспертизы, которая предусматривает сбор большого количества справок и отнимает много сил и времени. Начальник Управления по правам ребенка считает, что присоединение России к Конвенции о правах инвалидов, которую подписали уже 130 стран, а ратифицировали 20, поможет исключить нарушение прав детей с ограниченными возможностями. Председатель Международного общественно-просветительского движения "Добро без границ", автор
благотворительной программы "Право на семью" Светлана Бочарова в свою очередь предложила создать отдельное министерство, занимающееся проблемами семьи и ребенка, и разработать юридическое определение понятия "семья". Директор Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития РФ Ольга Шарапова заметила, что в январе этого года в стране было зарегистрировано почти 534 тыс. детей-инвалидов, однако их реальное количество в несколько раз больше: многие родители не оформляют инвалидность детям, так как не хотят помещать их в реабилитационные учреждения. При этом 526 тыс. детей с ограниченными возможностями получают социальную пенсию, а 7,5 тыс. — пенсию по потере кормильца. О. Шарапова подчеркнула, что сегодня ведется работа над созданием Концепции развития реабилитационных центров, которая обеспечит оказание качественной психологической и других видов помощи детям-инвалидам и позволит модернизировать материально-техническую базу таких учреждений. По мнению директора Департамента
молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Минобрнауки РФ Алины Левитской, необходимо обратить внимание и на своевременное выявление заболеваний (это позволит избежать осложнений и подготовить их к обучению в образовательных учреждениях) и постепенное развитие интеграционного образования (совместное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья со сверстниками). Тем не менее, она убеждена, что нельзя допустить массовое закрытие коррекционных образовательных учреждений, так как дети-инвалиды должны иметь выбор в получении образования. А. Левитская заявила, что при решении этой проблемы государство должно сотрудничать с родителями и общественными организациями. Первый заместитель председателя Комитета Госдумы РФ по образованию и
науке Олег Смолин сообщил, что на данный момент разработан законопроект о внесении изменений в закон об образовании, в том числе об образовании детей с ограниченными возможностями здоровья. Документ предусматривает социальную поддержку детей-инвалидов в период обучения, разработку индивидуального учебного плана для каждого ребенка и создание специализированных школ в субъектах Федерации. Кроме того, О. Смолин подчеркнул, что нужно решить вопрос о проведении единого государственного экзамена для детей с ограниченными возможностями, так как зачастую он проводится в помещениях, которые для них не приспособлены. По его мнению, у детей-инвалидов должен быть выбор, в
какой форме им сдавать экзамен; либо нужно создать для них условия для сдачи ЕГЭ. В завершение Смолин выступил за ратификацию Конвенции о правах инвалидов и принятие данного законопроекта.