Главная / Защита прав детей / В Москве насчитывается более 5,5 тысячи детей-сирот

В Москве насчитывается более 5,5 тысячи детей-сирот

По словам первого заместителя руководителя Департамента семейной и молодежной политики города Москвы Татьяны Неверовой, в последнее время тема преодоления социального сиротства в столице стала чрезвычайно актуальной. Об этом она заявила в ходе круглого стола "Актуальные проблемы преодоления сиротства, развития опеки и попечительства".

"Закрытость института семьи препятствует выявлению на ранней стадии неблагополучных семей ", — подчеркнула Т. Неверова. Число социальных сирот пополняют также дети, оставленные трудовыми мигрантами, которые приезжают в Москву на заработки. Доля подкидышей составляет более 1/4 от общего числа воспитанников домов ребенка. Среди причин социального сиротства специалисты называют рост масштаба семейного неблагополучия; отсутствие практики оказания помощи семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию. По состоянию на 15 декабря 2007 года, в региональном банке данных содержались сведения о 5 тыс. 560 детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей. За последние три года количество москвичей, готовых к усыновлению, изменилось: в 2004 году — 458 человек, в 2005 — 532, в 2006 — 406. Медленно развивается такая форма семейного устройства, как приемная семья: если в 2006 году в восьми приемных семьях воспитывалось 26 человек, то к концу сентября 2007 года в 17 семьях — 42. Для Москвы эти показатели слишком низкие. Что касается патроната, то в столице уже работают 12 уполномоченных служб по патронатному воспитанию. К концу 2006 года в столице было зарегистрировано 219 патронатных семей, в которых воспитывалось 256 детей.

Научный сотрудник сектора социологии семьи и гендерных отношений Института социологии РАН Анастасия Добровольская обратила внимание на то, что при переходе ребенка из кровной семьи в приют, а потом в детский дом работа с кровными родителями и попытки восстановить семейные связи прекращаются. По ее мнению, перевод ребенка из одного ведомства в другое до попадания его в патронатную семью негативно сказывается на ребенке. Таким образом, защита его прав сводится к его перемещению из неблагополучной семьи в благополучную. Добровольская предложила альтернативную модель, которая отличается от действующей тем, что во время перехода ребенка из кровной семьи по цепочке в патронатную с его кровными родителями работают одни и те же специалисты, причем все это происходит в рамках одного ведомства (приюта, муниципалитета и т.д.). Подобная модель апробируется в двух районах столицы.

Ответственный секретарь Совета муниципальных образований Москвы Сергей Осипцов сообщил, что с 1 января 2008 года полномочия по осуществлению опеки и попечительства переводятся в разряд государственных и возлагаются на исполнительные органы государственной власти субъектов РФ; отдельные полномочия будут отданы органам опеки и попечительства муниципалитетов. Однако, как пояснил С. Осипцов, в законе до сих пор не прописаны способы взаимодействия государственных и муниципальных органов, что затруднит применение закона на практике. Другая проблема — отсутствие доступа специалистов органов опеки к региональному банку данных, недавно переданному в Департамент семейной и молодежной политики города Москвы. "Как все это будет функционировать, когда после 1 января изменения вступят в силу, пока неизвестно", — заключил Осипцов.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26