Главная / Для подписчиков / Три заметки! Управляющая компания или ИП: меры предосторожности. И еще: Бухучет надо вести по-новому. Дивиденды, дивиденды и еще дивиденды: налоговиков приструнили.

Три заметки! Управляющая компания или ИП: меры предосторожности. И еще: Бухучет надо вести по-новому. Дивиденды, дивиденды и еще дивиденды: налоговиков приструнили.

Привлекать сторонних управляющих выгодно. Не надо платить страховые взносы за управленцев в штате, вознаграждение управленцев можно включать в расходы и уменьшать налог на прибыль, а если управляющий ИП — то еще и наличку можно снимать свободно.

Вот только когда придут налоговики и увидят, что компания нанимает стороннего управляющего, она глубоко копнет и снимет расходы, если увидит, что:

— сумма вознаграждения взята с потолка и никак не обоснована;
— непонятно, как формируется плата управленцу, нет четкой детализации в отчетах;
— непонятно, для чего компании вообще был управляющий и какие законные выгоды о этого получает организация;
— функции управляющего дублируют функции штатных руководителей.

Чтобы выгода не превратилась в головняк, судебные разбирательства и доначисления, подходи к вопросу с умом и соблюдай меры предосторожности:

1. Составь договор так, чтобы из него было видно, что именно делает нанятая управляющая компания или ИП. То есть не просто «осуществляет управление организацией», а «участвует в переговорах с контрагентами», «представляет интересы компании в госорганах», «участвует в совещаниях, проводимых Заказчиком» и т.д. Причем каждую функцию детализировать как можно конкретнее. Как часто участвует в совещаниях, в каких именно переговорах участвует, например, только по крупным сделкам начиная от такой-то суммы. То есть договор должен быть своего рода должностной инструкцией управляющего, в котором видны всего его функции и полномочия. А вот должностные инструкции штатных руководителей надо подкорректировать таким образом, чтобы не было дублирования функций.

2. Сформулируй четкую деловую цель, чтобы налоговики видели, что ты не от балды передал функции управления, а у тебя были на это мотивы. Например, ты передаешь управление непрофильной деятельностью компании с соответствующим опытом. Или ставишь управленцам задачу достичь конкретных результатов к определенному сроку (увеличить прибыль, рентабельность и т.д.). Естественно, результат потом должен быть виден в отчетах.

В договоре также укажи требования к опыту и квалификации исполнителей.

3. Оплата должна быть сопоставима с рыночными ценами.

4. На каждую оплату должен быть отчет, из которого видно, что, когда и в каком количестве делал управленец с указанием сумм за каждый пункт. Просто заплатить без отчета и не имея методики расчета — путь к доначислениям. Особенно если кидать ИП-управляющему разные суммы непонятно за что — сразу поймут, что обналичка.

5. Избегай взаимозависимости и не делай управляющим своих же бывших сотрудников.

Советы основаны на судебной практике. Если их учесть, риск претензий со стороны налоговиков будет гораздо ниже.
**************************

Бухучет надо вести по-новому

Правила бухучета сильно поменялись. Изменения внесены законом от 26.07.2019 № 247-ФЗ внесены в 402-ФЗ и ряд других.

Что делать с этими изменениями, рассказал Минфин в письме № ИС-учет-20 от 22.08.2019.

Требования главбуха
Статьей 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» установлены требования к ведению первичных учетных документов организации. Данная статья дополнена положением об обязанности работников организации исполнять требования главного бухгалтера в отношении соблюдения установленного порядка документального оформления фактов хозяйственной жизни, а также представления документов, необходимых для ведения бухгалтерского учета, должностному лицу, на которое возложено ведение бухгалтерского учета. Указанные требования главбуха должны быть оформлены в письменной форме.

Изменение бухотчетности
Установлен запрет на внесение изменений в бухгалтерскую отчетность организации после ее утверждения. Данный запрет распространяется на случаи, когда утверждение бухгалтерской отчетности предусмотрено федеральными законами или учредительными документами организации.

Исправление бухотчетностив ГИРБО
Установлен порядок представления исправленной бухотчетности в ГИРБО, который с 1 января 2020 будет вести ФНС.

В случае исправления организацией ошибки в бухотчетности, обязательный экземпляр которой включен в ГИРБО, организация обязана представить экземпляр исправленной бухгалтерской отчетности (т.е. отчетности, в которой ошибка исправлена) для включения в этот ресурс. Исправленная отчетность представляется:

— в налоговый орган по месту своего нахождения (т.е. в тот же налоговый орган, в который отчетность была представлена первоначально);
— в виде электронного документа;
— по ТКС;
— не позднее чем через 10 рабочих дней со дня, следующего за днем внесения исправления в отчетность. Если изменения в бухотчетность внесены при утверждении ее (по решению акционеров, участников, т.п.), то исправленная отчетность представляется не позднее чем через 10 рабочих дней, следующих за днем утверждения отчетности;
— в форматах, утвержденных ФНС;
— в порядке, утвержденном ФНС.
****************************

Дивиденды, дивиденды и еще дивиденды: налоговиков приструнили

В мае публиковали информацию, что "Когда получение дивидендов может быть опасным: ведите раздельный учет». Дополнительно было сказано, что дело находится на рассмотрении в Верховном Суде РФ, и вот суд высказал свое мнение (Определение Верховного Суда РФ от 26.08.2019 N 309-КГ18-26166 по делу N А47-9881/2017).
ссылка: http://kad.arbitr.ru/Card/fcaaec8a-344b-48b6-abfa-4219033fd850

Самые опасные для бизнеса после «однодневок» и «дробления» являются дивиденты.

Фабула дела
В ходе выездной налоговой проверки инспекцией было установлено, что помимо доходов от основной деятельности, облагаемых налогом на прибыль организаций по ставке 20%, общество получило доход от дочерних организаций в виде дивидендов. Данный доход на основании пункта 3 статьи 284 НК РФ облагается по ставке 0%.
Общество не осуществляло раздельный учет расходов, относящихся к основной деятельности, и расходов, относящихся к доходам в виде дивидендов.

Применив расчетный метод, инспекция определила размер расходов, относящихся к доходам в виде дивидендов пропорционально доле дохода, полученного от данного вида деятельности в суммарном объеме всех доходов общества.

В результате такого распределения расходов налоговая база по доходам, облагаемым по ставке 20%, была увеличена за счет уменьшения части расходов и обществу был доначислен налог на прибыль в сумме 2 788 243 руб.

Суды трех инстанций согласились с необходимостью распределения расходов. По мнению судов, расходы компании на управление дочерними организациями были направлены на повышение их эффективности, что и привело к получению дивидендов.

Доводы ВС РФ
Согласно пункту 1 статьи 247 НК объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается полученная ими прибыль, определяемая как доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов.

Экономически оправданными могут быть признаны затраты, необходимость осуществления которых обусловлена фактом принадлежности налогоплательщику имущества, способного приносить экономические выгоды — долей в уставных капиталах (акций) хозяйственных обществ, и вытекающим из этого факта интересом налогоплательщика в обеспечении эффективности функционирования хозяйственных обществ, в том числе, затраты на осуществление контроля за их финансово-хозяйственной деятельностью.

Названные затраты могут быть учтены при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, применительно к подпункту 18 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса.

В отношении расходов этого вида глава 25 Налогового кодекса не содержит положений, которые бы устанавливали их предельный размер, учитываемый при налогообложении, а также предписаний о каком-либо распределении данных расходов между различными видами доходов.

Положениями пункта 2 статьи 274 НК предусмотрено отдельное определение налоговой базы по прибыли, облагаемой по ставке, отличной от ставки, указанной в пункте 1 статьи 284 Налогового кодекса, то есть по иной ставке, чем ставка 20 процентов.

Однако данная норма не подлежала применению в сложившейся ситуации, поскольку в силу статьи 275 и пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса налоговой базой при получении дивидендов выступает не прибыль (доходы за вычетом расходов), а исключительно сами суммы выплаченных дивидендов. — Таким образом, распределения расходов между несколькими налоговыми базами для данного случая, закон не предполагает.

Также отсутствуют основания для распределения расходов налогоплательщика пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика по правилам пункта 1 статьи 272 Налогового кодекса, поскольку названная норма, исходя из ее буквального содержания, применяется в случаях ведения налогоплательщиком нескольких видов деятельности, в то время как дивиденды выступают внереализационным доходом от долевого участия налогоплательщика в других организациях, а не доходом от деятельности.

Верховный Суд указал, что подход, занятый судами, привел к невозможности учесть понесенные налогоплательщиком затраты в полном объеме при исчислении налога на прибыль организаций по основаниям, не предусмотренным пунктом 1 статьи 252, статьей 270 Налогового кодекса, что не может быть признано правильным.

Судебная коллегия Верховного Суда посчитала, что состоявшиеся судебные акты судов первой, апелляционной и кассационной инстанций надо отменить.

Вывод
В случае возникновения разногласий с налоговыми органами по учету дивидендов, выводы указанные в этом Постановлении ВС РФ помогут отстоять правомерность ваших действий.
******************************************************************

И еще: На заметку руководителю! Информация по рискам и схемам ликвидации компаний

1. Как ликвидировать компанию без выездной налоговой проверки?
ссылка: https://www.barrit.ru/cgi-bin/practic.cgi?c=r&id=3901

2. Ликвидация компании через офшор: инструкция по применению
ссылка: https://www.barrit.ru/cgi-bin/practic2.cgi?c=r&id=3856

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26