Главная / Защита прав детей / СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ПРИ ШКОЛЕ

СОЦИАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ ПРИ ШКОЛЕ

Ирина Алексеева

По материалам проекта «Подари мне надежду»
Организация: Средняя общеобразовательная школа № 70 г. Хабаровск

Резкие экономические изменения в России привели к тому, что значительная часть населения оказалась за чертой бедности. Это привело к увеличению числа семей, оказавшихся в социально-опасном положении. Родители в таких семьях не обеспечивают детей необходимой заботой и вниманием, не готовят детей к учебной деятельности, многие из этих детей переживают различного рода насилие со стороны родителей и опекунов. Нередко это приводит к тому, что дети часто бывают голодные, не имеют элементарных вещей, приходят в школу неподготовленными. Не имея опыта регламентированной жизни, без поддержки семьи, они довольно быстро оказываются неуспешными, начинают пропускать занятия, после школы часто не возвращаются домой и много времени проводят на улице, их проблемы, даже острые зачастую не попадают в поле зрения взрослых. Все это способствует к тому, что такие дети рано оказываются вне школы, ищут поддержки в асоциальных компаниях, попадают в криминальные ситуации, а в дальнейшем пополняют собой ряды неблагополучных родителей.
Опыт взаимодействия с семьями, оказавшимися в социально-опасном положении, показывает, что школа играет особую роль для жизни детей из этих семей. Если при плохо заботящихся родителях детям все-таки удается удерживаться в школе, получить помощь и поддержку учителей, то вне зависимости от успеваемости жизнь ребенка становится более структурированной. Так или иначе, у детей, которые посещают школу, формируются навыки регулярной продуктивной деятельности и нормального взаимодействия со сверстниками — то, что, прежде всего, нарушается у детей из неблагополучных семей. В школе они приобретают социальные навыки, меньше чувствуют социальную изоляцию, им приходится планировать время, у них остается меньше причин для проведения времени на улице в поисках общения и пропитания.
Поэтому адаптация ребенка в школе является одним из самых существенных факторов, противостоящих социальному сиротству. Если ребенок удерживается в школе, пусть плохо, но учится, посещает занятия, а тем более если он учится успешно, то риск его ухода из семьи на улицу и попадания в асоциальные компании значительно снижается, у него есть шанс получить профессию, впоследствии начать жить самостоятельно от родителей.
Вместе с тем, трудности взаимодействия с детьми из неблагополучных семей и их родителями и отсутствие в школе условий (подготовленных специалистов, помещений, бесплатного питания) приводят к тому, что школа оказывается неспособной удержать таких детей. Самим детям трудно удержаться в школе без специальной помощи, они часто отстают от учебного процесса, им негде и не с кем делать уроки. Плохое поведение и несформированность учебной мотивации нередко приводит к отторжению со стороны учителей.
Для того, чтобы дети проводили больше времени в школе, а не на улице, могли адаптироваться к учебе и находились под присмотром взрослых, которые могут помочь им при ухудшении положения ребенка в семье (например, когда ребенок подвергся насилию со стороны родителей или остается голодным на протяжении нескольких дней) требуется специальная организация пространства для этих детей в школе, позитивное отношение со стороны учителей и администрации, и целенаправленные занятия с ними.

Цель такой работы – помощь в социальной адаптации детей из неблагополучных семей, путем создания такого пространства в школе (социальной гостиной), которое позволяет этим детям удерживаться в школе, получать педагогическую и социальную помощь, и сокращает время пребывания ребенка без надзора со стороны взрослых.

Задачи Службы социальной гостиной

1. Организация помещения для детей, куда дети могут приходить после занятий в
школе.
2. Организация помощи в учебной, досуговой и игровой деятельности детей.
3. Оказание психологической помощи детям; выявление наиболее актуальных медицинских и социальных проблем детей и привлечение других служб к их разрешению.
4. Вовлечение родителей в решение проблем ребенка; содействие родителям в
получении социальной и психологической помощи в социальных службах.
5. Выявление случаев высокого риска для жизни ребенка и принятие необходимых мер по его снижению, в т.ч. направление детей в социально-реабилитационные центры (приюты). Привлечение для решения проблем детей других служб и специалистов, работающих в смежных областях (опека, правоохранительные органы, социальные службы).

Дети, зачисленные в школу из семей, оказавшихся в социально-опасном положении – это, прежде всего, дети, о которых не заботятся в семьях и/или которые часто подвергаются насилию дома со стороны родителей или опекунов. Фактически целевой группой социальной гостиной являются дети, которые в силу тех или иных причин не могут находиться дома и, если им не оказать помощь, после школы будут проводить время на улице. Дети могут находиться в такой ситуации постоянно или эпизодически, поэтому некоторые дети посещают социальную гостиную постоянно, а другие – время от времени, когда что-то случилось дома (например, болезнь и госпитализация родителей, запои и т.п.).
Сущность услуги заключается в организации при образовательном учреждении пространства, где дети могут проводить время после занятий в таких условиях, которые могут хотя бы частично компенсировать имеющиеся у них проблемы. Социальная гостиная также дает возможность в значительной мере сократить пребывание детей вне опеки со стороны взрослых, т.е. на улице. Для этого необходимо организовать питание, помочь справиться с учебной нагрузкой, разрешить психологические проблемы, вызванные неблагополучными семейными условиями.
В силу этого следующие компоненты для социальной гостиной являются основными:
Безопасное пространство. Оно включает в себя оборудованное помещение, где постоянно находится воспитатель, который занимается с детьми и заботится о поддержании доброжелательной атмосферы. Помещение должно быть оборудовано таким образом, чтобы можно было обеспечить детям помощь с уроками, досуговую и игровую деятельность.
Педагогическая помощь. В отличие от групп продленного дня включает в себя как помощь в выполнении домашних заданий, так и специальные занятия, направленные на компенсацию учебных проблем ребенка (задолженности по отдельным предметам, пробелы в знаниях и т.д.). Задачей педагогической помощи в социальной гостиной является не только приобретение знаний, но и формирование позитивного отношения к учебе (повышение самооценки ребенка, уверенности в своих возможностях и т.п.).
Психологическая помощь. Задачами психологической помощи в социальной гостиной является разрешение актуальных психологических проблем; отработка травматических переживаний, связанных с насилием в семье и вне ее; налаживание отношений со сверстниками и педагогами.
Социальная помощь. Включает в себя поддержание контакта с семьей ребенка, организацию питания, необходимых учебных принадлежностей и одежды, сопровождение ребенка при необходимости в медицинские учреждения, организацию эвакуации ребенка, если его жизни или здоровью угрожает опасность. Важным компонентом социальной работы является также содействие родителям в получении социальной и психологической помощи, налаживание контакта семьи с центрами по работе с населением.

Для того чтобы социальная гостиная функционировала и выполняла свои задачи, необходимо прилагать специальные усилия для привлечения и удержания детей. Кроме организации питания и занятий, особенно важную роль играет создание в социальной гостиной доброжелательной обстановки, внимательное отношение со стороны взрослых. Это особенно значимо для детей, которые часто испытывают на себе отвержение и негативизм со стороны родителей, педагогов, сверстников и нередко подкрепляют это негативное отношение своим поведением. Досуговая деятельность (игры, кружки, другие занятия) должна соответствовать возрасту и интересам современных детей, сочетать структурированные занятия и отдых (свободное время).
Количество постоянно посещающих социальную гостиную детей не может превышать пятнадцати человек на одного воспитателя. Кроме тех, кто каждый день посещает гостиную, в ней могут при необходимости короткое время находиться дети, у которых что-либо случилось дома. Количественные ограничения обусловлены тем, что работа социальной гостиной направлена на оказание помощи трудным детям и одной из главных составляющих этой помощи является максимально индивидуальный подход к ребенку (формирование контакта с каждым ребенком, обсуждение его проблем в семье и школе и т.п.), то есть воспитатель должен иметь возможность в течение дня уделить время каждому ребенку.
Дети, посещающие социальную гостиную, должны быть отобраны по возрасту, (например, начальная школа, младшие подростки, старшеклассники), с тем, чтобы для них можно было организовывать коллективные игры, досуг с учетом их возрастных особенностей. Организация социальной гостиной для детей начальной школы должна значительно отличаться от гостиной, которую посещают преимущественно подростки. Эти отличия заключаются не только в том, какие игры и кружки играют дети, но и в режиме и характере взаимоотношений с воспитателем и друг другом (если, маленьких детей нужно занимать, то подростков скорее ориентировать на собственную активность и поощрять самоорганизацию).
Первый этап пребывания в гостиной включает в себя знакомство с детьми, сбор информации о них (через непосредственное общение с ребенком, от классного руководителя, социального педагога школы), разъяснение детям целей и правил пребывания в гостиной. На начальных этапах важно сформировать доверительные отношения с детьми.
Распорядок дня должен включать в себя как время на кружки, игры, занятия со специалистами (психолог, педагог, возможно, логопед), так и время для свободного общения детей друг с другом и воспитателем. Расписание не должно быть монотонным, однообразным и жестким, чтобы у детей не пропадал интерес к пребыванию в гостиной.
Основной задачей воспитателя является поддержание взаимодействия с ребенком, организация режима. При этом, чем больше времени воспитателю удается проводить в свободном общении с ребенком, тем более позитивным для ребенка может быть пребывание в гостиной.
Специалисты обычно совмещают работу в социальной гостиной с другой работой в школе. Поэтому важно, чтобы их время работы в социальной гостиной было фиксированным и регулярным (например, два раза в неделю).
Психолог проводит как индивидуальные консультации, так и групповые занятия с детьми. Индивидуальные встречи должны быть ориентированы, в первую очередь, не на диагностику познавательных процессов и эмоциональных особенностей ребенка, а на формирование более позитивной самооценки, помощь в отреагировании травматических переживаний, связанных с семейной ситуацией, разрешение конфликтов с детьми и взрослыми. Групповые психологические занятия направлены преимущественно на развитие коммуникативных навыков, они выстраиваются с учетом возраста, и для подростков могут включать в себя не только упражнения, но и обсуждение наиболее актуальных проблем (отношения со сверстниками, родителями, учителями, планирование будущего и т.д.)
Задачами социального педагога гостиной помимо обеспечения ребенка питанием и необходимыми для обучения принадлежностями является также установление контактов между семьей и школой, организация связей между родителями ребенка и социальной службой (например, центром по работе с населением), мотивирование родителей на получение социальной, медицинской и психологической помощи.
Другой важной задачей социального педагога является формирование представления о том, в каких условиях проживает ребенок (включая отслеживание того, как изменяются эти условия), а также помощь в эвакуации ребенка, если его жизни и здоровью начинает угрожать опасность (сообщение информации в опеку, правоохранительные органы, связь с приютами и т.д.).
Эффективная помощь детям, посещающим социальную гостиную, возможна лишь при выстроенном взаимодействии между воспитателем социальной гостиной, психологом, социальным педагогом. Координатором этого взаимодействия является воспитатель, который больше других специалистов видит ребенка, общается с ним, знает его текущие проблемы. Взаимодействие дает возможность воспитателям правильно выстраивать отношения с ребенком, социальному педагогу – быть в курсе положения и нужд ребенка, понимать, куда направлять усилия, психологу – отслеживать состояние ребенка, особенности его поведения. Все вместе они имеют возможность не только обмениваться информацией, иметь более полное представление о проблемах ребенка, но и получать эмоциональную поддержку друг от друга, что особенно важно при работе с такими детьми и семьями. В практике это взаимодействие может реализовываться в виде обязательных регулярных – не менее одного раза в неделю – встреч воспитателя, психолога, социального педагога для обсуждения ситуации ребенка, динамики состояния и согласование общих направлений работы.
Помимо взаимодействия с психологом и социальным педагогом школы воспитателю социальной гостиной необходимо поддерживать контакт с классным руководителем ребенка, так как школьная адаптация ребенка во многом зависит от его успешности в классе и отношения к нему со стороны педагогического коллектива. Если ребенок хорошо себя чувствует в социальной гостиной, но имеет напряженные отношения с классным руководителем, это негативно скажется на усилиях всех специалистов социальной гостиной. Кроме того, для практической работы с ребенком воспитателю важно знать, что меняется у ребенка в школе, а классный руководитель может получить от воспитателя, который постоянно видит ребенка в менее формальных условиях, информацию о его жизни.
Для успешной работы социальной гостиной необходимо наличие достаточного количества персонала, который будет заниматься с детьми (воспитателей для организации досуга в течение дня; психолога для решения психологических проблем ребенка; возможно, педагога для помощи детям в обучении и выполнении домашних заданий; социального педагога, вступающего в контакт с родителями для решения проблем, связанных с обеспечением образовательного процесса, и контактов с центром по работе с населением). При обучении персонала социальных гостиных должна произойти смена парадигмы с оценочно-педагогической на понимающую и поддерживающую. Обучение направлено на понимание проблем детей из неблагополучных семей и путей формирования этих проблем, умение их выделять и диагностировать, умение выстраивать общую тактику работы и взаимодействие специалистов различного профиля для решения проблем детей.

В своей работе служба социальной гостиной формирует отношения со многими организациями.
Органы социальной защиты, в перовую очередь, центры по работе с населением помогают с организацией социальной помощи семье. Организация социальной, медицинской и психологической помощи родителям ребенка, посещающего социальную гостиную. Устройство братьев или сестер дошкольного возраста в бесплатные детские группы при ЦРН.
Органы здравоохранения, в частности, детские поликлиники организуют осмотр и оказание медицинской помощи детям, нуждающимся в ней.
От комиссии по делам несовершеннолетних школа получает информацию о семьях. Школа может направлять в комиссию информацию о плохом обращении с детьми, если оно не корректируется в процессе работы. Центры развития творчества детей и юношества помогают в организации досуга детей, организации театральной студии, праздников. ВУЗы, имеющие факультеты социального профиля (социальные работники, психологи, педагоги и т.п.) — предоставляют студентов для организации занятости детей, волонтерской работы с детьми и семьями.
В заключении остановимся на нормативных и организационных вопросах работы социальной гостиной.
Работа социальной гостиной строится на основании Положения о социальной гостиной, утвержденного директором школы и согласованного с органом управления образованием. В положении должны быть указаны цели организации социальной гостиной, задачи гостиной, кадровое обеспечение, порядок набора детей в социальную гостиную и их количество, основные виды помощи, оказываемой детям.
Режим работы социальной гостиной разрабатывается в зависимости от возраста детей, для которых организуется социальная гостиная, с учетом смены, в которую учатся дети, возможностей специалистов.
Режим работы должен включать в себя время на игры, кружки, питание, выполнение домашних заданий, время на коррекционные занятия, время на свободное общение.
Документация:
Журнал посещаемости.
Записи консультаций специалистов.
Индивидуальная карта ребенка, в которой содержится общая информация о ребенке, динамика его поведения и ситуации в семье, основные проблемы.

Социальная гостиная является подразделением государственного образовательного учреждения (школы).
Работа социальной гостиной не противоречит нормативным актам, регламентирующим развитие школы. Нормативные акты, регламентирующие развитие школы:
— Закон об образовании РФ;
— Типовое положение об образовательном учреждении;
— Устав школы;
— Положение об экспериментальной площадке (если есть);
— Приказы и распоряжения по проблемам развития;
— Различные локальные акты школы.
В зависимости от имеющихся региональных нормативно-правовых актов и возможностей финансирования, социальная гостиная может организовываться на основании различных нормативно-правовых актов. К примеру, это может быть положение о социальной гостиной, утвержденное директором школы и согласованное с органом управления образованием. В случае, если работа гостиной требует дополнительного финансирования (питание для детей, ставки специалистов, оборудование), которое невозможно осуществить за счет бюджета школы и внебюджетных средств (спонсорская помощь и т.д.), то требуется распоряжение местной администрации.
Социальная гостиная также может создаваться на базе положений об экспериментальной площадке (например, Положение о городской экспериментальной площадке Московского комитета образования; приказ Министерства образования Московской области от 30 января 2002 г. N 029).

Штатное расписание социальной гостиной включает ставку воспитателя (полная занятость). Ставку социального педагога – (неполная занятость). Если социальный педагог совмещает работу в социальной гостиной и работу с детьми школы, то должны быть зафиксированы часы работы в социальной гостиной для того, чтобы работа в социальной гостиной велась регулярно и не строилась по остаточному принципу.
В социальной гостиной должен работать психолог (неполная занятость). Если психолог совмещает работу в социальной гостиной и работу с детьми школы, то должны быть выделены дни работы в социальной гостиной. Возможно привлечение логопеда, педагогов дополнительного образования из штата школы.

Рассмотрим подробнее функциональные обязанности каждого специалиста.
Воспитатель: Создание доброжелательной обстановки в социальной гостиной. Организация работы социальной гостиной; поддержание режима. Воспитатель ежедневно отслеживает посещаемость и состояние детей. При обнаружении признаков жесткого обращения фиксирует их, привлекает социального педагога, содействует ребенку в получении помощи. Поддерживает контакты с классным руководителем, получает информацию об учебных проблемах ребенка. Совместно с психологом и социальным педагогом разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.
Психолог проводит индивидуальные консультации и групповые занятия с детьми, направленные на преодоление эмоциональных проблем ребенка, повышение самооценки, уверенности, отработку травматических переживаний. Совместно с воспитателем и социальным педагогом разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

Социальный педагог организует получение питания и необходимых для обучения принадлежностями. Поддерживает контакты семьи и школы, устанавливает связь между родителями ребенка и социальной службой (например, центром по работе с населением), при необходимости сопровождает ребенка в медицинские учреждения и социальные службы. Находится в курсе семейной ситуации и условий жизни ребенка, при выявлении высокого риска для жизни и здоровья ребенка информирует соответствующие органы об этом (опеку, правоохранительные органы, комиссию по делам несовершеннолетних) и совместно с ними обеспечивает безопасность ребенка (направление в больницу, приют и т.п.). Вместе с психологом и воспитателем разрабатывает индивидуальную программу реабилитации.

Отдельно необходимо остановиться на вопросе оценке эффективности работы социальной гостиной.
Следующим критерии:
1. Стабильность посещения детьми социальной гостиной (из 15 детей по списку не менее 10 посещают социальную гостиную постоянно);
2. Наличие распорядка дня, учитывающего: занятия учебной деятельностью (помощь в приготовлении уроков, дополнительные занятия с педагогом); кружки и т.п. досуговую деятельность; свободное время для игр и общения детей друг с другом и с воспитателем;
3. Регулярное получение детьми психологической помощи (психолог постоянно ведет — консультирует не менее одного раза в неделю – 5 детей, остальных — по необходимости);
4. Стабильное посещение детьми школы (уменьшение количества прогулов), снижение числа и остроты конфликтов с педагогами и сверстниками, улучшение школьной успеваемости.
5. Наличие учета случаев жестокого обращения (например, журнал, где фиксируются случаи, когда ребенок пришел в гостиную со следами насилия, рассказал про экстраординарные ситуации в семье и т.д.)
6. Налаженное взаимодействие специалистов (регулярные – раз в 1-2 недели – встречи всех сотрудников соц.гостиных для обсуждения вопросов, касающихся детей).
Сиротство.ру.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26