Роялти – виды и пример расчета
Вы узнаете:
- Что такое уплата роялти.
- Что оплачивают роялти.
- Кто платит роялти за интеллектуальную собственность.
- Каким образом осуществляется налогообложение роялти.
- Какие преимущества и недостатки роялти существуют в сфере франчайзинга.
Что такое роялти
Роялти – это оплата использования постороннего бренда или торговой марки. Уплата роялти – способ финансового вознаграждения за эксплуатацию авторского права, патента, марки, бренда, франшизы, определенного ресурса и иных форм собственности. Другими словами это постоянные выплаты за оказание услуг.
Термин оплаты роялти используется в различных отраслях (аренда, пошлина, оплата доли за право собственности). Например, в земельном праве понятие используют в качестве обозначения рентных выплат за право использования природных ресурсов. Однако чаще всего система роялти упоминается во франчайзинговых процессах.
Кто платит роялти? Франчайзер – владелец торгового бренда и франчайзи – плательщик за право эксплуатации бренда заключают договор, в котором первая сторона обязуется предоставить право использования собственного бренда, осуществлять маркетинговые компании и помогать в обучающих процессах и в оформлении помещения.
Вторая сторона в свою очередь вносит сумму за право вступления в сеть предприятия (единоразовый паушальный взнос) или конкретную сумму средств для развития сети. Франчайзи получает право развивать собственный бизнес без огромных вложений в продвижение, имея при этом постоянных партнеров. В процессе развития он выплачивает роялти – процент с продаж. Роялти, как правило, могут быть ежемесячными и ежеквартальными.
Размер и порядок выплаты роялти регламентируется по заключенному договору.
Виды роялти
Роялти на интеллектуальную собственность (фри роялти)
Существует особая форма собственности, которая связана с такими предметами, как литературные и музыкальные творения, а также программные разработки. Примерами роялти в этом секторе могут быть взносы за пользование антивирусными программами, видео или песнями.
За разработку подобных объектов создатель получает фри роялти – это разовая оплата за легальную эксплуатацию интеллектуальной собственности. Фри роялти может быть очень выгодным вариантом в случае многократного использования объекта. Однако это не означает, что предметом можно пользоваться бесплатно. Фри роялти не означает покупку интеллектуальной собственности у правообладателя.
Роялти в виде паушального взноса
Роялти в виде паушального взноса – это сумма, которую пользователь платит один раз. Само по себе понятие «роялти» означает управление правом собственности. В то время как паушальный взнос – это взнос за вступление в сеть франчайзи. Размер взноса определяется издержками на формирование оптимальной бизнес системы, имиджем бренда, а также количеством предлагаемых услуг. Чаще всего средства, полученные в виде паушального взноса, используются франчайзером для открытия новых точек.
В размер паушального взноса входят все издержки собственника на регистрацию новой компании и обеспечение ее появления на рынке. Для этого учитываются следующие издержки:
- На аренду помещения.
- На обучение персонала.
- На анализ рынка.
- На продвижение франшизы.
Помимо перечисленных пунктов учитываются издержки, связанные со сферой деятельности франшизы. Они также покрываются паушальным взносом. Сумма паушального взноса формируется с учетом планируемого уровня дохода или прибыли вновь открытой франшизы. Ее размер диктуется франчайзером. Сумма взноса закрепляется в договоре франшизы.
Примеры роялти
Рассмотрим понятие роялти на примере реальных ситуаций:
- Любитель музыки скачал любимые песни, или просто слушает лучшие треки по радио. За каждое скачивание трека с официального источника собственник получает роялти.
- Автор написал произведение. Издательство выпустило книгу на рынок. За каждую проданную копию автор получает роялти.
- Бизнесмен захотел открыть ресторан определенной марки. Он заключает договор на право эксплуатации бренда официальной организации, обучается, а после ведет деятельность ресторана самостоятельно, регулярно выплачивая роялти.
Выплата роялти
Авторские роялти платят за следующие процессы:
- Процент с продаж. Вариант роялти с продаж встречается достаточно редко. Связано это с тем, что прибыль франчайзи зачастую зависит от размера издержек. В начале развития объем прибыли франчайзи может быть минимальным. Для него такой вид роялти выгоден. Но нельзя так сказать про франчайзера. В этой ситуации франчайзер не может повлиять на объем продаж и, соответственно, получить достойные роялти. Он также не может спрогнозировать, сколько процентов роялти он получит в следующем месяце.
- Маржинальный процент. Пользователь торговой марки оплачивает процент с наценки. Такой вариант очень выгоден для владельца бренда – он может сам определять размер наценки.
- Фиксированный роялти. Размер роялти закрепляется в договоре. Также в договоре закрепляются конкретные сроки выплат. Этот вариант выгоден для обеих сторон сделки.
Налогообложение роялти
В соответствии с законодательством Российской Федерации финансы, полученные в виде роялти, признаются доходом компании-собственника. Они также облагаются налогом на прибыль организации. Порядок налогообложения роялти и иных форм прибыли организации закреплен в 250 статье НК РФ.
Плюсы и минусы роялти
Рассмотрим плюсы и минусы роялти в сфере франчайзинга для обеих сторон сделки.
Преимущества и недостатки роялти для франчайзера (владельца бренда):
Преимущества | Недостатки |
|
|
Преимущества и недостатки роялти для франчайзи (пользователь бренда):
Преимущества | Недостатки |
|
|
Как рассчитываются роялти
Как говорилось ранее, самый популярный способ оплаты роялти – процент от выручки. Однако какой размер роялти считается допустимым. Международная ассоциация франшиз (IFA) провела анализ и выявила различие средних роялти в различных сферах деятельности.
По результатам анализа средней допустимой величиной роялти стал показатель 6,5%. В сфере общественного питания и гостиничных услуг показатель ниже – 4,5%. В сфере недвижимости показатель равен 6%, в сфере недвижимости – 6,5%, а в сфере образования – 8,5%.
Итоговый размер роялти устанавливает непосредственный франчайзер. Законодательство не контролирует этот вопрос. Но франчайзер, устанавливающий на свой бренд роялти выше 20%, вряд ли будет пользоваться спросом среди покупателей.
Наш адрес
Москва, ул. Б. Полянка, 26