Во многих магазинах в торговый зал не пускают со своими сумками и портфелями.
Во многих магазинах в торговый зал не пускают со своими сумками и портфелями. Законно ли это? Будет ли магазин нести ответственность, если вещи, оставленные на хранение, пропадут?
Вообще владелец магазина, что называется, хозяин-барин: он вправе определять условия работы торговой точки, исходя из принципа свободы, гарантированного ст. 1 Гражданского кодекса России. При этом, конечно, не должны нарушаться правила торговли, прямо установленные законодательством, и недопустимо ущемление прав покупателей.
Однако насчет сдачи сумок законодательство молчит: есть лишь рекомендательные нормы, не имеющие обязательной юридической силы. Явной дискриминации потребителей тоже не наблюдается — о ней можно было бы говорить, если бы, например, магазин запретил вход лицам отдельной национальности или цвета кожи.
На практике встречаются две ситуации.
1. В торговой точке вешают объявление «Сумки сдать» и рядом «приятное» сообщение «За сохранность не отвечаем». Как это ни возмутительно, но поступить так магазину разрешает ст. 891 ГК. Согласно ей, принимая вещи на хранение, можно предусмотреть условие об отказе обеспечивать их сохранность.
Однако в ГК есть еще ст. 428. Исходя из нее если организация установила обязательные правила, которые ставят клиентов в явно невыгодное положение, то можно добиваться отмены таких «кабальных» условий (строго по закону это делается через суд). Если магазин жестко требует сдавать вещи (а не любезно предлагает оставлять их тем, кому это удобно) и при этом отказывается обеспечивать сохранность сумок, то покупатель оказывается практически в безвыходном, явно неблагоприятном положении. Так что есть основания добиваться отмены таких суровых правил. Однако если вещь уже пропала, то получить компенсацию удастся вряд ли.
2. Если в торговой точке требуют сдавать сумки, но не пугают предупреждением, что за сохранность не отвечают, то в случае пропажи можно требовать возмещения стоимости имущества, ссылаясь на главы 47 и 25 ГК РФ.