Главная / Новости / Проведение допросов и осмотров в рамках налогового контроля

Проведение допросов и осмотров в рамках налогового контроля

Подписаться на новости

Налоговыми органами при выездных и камеральных проверках активно используются такие формы налогового контроля, как допрос работников руководителя и учредителей организации; осмотр помещений и территорий налогоплательщика.

Некоторым вопросам проведения данных мероприятий, правам и обязанностям их участников посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

Кто может быть допрошен в качестве свидетеля?
В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано физическое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Об этом сказано в пункте 1 статьи 90 НК РФ.

Перечень лиц, которые не могут быть допрошены в качестве свидетеля, приведен в пункте 2 статьи 90 НК РФ. К ним относятся адвокаты, аудиторы, получившие информацию о налогоплательщике при исполнении своих профессиональных обязанностей.

Помимо пункта 2 статьи 90 НК РФ отсылку на свидетельский иммунитет содержит пункт 3 названной статьи, согласно которому свидетель вправе не давать показания против себя и своих близких родственников.

Может ли директор быть допрошен в качестве свидетеля?
ФНС в пункте 5.1 письма от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837 рекомендует квалифицировать протокол допроса директора,главного бухгалтера проверяемого налогоплательщика, опрошенных в качестве свидетелей и заведомо заинтересованных в исходе дела, как документ, которым оформлены пояснения налогоплательщика (подпункт 4 пункта 1 статьи 31 НК РФ).Однако практика показывает, что директор допрашивается в качестве свидетеля, в том числе после получения у него пояснений (постановление АС Поволжского округа от 26.05.2016 № Ф06-8745/2016, постановление АС Волго-Вятского округа от 17 мая 2018 г. № А43-24714/2017).

Письмом ФНС от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@ налоговым органам направлены методические рекомендации по установлению в ходе налоговых и процессуальных проверок обстоятельств, свидетельствующих об умысле в действиях должностных лиц налогоплательщика, направленном на неуплату налогов (сборов). В рекомендациях приведены перечни вопросов, подлежащих выяснению у работников, руководителя организации при проведении допросов.

Показания физического лица относятся к прямым доказательствам умысла на совершение правонарушения, за которое в отношении руководителя, бухгалтера, иного должностного лица может быть возбуждено уголовное дело.

В этих условиях понимание того, что относится к определению размера налоговых обязательств налогоплательщика, а что − к правам и интересам свидетеля как физического лица, у налогового органа и свидетеля, очевидно, может не совпадать.

Отказ свидетеля от дачи показаний со ссылкой на статью 51 Конституции рассматривается налоговыми органами как воспрепятствование установлению фактических обстоятельств дела, если такой отказ получен на все поставленные вопросы независимо от их смысла (решение ФНС от 12 апреля 2017 г. № СА-4-9/6950@).

Какая процедура вызова физического лица для допроса в налоговый орган?
НК РФ не регулирует порядок вызова в налоговый орган для дачи показаний.

Налоговые органы ориентированы на осуществление вызова свидетеля для дачи показаний по месту нахождения (в помещение) налогового органа повесткой (письмо ФНС от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837).

Согласно форме протокола допроса свидетеля, в нем помимо прочего отражается адрес места проведения допроса (приложение № 11 к приказу ФНС от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@).

По смыслу статьи 90 НК РФ допрос, по общему правилу, проводится по месту нахождения (в помещении) налогового органа.

В рамках выездной налоговой проверки допрос может проводиться по месту нахождения налогоплательщика. В этом случае допрос физических лиц проверяемого налогоплательщика в качестве свидетелей может состояться без составления документа о вызове в налоговый орган.

В период приостановления выездной налоговой проверки допрос свидетеля может проводиться в помещении налоговой инспекции.

Могут ли свидетельские показания быть получены по месту жительства физического лица?
Положения пункта 4 статьи 90 НК РФ допускают со стороны налогового органа выбор места допроса и способ уведомления лица о проведении допроса.

Свидетельские показания могут быть получены и по месту жительства свидетеля, но только с его согласия.

Обратим внимание, что доступ должностных лиц налоговых органов в жилые помещения помимо или против воли проживающих в них физических лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения, не допускается (пункт 5 статьи 91 НК РФ).

Физическое лицо вправе отказаться от дачи свидетельских показаний по месту жительства и предложить налоговому органу направить вызов для дачи показаний в налоговом органе.

Но обратим внимание, что искомое помещение должно фактически использоваться физическим лицом для проживания.

В судебной практике есть примеры, когда в ходе проверки было установлено, что помещение для проживания физических лиц не используется, занято офисной мебелью и компьютерной техникой.

Использование налогоплательщиком помещения в качестве офиса без соблюдения процедуры перевода данного помещения в категорию "нежилое", не может являться основанием для предоставления гарантий, предусмотренных пунктом 5 статьи 91 НК РФ в отношении жилых помещений (постановление ФАС Уральского округа от 24 сентября 2013 г. № Ф09-8732/13).

В случае невозможности по объективным причинам прибыть на допрос, может ли вместо генерального директора по доверенности участвовать другое лицо?
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через уполномоченного представителя (пункт 1 статьи 26 НК РФ).

С учетом части 1 статьи 48 Конституции гражданин имеет право воспользоваться юридической помощью при даче пояснений в качестве свидетеля.

Но участие представителя не освобождает от обязанностей, в отношении которых предусмотрено личное (самостоятельное) исполнение. В частности, представление показаний, пояснений нельзя передоверить представителю.

Участие адвоката не освобождает физическое лицо от обязанности личного исполнения полученного адресного уведомления (повестки) налогового органа о даче пояснений (показаний). Если по объективным причинам прибыть на допрос невозможно, об этом следует известить налоговый орган.

Допрос представителя (адвоката) вместо свидетеля является недопустимым вне зависимости от наличия доверенности, предусматривающей такие полномочия (решение ФНС по жалобе от 11 апреля 2018 г. № СА-3-9/2269@).

Может ли представитель организации – штатный юрист присутствовать при допросе сотрудника организации?
По мнению Минфина, НК РФ не предусматривает право проверяемого лица участвовать при допросе свидетелей (письмо Минфина от 22 октября 2015 г. № 03-02-07/1/60796). Данное утверждение следует понимать таким образом, что такое участие не названо в качестве отдельного права проверяемого налогоплательщика.

Но участие может быть реализовано посредством оформления доверенности на уполномоченного представителя (естественно, при выраженном на это в соответствующей доверенности согласии свидетеля). Следует обратить внимание, что доверенность, выданная от имени организации, не является подтверждением полномочий на представлление интересов ее работника.

На мой взгляд, при вызове работника, иного должностного лица организации в налоговый орган участие в процедуре допроса их представителя возможно при наличии доверенности, выданной от имени физического лица (свидетеля), по общему правилу, нотариально удостоверенной.

Имеющаяся правоприменительная практика допускает участие при проведении допроса как уполномоченного представителя, так и иного «сопровождающего», оказывающего свидетелю квалифицированную юридическую помощь.

Более того, если налоговый орган безосновательно отказал в участии представителя (допрос заявителя осуществлен в отсутствии представителя), то это расценивается как нарушение прав физического лица, которое может повлечь признание полученных доказательств не подлежащими применению.

Какая ответственность предусмотрена НК РФ для свидетеля?
Статьей 128 НК РФ установлена ответственность свидетеля за неявку или уклонение от явки, а также за неправомерный отказ от дачи показаний или за дачу заведомо ложных показаний соответственно в размере одной и трех тысяч рублей.

Отказаться от дачи показаний физическое лицо вправе только по основаниям, предусмотренным законодательством (пункт 3 статьи 90 НК РФ).

Каким нормативным актом регулируется продолжительность допроса?
В НК РФ, в отличие от Уголовно-процессуального кодекса, продолжительность проведения допроса никак не регулируется.

На основании статьи 187 Уголовно-процессуального кодекса допрос не может длиться непрерывно более четырех часов. Продолжение допроса допускается после перерыва не менее чем на один час для отдыха и принятия пищи, причем общая продолжительность допроса в течение дня не должна превышать восьми часов.

В силу пункта 3 статьи 33 НК РФ должностные лица налоговых органов обязаны корректно и внимательно относиться к налогоплательщикам, их представителям и иным участникам отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, не унижать их честь и достоинство.

В ходе допроса свидетель вправе заявить должностным лицам налогового органа ходатайство о необходимости предоставить перерыв, если продолжительность допроса превысила четыре часа, а также по иным уважительным причинам, например, по причине плохого самочувствия. Кроме того, свидетель может просить перенести допрос (произвести новый допрос в другую дату). Соответствующие заявления свидетель вправе потребовать отразить в протоколе допроса.

Может ли проведение продолжительного допроса являться основанием для признания полученных доказательств недопустимыми?
Само по себе проведение допроса продолжительное время не указано в качестве обстоятельства, которое бы означало, что полученные доказательства применению не подлежат.

Налогоплательщик при рассмотрении материалов налоговой проверки вправе потребовать исключения из числа доказательств показаний свидетеля, полученных в ходе допроса, который продолжался более четырех часов, как полученных с нарушением закона (с использованием незаконного воздействия на допрашиваемого).

Немаловажную роль может сыграть заявление свидетеля, отраженное в протоколе допроса, о необходимости предоставления перерыва.

Какие требования предъявляются к оформлению протокола допроса?
Общие требования, предъявляемые к протоколу, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля, установлены статьей 99 НК РФ. Они в полном объеме распространяются и на протокол допроса свидетеля.

Данные требования представляют собой одну из гарантий защиты прав налогоплательщика. По этой причине, отсутствие, например, в протоколе даты проведения допроса, подписи лиц, проводивших допрос, должно повлечь невозможность использования протокола в качестве доказательства по делу о налоговом правонарушении.

Как свидетелю убедиться в корректности отражения его показаний в протоколе?
В процессе проведения допроса, оформления протокола свидетелю не воспрещается вносить изменения в показания.

Нередко при формулировании должностным лицом налогового органа записей в протоколе («сокращении сказанного») искажается смысл показаний, им придается негативный оттенок. Свидетель вправе требовать полного воспроизведения данных им показаний.

Копия протокола должна быть вручена свидетелю сразу после его составления. С 4 сентября 2018 года об этом прямо сказано в пункте 6 статьи 90 НК РФ (Федеральный закон от 3 августа 2018 г. № 302-ФЗ). Направление протокола свидетелю по почте или по ТКС не предусмотрено.

Отказ свидетеля от получения копии протокола отражается в этом же протоколе (ставится отметка об отказе в получении).

Как проверяемому налогоплательщику следует воспринимать результаты проведенных налоговым органов допросов свидетелей?
В акте проверки указываются сведения о проведенных мероприятиях налогового контроля (пункт 3 статьи 100 НК РФ), а также наименования и реквизиты документов, которыми они оформлены, согласно приложению к акту проверки (приложения № 23, 24 к приказу ФНС от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@). Изложение в акте обстоятельств допущенного проверяемым лицом нарушения должно основываться на результатах проверки всех документов, которые могут иметь отношение к излагаемому факту, а также на результатах проведения иных необходимых действий по осуществлению налогового контроля.

Иными словами, к акту проверки должны быть приложены протоколы допроса всех свидетелей, а не только тех, чьи показания подтверждают позицию налогового органа.

ФНС заявляет о том, что доказательства по делу о налоговом правонарушении в соответствии с нормами НК РФ и отраслевого процессуального законодательства должны обладать признаками относимости, допустимости, достоверности. Все собранные доказательства в совокупности должны быть достаточными для разрешения дела о налоговом правонарушении (письмо ФНС от 6 марта 2018 г. № ЕД-4-2/4335@).

Но на практике налоговые органы ориентированы на приложение к акту только тех протоколов допроса, которые подтверждают факт нарушения законодательства о налогах и сборах.

Налогоплательщик может поставить под сомнение показания свидетелей, к должностным обязанностям которых не относилось заключение сделки, исполнение сделки (свидетель говорит о том, чего не может знать). Показания свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности, относятся к недопустимым доказательствам.

При выявлении таких фактов налогоплательщику рекомендуется включать в возражения к акту проверки необходимые замечания.

Налогоплательщик в процессе судебного обжалования решения по проверке может воспользоваться своим правом на подачу ходатайства о проведении допроса свидетеля в судебном заседании.

Когда налоговый орган вправе проводить осмотр?
В рамках выездной, камеральной налоговой проверки и вне рамок проверки.

Доступ на территорию или в помещение проверяемого налогоплательщика должностных лиц налоговых органов, непосредственно проводящих налоговую проверку, осуществляется:

при предъявлении этими должностными лицами служебных удостоверений и решения руководителя (его заместителя) налогового органа о проведении выездной проверки этого лица;

при предъявлении служебных удостоверений и мотивированного постановления должностного лица налогового органа, осуществляющего камеральную проверку на основе налоговой декларации по НДС, о проведении осмотра в случаях, предусмотренных пунктами 8 и 8.1 статьи 88 НК РФ. Указанное постановление подлежит утверждению руководителем (заместителем руководителя) налогового органа (пункт 1 статьи 91 НК РФ).

Осмотр документов и предметов на территории или в помещении налогоплательщика возможен вне рамок налоговых проверок при согласии налогоплательщика на проведение такого осмотра.

Обязан ли налоговый орган для проведения осмотра территории предварительно уведомлять налогоплательщика?
Налоговые органы в порядке, предусмотренном статьей 92 НК РФ, вправе осматривать любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории (подпункт 6 пункта 1 статьи 31 НК РФ).

Для целей проведения осмотра налоговому органу необходим доступ на территорию или в помещения налогоплательщика. В этой связи о предстоящем проведении осмотра налоговый орган в произвольной форме должен уведомить налогоплательщика.

Данное уведомление может быть передано лично, по почте заказным письмом с уведомлением о вручении, в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи или телефонограммой, телеграммой, по факсимильной связи. Если у налогового органа имеются доказательства такого извещения, права налогоплательщика на участие в проведении осмотра не считаются нарушенными.

С другой стороны, срок уведомления о предстоящем осмотре НК РФ не установлен. Кроме того, в ряде случаев налоговый орган не заинтересован в предоставлении налогоплательщику времени для подготовки к осмотру, поскольку предполагает обнаружить признаки, указывающие на совершение правонарушений.

Налогоплательщик, которому представлены указанные в пункте 1 статьи 91 НК РФ документы, запретить проведение осмотра не вправе.

Воспрепятствование доступу должностных лиц на территорию или в помещения налогоплательщика заключается в незаконном отказе в доступе должностному лицу налогового органа, проводящего налоговую проверку, к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения. Это влечет ответственность по статье 19.7.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях в виде штрафа в 10 тысяч рублей. Подпункт 7 пункта 1 статьи 31 НК РФ дает в этом случае налоговому органу право рассчитать налоги, подлежащие уплате налогоплательщиком, расчетным путем.

Обязательно ли участие представителей проверяемого налогоплательщика в проведении осмотра?
Лицо, в отношении которого осуществляется налоговая проверка, или его представитель вправе участвовать в проведении осмотра (пункт 3 статьи 92 НК РФ).

Обязанности налогоплательщика участвовать в проведении осмотра НК РФ не предусматривает.

Осмотр может производиться либо в присутствии представителя налогоплательщика, либо в отсутствии налогоплательщика (его представителя) при условии уведомления налогоплательщика о предстоящем проведении осмотра. Неизвещение налогоплательщика об осмотре не нарушает его прав, если он фактически принял участие в осмотре.

Сведения об участии проверяемого лица в проведении осмотра отражаются в протоколе осмотра. Форма протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов приведена в приложении № 14 к приказу ФНС от 8 мая 2015 г. № ММВ-7-2/189@.

А если уведомления не было, и представитель налогоплательщика по этой причине не принял участие в осмотре?
Гражданин считается невиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке (пункт 6 статьи 108 НК РФ). При рассмотрении вопросов о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения не допускается использование доказательств, полученных с нарушением НК РФ (пункт 4 статьи 101, пункт 7 статьи 101.4 НК РФ).

Отсутствие при проведении осмотра налогоплательщика, при том, что он не был уведомлен о проведении осмотра, является нарушением его прав. Это может повлечь исключение протокола осмотра территорий, помещений, документов, предметов из числа доказательств по делу как недопустимое доказательство, полученное с нарушением федерального закона (часть 3 статьи 64 АПК РФ, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 5 мая 2017 г. № Ф02-1681/2017).

Отмена решения по результатам проверки на этом основании возможна, если руководитель налогового органа или суд посчитают, что отсутствие налогоплательщика при осмотре привело к существенному нарушению его прав на защиту, не позволило сделать замечания к протоколу осмотра по обстоятельствам, послужившим основанием для принятия обжалуемого решения по проверке (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Может ли во время осмотра проводиться видеосъемка?
Да, право проверяющих производить съемку прямо предусмотрено пунктом 4 статьи 92 НК РФ. Полученная запись в виде материального носителя прилагается к протоколу осмотра.

Ходатайство об истребовании фото- и видеодокументов, может потребоваться налогоплательщику, в том числе, для проверки времени проведения контрольного мероприятия.

Может ли налоговый орган в рамках осмотра изучать содержание программ, установленных на компьютере?
НК РФ данный вопрос не регулирует. В частности, не разграничивается процедура осмотра документа и процедура доступа к документам, базам данных, в которых они содержатся (серверам), не регламентируется переход от процедуры осмотра к процедуре выемки при готовности налогоплательщика обеспечить выдачу интересующих налогового органа документов и предметов.

В судебной практике есть примеры признания допустимым осмотра программного обеспечения, установленного на компьютере (постановление АС Восточно-Сибирского округа от 14 марта 2017 г. № Ф02-94/2017).

В отношении порядка предъявления оригиналов документов, составленных в электронной форме, полагаем, что наличие таких документов может быть продемонстрировано посредством предоставления налоговому органу специального доступа в модуль хранения документов в автоматизированной системе налогоплательщика.

Должно ли при проведении осмотра приниматься во внимание время работы налогоплательщика? Что делать, если налоговый орган проводит осмотр, но время работы персонала заканчивается?
Согласно статье 103 НК РФ при проведении налогового контроля не допускается причинение неправомерного вреда проверяемым лицам, их представителям либо имуществу, находящемуся в их владении, пользовании или распоряжении.

По общему правилу, все мероприятия налогового контроля проводятся в рабочее время. Проведение осмотра за пределами рабочего времени, определяемого в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, может рассматриваться, как нарушение прав налогоплательщика, и отказ налогоплательщика в проведении такого осмотра не противоречит закону. В подобной ситуации проведение осмотра может быть перенесено налоговым органом на другой день.

Окончание осмотра за пределами рабочего времени, определяемого по правилам внутреннего трудового распорядка налогоплательщика, само по себе не является обстоятельством, влекущим недопустимость использования доказательств, полученных налоговым органом в ходе такого осмотра.

После окончания рабочего дня налогоплательщика его представители могут возражать против продления осмотра и вправе отразить замечания об этом обстоятельстве в протоколе осмотра. Если это сделано не было, то в последующем для целей исключения из числа доказательств о налоговом правонарушении протокола осмотра в возражениях к акту должны быть приведены иные нарушения налоговым органом прав налогоплательщика при проведении осмотра: например, отсутствие при проведении осмотра понятых.

Включает ли продолжительность допроса время на оформление протокола, на его изучение налогоплательщиком, внесение в него замечаний, подписание?
Данный вопрос также не урегулирован.

Есть примеры из арбитражной практики по схожим ситуациям, в которых суды поддерживают налогоплательщика, указывая, что время завершения выемки − это время завершения должностными лицами налогового органа предписанных статьей 94 НК РФ действий, включая составление протокола выемки, описи, ознакомление с перечнем изъятых документов (постановление ФАС Поволжского округа от 10 марта 2011 г. по делу № А12-9423/2010).

При этом налогоплательщик не ограничен законом во времени ознакомления с указанными документами и не лишен права подписать их, в том числе с возражениями, после наступления ночного времени с 22 часов (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 11 сентября 2015 г. № 10АП-9173/2015).

Иными словами, время окончания осмотра должно определяться, по меньшей мере, моментом составления протокола о проведении осмотра.
https://taxcom.ru/about/news/doprosi/?utm_source=FB&utm_medium=social&utm_campaign=Group_Buhgalter&utm_content=Dopros
**************************************************************************************************************************************************************************

Дадим рекомендации по ликвидации компаний и банкротству фирм
Несколько способов закрытия ООО. Риски каждого из способов.

Если вы не хотите:
— полностью потерять контроль над ситуацией при ликвидации компании;
— платить пени, налоги и штрафы;
— отвечать на очень неприятные вопросы прокуратуры, ФНС и других госструктур;
— быть привлеченным к уголовной ответственности;
— расплачиваться, в том числе, и личным имуществом,
То обращайтесь к юристам за консультациями.

Если у вашей фирмы нет долгов — только добровольная ликвидация компании.
Если долги есть — только Банкротство. Мы Вам поможем!

Также наши юристы проконсультируют вас какими безопасными альтернативными способами ликвидации компании можно избавиться от лишней траты времени и непредвиденных рисков. Подготовленные нами материалы подскажут вам, как и какими (законными!) способами действовать в каждой конкретной ситуации
***
Рекомендации по ликвидации компаний: Несколько способов закрытия компаний. Риски каждого из способов.

И так: Банкротство фирм

К банкротству организации могут привести разные причины – предприятие стало убыточным, финансовый кризис привел к тому, что владельцы не могут расплатиться с кредиторами или с банком. Банкротство предприятия – законный способ выйти из бизнеса с наименьшими потерями.

-Реальное банкротство. Этот вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь капитала. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.
-Временное (условное) банкротство. Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.
-Преднамеренное (умышленное) банкротство. Ситуация, когда руководство предприятия специально доводит его до банкротства, различными способами расхищая его средства. Умышленное банкротство юридического лица преследуется по закону.
-Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и рассрочки платежей. Виновные в фиктивном банкротстве и утаивании активов для погашения долгов также преследуются в уголовном порядке.

Выгода проведения процедуры банкротства компании для Должника — это списание задолженности предприятия перед кредиторами и как правило ликвидация организации, т.к. в нашей стране практика финансового оздоровления предприятий практически отсутствует.
Однако взять и обанкротиться не так уж и просто. Для этого необходима тщательная подготовка к банкротству, которую осуществляют наши специалисты (юристы, бухгалтера, арбитражные управляющие), а именно:

— изучение специалистом деятельности организации Должника за 3 предыдущих года с выдачей предварительного анализа возможных последствий для Должника при банкротстве,
— устранение неблагоприятных факторов в деятельности Должника (восстановление бухгалтерской отчетности, первичных документов и т.д.),
— при банкротстве должника мы обязательно вводим только своего арбитражного управляющего, т.к. только таким образом можно контролировать процедуру банкротства.
— в процессе банкротства мы не допускаем привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности контролирующее Должника лицо, но сводим к минимуму такую ответственность, а в большинстве случаев к нулю.
***

И еще: Что нужно знать о банкротстве

Если компания не будет погашать долги перед своими кредиторами, кредиторы могут инициировать в отношении нее дело о банкротстве. Каковы порядок, процедура и последствия банкротства, расскажем в данной статье.

Какие нормы регулируют процедуры, связанные с банкротством
Банкротство юридического лица – это стадия жизненного цикла организации, при которой она становится неспособной исполнить денежные обязательства в отношении кредиторов в течение срока, установленного законодательством. Также эту ситуацию называют несостоятельностью. Неспособность организации платить по счетам устанавливается судом.

Статья 65 ГК РФ устанавливает основные положения института банкротства предприятия. Порядок рассмотрение дел в арбитражном суде о несостоятельности организации излагается в главе 28 АПК РФ. Арбитражный кодекс в своих нормах ссылается на закон, регламентирующий эти вопросы. Это Федеральный закон № 127-ФЗ от 26.10.2002.

Закон № 127-ФЗ является основным источником права, регулирующим вопросы банкротства юридических лиц. Данный правовой акт определяет порядок и условия проведения процедуры признания должника банкротом, а также меры по предупреждению несостоятельности.

Закон определяет банкротство как неспособность должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов, обязательства по оплате труда работников и осуществлять обязательные платежи в бюджет. Если такое положение компании длится в течение 3 месяцев, его можно считать предбанкротным, так как превышение трехмесячного срока неплатежеспособности дает основание для подачи заявления в суд о признании предприятия банкротом.

Следует обратить внимание, что при открытии процедуры банкротства кредиторами могут быть оспорены сделки должника, подпадающие под признаки подозрительных и сделок с заинтересованностью, если такая сделка была совершена вплоть до трех лет до принятия к производству соответствующего заявления.

От кого суд примет заявление и кого включит в реестр кредиторов
При наступлении у компании признаков банкротства заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании организации банкротом. Заинтересованным лицом может быть:

-конкурсный кредитор;
-орган исполнительной власти;
-работник или бывший работник, перед которыми предприятие имеет денежные или иные обязательства;
-сам должник.
Должник имеет право подать в суд заявление в случае предвидения банкротства, если имеют место очевидные обстоятельства о невозможности компании в установленный срок исполнить свои денежные обязательства и обязательства по оплате труда по уплате обязательных платежей.

Статья 9 закона № 127-ФЗ обязывает руководителя должника обратиться с заявлением о признании организации банкротом, если она:

— обладает признаками неплатежеспособности,
— имеет более 3 месяцев задолженность по оплате труда работников по причине недостаточности денежных средств,
— не способна удовлетворить требования всех кредиторов в полном объеме.
Такое заявление должно быть подано в кратчайшие сроки, но не позже 1 месяца с момента наступления указанных обстоятельств.

Дела о банкротстве юридических лиц рассматриваются арбитражным судом в соответствии с общими правилами подсудности. Суд принимает решение о возбуждении дела только при условии, что требования к организации составляют суммарно не менее чем 300 тысяч рублей.

При принятии к производству заявления назначается временный управляющий и вводится процедура наблюдения. Временный управляющий обязан опубликовать в соответствующих изданиях сведения о начале в отношении компании процедуры банкротства и введении наблюдения.

В течение 30 дней с момента опубликования данного объявления кредитор должен подать в арбитражный суд, в котором рассматривается дело, заявление о включении его денежного требования в реестр кредиторов. По каждому заявлению назначается судебное заседание, по итогам которого суд включает претендента в реестр или отказывает в его удовлетворении. Реестр кредиторов, как правило, ведет арбитражный управляющий (ст. 16 закона № 127-ФЗ).

Не все требования кредиторов включают в реестр. Так, суды отказывают во внесении требований лиц, существенно связанных друг с другом.

Например, должник был единственным участников кредитора. Кредитор предоставил заем. В ходе формирования реестра он заявил свое требование на основании договора займа. Суд признал такое требование корпоративным и не подлежащим включению в реестр (определение СКЭС ВС от 7 июня 2018 г. № 305-ЭС16-20992).

Законом предусмотрено право на долю прибыли участников принадлежащих им организаций путем распределения прибыли либо выплаты дивидендов. Вместе с тем возможны ситуации, когда прибыль изымается участником общества или выплачивается ему под прикрытием иной сделки, например, займа. Несмотря на то, что заемные отношения между организацией и ее участниками допускаются законом, учредитель, заявляя о включении задолженности по займу в реестр, обязан обосновать экономическую целесообразность предоставления денежных средств организации на возвратной основе.

Как управляют банкротством юридического лица

Какие процедуры применяют при банкротстве компании
Процедура банкротства состоит из 4 этапов:

— наблюдение (гл. 4 закона № 127-ФЗ);
— финансовое оздоровление (гл. 5 закона № 127-ФЗ);
— внешнее управление (гл. 6 закона № 127-ФЗ);
— конкурсное производство (гл. 7 закона № 127-ФЗ).

С введением наблюдения до созыва собрания кредиторов суд назначает временного управляющего. Временный управляющий публикует уведомление о начале процедуры банкротства, отстраняет руководителя должника от должности и созывает первое собрание кредиторов. На собрании избирается арбитражный управляющий, который ведет реестр кредиторов и проводит анализ финансового состояния компании.

Арбитражный управляющий при ходатайстве учредителей выносит предложение о введении финансового оздоровления компании при условии значительного денежного обеспечения с целью погашения задолженности должника по графику. Процедурой финансового оздоровления управляет административный управляющий.

В случае наличия оснований для восстановления платежеспособности организации в отношении него вводится процедура внешнего управления, которой управляет внешний управляющий

При отсутствии оснований для введения финансового оздоровления и внешнего управления суд принимает решение о признании должника банкротом и открытии конкурсного производства. Все действия по проведению конкурсного производства осуществляет конкурсным управляющим. В задачи конкурсного управляющего входит выявление и продажа всех активов должника для того, чтобы в порядке очередности расплатиться с кредиторами и завершить процесс банкротства.

Какую ответственность несут органы управления должника и иные лица

Ответственность по закону о банкротстве предусмотрена главой III.2.

Учредитель, руководитель должника или иные лица, имевшие право давать обязательные для исполнения организацией указания или возможность определять ее действия (контролирующие лица), несут ответственность:

— субсидиарную ответственность за невозможность полного погашения задолженности организации;
— субсидиарную ответственность за неподачу заявления;
— ответственность за нарушение закона № 127-ФЗ.

Субсидиарную ответственность по обязательствам обанкротившейся организации несет учредитель, руководитель должника или иное контролирующее лицо, если полное погашение обязательств перед кредиторами невозможно вследствие действий (бездействия) данного лица (ст. 61.11 закона № 127-ФЗ). Таким лицом в силу требований данной статьи может также являться и главный бухгалтер организации.

Субсидиарную или солидарную ответственность несут контролирующие лица должника в случае нарушения положений закона № 127-ФЗ, устанавливающие обязанность руководителя при появлении признаков банкротства подать заявление в суд о признании предприятия банкротом. При этом размер ответственности лица равен размеру обязательств должника (ст. 61.12 закона № 127-ФЗ).

Если руководитель или учредитель должника нарушил требования закона, он обязан возместить убытки, которые он причинил этим нарушением (ст. 61.13 закона № 127-ФЗ).

Правом на привлечение виновных лиц к ответственности обладают:

— арбитражный управляющий;
— кредиторы;
— заявитель по делу (в зависимости от этапа банкротства).
Заявления о привлечении к субсидиарной ответственности рассматриваются в рамках дела о банкротстве арбитражным судом.

Какие последствия ждут компанию после признания несостоятельности

После завершения конкурсного производства предприятие ликвидируется и сведения об этом заносятся в ЕГРЮЛ. Участники общества теряют свои доли в компании, работники увольняются в связи с ликвидацией организации, а долги, не покрытые средствами от продажи активов, списываются. Учредители не отвечают свои имуществом по долгам организации, если они не были привлечены к субсидиарной или иной ответственности. Участникам компании-банкрота не запрещается создавать другие юридические лица, покупать доли и быть участниками других организаций.

Где публикуют сведения о компании-банкроте

В законе определен перечень сведений, подлежащих обязательному опубликованию (п 6. ст. 28 закона № 127-ФЗ). Данные сведения включаются в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве арбитражным управляющим.

Распоряжением Правительства РФ от 21.07.2008 № 1049-р официальным изданием, публикующим данные сведения, является газета «Коммерсантъ». Кроме того, требуемая информация размещается на электронном портале.
Арбитражная Практика

🔥Чтобы быстро и правильно закрыть бизнес с долгами, следует обратиться в профессиональную организацию, специализирующуюся на проведении подобных процедур.

👉Цена ликвидации бизнеса будет зависеть от нескольких критериев. Получить бесплатную консультацию наших специалистов, узнать примерную стоимость процедур, а также их сроки вы можете прямо сейчас: http://www.barrit.ru/likvidacia/

Запишитесь на консультацию по тел: +7 (495) 258-00-38
**************************************************************************************************************************************************************************
Другие схемы:

1.Продажа фирмы или смена учредителей и директора

Продажа фирмы третьим лицам или смена участников и директора на номинальных — самый дешевый и самый ненадежный способ избавиться от фирмы. Этот способ мы рекомендуем использовать только как промежуточный в комплексе с другими.

Категорически не рекомендуем использовать только этот способ, так как с 31.03.2015 г. это грозит уголовной ответственностью. С 31 марта 2015 г. статьи 173.1., 173.2 УК РФ действуют в новой редакции (Федеральный закон № 67-ФЗ от 30.03.2015 г.) и предусматривают уголовную ответственность за использование подставных лиц в качестве участников и/или исполнительного органа фирмы.

Плюсы:
1) самый дешевый способ;
2) самый быстрый способ (4 недели).

Минусы:
1) Закрытие ООО не происходит (не исключается из ЕГРЮЛ), а продолжает существовать. К ней можно предъявить претензии. В том числе к периоду деятельности предшествующего директора;
2) высокие риски: субсидиарная (т.е. личная имущественная) ответственность бывших участников и директора, судебные иски, уголовная ответственность по ст. 173.1 и 173.2 УК РФ.

Для снижения рисков рекомендуется оформлять договор купли-продажи фирмы через нотариуса с иностранным гражданином и/или иностранной управляющей компанией в исполнительном органе.

2.Смена учредителей и директора + смена адреса (смена региона)

В последнее время процедура смены адреса/региона вызывает достаточно много сложностей. Налоговая пытается противодействовать такому способу закрытия ООО, особенно фирмам с долгами в бюджет.

Причем проблемы могут возникнуть как на этапе перевода компании в другой регион (неоднократная подача документов на перевод, увеличение нотариальных расходов), так и после успешной регистрации смены адреса.

В судебной практике стали частыми такие случаи: через определенный срок ИФНС проводит выездную проверку по новому адресу и, не находя подтверждения местонахождению, возвращает организацию по старому адресу. Т.е., затратив немалые деньги, можно прийти к тому же результату, с которого начали.

3.Реорганизация присоединением или слиянием

Как правило, ликвидируемая компания присоединяется к фирме из другого региона. При удачном завершении ваша фирма прекращает существовать и исключается из ЕГРЮЛ. Но существует несколько подводных камней, о которых практически не пишут.

Кратко перечислю 3 основные проблемы, с которыми можно столкнуться.

1) Проблемные фирмы в одной связке с вашей.
Ваша компания может присоединяться к правопреемнику в группе с совершенно неизвестными вам другими фирмами. Их число может доходить до 20-30. Это значит, что при возникновении проблем с одной из присоединяемых фирм пострадает вся связка. Это привлечет внимание налоговой инспекции, которая может инициировать проверку с нехорошими последствиями.

2) Претензии налоговой в течение 3-х лет после присоединения.
Присоединение в связке с другими фирмами может пройти успешно. Ваша фирма будет исключена из ЕГРЮЛ. Но в течение 3-х последующих лет могут возникнут претензии к одной из реорганизуемых фирм, бывших в связке с вашей. Тогда ИФНС может отменить реорганизацию, восстановить фирму в ЕГРЮЛ и инициировать проверку.

3) Участники вашей фирмы становятся участниками фирмы-правопреемника.
Бывают случаи, когда некоторые юр. фирмы при присоединении оставляют участников ликвидируемой компании в составе участников правопреемника. То есть ваша фирма исключается из ЕГРЮЛ, но участники вашей компании перемещаются к правопреемнику. Вместе с большим количеством других незнакомцев со своим багажом проблем.

Обратите внимание на эти моменты. Задайте вопросы юристу, чтобы избежать сюрпризов в будущем.

4.Реорганизация фирмы присоединением «один к одному»

Одна ваша организация присоединяется к правопреемнику без ненужного соседства других фирм. Это более безопасный способ.

Плюсы:
1) исключаются риски, связанные с другими компаниями в связке;
2) такое присоединение не вызывает подозрений ИФНС, следовательно проходит немного быстрее.

Дополнительной подстраховкой может быть последующее официальное закрытие
компании — правопреемника. При такой процедуре максимально сокращены риски, нет налоговой проверки вашей компании. Также исключена возможность отмены закрытия ООО, так как произведено официальное закрытие компании -правопреемника с соблюдением всех необходимых юридических процедур.

Минусы: единственный недостаток – достаточно высокая стоимость.

5.«Неотменяемая реорганизация»

Способ не очень распространен на сегодняшний день. Но, по нашему мнению, совершенно незаслуженно.

Процедура реорганизации проходит также, только в качестве правопреемника выступает компания с участниками-иностранными лицами и управляющей компанией в качестве исполнительного органа (директора).

Этот способ безопаснее, чем реорганизация с правопреемником РФ, по такой причине. Сейчас отменить процедуру реорганизации можно только опросив действующих лиц правопреемника. В случае с иностранцем это сделать достаточно сложно. Следовательно, при соблюдении всех необходимых действий и мер предосторожности, отменить процедуру нельзя.

Основной момент, который влияет на успешность реорганизации — кто заверяет документы от лица правопреемника у нотариуса и подписывает необходимые документы.

Есть 2 безопасных варианта:
1. Документы заверяются за границей, апостилируются и переводятся, тогда заявителем фигурирует иностранец, но это увеличивает срок и стоимость.

2. Документы заверяет представитель-резидент на территории РФ на основании доверенности, которая сдается в регистрационный орган, и из которой следует, что данное лицо не имеет права вести финансово-хозяйственную деятельность, а наделено лишь курьерской функцией.

Плюсы: основное отличие такого присоединения в том, что отменить его нельзя.

Минусы: процедура несколько дороже обычной.

6. Закрыть ООО через офшор

Это закрытие ООО через оформление вашей компании на иностранную инкорпорацию (офшор).

Этот способ не очень распространен, так как есть определенные сложности в его исполнении, но имеет несомненные плюсы:

1) небольшой срок: 3,5 – 4 недели занимает вся процедура.
2) значительно снижены риски по сравнению с обычной сменой директора и участников, так как офшорная компания, которая будет возглавлять вашу компанию в дальнейшем, не имеет в России ни филиалов, ни представительств. У налоговых органов отсутствуют какие-либо сведения о владельцах этой организации.
3) при переоформлении компании на офшор налоговые органы не проводят проверку (возможно закрытие компании таким путем с небольшими долгами).
4) иностранная компания не имеет представительства в РФ, что исключает возможность истребования налоговыми органами документов компании.
5) решение о смене руководителя вашего юридического лица принимает офшорная компания, что исключает заинтересованность прежнего руководителя в переоформлении компании.
******

🔥Чтобы быстро и правильно закрыть бизнес с долгами, следует обратиться в профессиональную организацию, специализирующуюся на проведении подобных процедур.

👉Цена ликвидации бизнеса будет зависеть от нескольких критериев. Получить бесплатную консультацию наших специалистов, узнать примерную стоимость процедур, а также их сроки вы можете прямо сейчас: http://www.barrit.ru/likvidacia/

Запишитесь на консультацию по тел: +7 (495) 258-00-38

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26