Главная / Защита прав детей / «Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

«Проблемы законодательства, регулирующего положение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»

Стенограмма парламентских слушаний, проведенных Комитетом Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей 15 мая 2008 г.

С Т Е Н О Г Р А М М А

парламентских слушаний Комитета Государственной Думы
по вопросам семьи, женщин и детей на тему: "Проблема
законодательства, регулирующего положения детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей"

Здание Государственной Думы. Малый зал.
15 мая 2008 года. 14 часов 30 минут.

Председательствует заместитель Председателя Государственной Думы Н.В.Герасимова.

Председательствующий. Уважаемые участники парламентских слушаний! 14.31 — прошу занимать свои места. Уважаемые коллеги, начинаем работу.
Парламентские слушания — "Проблема законодательства, регулирующего положения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" подготовлены Комитетом по вопросам семьи, женщин и детей.
Не могу сказать, сколько человек сейчас зарегистрировалось, поскольку продолжается регистрация и подходят дополнительно ещё те, кто прибыл сюда.
Но у нас на парламентских слушаниях сегодня принимают участие депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, члены Совета Федерации, представители федеральных министерств и ведомств, законодательных и исполнительных органов власти из 53 субъектов Российской Федерации. Также представители научных учреждений, Общественной палаты и общественных объединений, и представители средств массовой информации.
В ходе наших парламентских слушаний мы с вами должны в первую очередь, конечно, послушать проблемы и ваши предложения по решению этих проблем по данному вопросу, а также выработать рекомендации. И Правительство Российской Федерации, и комитету Государственной Думы составить так называемый план действий на будущее для того, чтобы те вопросы, которые у нас сегодня имеются, мы могли в ближайшее время снять.
Мы, комитет работает достаточно плотно, в плотном графике по вопросам, связанным с теми функциями, которые возложены на комитет. И я хочу вам сказать, что очень много уже было проведено парламентских слушаний. Всё это делается для того, чтобы мы в течение этого года смогли выработать чёткую позицию по наболевшим проблемам и могли в течение 2008-2009 года эти проблемы закрыть путём принятия изменений в законодательные акты, которые уже приняты, или же путём принятия новых законов в Российской Федерации.
Предлагается следующий регламент, уважаемые коллеги. 15 минут — выступления с докладами, 7 минут — выступления тех, кто записан сегодня и, примерно, обмен мнениями — 3 минуты.
Сейчас в настоящее время находится в зале 170 человек. Хочу предложить, уважаемые коллеги, вам следующий порядок выступлений. Хотелось бы, чтобы вы не отчитывались о проделанной вашей работе. Конечно, если есть какие-то положительные моменты или передовой опыт, мы с удовольствием это выслушаем, но хотелось бы говорить о проблемах и о ваших предложениях, как снять эти проблемы, потому что вы все практически практики и вы можете нам дать достаточно много предложений по улучшению данных вопросов.
Уважаемые участники парламентских слушаний! Сегодня 15 мая и мы проводим парламентские слушания как раз в Международный день семьи и накануне Международного дня защиты детей, который мы с вами все отмечаем 1 июня.
С семьи начинается жизнь человека, здесь проходит формирование его, как гражданина, она источник любви, уважения, солидарности, привязанности, то, на чём строится любое цивилизованное общество, без чего не может существовать человек. Благополучие семьи — вот мерило развития и прогресса страны. Благодаря семье крепнет и развивается государство, растёт благосостояние народа.
Международный день защиты детей — это напоминание взрослым о необходимости соблюдения прав детей на жизнь, на свободу мнений и религии, на образование, отдых и досуг, на защиту от физического и психологического насилия, на защиту от эксплуатации детского труда, как необходимых условий для формирования гуманного и справедливого общества.
В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2006-2008 годы обозначены следующие приоритетные направления государственной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации.
Это охрана и укрепление здоровья детей и подростков. Профилактика социального неблагополучия семей с детьми. Повышение эффективности государственной системы поддержки детей, находящихся в особо сложных обстоятельствах, в том числе, детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Создание условий для активного включения детей в социально-экономическую и культурную жизнь общества.
В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 года сделан особый акцент на увеличение рождаемости и укрепление государственной поддержки семей с детьми, на разработки механизма, позволяющего сократить количество детей, находящихся в учреждениях интернатного типа.
Президентом Российской Федерации уже 26 марта 2008 года был подписан Указ № 404 "О создании Фонда поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации".
То есть последовательные действия нашего президента и правительства говорят о том, какое особое значение сегодня мы придаём детям.
Основной задачей Фонда является содействие разработке и практической реализации мер поддержки семей с детьми и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, осуществляемой в соответствии с основными направлениями государственной демографической и семейной политики.
В решении проблемы профилактики социального сиротства, семейного устройства детей значительная роль отводится регионам. В этой связи Фондом будут поддерживаться практические меры в области демографической и семейной политики, осуществляемой в регионах.
На обеспечение деятельности Фонда федеральным бюджетом в 2008 году предусмотрены средства в размере 5,2 миллиарда рублей.
В Российской Федерации проживает 29 миллионов детей (по состоянию на январь 2007 года). К числу наиболее уязвимых категорий детей относятся: дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей — их 731 тысяча; дети-инвалиды — 587 тысяч; дети, находящиеся в социально опасном положении — 676 тысяч. Практически более 2 миллионов детей у нас находится вот в этом, в таком состоянии.
Указанные группы детей нуждаются в первую очередь в социальной реабилитации и адаптации, интеграции с обществом. Однако есть и небольшие сдвиги: более чем в 2 раза увеличилось количество детей-сирот, устроенных на воспитание в приёмные семьи, и на 14 процентов увеличилось количество детей, усыновлённых российскими гражданами по отношению к 2006 году.
Сокращается число так называемых новых выявленных детей-сирот. В 2007 году выявлено 123 тысячи таких детей против 127 тысяч в 2006 году и против 133 тысяч в 2005 году.
Одним из основных подходов для получения положительных результатов стало материальное стимулирование на устройство, на воспитание в семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В 2008 году из федерального бюджета на эти цели будет выделено 7 миллиардов с лишним рублей. В том числе, 1 миллиард 154 миллиона в виде субвенций на выплату единовременного пособия при всех формах семейного устройства детей, оставшихся без родительского попечения. 6 миллиардов 174 миллиона — это субсидии на повышение ежемесячных выплат на содержание детей в семьях опекунов и приёмных семьях, оплаты труда приёмных родителей.
Несмотря на позитивные результаты, остаётся много проблем в сфере обеспечения жизнедеятельности детей. В том числе, вопросы профилактики семейного неблагополучия. Именно неблагополучие в семье пополняет ряды беспризорных и безнадзорных детей. Бедность, безответственное отношение родителей к воспитанию и образованию детей, пьянство, жестокое отношение к детям, распад семьи, большое число неполных семей — вот неполный перечень причин, которые приводят к крайне негативным тенденциям.
Статистика этого вопроса такова: в 2007 году на учёте в органах социальной защиты населения субъектов Российской Федерации состояли 274,8 тысяч семей, находящихся в социально опасном положении, в котором проживало 489,5 тысяч детей.
Уважаемые коллеги, вдумайтесь: почти 500 тысяч детей находилось в таком социально опасном положении!
И в этой ситуации нам сегодня уместно говорить о практике раннего выявления и вмешательства в кризисные ситуации в неблагополучных семьях.
Безусловно, в сложившейся ситуации необходимо пристальное внимание государства и общества к проблемам воспитания детей родителями, внутрисемейных отношений. Решение этих проблем возможно, в первую очередь, законодательным путем.
Государственной Думой в весеннюю сессию предлагается рассмотреть законопроекты по внесению изменений в Семейный кодекс, касающихся повышения ответственности родителей за воспитание детей, установление минимального размера алиментов на несовершеннолетних детей и иных гарантий выплаты алиментов на содержание детей.
Кроме того, остаются вопросы по усилению поддержки выпускников интернатных учреждений, их социальной адаптации, трудоустройства и обеспечения жильем.
Государственной Думой в весеннюю сессию предлагается рассмотреть законопроекты по внесению изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" в части снятия возрастных ограничений для лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставление им полного государственного обеспечения до окончания ими обучения в образовательных учреждениях.
Кроме того, предлагается в указанный законопроект внести изменения в статью, касающуюся дополнительных гарантий права на труд, в части дополнения круга лиц новой категорией граждан — лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Данные изменения позволят лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, получать пособия по безработице в течение шести месяцев в размере средней зарплаты, участвовавшим в программном временном трудоустройстве несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет по направлению органов службы занятости.
При нашем с вами обсуждении необходимо отметить, что с 1 сентября 2008 года вступит в силу принятый совсем недавно федеральный закон "Об опеке и попечительстве", расширяющий права детей, оставшихся без попечения родителей, и ориентированный на устройство таких детей в семьи.
Хотелось бы с вами обменяться мнениями, положительным опытом на наших парламентских слушаниях, а также мы ждем ваших предложений по рекомендациям по данному вопросу.
Уважаемые участники наших парламентских слушаний, а сейчас я хочу предоставить слово для приветствия очаровательной женщине, председателю комиссии Общественной палаты Российской Федерации по социальному и демографическому развитию Очировой Александре Васильевне.
Пожалуйста, Александра Васильевна.
Очирова А.В. Большое спасибо, Надежда Васильевна, за предоставленное слово.
Уважаемые участники слушаний, я хочу поблагодарить руководство Государственной Думы и руководство комитета, Елену Борисовну, за возможность проведения этих слушаний вместе с Общественной палатой, и наша комиссия очень ценит такую возможность, потому что эффективная социальная политика, она формируется тогда, когда законы, законопроекты формируются при обсуждении с гражданским обществом.
Сегодня День семьи, я всех поздравляю, это, наверное, очень важно, потому что в истории цивилизации семья и семейные ценности — это то, что прошло проверку веками, и в истории цивилизации, которая была очень разнообразной, это та форма, которая выдержала по всем параметрам испытание временем, и на сегодняшний день эта тема, тема семейного устройства, семьи, как основной формы решения многих проблем, которые существуют внутри общества, государства, является очень и очень актуальной.
Я думаю, что проведение этих слушаний, оно базируется на том, что укрепление нашей российской семьи — это действительно очень серьезная часть демографической политики, это целеполагание к тому, чтобы сформировать семейную политику, которая на самом деле существенным образом отличается от социальной политики и демографической политики в целом, ибо на сегодняшний день в российском законодательстве семья, как субъект права, она не прописана однозначно и четко в нашем законе, и я думаю, что решение, которое здесь созрело в рамках Государственной Думы, о создании специальной структуры, специальной комиссии по подходу к выработке вот этой очень важной составляющей решения семейных проблем, очень важной, и я очень за это благодарна.
Я думаю, что семья — это действительно серьезный показатель экономического и социального развития общества, тех социальных и культурных индикаторов, которые в этом обществе прописаны, это показатель возможности развития личности, которая, личностного потенциала, который на самом деле на сегодняшний день является главным целеполаганием всей нашей социальной политики, возможность развиваться. И это очень серьёзная часть имиджа России, как внутри страны, так и за рубежом.
Я думаю, что на фоне семейной тематики особо пронзительно стоит тема социального сиротства. И я думаю, что главная задача всех депутатов, всего депутатского корпуса, сделать всё возможное, чтобы в нашем законодательстве было как можно меньше ниш, дыр, которые показывали бы о том, что мы к этой проблеме не подошли системно и серьёзно.
У меня нет необходимости останавливаться на тех проблемах, о которых так чётко в своём докладе, выступлении, сказала Надежда Васильевна, и обращаться лишний раз к статистике. Хотела бы в своём вступительном слове как представитель Общественной палаты обратить ваше внимание, что это очень серьёзная тема, и некоторые аспекты, которые должны стать, в первую очередь, проблемами самого пристального внимания депутатов и общественности.
Это включение темы "Право на жильё". Исследования показывают, что вообще весь народ российский, отвечая на вопросы своих приоритетов, ставят эту тему даже перед проблемой повышения зарплаты и пенсионного обслуживания. И когда мы говорим о социальных сиротах, об их приоритетном праве на семью, мы почему-то говорим об очень важной теме их семейного устройства, забывая о том, что они имеют право на собственную семью по достижении своего совершеннолетия. К сожалению, наше законодательство и возможности федерального бюджета не гарантируют в полной мере обеспечения этого права, потому что совершеннолетний ребёнок, оставшийся без родителей или без их попечения, не может организовать эту семью и реализовать своё право, если он не получит это жильё.
В связи с этим можно, конечно, поприветствовать, в том числе и по нашей инициативе, отдельную строку федерального бюджета, которая выросла из решений Совета по реализации национальных приоритетных проектов, и сейчас она постепенно наполняется. Но, вместе с тем, существует необходимость внесения определённых поправок в Гражданский кодекс, в частности, статья 292, которая говорит о том, что необходимо вернуться к запрету регистрации прав на новое жильё несовершеннолетних детей без разрешения органов опеки и попечительства. Это очень серьёзная статья, потому что это прямая дорога к рейдерству и к лишению этой возможности.
Это очень серьёзно, уважаемые коллеги! Коллеги-депутаты, обратите внимание, пожалуйста, на эту статью.
Я хотела бы поприветствовать и поблагодарить депутатский корпус за то, что принят закон об опеке и попечительстве, который, конечно, нуждается в сопровождении определённых постановлений правительства, я думаю, они будут, и в введении каких-то поправок в Семейный кодекс. Но само по себе то, что патронатная семья возникла на уровне федерального закона, и это приятно сегодня в Международный день семьи, в Год семьи это констатировать. Я думаю, что задача на региональном уровне и на федеральном — привести нормативные акты самым кратчайшим образом в соответствие с этим законом.
Хочу обратить внимание ещё на тему стандартов, социальных стандартов, которые, к сожалению, не закреплены в нашем законодательстве. И тема социальных стандартов применительно к социальным сиротам, к сиротам, которые находятся в государственных учреждениях, к сиротам, которые находятся под опекой и попечительством в разных формах семейного устройства. Потребительская корзина, которая их сопровождает, образовательные стандарты, которые их сопровождают, обслуживание этих сирот всё социальное пространство, которое их окружает, — это очень большая тема. И я думаю, что она в рамках проблемы социальных стандартов в целом должна быть решена первоочередным образом.
Мы к этой теме также приступили. И приглашаю всех внести свои как бы предложения на региональном уровне, имея в виду, что это ещё и стандарты работы органов опеки и попечительства. Потому что работа органов опеки и попечительства на местах, к сожалению, вот у нас, как у представителей общественности не вызывает удовлетворения.
И, конечно, я действительно искренне вас благодарю за то, что вы так внимательно относитесь. И уровень заместителя Председателя Государственной Думы, который всегда присутствует на этих слушаниях — это показывает то, что действительно тема социального сиротства, тема наших детей, тема семьи, она сейчас не нуждается в особом позиционировании, она нуждается в решениях. И мы рассчитываем, общественность, что Государственная Дума должна сделать всё, чтобы это законодательство наполнилось действительно реальными технологиями, решение основных прав наших детей, которые должны базироваться на таких важных категориях, как категория ответственности и категория безопасности, чего бы это ни касалось.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое, Александра Васильевна. Вы, конечно, затронули важный очень вопрос. И как говорит министр МЧС России Шойгу и его ведомство: "Нет ничего бесценнее, чем человеческая жизнь". И мы должны, наверное, об этом помнить, вы как раз сказали об этом сейчас.
Я предоставляю слово сейчас руководителю комитета Государственной Думы Мизулиной Елене Борисовне. И прошу подготовиться Левитскую Алину Афакеевну, Афакоевну, извиняюсь.
Мизулина Е.Б. Уважаемая Надежда Васильевна, уважаемые участники парламентских слушаний!
Я бы хотела на нескольких моментах коротко остановиться.
Во-первых, о том, что мы вкладываем в понятие: "Современная политика в отношении сиротства в Российской Федерации", и чтобы нам хотелось получить в итоге сегодняшних парламентских слушаний. В чём смысл рекомендаций, проекта рекомендаций, который мы вам раздали, и как с ними дальше будет работать комитет.
И поскольку сегодня, в частности, от Общественного совета Центрального федерального округа и членов комиссии Общественного совета по вопросам материнства, детства и защиты прав женщин, поступила просьба сказать несколько слово по Федеральному закону "Об опеке и попечительстве". То я на несколько моментов, применительно к этому закону обращу ваше внимание, что, надеюсь, позволит избежать каких-то дополнительных вопросов и споров по этому закону.
Итак, уважаемые коллеги, наверное, сегодня будут многие об этом говорить, что основная идея современной государственной политики в отношении сиротства. То, что такая политика есть, безусловно, мы все являемся её не просто свидетелями, но многие участвуют в ней в том или ином качестве стратегически и нравственно правильное, потому что направлено на стимулирование семейных форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Кроме того, эта политика направлена на то, чтобы постепенно сокращать и фактически придти к упразднению детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей.
Возможно, останутся когда-то в отдалённом будущем, надеемся, что это не столь будет отдалённое будущее, останутся такие детские учреждения, но их будет очень немного, и они не будут многочисленными.
Конечно, вы понимаете, что к этому моменту тоже надо готовиться и, в частности, думать о судьбе существующих детских учреждений для детей, оставшихся без попечения родителей, о реформировании этих учреждений, а не об уничтожении их. Потому что вряд ли кто будет спорить с тем, что в этих учреждениях накоплен большой профессиональный опыт работы с семьями, которые оказались в социально-опасном положении, с детьми, с профилактикой социального сиротства. И уничтожать такие профессиональные учреждения, опытные учреждения было бы просто глупо.
В то же время мы не можем не признавать, что, несмотря на достаточно большие усилия, которые сегодня российская власть осуществляет для разрешения проблемы сиротства в России, всё-таки следует признать, что эта политика недостаточно эффективна. И доказательством тому являются данные и о численности домов ребёнка, детских домов, о численности вновь выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей. Буквально в рамках подготовки к настоящим парламентским слушаниям Росстат, а это вы понимаете, официальная статистика, которая кстати уж если и можно её как-то оценивать, то она скорее занижена, чем завышена.
Росстат предоставил нам сведения по детям, оставшимся без попечения родителей. И по данным Федеральной службы государственной статистики в Российской Федерации, причём что хорошо, и мы благодарны Федеральной службе государственной статистики, они предоставили сведения за семь лет, начиная с 2000 года. То есть, мы получили возможность посмотреть в динамике на эти цифры. И она не радует, потому что в последнее время вы наверно слышали и сами участвовали в этом.
Сравнивается 2006, 2005 год, а вот когда сравниваешь с 2000-м, совершенно другая картина. Пожалуйста, по домам ребёнка, мы говорили, идёт снижение, да нет. Вот 249 домов ребёнка, 18500 детей, на сегодня по 2007-ому году по сравнению с 2000 годом число практически не сократилось, для сравнения в 2000 году их было 254 дома ребёнка и в них было 19300 детей.
Я уже не говорю про то, что есть и другие мнения, по мнению некоторых экспертов, например, Ильина Евгения Теодоровича, директора ФГУ "Российский реабилитационный центр детства", даже и эта цифра домов ребёнка она ниже, потому что существует ряд не учитываемых на федеральном уровне муниципальных домов ребёнка. Это экспертная оценка. И он считает, что их где-то 422 дома ребёнка. Это экспертная оценка. Но поскольку как таковой базы данных нет в таких детских учреждениях, единой базы данных, то мы должны учитывать разные сведения, которые поступают в комитет.
Детские дома.
По 2007 году — 1241 детский дом. Это то, что дала Росстатистика. 61 тысяча детей. Но в 2000 году было 1244 детских дома и в них 72 300 детей.
Количество детей-сирот в общей сложности, то есть в возрасте до 18 лет, данные за 2007 год пока отсутствуют в Росстате, на конец 2006 года 729 703 ребёнка. В 2000 году, для сравнения, было выявлено 123 204 ребёнка, то есть даже чуть меньше. Был рост такого рода выявляемых детей, оставшихся без попечения родителей в 2006 году, то есть по данным 2005 года — 127 тысяч. Но вы видите, если брать статистику за 7 лет и сравнивать с 2000 годом, то практически ничего не изменилось.
Очень опасная тенденция, её фиксирует и статистика официальная, и жёсткая вещь, это лишение родительских прав. И вот эта проблема, на которую мы не можем не обращать внимание. Число лишения родительских прав и ограничение в родительских правах растёт, причём растёт очень значительно.
В 2007 году лишено родительских прав (мы много об этом слышали) 65 585 человек, а отобрано у них детей 77 416. Сравните, сколько детей оказалось вновь выявленных — 123 тысячи. Посмотрите, сколько же из этих 123 тысяч в прошлом году детей, которые фактически были отобраны у родителей, лишённых родительских прав. И 5848 детей в прошлом году было отобраны у родителей без лишения родителей родительских прав. То есть цифра за 80 тысяч переваливает. Для сравнения, в 2000 году 42 917 лиц были лишены родительских прав, то есть значительно меньше, чем то, что мы имеем в 2007 году. И у них было отобрано 53 073 ребёнка.
Комитет полагает, что в основе государственной политики по отношению к сиротству должна последовательно проводиться цель, безусловно, семейного устройства детей-сирот. Это оправданно, это соответствует интересам детей. Но обязательно должна реализовываться цель выравнивания социального положения детей-сирот и родных детей. Ведь в этом смысл всей политики, чтобы дети перестали ощущать себя сиротами, а семьи, в которых они живут, также не расценивались, как семьи более бедные, убогие и так далее.
Три принципа, как минимум, должны лежать в основе этой политики, и на них должна строиться государственная политика семейного устройства — это в интересах детей должны осуществляться семейные формы устройства. И специалисты неоднократно говорили, что этот принцип должен реализовываться в виде того, что ребёнок выбирает родителей, а не родители подбирают себе ребёнка. К сожалению, пока ситуация иная. Но к этому надо стремиться.
Во-вторых, семья, именно семья должна быть приоритетной формой устройства ребёнка, потому что это единственная (и с точки зрения общепризнанных принципов и норм международного права) естественная среда, где ребёнок может вырасти полноценной личностью, и где у него действительно может сформироваться инстинкт семьи и желание в последующем создать хорошую и прочную семью, а не боязнь перед семейными формами жизнедеятельности.
В-третьих, среди семейных форм устройства предпочтение должно быть отдано усыновлению. Это же постоянная семья. И эта семейная форма устройства, которая наиболее соответствует интересам детей. А значит должна существовать специальная система мер стимулирования усыновления, чего до сих пор у нас в законодательстве не было, и нет пока. Это надо разрабатывать, и надо вводить наряду со стимулированием других семейных форм устройства.
И, в-четвёртых, учитывая ту ситуацию, которая сегодня сложилась, то наследство, которое досталось нынешней российской власти в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, семейная политика в отношении детей, оставшихся без попечения родителей, фактически должна состоять из двух частей или двух программ. Как угодно назовите.
Одна из них на срок до 2025-2030 годов, то есть, до достижения нынешними детьми, оставшимися без попечения родителей, 18-ти лет, это программа, которая состоит в поддержке уже существующих форм устройства.
Патронат, приёмные семьи, опека в том виде и с теми мерами поддержки не ниже, которые уже сегодня государством обещаны этим семьям и реально предоставляются. И, соответственно, такого рода семьи или формы устройства, если и можно их, каким-то образом, преобразовывать и отказываться, только после того, как дети достигнут совершеннолетия. Если только сами родители, опекуны, попечители не изберут какую-то иную форму семейного устройства, которую предлагает современное законодательство.
И вторая программа, которая должна быть стратегической, рассчитанной на вновь выявляемых детей, на последующую, как бы на остальную перспективу Российской Федерации как государства.
Ибо любой эксперт скажет, что, к сожалению, какое-то количество детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот будет, к сожалению, неизбежно сопровождать реальность Российского государства, как и любого другого современного государства.
Ибо очень много рисков, которые несут сегодня родители, несут люди, даже элементарно и те, что связаны с автомобильными катастрофами, авиакатастрофами и так далее. Не говоря уже о других рисках и заболеваниях, и наркотических и так далее.
Эта программа постоянная, которая должна, во-первых, сопровождаться принятием полного пакета законопроектов, и начинаться только после того как этот пакет будет принят.
Устройство детей-сирот в семью усыновителя, то есть, ставка преимущественно на усыновление через временные формы устройства ребёнка на социальный патронат, патронат и иные формы семейного устройства, приёмные, но в любом случае — это формы временного устройства ребёнка, желательно — не более чем до шести месяцев.
Конечно, такого рода законодательство можно и нужно было бы предложить впредь как бы, начиная с определённого периода, подготовив правовую базу, и, реализуя его через пилотные регионы.
И такие пилотные регионы или желание руководства регионов выступить в качестве пилотного, у нас в комитете есть.
Есть согласие и предложение губернатора Ярославской области, предыдущего губернатора Рязанской области, но я думаю, что они не единичные. И по мере того как будут разрабатываться такого рода нормы, я думаю, что мы решим и этот вопрос.
По рекомендациям: я прошу очень внимательно посмотреть на них и сосредоточить обсуждение вокруг рекомендаций. Это программа действий Государственной Думы и нашего комитета в сфере защиты прав детей-сирот.
Она состоит из трёх частей.
Преамбулы, где мы описываем ситуацию, пожалуйста, ваши предложения, если вы считаете, нужно что-то дополнить, либо какие-то цифры или выводы не точны.
Вторая часть — перечень проблем. Это вот наш банк проблем, которые сегодня существуют, также предложение — дополнить проблемы, какие-то убрать, уточнить.
И последнее — это перечень мер, обратите внимание, он очень конкретный. Указано — кому реализуется, кому адресуется, и в чём должны будут осуществляться эти меры: поправки в закон или ещё что-то, внесение поправок в указы, если речь идёт об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти в этой сфере.
Мы ждём от вас предложений. Желательно, если вы сформулируете в письменном виде.
После того как сегодня состоятся парламентские слушания, мы эти рекомендации, с учётом состоявшегося обсуждения, вынесем на ближайшее заседание комитета, примем за основу эти рекомендации и разошлём во все субъекты Российской Федерации, в правительство, администрацию президента. То есть, во все федеральные структуры, и будет месяц у вас у всех: ещё раз прочитать рекомендации, подготовленные уже с учётом сегодняшнего обсуждения, и внести поправки в письменном виде. Через месяц мы окончательно утвердим их на комитете, направим на Совет Думы, и будет наш комитет работать по этим рекомендациям вот по этой теме впредь.
Мы планируем на декабрь следующего года парламентские слушания "О практике применения Федерального закона "Об опеке и попечительстве" сразу вам хочу сказать. Так что закон вступает в силу с сентября.
И очень коротко по самому закону…
Председательствующий. Елена Борисовна, вы выступаете 15 минут. Двойной ваш резерв времени исчерпан.
Мизулина Е.Б. Хорошо. Тогда не буду по закону. Если будут вопросы…
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое, Елена Борисовна.
Не могу не согласиться с теми цифрами, которые вы приводили, но хочу не согласиться с вашими выводами. Я понимаю, что вы опирались на данные статистики, когда приводили 2000 год и 2008 год.
Я хочу сказать следующее, что государство за этот период времени очень много сделало в экономическом укреплении вопросов, связанных с содержанием детей, и вообще в экономике страны.
И не могу согласиться с тем, что у нас положение дел стало хуже. Потому что хочу сказать одно, что в 2000 году как раз не было статистики, как раз были беспризорные, безнадзорные, никто их не учитывал, никто их не выявлял. А сейчас всё больше и больше мы по конкретным адресам, по конкретным фамилиям конкретных семей знаем положение дел. И поэтому статистика у нас сегодня стала такая, как вы её сказали.
Поэтому не могу говорить о том, что она была объективной. Я думаю, что она была значительно хуже, чем в настоящий момент. Просто она была недостоверной. И это мы все понимаем, я думаю, абсолютно так, так же как я поняла. Потому что это некорректно будет говорить о том, что столько усилий, столько средств (вот здесь 170 человек сидят на наших парламентских слушаниях) и каждый, кто здесь находится, хочет сделать, как можно лучше для детей. Нет никого, кто здесь бы находился, те люди, которые не любят детей, не могут работать с ними.
И я думаю, каждый старается сделать своё дело. И мы уже не первые парламентских слушания слушаем, и знаем, что во многих субъектах Российской Федерации есть очень положительные моменты и очень положительная работа, опыт которой мы вот здесь рассматривали.
Поэтому такая небольшая поправочка.
И я предоставляю сейчас слово Левицкой Алине Афакоевне.
И прошу подготовиться Шарапову Ольгу Викторовну.
Прошу соблюдать регламент — 7 минут.
Левицкая А.А. Спасибо, Надежда Васильевна.
Уважаемые коллеги!
В соответствии с возложенными Правительством Российской Федерации полномочиями нашим министерством осуществляется законопроектная деятельность в сфере опеки и попечительства над детьми, социальной поддержки, социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, в том числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В области регулирования вопросов опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних, социальной защиты прав детей-сирот и детей, нуждающихся в помощи государства, законопроектная деятельность Министерства образования и науки России в последнее время была направлена на совершенствование регионального законодательства по вопросам организации и осуществления деятельности по опеки и попечительству в отношении несовершеннолетних, на совершенствование механизмов и порядка устройства детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семьи граждан. И третье направление — это совершенствование законодательства в области социальной защиты и поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Первое направление — совершенствование регионального законодательства.
Все присутствующие в зале знают, что в соответствии с Федеральным законом № 258 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" с 1 января 2008 года полномочия по опеке и попечительстве переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.
Таким образом, подчёркнут особый статус этих полномочий, как полномочий государственных, а также усилена роль органов опеки и попечительства, призванных обеспечить всестороннюю защиту прав и законных интересов детей, нуждающихся в помощи государства.
Мы провели анализ состояния регионального законодательства, регламентирующего организацию и осуществление деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних в субъектах Российской Федерации.
По состоянию на 1 мая практически все субъекты, за исключением Республики Дагестан и Республики Ингушетия, приняли региональные законы, регулирующие указанные вопросы.
В большинстве субъектов, более 70 субъектов приняли законы о наделении органов местного самоуправления отдельным государственным полномочием субъекта Российской Федерации по организации и осуществлению деятельности органов опеки и попечительства.
Таким образом, субъект Российской Федерации передает эти полномочия на муниципальный уровень, сохранив за собой координирующие и контрольные функции.
В ряде субъектов, это Республика Адыгея, Республика Коми, Московская область, принятые законы определяют порядок организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
В большинстве субъектов законы регулируют вопросы организации опеки и попечительства в отношении всех категорий граждан.
В 68 субъектах Российской Федерации названные полномочия возложены на разные уполномоченные исполнительные органы государственной власти субъектов, причем в 62-х субъектах Российской Федерации полномочия по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних возложены на органы управления образованием. В шести субъектах — на специализированные структуры, как правило, это департаменты по делам семьи и детей. В 15 субъектах полномочия по организации и осуществлению этой деятельности возложены в полном объеме на один исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Таким органами являются исполнительные органы государственной власти субъекта по вопросам социального развития, по социальной защите населения, либо это специализированный исполнительный орган государственной власти субъекта по опеке и попечительству. Как правило, такие органы имеют свои территориальные органы.
В целях оказания методической помощи органам исполнительной власти субъектов в июне прошлого года нами были направлены рекомендации по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних.
В соответствии с указанными рекомендациями во многих субъектах в рамках регионального законодательства организована работа по увеличению численности работников органов опеки и попечительства. В таких регионах численность работников в среднем увеличилась в два раза.
Однако в целом по России эта численность не соответствует целям и задачам, которые ставятся сегодня перед органами опеки и попечительства.
Мы полагаем, что в настоящее время приемлемым нормативом численности работников территориального органа опеки и попечительства, непосредственно осуществляющих работу по защите прав и интересов детей, это специалисты по охране прав детей, позволяющим качественно организовать работу по опеке и попечительству, является одна штатная единица специалиста по охране прав детей, не более чем на две тысячи детского населения в городе, и не более чем на полторы тысячи детского населения в сельской местности. Во многих регионах соответствующие изменения уже внесены или вносятся в региональные законы.
Что касается второго направления, о котором я говорила выше, о совершенствовании механизмов и порядке устройства детей на воспитание в семьи.
По данным за 2007 год в семьях граждан под опекой и попечительством находятся триста семьдесят восемь сто тысяч детей, в семьях усыновителей — 150 тысяч 300 детей, в приемных семьях — 38 тысяч с половиной детей.
На федеральном уровне реализуются меры, о которых уже было сказано, финансовой поддержки, я не буду на этом останавливаться, мы их знаем.
Хотелось бы подробнее несколько сказать о реализации региональных мер материального стимулирования устройства детей на воспитание в семьи.
Следует сказать, что вот обязательный минимум — 8 тысяч единовременное пособие, и ежемесячные выплаты не менее четырех тысяч и не менее двух с половиной, выдерживаются эти требования во всех субъектах. Но для обеспечения стимулирующего характера всех процессов в большей части субъектов установлены доплаты, которые регулируются в зависимости от демографических показателей, социально-психологических характеристик ребенка, его медицинского статуса и так далее.
Хочется отметить, что треть регионов приравняла приемную семью, имеющую трех и более детей, к многодетной семье, и распространила на нее все полагающиеся льготы.
В среднем на 35 процентов вырос размер выплат на содержание одного ребенка, переданного под опеку и попечительство. На 28,2 процента — переданного в приемную семью. Размер оплаты труда приемных родителей за прошлый год в среднем по России вырос на 33 процента.
Предпринимаемые системные меры материального и морального стимулирования как на федеральном уровне, так и в субъектах Российской Федерации, обусловили рост количества детей, переданные на семейные формы. На 14 процентов в 2007 году больше по сравнению с 2006 годом. Это на фоне сокращения детского населения в стране почти на 3 процента.
Необходимо отметить, что в ходе практической реализации мер материального стимулирования семейного устройства детей выявлены отдельные причины, которые сдерживают в ряде случаев эффективное освоение федеральных средств и выплату единовременного пособия. Мы все знаем, что в соответствии с установленным порядком данное пособие назначается и выплачивается по месту жительства замещающих родителей в десятидневный срок, не позднее 6 месяцев с момента обращения за его назначением.
Таким образом орган, осуществляющий назначение выплаты пособия, должен быть максимально приближен к месту жительства гражданина и иметь возможность оперативно распоряжаться финансовыми средствами, предусмотренными для выплаты этого пособия. Для этого орган исполнительной власти субъекта должен иметь полномочия передать право назначения и выплаты указанных средств органам местного самоуправления. Однако такое полномочие федеральным законом, которым установлена данная выплата, не предусмотрено.
Министерство в соответствии с нашим планом законопроектной деятельности подготовило проект концепции и технического задания, которые предполагают предоставить органам исполнительной власти субъектов право передачи этого полномочия и уточняется порядок выплаты указанного пособия. В настоящее время этот законопроект проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти в установленном порядке.
Признавая важность финансовых аспектов решения вопросов семейного устройства, очевидно, что необходимо также урегулировать порядок организации работы по осуществлению опеки и попечительства над детьми, защите прав детей, оставшихся без попечения не только на региональном, но и на федеральном уровне.
В связи с принятием Федерального закона "Об опеке и попечительстве" в законодательство вошли очень значимые для практики нормы. Но остались вопросы, которые не вошли. И хотелось бы нам в ближайшее время внести соответствующие дополнения, изменения и поправки, прежде всего связанные с патронатной семьёй, а также с некоторыми другими вопросами.
Я, так сказать, уже иду тезисно, вижу, что время меня поджимает. Хочу сказать, что в связи с принятием этого закона нам предстоит работа над целой группой подзаконных актов. В данный момент мы уже работаем активно над следующими документами: это перечень документов для оформления опеки и попечительства, это порядок заключения договора об осуществлении опеки и попечительства, это порядок проверки условий жизни подопечных, соблюдение опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных и правила ведения личных дел подопечных, это форма отчёта опекуна или попечителя, это порядок и условия временной передачи ребёнка в семью граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации, а также требования к таким гражданам, а также предельный размер вознаграждения по договору об осуществлении опеки и попечительства за счёт доходов от имущества подопечного.
Остаётся все ещё достаточно острой и проблема упорядочения усыновления детей, граждан Российской Федерации, иностранными гражданами. В целях совершенствования законодательства, регулирующего особенности функционирования представительств иностранных организаций, осуществляющих деятельность по усыновлению и удочерению детей на территории нашего государства нами разработан проект федерального закона "О внесении изменений в статью 126 Семейного кодекса", который предполагает некоторое ограничение привлечения граждан к этой работе, и предполагает ужесточить требования к этим лицам. А именно мы хотим закрепить норму, в соответствии с которой сотрудниками представительств соответствующих иностранных организаций не могут быть работники воспитательных, образовательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должностные лица и работники органов и организаций Российской Федерации, осуществляющих работу по усыновлению детей, а также их супруги и близкие родственники обоих супругов.
В настоящее время законопроект проходит также согласование. В текущем году нами внесены также, мы ведём работу и надеемся, что она будет успешной в части отмены так называемого, независимого усыновления, а также изменения, связанные с осуществлением более тщательного отбора кандидатов в усыновители и углублённой подготовки иностранных граждан к приёму ребёнка в семью. Мы предполагаем ввести требование обязательного психологического тестирования этой категории граждан и обязательной их подготовки к приёму ребёнка на воспитание в семью.
Надежда Васильевна, у меня есть ещё минута?
Председательствующий. Есть, конечно.
Левицкая А.А. Спасибо.
Важным направлением в законотворческой деятельности, мы все понимаем, это является совершенствование механизмов защиты личностных и имущественных прав и законных интересов несовершеннолетних. В соответствии с действующим сегодня законодательством, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения, а также лица из их числа до 23 лет дополнительно пользуются льготами и гарантиями в области образования, здравоохранения, защиты имущественных прав и прав на жилое помещение.
Для оказания содействия органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении вопроса обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в федеральном бюджете в 2007 году были предусмотрены небольшие средства, всего 500 миллионов рублей, Александра Васильевна об этом говорила. Но в этом году эта цифра уже в два раза больше и в 2009, 2010 году она также увеличивается, хотя мы понимаем, что этого недостаточно. И в этой связи мы приветствуем всяческие инициативы самих регионов, которые закладывают в свои бюджеты соответствующие средства и успешно решают проблемы жилья для детей-сирот и лиц из их числа.
Вот в связи с проблей жилья нами сегодня также разработан проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и в 57-ю статью Жилищного кодекса законопроект, который направлен на уточнение ряда положений связанных с реализацией права детей-сирот на обеспечение жилыми помещениями и на получение образования, а также на устранение разночтений, выявленных в процессе реализаций отдельных форм закона. Этим законопроектом предполагается, что названной категории граждан должно быть предоставлено право выбрать место, где они будут обеспечиваться жилой площадью. Либо это будет место жительства постоянного или преимущественного проживания на законных основаниях, либо место регистрации их рождения.
Следующий законопроект, над которым мы сейчас работаем, это внесение изменений в действующий Закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", поправка в статью 20 в части выезда из Российской Федерации детей, оставшихся без попечения родителей на отдых и оздоровление.
В настоящее время этот порядок законодательно не урегулирован. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации при разрешении данной проблемы руководствуются письмом нашего министерства от 14 июня 2001 года. Письмо это носит рекомендательный характер. В связи с этим имеют место случаи, когда наряду с экскурсионными турами, направленными на расширение кругозора несовершеннолетних, организовываются поездки, основной целью которых является знакомство детей и потенциальными иностранными усыновителями, а также случаи несвоевременного возвращения или вообще невозвращения детей из иностранных государств в наше учреждение.
В соответствии с законопроектом, теперь организация выезда детей на отдых и оздоровление за пределы Российской Федерации предполагается нами, что если будет законопроект нами продвинут и принят, будет осуществляться только юридическими лицами при наличии разрешения органа опеки и попечительства на выезд из Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Принятие данного законопроекта позволит упорядочить процедуру выезда детей-сирот на отдых и оздоровление, а также исключить незаконную посредническую деятельность физических и юридических лиц по усыновлению, по удочерению детей.
В настоящее время в соответствии с подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения относится к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемого данными органами самостоятельно, за счёт средств бюджета субъекта, за исключением субвенций из федерального бюджета. В связи с этим вопросы установления нормативов содержания детей, оставшихся без попечения родителей в интернатных образовательных учреждениях, материально-технического обеспечения, а также иные вопросы социальной защиты должны решаться органами исполнительной власти субъектов в пределах возложенных на них полномочий. Федеральными органами проводятся регулярные проверки с целью обеспечения равных прав и эффективной защиты интересов детей. И предпринимаются по итогам этих проверок действия большей частью разъяснительного характера, не карательного, конечно, хотя иногда приходится и карательного характера.
В 2008 году в связи с тем, что нами выявлены такие вот узкие места, мы запланировали и в ближайшее время направим методическое письмо об организации работы по профилактике жестокого обращения с детьми в субъектах Российской Федерации, методические рекомендации по взаимодействию лечебно-профилактических учреждений, домов ребёнка, органов здравоохранения субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства по защите прав детей. Рекомендации, разъясняющие порядок выплаты единовременных пособий при всех формах устройства детей, лишённых родительского попечения, в семью и денежным выплатам на содержание детей, находящихся в семьях опекунов, а также на оплату труда приёмных родителей. Большая часть вопросов, которые к нам приходят в последнее время, это вопросы, связанные с выплатами опекунам в связи с принятием закона "Об опеке и попечительстве". Мы готовим вот разъяснительные рекомендации.
На заседании межведомственной рабочей группы по приоритетному национальному проекту "Образование" при Совете при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов 29 февраля этого года утверждён проект рекомендаций по повышению эффективности деятельности органов опеки и попечительства по профилактике социального сиротства, который разработан нами и в ближайшее время будет направлен в регионы.
И в заключение хотелось бы отметить, коллеги, что только наши совместные усилия, усилия Государственной Думы, профильных наших комитетов, федеральных министерств профильных, институтов гражданского общества, позволят нам усовершенствовать законодательное пространство максимально полно, таким образом, чтобы мы права детей-сирот и лиц из их числа смогли обеспечить достойным образом.
Спасибо. Извините, что перебрала во времени. Спасибо.
Председательствующий. Спасибо большое.
Слово предоставляется Шараповой Ольге Викторовне — директору Департамента медико-социальных проблем семьи, материнства и детства Минздравсоцразвития.
Подготовиться Семья Галина Владимировна.
Шарапова О.В. Спасибо, Надежда Васильевна.
Уважаемые коллеги, дорогие друзья!
Во-первых, я по поручению Министра здравоохранения и социального развития Татьяны Алексеевны Голиковой хочу поблагодарить Комитет по вопросам семьи, женщин и детей за инициативу проведения этих парламентских слушаний, ибо эти… аналогичные примерно парламентские слушания были, состоялись, я помню, в этом зале примерно года полтора или два тому назад. И тогда выработали определённую стратегию, тактику по дальнейшим нашим действиям. Надеемся, что данные парламентские слушания послужат к тому, что больше будет созидающей силы направлено не только органов исполнительной и законодательной власти, но и, безусловно, общественных организаций, общественной палаты. Очень приятно осознавать, что наконец-то Общественная палата в лице Александры Васильевны Очировой здесь и мы совместно решаем общие для Российской Федерации проблемные задачи. Надеемся, что сегодня… с сегодняшнего дня будет новый посыл и быстро будем принимать определенное решение, ибо много есть хороших направлений, много есть предложений по решению сложных вопросов по детству. Но к великому сожалению есть определённые и были препятствия до сегодняшнего дня, в решении которых мы надеемся, что будут активно реализованы.
Надежда Васильевна уже здесь сказала о том, что, безусловно, очень много было сделано правительством по детям-сиротам. Алина Афакоевна здесь называла эти цифры. Я уже не буду говорить о том, что как бы наше Министерство здравоохранения активно в этом вопросе принимало участие и делали ряд постановлений, законов, принимали активное участие и были инициаторами ряда законодательных актов.
Достаточно сказать, что за последние буквально 2 года наше министерство совместно с Министерством образования подготовило более 50 законодательных актов, где так или иначе решаются вопросы по улучшению положения детей в Российской Федерации. Наше Министерство здравоохранения за последний 2007 год только приняло 38 ведомственных приказов, которые конкретно направлены на улучшение положения детей в Российской Федерации и, безусловно, очень многие вопросы, касающиеся и деятельности домов ребёнка, интернатных учреждений, это и в части увеличения штатного расписания.
Я вижу, здесь некоторые главные врачи домов ребёнка находятся в этом зале, они могут подтвердить, что буквально до 2007 года у нас на 10 детей, которые были в домах ребёнка, 3 штатных единицы медицинского персонала было. Сейчас после того, как мы издали, ввели новые штаты по домам ребёнка, у нас получается на одного ребёнка в доме ребёнка один медицинский персонал. Это уже продвижки в том, что мы наконец-то, нам удалось эту позицию сдвинуть с места.
Елена Борисовна говорила о том, что более 400 домов ребёнка, что нет у нас какой-то определенной статистики. Вот всё-таки мы действительно смогли наладить статистику особенно после 122 закона, когда очень много было … по поводу того, как, каким образом, где будут эти дома ребёнка, где будут социальные службы. Субъектами Российской Федерации было принято правильное решение. Все вот с этой трибуны заявляем официально, что все дома ребёнка находятся в собственности субъектов Российской Федерации. На одного дома ребёнка у нас нет на муниципальном уровне.
Я не знаю, откуда Евгений … взял эту цифру, более 400, у нас действительно 249 домов ребёнка субъектовых. 151 интернатное учреждение, где находятся, в том числе дети-инвалиды, интернатные учреждения для детей-инвалидов, где находятся 28 тысяч детей-инвалидов. Из 28 тысяч детей-инвалидов 19,5 тысяч это дети-сироты, это дети с определенными физическими и психическими недостатками, от которых отказались родители.
Мы в настоящее время, в первом квартале этого года провели анализ по домам ребёнка, делали запрос в субъекты Федерации, кто же на сегодняшний день, как же идут вопросы оставления детей в детских, в родильных домах, в детских больницах, кто же это такие, что же за люди. Мы с вами знали, что до 2006 года это были в основном студентки, это были в основном женщины из малообеспеченных семей.
Как же сейчас ситуация, что же изменилось в течение буквально этих полутора лет, есть ли изменения или нет?
Действительно, изменения есть и изменения, касающиеся того, что в основном оставляют больных детей с генетическими и врождёнными аномалиями развития. Мы знаем, что в этом есть и проблема медиков, в том плане, что медицинская общественность… Мы сейчас активно начали работать, и я думаю, что и депутаты, и общественные организации должны нам в этом вопросе помочь, в части разъяснения того, что любая патология, если ребёнок рождается с определёнными врождёнными аномалиями, то федеральный бюджет должен полностью обеспечить этого ребёнка, по крайней мере, по медицинской технологии.
На сегодняшний день, к великому сожалению, я должна это констатировать, не всегда получается так, что дети, которым нужны высокотехнологические виды оказания медицинской помощи, особенно дети первого года жизни, первых месяцев жизни в домах ребёнка, не все ещё получили медицинскую высокотехнологическую помощь.
Мы в течение 2007 года провели диспансеризацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По сути дела, из федерального бюджета было направлено около 300 миллионов рублей на проведение диспансеризации детей.
125 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, мы посмотрели в домах ребёнка, в интернатных учреждениях системы образования. Что мы увидели? То, что дети больны, это ни для кого не секрет. Дело в том, что из этого количества детей, примерно, около 30 процентов детей необходимо проводить стационарное лечение. Из категории стационарного лечения, примерно, около 10 тысяч детей — нужно проводить высокотехнологические виды оказания медицинской помощи. И мы на сегодняшний день, на 2008 год, запланировали 40 тысяч квот по федеральному бюджету по оказанию высокотехнологической медицинской помощи.
20 миллиардов рублей у нас идёт только на детей-инвалидов, которые необходимо проводить, приобретать лекарственные препараты, дорогостоящие лекарственные препараты. Это тем детям, которые проживают, дети-инвалиды, которые проживают в семье, и дети-инвалиды, которые проживают, дети-сироты, в домах ребёнка и в интернатных учреждениях.
Мы великолепно понимаем, что основные подходы к решению задачи сокращения сиротства детей государством уже определены. Я просто напомню. Прежде всего, это сохранение кровной семьи для ребёнка, предотвращение ситуации отказа родителей от детей, и следующее — это устройство детей, оставшихся без родительского попечения, в новые семьи.
Какова же работа на сегодняшний день Министерства здравоохранения по этим двум основным направлениям, которые определило ему государство. Прежде всего, я вам хочу напомнить, что в наиболее трудные для наших граждан 90-е годы в соответствии с Указом Президента Российской Федерации была создана система социальных служб для семьи и детей. Указ президента от 1992 года номер 543. Просто напоминаю.
Основу системы образовывают учреждения социального обслуживания семьи и детей. У нас было по субъектам Российской Федерации открыто более 10 видов различных учреждений социальной защиты, которые так или иначе работают с семьёй, с детьми. Прежде всего, это центры социальной помощи семьи и детям, это центры психолого-педагогической помощи населению, центры экстренной психологической помощи по телефону, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям, оставшихся без попечения родителей и так далее.
Так вот, в 2005-2006 годах в период реформирования системы социальной защиты удалось сохранить сеть учреждений социального обслуживания семьи и детей, и самое основное — число мест в этих учреждениях.
Социальные учреждения оказывают услуги по предупреждению семейного неблагополучия, а также выявлению семей, находящихся в кризисной ситуации, реабилитация детей и семей, находящихся в социально-опасном положении, психологической и педагогической помощи, дают временный приют детям и гражданам, вынужденно покинувшим свой дом.
В настоящее время в ведении органов социальной защиты населения действует более трёх тысяч учреждений социального обслуживания семьи и детей. Вчера был "круглый стол" по детям-инвалидам, и это проводил Ломакин-Румянцев, депутат Государственной Думы. Очень интересный был "круглый стол". Ко мне подошло несколько общественных организаций, руководителей и говорят: "Вот вы всё развиваете социальные услуги, социальные учреждения. Почему вы не учитываете те социальные учреждения, которые находятся в структуре общественных организаций, почему вы не делаете госзаказ или муниципальные заказы для учреждений, которые имеют иную, другую правовую форму собственности?"
После этого разговора мы с министром, с Татьяной Алексеевной Голиковой обговорили этот вопрос. И будем готовить нормативные документы в части того, чтобы и государственные, и муниципальные заказы, было предоставлено право в субъектах Российской Федерации и для иных учреждений социального обслуживания, которые имеют и должны право тоже оказывать социальные услуги, особенно по семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Вот в 2007 году получили различные виды помощи около четырёх миллионов семей. Всего в 2007 году учреждениями социального обслуживания семьи и детей оказано более 160 миллионов услуг.
Безусловно, самое основное наше направление — направление, по которому работает министерство здравоохранения совместно с социальной службой субъектов Российской Федерации — это системная и эффективная работа по профилактике семейного неблагополучия. Что в этом отношении, как нам удалось, и что мы сделали, что не смогли сделать?
Прежде всего, развили социальный патронаж семей из группы риска. Во всех субъектах Российской Федерации проводится сегодня социальный патронаж.
Я понимаю великолепно, что социальный патронаж, можно говорить о том, что не хватает специалистов, людей. Но тем не менее за счёт этого социального патронажа нам удалось в 2007 году выявить более 600 тысяч неблагополучных семей — это в течение 2007 года.
Министерством уделяется также активное внимание и реабилитационная работа с семьёй и детьми. В 2006 году был проведён конкурс, по результатам которого приказом Министерства здравоохранения и социального развития 36 учреждениям социального обслуживания семьи и детей присвоен был статус опорно-экспериментального учреждения социальной сферы.
Вот эти экспериментальные площадки, которые на сегодняшний день существуют, работают — 36 учреждений социального обслуживания являются у нас разработкой, лидерами в части инновационных технологий по системе профилактики социального неблагополучия в семье.
Эти все новации мы регулярно, ежегодно публикуем в наших сборниках, собрав с этих 36 учреждений. Но в то же время направляют и субъекты, в которых есть очень интересный опыт работы.
Безусловно, мы великолепно понимаем, что на сегодняшний день необходимо контролировать и корректировать ситуацию, которая идёт с социально-неблагополучными семьями.
Что на сегодняшний день мы сделали?
Дело в том, что вы великолепно знаете, что издан Указ Президента Российской Федерации по созданию фонда по детям в трудной жизненной ситуации. На основании этого указа мы подготовили и отправили в правительство ряд нормативных документов о регламентации, о деятельности фонда по детям в трудной жизненной ситуации.
На 2008 год определена сумма 5 миллиардов 200 миллионов рублей, уже зафиксирована в бюджете этого года. Фонд по детям в трудной жизненной ситуации будет осуществлять помощь семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, безусловно, привлекать будет не только финансовые ресурсы из федерального бюджета, не только от определённых неправительственных организаций, но и, конечно, в этот фонд будут вливаться финансовые ресурсы из субъектов, из муниципальных образований. Надеемся, что он даст определённый… и будет определённым координирующим органом, который будет не только финансировать, но и проводить, так скажем, определённую линию в части, касающейся работы с субъектами по детям в трудной жизненной ситуации.
Можно многое говорить в части нормативно-правовой базы, что мы планируем сделать. Достаточно сказать, что на сегодняшний день подготовлен ряд изменений в существующую законодательную базу, это 255-й закон, по больничным листам. Мы вчера об этом на "круглом столе" по детям-инвалидам тоже обсуждали, говорили. Это ряд изменений в 178-й закон, вносятся правки, по крайней мере, идёт работа по внесению определённых правок, в части опять улучшения положения детей. Подготовлено примерно двенадцати ведомственных приказов, которые так или иначе тоже будут сопричастны по работе вместе с Минобразования по выявлению детей в трудной жизненной ситуации.
Спасибо за внимание.
Председательствующий. Большое спасибо, Ольга Викторовна.
Слово предоставляется Семье Галине Владимировне — проректору столичной финансово-гуманитарной академии доктору психологических наук профессору. Подготовиться Голубовскому Владимиру Юрьевичу.
Семья Г.В. Уважаемые участники парламентских слушаний! В предыдущих выступлениях (следующий слайд, пожалуйста, покажите) достаточно полно представлена ситуация в области социального сиротства. Я хочу затронуть вопрос динамики тех противоречий, которые мешают закреплению достигнутого успеха.
Сначала я напомню некоторую хронологию событий, которые привели, на мой взгляд, к принципиальному изменению государственной политики в этой области. На слайде представлена выдержка из замечаний, которые были сделаны по предоставлению очередного доклада о положении детей в России Комитетом по правам ребёнка ООН, где было отмечено, что мы недостаточно развиваем "деинституализацию детей-сирот", что в переводе на русский язык означает "вывод детей из учреждений на альтернативные семейные формы устройства".
Следующий слайд. С 2006 года начинает происходить ряд событий. Если до этого в основном говорили о развитии семейного устройства детей как основной цели, и регионы во время всяческих рейтингов сравнивались именно по числу детей, которые отданы на семейные формы, то теперь фокус внимания государственной политики несколько меняется. Здесь на этом слайде вы видите ряд постановлений, указов, который был принят, и везде появляются слова: не просто "семейное развитие", а "вывод детей из учреждений на семейные формы устройства".
Практически во все наборы показателей, которые характеризуют эффективность работы, как на региональных, так и на федеральном уровне, включается численность детей, которые передаются на семейные формы из учреждений разной ведомственной принадлежности. Из всех этих указанных показателей я остановлюсь на одном.
Следующий слайд, пожалуйста. Это то, что касается оценки эффективности работы первого лица в регионе. И мы видим, что эффективность этой работы зависит от численности детей, переданных на семейное воспитание из учреждений. Это повышает как его личную ответственность, так и активность чиновников, отвечающих за это в регионе. Однако сам показатель сформулирован не совсем удачно. То, как это прописано, а на слайде показано как это делается, о

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26