Главная / Аналитика / Принят закон о передаче функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов

Принят закон о передаче функций регулирования аудиторской деятельности саморегулируемым организациям аудиторов

Госдума приняла в третьем чтении законопроект "О внесении изменений в Федеральный закон "Об аудиторской деятельности".
С целью дальнейшего развития саморегулирования в аудиторской деятельности законопроектом предусмотрена передача некоторых из указанных функций саморегулируемым организациям аудиторов.
Законопроект предусматривает, что каждая саморегулируемая организация аудиторов принимает правила независимости аудиторов и аудиторских организаций. При этом указанные правила саморегулируемая организация аудиторов принимает на основе правил независимости, одобренных советом по аудиторской деятельности, решение которого подготавливается его рабочим органом, выражающим интересы профессиональных участников рынка аудиторских услуг. Саморегулируемая организация аудиторов вправе включить в принимаемые ею правила независимости дополнительные требования.
Федеральным законом предусмотрено установление уполномоченным федеральным органом в составе порядка проведения квалификационного экзамена круга вопросов, предлагаемых лицам, претендующим на получение квалификационных аттестатов аудитора, на квалификационном экзамене. Законопроект предусматривает, что перечень вопросов, предлагаемых лицам, претендующим на получение квалификационных аттестатов аудитора, на квалификационном экзамене, устанавливается единой аттестационной комиссией, создаваемой в соответствии с этим Федеральным законом совместно всеми саморегулируемыми организациями аудиторов.
В части 3 статьи 5 Федерального закона уточняется круг организаций, аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности которых проводится только аудиторскими организациями. К таким организациям дополнительно относятся организации, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также государственные корпорации и государственные компании. Бухгалтерская (финансовая) отчетность таких организаций является источником информации для принятия органами государственной власти решений по управлению государственным имуществом. Основным институтом контроля достоверности отчетности таких организаций является независимый аудит.
В пункте 3 части 1 статьи 7 Федерального закона уточняется, что федеральные стандарты аудиторской деятельности являются обязательными для всех аудиторов и аудируемых лиц.
Законопроектом предусматривается существенное сужение круга аудиторских организаций, подлежащих внешнему контролю со стороны государства (статья 10 Федерального закона). Из числа таких аудиторских организаций исключаются те, которые проводят аудит бухгалтерской (финансовой) отчетности государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Законопроектом предусматривается, что уполномоченный федеральный орган исполнительной власти осуществляет внешний контроль качества работы только аудиторских организаций, обслуживающих общественно значимые организации, перечень которых установлен частью 3 статьи 5 Федерального закона. Кроме того, указанной статьей устанавливается разделение полномочий по государственному регулированию аудиторской деятельности в части передачи от Минфина России права по осуществлению внешнего контроля качества работы аудиторских организаций федеральному органу исполнительной власти, осуществляющему функции по контролю и надзору в финансовой бюджетной сфере.
Статья 11 Федерального закона дополняется положениями, обеспечивающими полномочия саморегулируемых организаций аудиторов по выдаче квалификационных аттестатов аудитора.
Часть 1 статьи 13 Федерального закона дополняется правом аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов страховать ответственность за нарушение договора оказания аудиторских услуг и (или) ответственность за причинение вреда имуществу других лиц в результате аудиторской деятельности, что соответствует требованиям Гражданского кодекса Российской Федерации.
В статье 23 Федерального закона законопроектом предусматривается уточнение переходных положений.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26