Главная / Аналитика / Предупреждение вместо штрафа: закон стал более мягким к предпринимателям

Предупреждение вместо штрафа: закон стал более мягким к предпринимателям

Государство смягчило административную ответственность для предпринимателей и ужесточило ее для контролирующих бизнес должностных лиц государственных органов. 12 августа 2010 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» № 239-ФЗ, принятый 27 июля 2010 года.

Отметим основные изменения, предусмотренные этим Законом.

Статья 3.4. КоАП РФ, определяющая такое административное наказание как «предупреждение», дополнена перечнем условий, при которых возможно его назначение.

Предупреждение (официальное порицание лица в письменной форме) может быть применено в качестве административного наказания при одновременно соблюдении следующих условий:
— административное правонарушение совершено впервые;
— отсутствует причинение вреда или возникновение угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и др.;
— отсутствует имущественный ущерб.

Предупреждение в качестве наказания может быть вынесено:

1) работодателю или лицу, его представляющему:

По трудовым спорам, в частности, за непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения; за необоснованный отказ от заключения коллективного договора или соглашения, а также за нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору или соглашению.

2) гражданину, должностному лицу, лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность, юридическому лицу:

За нарушения при осуществлении предпринимательской деятельности:

— нарушение требований проектной документации, технических регламентов и других нормативных документов в области строительства; либо за продажу товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг с нарушением требований технических регламентов и санитарных правил или без сертификата соответствия (декларации о соответствии), удостоверяющего (удостоверяющей) безопасность таких товаров, работ либо услуг для жизни и здоровья людей;
— осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией);
— продажа товаров, выполнение работ либо оказание населению услуг, не соответствующих требованиям технических регламентов, стандартов, техническим условиям или образцам по качеству, комплектности или упаковке; либо при отсутствии установленной информации об изготовителе (исполнителе, продавце) и иной информации, обязательность предоставления которой предусмотрена законодательством Российской Федерации;
— неприменение в установленных законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного
чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств
за соответствующий товар (работу, услугу);
— с исключениями, установленными ст. 19.7 за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде.

3) должностному лицу, юридическому лицу: за нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре (работе, услуге), об изготовителе, о продавце, об исполнителе и о режиме их работы.

4) должностному лицу:

За нарушение сроков
— подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе;
— представления в налоговый орган информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации;
— представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.

До принятия № 239-ФЗ за перечисленные правонарушения предприниматели платили штрафы, иногда санкции доходили до приостановления деятельности компании. Теперь закон стал более мягким в отношении субъектов бизнеса. Это избавляет предпринимателей от лишних финансовых затрат, которые с большой вероятностью возникали, например по незнанию в самом начале предпринимательской деятельности. Это свидетельствует об общей тенденции смягчения административной ответственности в сфере предпринимательской деятельности. При этом Закон имеет обратную силу, то есть распространяется на предпринимателей, которые совершили административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которых постановление о назначении административного наказания не исполнено.

2. КоАП РФ дополнен статьей 19.6.1., в которой предусмотрена административная ответственность должностных лиц контролирующих органов за несоблюдение требований законодательства о проверках.

Нарушения требований Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»:
— проведение проверки при отсутствии оснований для ее проведения,
— нарушение сроков проведения проверки (по общему правилу срок проверок составляет 20 рабочих дней, особенности установлены ст. 13 Закона),
— отсутствие согласования внеплановой выездной проверки с органами прокуратуры,
— проведение проверки без распоряжения (приказа) руководителя или заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора),
— непредставление акта о проведенной проверке,
— привлечение к проведению мероприятий по контролю не аккредитованных в установленном порядке граждан или организаций,
— проведение плановой проверки, не включенной в ежегодный план проведения плановых проверок.

Ответственность: для должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в виде предупреждения или административного штрафа в размере от 3 000 рублей до 5 000 рублей, а при повторности в размере от 5 000 рублей до 10 000 рублей.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст. 19.6.1. КоАП РФ, возбуждаются прокурором и рассматриваются судьями. Соответствующие дополнения также внесены в ч. 1 ст. 28.4. и ч. 1 ст. 23.1. КоАП РФ соответственно.

3. КоАП РФ дополнен статьей 19.7.5-1., в которой установлена административная ответственность юридического лица и индивидуального предпринимателя за нарушение порядка представления уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности:

ч. 1 ст. 19.7.5-1: непредставление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности в случае, если представление такого уведомления является обязательным.

Ответственность: штраф для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 3 000 рублей до 5 000 рублей; на юридических лиц — от 10 000 рублей до 20 000 рублей.

ч. 2 ст. 19.7.5.-1: представление уведомления о начале осуществления предпринимательской деятельности, содержащего недостоверные сведения, в случае, если представление такого уведомления является обязательным.
Ответственность: штраф для должностных лиц и индивидуальных предпринимателей в размере от 5 000 рублей до 10 000 рублей; на юридических лиц — от 20 000 рублей до 30 000 рублей.

Протоколы об административных нарушениях будут составлять должностные лица органов, уполномоченных принимать такие уведомления, дела об административных правонарушениях будут рассматриваться судьями. Соответствующие дополнения внесены в ч. 2 ст. 28.3. и ч. 1 ст. 23.1. КоАП РФ соответственно.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26