Главная / Практика / Порядок ликвидации компаний в налоговой... За невыполненное требование исключение из ЕГРЮЛ.

Порядок ликвидации компаний в налоговой… За невыполненное требование исключение из ЕГРЮЛ.

Федеральная налоговая служба сообщает о динамике роста ликвидации компаний. Налоговые органы г. Москвы не успевают проверять компании в связи с их ликвидацией. Данная ситуация не устраивает налоговых органов.
Ляхненко Н.М., специально для ИА "Клерк.Ру".
В соответствии с п.2 статьи 22 Закона от 08.08.2001г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее Закон о государственной регистрации) у налоговых органов есть два месяца на проведение проверки со дня публикации сообщения о предстоящей ликвидации компании. Но в связи с ростом новых компаний налоговые органы не успевают проверять в связи с их ликвидацией. Это связано с тем, что более половины создаются компании с целью уклонения от налогов, а также многие компании отчетность сдают с задержкой на год и более или не сдают никакой и даже «нулевой» отчетности.
С 2005г. у налоговых органов появилось право на внесудебный порядок ликвидации компаний, которые не ведут деятельность. В соответствии с введением в действие Федерального закона от 02.07.2005г. №83-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» и в статью 49 Гражданского кодекса РФ» такое право применяется только к компаниям, которые не имеют долгов перед бюджетом, не предоставляют в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, не осуществляют операции ни по одному банковскому счету.
Компании, которые имеют долги, налоговые органы ликвидируют компании только в судебном порядке. Но в соответствии с Постановлением Пленума ВАС РФ от 20.12.2006г. №67 Суд фактически отказал налоговым органам в праве обращаться в суды с подобными исками, решив, что они должны ликвидировать компании административным исключением из реестра даже при наличии налоговых долгов.
Кроме того, при рассмотрении судом вопроса о принятии заявления налогового органа о принудительной ликвидации компании в судебном порядке или о признании юридического лица банкротом судам необходимо проверять, не является ли юридическое лицо недействующим и проводилась ли процедура исключения его из реестра юридических лиц по решению регистрирующего органа.
На основании вышеизложенного следует, что регистрирующий орган (налоговая служба) имеет право в административном порядке исключать из государственного реестра юридических лиц организации, которые фактически прекратили деятельность (недействующие организации). Для реализации данного права необходимо одновременное наличие условий, которые были рассмотрены выше.
Минфин РФ в Приказе от 28 февраля 2006 г. N 32н утвердил формы справок, которые должны составлять сотрудники налоговой службы при отсутствии операций по счету и в случае непредставления налоговых деклараций. Данные справки служат основанием для принятия решения об исключении соответствующего юридического лица из ЕГРЮЛ. Справки подписываются руководителем (его заместителем) налогового органа, начальником отдела камеральных проверок, начальником отдела по работе с налогоплательщиками.
Административный порядок ликвидации компании является обязательной досудебной процедурой разрешения спора. О невозможности ликвидации компании в административном порядке, то налоговым органам необходимо предоставить доказательства. При наличии таких доказательств процесс ликвидации компании будет происходить в судебном порядке. В случае, если возражения поступят от заинтересованных лиц компании, так как регистрирующий орган обязан предварительно объявить через СМИ о планах по исключению из ЕГРЮЛ конкретной компании, отвечающей признакам недействующей. Если после такой публикации в налоговый орган обратятся лица, чьи права нарушаются данным решением, то ликвидация будет происходить в судебном порядке. В соответствии с п. 4 ст. 21.1 Закона о государственной регистрации заявления указанных лиц могут быть направлены в адрес налогового органа не позднее чем через три месяца со дня опубликования решения о предстоящем исключении.
Если ликвидацию компании осуществляют его учредители, то они обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить о принятии соответствующего решения регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением указанного решения, как это предусмотрено п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации. На основании поданного уведомления регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации компании. С момента внесения этой записи не допускается государственная регистрация 1) изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица; 2) юридических лиц, учредителем которых оно выступает; 3) юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.
Юридическое лицо в результате ликвидации компании перестает существовать как субъект права, утрачивая правоспособность (п. 3 ст. 49 ГК РФ). Посредством внесения в ЕГРЮЛ записи об исключении предприятия из данного реестра осуществляется прекращение его деятельности. Ликвидация организации устраняет возможность правопреемства по ее обязательствам (п. 1 ст. 61 ГК РФ).
Автор — специалист по финансовому консалтингу компании «Аудит МСК»
Материал предоставлен компанией "Аудит МСК"
————————————————————————————-
За невыполненное требование исключение из ЕГРЮЛ
Юридическое лицо, зарегистрированное до начала действия закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, обязано в течение шести месяцев со дня вступления в силу данного документа представить в регистрирующий орган сведения по форме N Р17001. Невыполнение указанного требования является основанием для исключения такого юрлица из ЕГРЮЛ. Об этом напомнил Минфин РФ в письме от 31.10.2007 г. N 03-01-10/9-302.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26