Главная / Аналитика / Поправки в Налоговый кодекс РФ: анализ некоторых изменений

Поправки в Налоговый кодекс РФ: анализ некоторых изменений

Дело в том, что именно 2 сентября 2010 года вступает в силу подавляющее число поправок, внесенных в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом Российской Федерации от 27 июля 2010 г. N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее – закон № 229-ФЗ).

Остановимся на анализе некоторых изменений.

Ответственность за нарушение срока представления налоговых деклараций

Со 2 сентября 2010 года Налоговый кодекс Российской Федерации более не устанавливает повышенной ответственности за непредставление налоговой декларации с задержкой более чем на 180 дней и отменяет деление ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации на части. Теперь, независимо от нарушенного срока направления налоговой декларации, штраф будет исчисляться в размере 5 процентов от неуплаченной суммы налога, которая подлежит уплате или доплате на основании данной декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов от указанной суммы и не менее 1000 рублей.

Таким образом, несвоевременно поданная налоговая декларация даже с нулевыми показателями грозит декларанту штрафом в размере 1000 руб., и, вместе с тем, пропуск срока подачи декларации более чем на 180 дней уже не превратится для налогоплательщика в штраф, превышающий 30% от указанной в декларации суммы, что происходило ранее.

Стоит обратить внимание на то, что п.13 ст.10 закона № 229-ФЗ, по сути, предусматривает обязательную для всех налоговых органов ревизию наложенных, но еще невзысканных с налогоплательщиков налоговых санкций, предусмотренных ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суть данной ревизии заключается в сопоставлении начисленного штрафа с максимальным размером ответственности, предусмотренным ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации в новой редакции, то есть в сравнении примененного к налогоплательщику штрафа с 30% от суммы задекларированного к уплате (доплате) налога.

Результатом данной сверки должен стать отказ от взыскания сумм налоговых санкций, превышающих указанный максимально допустимый размер. Полагаем, что заканчиваться данная процедура будет частичным отзывом инкассовых поручений из банков, где открыты счета налогоплательщиков, и (или) постановлений о взыскании штрафа за счет имущества налогоплательщика из службы судебных приставов.

Учитывая текущий уровень автоматизации налоговых органов, налогоплательщикам, привлеченным к ответственности по ст.119 НК РФ на сумму, превышающую 30% от суммы неуплаченного налога, и не уплатившим штраф по состоянию на 2 сентября текущего года, самим стоит проявить инициативу в вопросе приостановления взыскания излишних сумм, обратившись с соответствующим заявлением в налоговый орган.

При этом необходимо понимать, что частичный отказ налогового органа от взыскания штрафа неравнозначен признанию налоговой санкции, безнадежной ко взысканию. Иными словами, та часть налоговых санкций, которая оказалась излишне начисленной, исходя из новых правил ст.119 Налогового кодекса Российской Федерации, так и останется на лицевом счете налогоплательщика (в его карточке расчетов с бюджетом), поскольку для отнесения суммы штрафа к безнадежной ко взысканию требуется судебное решение, которым было бы установлено, что санкция с налогоплательщика не взыскана по причине пропуска налоговым органом срока на обращение в суд с соответствующим заявлением о взыскании штрафа (см. пп.4 п.1 ст.59 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции закона № 229-ФЗ).

Со вступлением в силу закона № 229-ФЗ станет наказуемым и отступление от установленного порядка представления налоговой отчетности. Так, для случаев, когда представление налоговой декларации (расчета) в электронном виде является для налогоплательщика обязательным, но последним исполнение данной обязанности проигнорировано, Налоговый кодекс предусмотрел специальную ответственность в виде 200-рублевого штрафа и посвятил ей статью 119 со значком «прим.1».

С 2 сентября 2010 г. «потяжелеют» не менее чем в 2 раза штрафы за грубое нарушение правил ведения учета доходов и расходов и объектов налогообложения (ст.120 Налогового кодекса Российской Федерации), а отсутствие регистров налогового учета или неверное отражение операций на счетах налогового учета повлечет те же негативные последствия, что и нарушения в бухгалтерском учете.

Санкции по часто штрафуемой статье 126 Налогового кодекса Российской Федерации «Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля» возрастают до 200 рублей за каждый непредставленный документ, и до 10 000 рублей за непредоставление документов по требованию налогового органа, которое выражается в уклонении от исполнении данного требования.

Расширение сферы действия телекоммуникационных технологий в отношениях налогоплательщик – налоговый орган

Если ранее действовавшая редакция Налогового кодекса Российской Федерации ограничивала использование телекоммуникационных каналов связи направлением налоговой отчетности, то вступающие с сентября изменения расширяют сферу применения Интернета во взаимоотношениях налогоплательщика и налогового органа по следующим направлениям:

— подача налогоплательщиком заявлений (уведомлений) о постановке на налоговый учет;

— направление налоговым органом налогоплательщику акта совместной сверки;

— направление налоговым органом налогоплательщику (налоговому агенту, плательщику сборов) налоговых уведомлений и требований об уплате налога;

— направление налогоплательщику по его запросу свидетельства о постановке на учет в налоговом органе и (или) уведомления о постановке на учет в налоговом органе (уведомления о снятии с учета в налоговом органе);

— направление налоговым органом требования о предоставлении документов;

— представление налогоплательщиком документов, составленных в электронном формате, в ответ на требование налогового органа о предоставлении документов.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26