Главная / Защита прав детей / Первый раз в первый класс - и стресс обеспечен на целый год

Первый раз в первый класс — и стресс обеспечен на целый год

Дети, впервые идущие в школу, начинают испытывать стресс еще за полгода до 1 сентября

Первые дни в школе для многих детей оказываются сложным временем: они попадают в новую обстановку, встречаются с новыми людьми, заводят новых друзей. Однако, как показывают данные британского Совета по экономическим и социальным исследованиям, признаки стресса у будущих первоклашек появляются гораздо раньше: за три-шесть месяцев до начала учебного года.

Группа исследователей во главе с Джули Тёрнер-Кобб из Университета Бата изучала, как влияет характер и поведение детей на то, как они переносят стресс, связанный с началом обучения в школе. Для этой цели у детей замеряли уровень содержания в крови кортизола — гормона, содержание которого в состоянии стресса повышается. Измерения проводились дважды: через две недели после начала учебного года и спустя еще шесть месяцев. Для того, чтобы иметь данные об изначальном уровне гормона, ученые также замеряли содержание кортизола в крови детей за три-шесть месяцев до их первого визита в школу.

К своему удивлению, исследователи обнаружили, что уже за несколько месяцев до начала учебного года содержание кортизола в крови детей было необычно высоким. «Это показывает, что уровень стресса, который испытывают дети в ожидании первого в их жизни учебного года, начинает расти намного раньше, чем мы ожидали», — заявила Тёрнер-Кобб.

Почему дошколят так беспокоит событие, которое случится в их жизни еще нескоро, — загадка, однако Тёрнер-Кобб предполагает, что волнение передается детям от родителей, которые сами испытывают определенный стресс перед тем, как их ребенок пойдет в школу.

В ходе исследования выяснилось, что более стеснительные, робкие дети волнуются намного меньше, чем их общительные ровесники. «Уровень кортизола в крови детей-экстравертов существенно выше, причем он сохраняется таким в течение всего дня, возможно, потому, что они легче поддаются возбуждению, и потому чаще попадают в ситуации, вызывающие у них беспокойство», — объясняет Тёрнер-Кобб.

С кортизола связано опасение, что если высокий уровень гормона держится весь день, это может повредить иммунной системе ребенка, сделав ее более неустойчивой перед болезнями. Однако в ходе исследования ученые обнаружили, что первоклашки с высоким ежедневным уровнем кортизола в крови меньше подвержены простуде в течение первых шести месяцев, а если они все-таки подхватывают инфекцию, то болеют недолго. Здоровье таких детей куда более уязвимо во время школьных каникул, чем в период учебы, что значит, что по меньшей мере на короткий период времени высокий уровень гормона обеспечивает некоторую защиту от простуды и гриппа.

У большинства детей уровень гормона значительно снижается в первые шесть месяцев после начала учебного года, и это позволяет предположить, что они хорошо адаптируются к школьной среде. Тёрнер-Кобб склоняется к тому, что временный стресс как реакция перед началом учебного года — это естественный процесс.

Между тем, содержание кортизола в крови некоторых детей оставалось высоким даже после начала учебного года. Это говорит о том, что дети пережили продолжительный стресс, который мог привести к общему ухудшению их самочувствия. Эти дети не были экстравертами, и в течение всего периода наблюдений они находились в социальной изоляции. Возможно, потому, что их ровесники просто были нетерпеливыми.

По мнению Тёрнер-Кобб, данная работа подтверждает необходимость наблюдения за детьми, которые впервые идут в школу — в особенности за детьми, воспринимающими школу как вызов, который бросает им общество, — а также необходимость оказания определенной поддержки родителям, которая поможет снизить степень их беспокойства перед тем, как отдать детей в школу, и принесет пользу здоровью ребенка, улучшит его способность к социальной адаптации.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26