Главная / Новости / Обладает ли работник салона красоты исключительным правом в отношении формулы соотношения красок?

Обладает ли работник салона красоты исключительным правом в отношении формулы соотношения красок?

Подписаться на новости

Одной из основных услуг, которые предоставляют салоны красоты является покраска волос. Как правило для этого мастера проходят специальные курсы, на которых учатся основам покраски волос. В интернете существует огромное количество «рецептов»; в результате смешения красок можно получить определенный цвет, в котором будет заинтересован определенный клиент, однако, нередко мастера самостоятельно тратят не мало усилий по нахождению именно того цвета, который понравится клиенту.

Ситуация.

Предположим, что лицо без трудового договора работает парикмахером в салоне красоты. В его обязанности входит предоставление услуг салона: стрижки, покраска волос и т.п.

Обычно клиент уже знает какой цвет он хочет, какие краски и в каком соотношении ему нужны, однако бывают случаи, когда клиент не знает чего он хочет, в связи с чем, мастер через пробы и ошибки подбирает необходимое соотношение, находит тот цвет, который понравится конкретному клиенту и в котором данный клиент заинтересован.

Очевидно, что работодатель хочет иметь гарантию, что не потеряет клиента, если вдруг его работник решит уйти, в связи с чем работодатель требует от работника предоставить формулу соотношения красок, которая дает в результате их смешивания нужный клиенту цвет.

Вопрос. 

Охраняется ли данная формула правом интеллектуальной собственности, в связи с чем работодатель не может приказать работнику отдать эту формулу или же данная логика ошибочна, и работодатель имеет полное право требовать от работника предоставления формулы?

Будь заключен трудовой договор, то все было бы чуть проще, но все еще не однозначно. Казалось бы, что речь тогда должна идти о служебном произведении, однако, является ли подбор соотношения красок частью услуги по покраске волос? Ведь если это не так, то служебным произведением результат такой деятельности можно будет назвать только при наличии конкретизации деятельности работника в трудовом договоре; простого указания на его обязанность предоставлять услуги по покраске было бы в таком случае недостаточно.

Думаю, это сложный вопрос, мне, к сожалению, на него ответа найти не удалось.

Мнение автора. Все дальнейшие рассуждения будут строиться исходя из того, что подбор нужного соотношения красок не является частью услуги по покраске. Следовательно, служебным произведением данный объект назвать нельзя.

Если предположить, что это все же результат интеллектуальной деятельности. Тогда к какому институту ПИС его можно отнести? На мой взгляд, наиболее приемлемой для подобного объекта (формулы соотношения красок) будет его охрана как секрета производства.

В соответствии со ст. 1465 ГК РФ секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие) о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере и о способах осуществления профессиональной деятельности, имеющие действительную или потенциальную коммерческую ценность вследствие неизвестности их третьим лицам, если к таким сведениям у третьих лиц нет свободного доступа на законном основании и обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Из этого определения можно выделить следующие признаки охраняемого объекта:

1.секрет производства — это определенная информация;

2.сведения, составляющие секрет производства, имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность;

3.сведения, являющиеся секретом производства, должны быть неизвестны третьим лицам;

4.сведения могут составлять секрет производства, если обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны.

Вопросы возникают в отношении соответствия данного объекта второму и четвертому признакам.

Исходя из второго признака некоторые юристы делают вывод, что субъектом в отношении данного РИД могут выступать только юридические лица или индивидуальные предприниматели.

Однако, на мой взгляд, важным является не субъект, обладающий данным объектом, а сама ценность информации для других субъектов. Например, в случае с формулой соотношения краски обладателем (субъектом) информации является физическое лицо, однако это не отменяет наличие коммерческой ценности этой формулы для работодателя.

Более того, работник имеет потенциальную коммерческую ценность от нераспространения данного объекта, которая выражается в вознаграждения от работодателя за предоставление ему данных сведений.

Легального определения понятия «коммерческая ценность» я не нашел, однако, на мой взгляд, его аналогом можно считать понятие «коммерческая выгода», из п.1 ст. 3 ФЗ «О коммерческой тайне» можно сделать вывод, что к коммерческой выгоде относятся:

-увеличение доходов;

-избежание неоправданных расходов;

-сохранение положения на рынке товаров, работ, услуг;

-получение иных преимуществ (иной коммерческой выгоды).

То есть, перечень не закрытый.

Таким образом можно сделать вывод, что коммерческая ценность есть, но информацией обладает физическое лицо (работник).

Также важно сказать о четвертом признаке.

В этой связи стоит пояснить, что в отличии от коммерческой тайны секрет производства является результатом интеллектуальной деятельности, в отношении которого действуют исключительные права, а КТ, в свою очередь, представляет собой любую информацию, в отношении которой введен соответствующий режим с соблюдением ряда условий, предусмотренных ФЗ «о коммерческой тайне».

Неоднократно находил информацию о том, что введение режима коммерческой тайны в отношении информации является обязательным признаком секрета производства.

Однако, в самой 1465 статье говорится: «…обладатель таких сведений принимает разумные меры для соблюдения их конфиденциальности, в том числе путем введения режима коммерческой тайны», из чего видно, что введение режима КТ является не обязательным, а дополнительным условием, подтверждающим статус информации как секрета производства.

На мой взгляд, исходя из ст. 1465 ГК, для соблюдения четвертого признака достаточно факта отказа от предоставления информации и ее нераспространение.

На основании этой логики можно сделать вывод, что информация о соотношении красок для получения определенного цвета, в котором заинтересован клиент, относится к секрету производства.

Следовательно, работник может требовать соответствующего вознаграждения для предоставления данной информации работодателю.

 

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26