Главная / Новости / Об отдельных вопросах представления налоговых деклараций

Об отдельных вопросах представления налоговых деклараций

Подписаться на новости

Одна из главных обязанностей налогоплательщика − представление налоговых деклараций. Данной обязанности и ответственности за ее неисполнение посвящено интервью с Сергеем Разгулиным, действительным государственным советником РФ 3 класса.

В чем отличие декларации от расчетов по авансовым платежам и других документов налоговой отчетности?
В статье 80 НК РФ содержатся определения форм налоговой отчетности.
Принимая во внимание указанные определения, документ, представляемый в налоговые органы по итогам налогового периода, и документ, представляемый по итогам отчетного периода, являются разными документами, имеющими самостоятельное значение.

Можно сказать, что налоговая декларация – это итоговый документ, который содержит сведения о сумме налога.

По этой причине срок обращения за возвратом излишне уплаченного налога на прибыль начинает исчисляться с даты представления налоговой декларации за соответствующий год, но не позднее срока, установленного для ее представления в налоговый орган (постановление Президиума ВАС от 28.06.2011 № 17750/10).

К сожалению, в НК РФ отсутствует единообразное использование наименований представляемых в налоговые органы документов, корреспондирующих определениям, указанным в статье 80 НК РФ.

Какая ответственность наступает за пропуск срока представления документов и декларации?
За исключением прямо предусмотренных НК РФ случаев, непредставление или несвоевременное представление документов, включая расчеты авансовых платежей, наказывается по пункту 1 статьи 126 НК РФ штрафом в 200 рублей.
Штраф за непредставление расчета по форме 6–НДФЛ составляет 1000 рублей за каждый полный или неполный месяц просрочки представления (пункт 1.2 статьи 126 НК РФ).

Ответственность за пропуск срока представления должна определяться содержанием документа, а не тем, как он поименован в НК РФ. Поэтому за непредставление налоговой декларации по налогу на прибыль по итогам отчетного периода ответственность наступает по пункту 1 статьи 126 НК РФ. Этот вывод подтверждается пунктами 17, 23 постановления Пленума ВАС от 30.07.2013 № 57, определением Верховного суда от 27.03.2017 № 305-КГ16-16245.

Как рассчитывается штраф за нарушение срока представления декларации по итогам налогового периода?
Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
Напомню, что срок давности привлечения к ответственности за непредставление декларации составляет три года. Этот срок начинает исчисляться со дня, следующего за установленным законодательством последним днем срока представления декларации.

За несвоевременное представление декларации в налоговый орган по месту учета ответственность установлена статьей 119 НК РФ.

С 2014 года не только налогоплательщик, но и любое другое лицо, на которое возложена обязанность представлять налоговую декларацию, может быть привлечено к ответственности по статье 119 НК РФ.

Штраф рассчитывается исходя из неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации: 5% за каждый полный или неполный месяц нарушения срока представления. Максимальное процентное соотношение составляет 30% от неуплаченной суммы, но не менее 1000 рублей, включая ситуацию, когда неуплаченная сумма меньше 1000 рублей.

Если возникшая по декларации задолженность погашена?
Отсутствие у налогоплательщика суммы налога к уплате по декларации (пропуск срока представления «нулевой» декларации) либо уплата подлежащего декларированию налога не освобождают от ответственности за пропуск срока представления декларации. В таких обстоятельствах установленный статьей 119 НК РФ штраф подлежит взысканию в размере 1000 рублей.
Размер «неуплаченной суммы налога» надлежит определять на момент истечения срока, установленного НК РФ для уплаты соответствующего налога. Таким образом, последующее погашение недоимки не изменяет размер штрафа, исчисленного за нарушение срока представления декларации.

Привязка расчета штрафа к сумме налога, неуплаченной в установленный срок, прямо закреплена в статье 119 НК РФ.

Налогоплательщику рекомендуется заявлять о наличии обстоятельств, смягчающих ответственность (их перечень не носит исчерпывающего характера). Налоговый орган, суд, определяя конкретную сумму подлежащего взысканию штрафа, должны применять нормы статей 112 и 114 НК РФ, на основании которых возможно снижение штрафа, в том числе и по сравнению с установленным статьей 119 НК РФ минимальным размером. К смягчающим ответственность обстоятельствам может быть отнесен небольшой срок пропуска представления декларации, сбой компьютерной программы, отсутствие задолженности и т.п.

Какой размер штрафа за непредставление расчета по страховым взносам?
С 2017 года непредставление в налоговый орган расчета по страховым взносам наказывается так же, как непредставление налоговой декларации.
Смеем предположить, что ответственность по статье 119 НК РФ может применяться к плательщикам страховых взносов, производящим выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, только при непредставлении ими расчета по итогам расчетного периода (календарного года).

Вместе с тем, ФНС допускает привлечение плательщика к ответственности по статье 119 НК РФ и за пропуск срока представления расчета по итогам отчетных периодов. При этом расчет штрафа предлагается производить исходя из наличия недоимки по взносам по состоянию на 30-е число месяца, следующего за отчетным (расчетным) периодом (письмо ФНС от 9 ноября 2017 года № ГД-4-11/22730@).

Повторим, что по нашему мнению, статья 119 НК РФ неприменима к документам, содержащим сведения об авансовых платежах.

О том, что уплата страховых взносов в течение года носит авансовый характер, сказано в письме ФНС от 7 сентября 2018 года № СА-4-7/17429.

Предположим, что налогоплательщик пропустил срок представления декларации и срок уплаты налога. Впоследствии налогоплательщик представил первоначальную декларацию, затем уточненную. В каком размере будет применен штраф, если суммы налога, указанные в декларациях, различаются?
При подаче уточненной декларации в случаях, указанных в пункте 9.1 статьи 88 НК РФ, инспекция не может провести камеральную проверку первичной декларации. Но это не означает, что ответственность за несвоевременную подачу первичной декларации не наступает.
Штраф будет рассчитан исходя из суммы налога, фактически подлежащей уплате в бюджет, зафиксированной налоговым органом по результатам проверки (постановление Президиума ВАС от 15.05.2007 № 543/07).

А если первоначальная декларация была своевременно представлена, но налог по ней не был уплачен, затем представлена уточненная декларация к доплате? Из какой суммы будет рассчитываться штраф по статье 122 НК РФ за неправильное исчисление налога?
Сама по себе несвоевременная уплата налога не образует состав налогового правонарушения. Просрочка уплаты влечет начисление пени.
Таким образом, если налогоплательщик исчислил, но не уплатил сумму налога по первоначально представленной декларации, то штраф должен рассчитываться исходя из не исчисленной ранее суммы налога (исходя из «суммы к доплате» по уточненной декларации). Данная позиция отражена в письме ФНС от 22.08.2014 № СА-4-7/16692.

В случае представления налогоплательщиком в налоговый орган нескольких уточненных налоговых деклараций за проверяемый период расчет суммы штрафа по статье 122 НК РФ необходимо производить на основании последней уточненной налоговой декларации без учета предыдущих налоговых деклараций в отношении не исчисленной ранее суммы налога (письмо ФНС от 14.11.2016 № ЕД-4-15/21472@).

Подлежит ли налогоплательщик привлечению к ответственности в случае неполного представления декларации, например, без приложения?
По мнению контролирующих органов, за представление налоговой декларации по НДС не в полном объеме (без раздела 7) налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 126 НК РФ как за непредставление сведений, необходимых для осуществления налогового контроля. Штраф – 200 рублей за каждый непредставленный документ (письмо УФНС России по г. Москве от 29.02.2016 № 24-15/019268).
Однако, исходя из пункта 20 Информационного письма Президиума ВАС от 17.03.2003 № 71, если документ является составной частью декларации и обязанность его представления отдельно от налоговой декларации законодательством не предусмотрена, то в случае непредставления налоговой декларации с приложениями, ответственность, предусмотренная пунктом 1 статьи 126 НК РФ, не может применяться отдельно в отношении приложений в дополнение к ответственности, установленной пунктом 1 статьи 119 НК РФ.

Иными словами, в случае представления декларации не в полном объеме, нужно установить, исполнил ли налогоплательщик обязанность по представлению декларации или нет.

В продолжение предыдущего вопроса: наступает ли ответственность, если в декларации не отражены операции, освобождаемые от налогообложения?
Исходя из определения понятия «налоговая декларация», этот документ должен содержать сведения об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога (статья 80 НК РФ).
Налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков включения в налоговую декларацию сведений, не связанных с исчислением или уплатой налогов.

Учитывая изложенное, если в декларации не заполнены сведения или не представлены приложения, содержание которых не влияет на исчисление и уплату налога, привлечение к ответственности как по статье 119 НК РФ, так и по статье 126 НК РФ, может быть признано неправомерным.

При этом ответственность за представление налоговому органу деклараций (расчетов), содержащих недостоверные сведения, предусмотрена только для налоговых агентов.

Но следует обратить внимание на статью 120 НК РФ, предусматривающую ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов объектов налогообложения, под которым понимается, в том числе систематическое (два раза и более в течение календарного года), несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и в отчетности хозяйственных операций денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Какие способы представления декларации?
Налоговая декларация может быть представлена налогоплательщиком (налоговым агентом) в налоговый орган:
лично или через представителя;
направлена в виде почтового отправления с описью вложения через любую организацию почтовой связи;
передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи.
При представлении налоговой декларации непосредственно в налоговый орган днем ее представления является дата отметки налогового органа о принятии декларации.

В случае отправки налоговой декларации по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения.

При представлении декларации по ТКС дата представления декларации указывается в подтверждении оператора электронного документооборота (это дата отправки). Дата приема декларации указывается в квитанции налогового органа о приеме.

Если отчетность в электронной форме подписывает представитель организации, как подтвердить его полномочия?
Отсутствие документов, подтверждающих в установленном порядке полномочия представителя, является основанием для отказа в приеме налоговой декларации.
Когда декларацию (расчет) подписывает уполномоченный представитель, к ней прилагается копия доверенности, подтверждающая полномочия представителя.

Доверенность должна быть получена налоговым органом до представления декларации (пункт 1.11 Методических рекомендаций, утвержденных приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

Согласно пункту 5 статьи 80 НК РФ доверенность может быть представлена в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи. В письме ФНС от 06.09.2016 № ОА-4-17/16629@ указано, что доверенность может быть представлена в налоговый орган в виде черно-белой сканированной копии бумажного вида доверенности с усиленной квалифицированной электронной подписью. Причем имеется в виду усиленная квалифицированная подпись доверителя (письмо ФНС от 7 августа 2017 года № АС-4-6/15495@). Одновременное предоставление указанной доверенности на бумажном носителе не требуется.

Кроме того, налогоплательщик, представляющий декларации в электронной форме, для подтверждения полномочий представителей на подписание декларации (расчета) оригинал или заверенную копию доверенности может направить в налоговый орган на бумажном носителе.

Обратим внимание, что в качестве обязательных сведений о представителе доверенность должна содержать ФИО, место жительства (пункт 6.2 Методических рекомендаций по удостоверению доверенностей, утвержденных решением Правления ФНП от 18.07.2016, письмо ФНП от 22.07.2016 № 2668/03-16-3).

Обязательного указания в доверенности сведений об ИНН представителя не предусмотрено. Отказ в приеме декларации (расчета) по причине отсутствия в доверенности сведений об ИНН представителя является неправомерным.

Вместе с тем, рекомендуется включать в доверенность на подписание документов, представляемых в налоговые органы в электронной форме, сведения об ИНН представителя или его полные персональные данные в значении пункта 1 статьи 84 НК РФ.

Напомните перечень лиц, которые должны представлять декларации в электронной форме.
Представлять декларации в электронной форме пункт 3 статьи 80 НК РФ обязывает следующие категории налогоплательщиков:
налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек;
вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, численность работников которых превышает 100 человек;
крупнейшие налогоплательщики;
налогоплательщики НДС (и другие лица, для которых такая обязанность предусмотрена главой 21 НК РФ).
В отношении иной отчетности установлены специальные критерии обязательной электронной сдачи.

При численности физических лиц 25 человек и более, получающих доходы от налогового агента, расчет по форме 6-НДФЛ сдается в электронной форме по ТКС (пункт 2 статьи 230 НК РФ).

Плательщики, у которых среднесписочная численность физических лиц, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный (отчетный) период превысит 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность указанных физических лиц превышает данный предел, представляют расчеты по страховым взносам в налоговый орган в электронной форме с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи по ТКС (пункт 10 статьи 431 НК РФ).

Какая ответственность за несоблюдение способа представления декларации?
Несоблюдение установленного способа представления налоговой декларации (расчета) является налоговым правонарушением: представление на бумажном носителе, а не в электронной форме, влечет на основании статьи 119.1 НК РФ взыскание штрафа в размере 200 рублей.
Отметим, что налоговая декларация по НДС не может быть представлена налогоплательщиком иным способом, кроме как в электронной форме. Налоговая декларация по НДС, представленная на бумажном носителе, не считается представленной (пункт 5 статьи 174 НК РФ). Неполучение налоговым органом в установленный срок налоговой декларации по НДС в электронной форме повлечет применение способа обеспечения в виде приостановления операций по счетам налогоплательщика в банке.

При этом с 2015 года основания для применения к налогоплательщику НДС ответственности за нарушение установленного способа представления налоговой декларации отсутствуют.

Лица, обязанные представлять иную отчетность в электронном виде, не могут быть оштрафованы за несвоевременное представление, если декларация или расчет, например, по форме 6-НДФЛ, были сданы на бумажном носителе в установленный срок. Им грозит лишь штраф 200 рублей. Кроме того, за несоблюдение способа представления отчетности, такая мера обеспечения, как приостановление операций по счетам таких лиц, не применяется.

Вправе ли налоговый орган отказать в приеме декларации, представленной в электронной форме, по причине допущенных налогоплательщиком технических ошибок?
Налогоплательщик обязан соблюдать установленный порядок представления декларации по ТКС. Это следует из пункта 7 статьи 80 НК РФ, приказа МНС от 02.04.2002 № БГ-3-32/169.
Налоговый орган, в свою очередь, не вправе отказать в принятии декларации, представленной по установленному формату. При ее получении он обязан передать налогоплательщику квитанцию о приеме в электронной форме.

Перечень проверок, осуществляемых приемным и программным комплексами, для направления квитанции о приеме приведен в методических рекомендациях, которые являются обязательными для налогового органа (приложение №1 к Методическим рекомендациям по организации электронного документооборота при представлении налоговых деклараций (расчетов) в электронной форме по ТКС, утвержденным приказом ФНС от 31.07.2014 № ММВ-7-6/398@).

В зависимости от содержания технических ошибок на этапе приемки декларации с помощью приемного комплекса могут формироваться следующие документы:

сообщение об ошибке;
уведомление об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) с указанием причин отказа;
квитанция о приеме.
Проверке подлежат, в частности: тип сообщения, действительность электронной подписи, наличие и корректность обязательных реквизитов файла декларации, полномочия отправителя.

Следовательно, налоговый орган может сформировать уведомление об отказе в приеме, подтверждающее факт отказа с обязательным указанием причин.

Форма уведомления об отказе в приеме налоговой декларации (расчета) и (или) о том, что документ считается непредставленным, приведена в приложении №5 к приказу ФНС от 27.08.2014 № ММВ-7-6/443@ (ред. от 26.12.2016).

Вопрос о правомерности отказа должен решаться в зависимости от содержания «технической» ошибки, указанной в уведомлении об отказе.

Согласно правоприменительной практике техническими ошибками не могут считаться неправильное указание в декларации вида документа, налогового периода и другие подобные ошибки, которые не опровергают факт исполнения обязанности по представлению декларации. В отношении подобных ошибок налоговым органом могут направляться требования о представлении пояснений (постановление ФАС СКО от 04.07.2014 № А53-20530/2013).

ФНС издано письмо о процедуре аннулирования представленной декларации…
Речь идет о письме от 10.07.2018 № ЕД-4-15/13247 «О профилактике нарушений налогового законодательства». В нем ФНС поручает нижестоящим налоговым органам организовать проведение мероприятий налогового контроля, направленных на превентивное исключение фактов представления в налоговые органы налоговых деклараций, подписанных неуполномоченными или неустановленными лицами.
Письмо и прилагаемая к нему Инструкция используют такое понятие, как «отзыв» («аннулирование») налоговых деклараций.

Обстоятельства аннулирования декларации, изложенные в Инструкции, фактически являются основаниями для отказа в приеме декларации, которые следуют, в частности, из пунктов 3, 4, 5 статьи 80 НК РФ, а также перечислены в пункте 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 02.07.2012 № 99н.

Как соотносятся указанные в письме ФНС основания аннулирования декларации и основания для отказа в приеме?
Такие обстоятельства, как:
отказ руководителя (уполномоченного представителя) от участия в финансово-хозяйственной деятельности организации, подписания налоговой декларации, представления налоговой декларации в налоговый орган, выдачи доверенности уполномоченному представителю на право подписания и представления налоговой декларации в налоговый орган;
дисквалификация руководителя;
недееспособность или смерть физического лица – руководителя (уполномоченного представителя) организации, а также признание его безвестно отсутствующим;
нахождение физического лица в местах лишения свободы на момент подписания налоговой декларации лично.
равнозначны отсутствию в налоговой декларации (расчете) подписи налогоплательщика (его представителя).

Представление налоговой декларации ликвидированным юридическим лицом после даты ликвидации или индивидуальным предпринимателем после даты окончания предпринимательской деятельности означает отсутствие налогоплательщика на момент подачи декларации.

Какие действия должны совершаться налоговым органом при выявлении нарушений, связанных с подписанием декларации ненадлежащим лицом?
По смыслу названного письма ФНС поиск нарушений осуществляется налоговыми органами до наступления сроков представления деклараций. Наряду с этим допускается, что декларация может быть аннулирована вплоть до даты окончания срока ее камеральной проверки.
При поступлении декларации, в отношении которой у налогового органа имеются сведения о ее подписании неуполномоченным или неустановленным лицом, налоговым органом может быть принято решение об отказе в приеме декларации.

Для процедуры отказа в приеме налоговой декларации (расчета) предусмотрено нормативное регулирование, в отличие от процедуры аннулирования, отсутствующей в НК РФ.

Письмом ФНС в терминах программного обеспечения описывается процесс отзыва (аннулирования) налоговым органом налоговой декларации налогоплательщика с тем же фактическим результатом «декларация считается непредставленной» и уведомлением налогоплательщика о признании декларации недействительной. Причем «новый» порядок распространен только на декларации по НДС и на годовую декларацию по налогу на прибыль.

С другой стороны, изложенный в письме ФНС процесс аннулирования декларации может рассматриваться как механизм, снижающий риски принятия территориальным налоговым органом необоснованного решения об отказе в приеме декларации от действующих налогоплательщиков.
TAXCOM
**************************************************************************************************************************************************************************

Дадим рекомендации по вопросам ликвидации компаний и банкротству фирм
Несколько способов закрытия ООО. Риски каждого из способов.

У вашей фирмы накопились долги и вы задумываетесь о закрытии бизнеса? Хотите сделать это максимально безболезненно: минимизировать риск налоговой проверки, избежать дальнейших претензий кредиторов, потери деловой репутации и личной (субсидиарной) ответственности по долгам компании? Тогда вам стоит учесть следующее.

Во-первых, закрыть фирму можно несколькими путями, но далеко не каждый из них подойдёт именно вам. Одно и то же решение в одной ситуации может «спасти», а в другой — «утопить».

Во-вторых, как правило, выбрать способ закрытия бизнеса нужно быстро. Особенно, если есть вероятность банкротства. Тогда долгие раздумья приведут к тому, что ваши кредиторы успеют порекомендовать суду «своего» арбитражного управляющего, а вы попадёте в заранее проигрышное положение.

Чтобы избавить вас от неопределённости и потери драгоценного времени, разработали руководство по вопросам закрытия бизнеса специально для собственников и руководителей компаний. Данное руководство разработано на основе не только актуального законодательства РФ, но и десятка успешных кейсов из нашей практики.

С помощью руководства вы разберётесь в способах закрытия бизнеса, поймёте, как действовать дальше и выйти из вашей ситуации без проблем.

Из руководства вы узнаете:

— когда реально стоит задумываться о закрытии фирмы?
— есть ли «хорошие» и «плохие» способы прекращения бизнеса и что лучше выбрать?
— в чём разница между банкротством и ликвидацией?
***

Рекомендации по ликвидации компаний: Несколько способов закрытия компаний. Риски каждого из способов.

И так: Банкротство фирм

К банкротству организации могут привести разные причины – предприятие стало убыточным, финансовый кризис привел к тому, что владельцы не могут расплатиться с кредиторами или с банком. Банкротство предприятия – законный способ выйти из бизнеса с наименьшими потерями.

-Реальное банкротство. Этот вид характеризуется неспособностью предприятия восстановить свою платежеспособность в силу реальных потерь капитала. Компания объявляется арбитражным судом несостоятельной в соответствии с законом о банкротстве. Банкротство организации наступает вследствие неэффективного управления компанией.
-Временное (условное) банкротство. Вызывается превышением актива баланса компании над ее пассивом или же большим размером дебиторской задолженности. В этом случае при помощи процедур административного и внешнего управления можно восстановить платежеспособность предприятия.
-Преднамеренное (умышленное) банкротство. Ситуация, когда руководство предприятия специально доводит его до банкротства, различными способами расхищая его средства. Умышленное банкротство юридического лица преследуется по закону.
-Фиктивное банкротство. Заведомо ложное объявление о несостоятельности в целях получения от кредиторов отсрочки и рассрочки платежей. Виновные в фиктивном банкротстве и утаивании активов для погашения долгов также преследуются в уголовном порядке.

Выгода проведения процедуры банкротства компании для Должника — это списание задолженности предприятия перед кредиторами и как правило ликвидация организации, т.к. в нашей стране практика финансового оздоровления предприятий практически отсутствует.
Однако взять и обанкротиться не так уж и просто. Для этого необходима тщательная подготовка к банкротству, которую осуществляют наши специалисты (юристы, бухгалтера, арбитражные управляющие), а именно:

— изучение специалистом деятельности организации Должника за 3 предыдущих года с выдачей предварительного анализа возможных последствий для Должника при банкротстве,
— устранение неблагоприятных факторов в деятельности Должника (восстановление бухгалтерской отчетности, первичных документов и т.д.),
— при банкротстве должника мы обязательно вводим только своего арбитражного управляющего, т.к. только таким образом можно контролировать процедуру банкротства.
— в процессе банкротства мы не допускаем привлечения к субсидиарной и уголовной ответственности контролирующее Должника лицо, но сводим к минимуму такую ответственность, а в большинстве случаев к нулю.
***

Другие схемы закрытия фирм

1.Продажа фирмы или смена учредителей и директора

Продажа фирмы третьим лицам или смена участников и директора на номинальных — самый дешевый и самый ненадежный способ избавиться от фирмы. Этот способ мы рекомендуем использовать только как промежуточный в комплексе с другими.

Категорически не рекомендуем использовать только этот способ, так как с 31.03.2015 г. это грозит уголовной ответственностью. С 31 марта 2015 г. статьи 173.1., 173.2 УК РФ действуют в новой редакции (Федеральный закон № 67-ФЗ от 30.03.2015 г.) и предусматривают уголовную ответственность за использование подставных лиц в качестве участников и/или исполнительного органа фирмы.

Плюсы:
1) самый дешевый способ;
2) самый быстрый способ (4 недели).

Минусы:
1) Закрытие ООО не происходит (не исключается из ЕГРЮЛ), а продолжает существовать. К ней можно предъявить претензии. В том числе к периоду деятельности предшествующего директора;
2) высокие риски: субсидиарная (т.е. личная имущественная) ответственность бывших участников и директора, судебные иски, уголовная ответственность по ст. 173.1 и 173.2 УК РФ.

Для снижения рисков рекомендуется оформлять договор купли-продажи фирмы через нотариуса с иностранным гражданином и/или иностранной управляющей компанией в исполнительном органе.

2.Смена учредителей и директора + смена адреса (смена региона)

В последнее время процедура смены адреса/региона вызывает достаточно много сложностей. Налоговая пытается противодействовать такому способу закрытия ООО, особенно фирмам с долгами в бюджет.

Причем проблемы могут возникнуть как на этапе перевода компании в другой регион (неоднократная подача документов на перевод, увеличение нотариальных расходов), так и после успешной регистрации смены адреса.

В судебной практике стали частыми такие случаи: через определенный срок ИФНС проводит выездную проверку по новому адресу и, не находя подтверждения местонахождению, возвращает организацию по старому адресу. Т.е., затратив немалые деньги, можно прийти к тому же результату, с которого начали.

3.Реорганизация присоединением или слиянием

Как правило, ликвидируемая компания присоединяется к фирме из другого региона. При удачном завершении ваша фирма прекращает существовать и исключается из ЕГРЮЛ. Но существует несколько подводных камней, о которых практически не пишут.

Кратко перечислю 3 основные проблемы, с которыми можно столкнуться.

1) Проблемные фирмы в одной связке с вашей.
Ваша компания может присоединяться к правопреемнику в группе с совершенно неизвестными вам другими фирмами. Их число может доходить до 20-30. Это значит, что при возникновении проблем с одной из присоединяемых фирм пострадает вся связка. Это привлечет внимание налоговой инспекции, которая может инициировать проверку с нехорошими последствиями.

2) Претензии налоговой в течение 3-х лет после присоединения.
Присоединение в связке с другими фирмами может пройти успешно. Ваша фирма будет исключена из ЕГРЮЛ. Но в течение 3-х последующих лет могут возникнут претензии к одной из реорганизуемых фирм, бывших в связке с вашей. Тогда ИФНС может отменить реорганизацию, восстановить фирму в ЕГРЮЛ и инициировать проверку.

3) Участники вашей фирмы становятся участниками фирмы-правопреемника.
Бывают случаи, когда некоторые юр. фирмы при присоединении оставляют участников ликвидируемой компании в составе участников правопреемника. То есть ваша фирма исключается из ЕГРЮЛ, но участники вашей компании перемещаются к правопреемнику. Вместе с большим количеством других незнакомцев со своим багажом проблем.

Обратите внимание на эти моменты. Задайте вопросы юристу, чтобы избежать сюрпризов в будущем.

4.Реорганизация фирмы присоединением «один к одному»

Одна ваша организация присоединяется к правопреемнику без ненужного соседства других фирм. Это более безопасный способ.

Плюсы:
1) исключаются риски, связанные с другими компаниями в связке;
2) такое присоединение не вызывает подозрений ИФНС, следовательно проходит немного быстрее.

Дополнительной подстраховкой может быть последующее официальное закрытие
компании — правопреемника. При такой процедуре максимально сокращены риски, нет налоговой проверки вашей компании. Также исключена возможность отмены закрытия ООО, так как произведено официальное закрытие компании -правопреемника с соблюдением всех необходимых юридических процедур.

Минусы: единственный недостаток – достаточно высокая стоимость.

5.«Неотменяемая реорганизация»

Способ не очень распространен на сегодняшний день. Но, по нашему мнению, совершенно незаслуженно.

Процедура реорганизации проходит также, только в качестве правопреемника выступает компания с участниками-иностранными лицами и управляющей компанией в качестве исполнительного органа (директора).

Этот способ безопаснее, чем реорганизация с правопреемником РФ, по такой причине. Сейчас отменить процедуру реорганизации можно только опросив действующих лиц правопреемника. В случае с иностранцем это сделать достаточно сложно. Следовательно, при соблюдении всех необходимых действий и мер предосторожности, отменить процедуру нельзя.

Основной момент, который влияет на успешность реорганизации — кто заверяет документы от лица правопреемника у нотариуса и подписывает необходимые документы.

Есть 2 безопасных варианта:
1. Документы заверяются за границей, апостилируются и переводятся, тогда заявителем фигурирует иностранец, но это увеличивает срок и стоимость.

2. Документы заверяет представитель-резидент на территории РФ на основании доверенности, которая сдается в регистрационный орган, и из которой следует, что данное лицо не имеет права вести финансово-хозяйственную деятельность, а наделено лишь курьерской функцией.

Плюсы: основное отличие такого присоединения в том, что отменить его нельзя.

Минусы: процедура несколько дороже обычной.

6. Закрыть ООО через офшор

Это закрытие ООО через оформление вашей компании на иностранную инкорпорацию (офшор).

Этот способ не очень распространен, так как есть определенные сложности в его исполнении, но имеет несомненные плюсы:

1) небольшой срок: 3,5 – 4 недели занимает вся процедура.
2) значительно снижены риски по сравнению с обычной сменой директора и участников, так как офшорная компания, которая будет возглавлять вашу компанию в дальнейшем, не имеет в России ни филиалов, ни представительств. У налоговых органов отсутствуют какие-либо сведения о владельцах этой организации.
3) при переоформлении компании на офшор налоговые органы не проводят проверку (возможно закрытие компании таким путем с небольшими долгами).
4) иностранная компания не имеет представительства в РФ, что исключает возможность истребования налоговыми органами документов компании.
5) решение о смене руководителя вашего юридического лица принимает офшорная компания, что исключает заинтересованность прежнего руководителя в переоформлении компании.
******

🔥Чтобы быстро и правильно закрыть бизнес с долгами, следует обратиться в профессиональную организацию, специализирующуюся на проведении подобных процедур.

👉Цена ликвидации бизнеса будет зависеть от нескольких критериев. Получить бесплатную консультацию наших специалистов, узнать примерную стоимость процедур, а также их сроки вы можете прямо сейчас: http://www.barrit.ru/likvidacia/

Запишитесь на консультацию по тел: +7 (495) 258-00-38

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26