Главная / Новости / О предоставлении отсрочки уплаты арендной платы в условиях действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

О предоставлении отсрочки уплаты арендной платы в условиях действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.

Подписаться на новости

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» в отношении договоров аренды недвижимого имущества, заключенных до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, в течение 30 дней со дня обращения арендатора соответствующего объекта недвижимого имущества арендодатель обязан заключить дополнительное соглашение, предусматривающее отсрочку уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году. Требования к условиям и срокам такой отсрочки устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, заключенным до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, может изменяться по соглашению сторон в любое время в течение 2020 года.

Арендатор по договорам аренды недвижимого имущества вправе потребовать уменьшения арендной платы за период 2020 года в связи с невозможностью использования имущества, связанной с принятием органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции настоящего Федерального закона) решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Статья 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (в редакции Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ) вступила в силу 01.04.2020.

Имеется правовая неопределенность в вопросе о том, возникают ли право арендатора на заключение дополнительного соглашения, предусмотренного в части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, и право арендатора потребовать уменьшения арендной платы, предусмотренное в части 3 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, в случае, если решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации до 01.04.2020.

В соответствии с требованиями к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 439, настоящие требования применяются к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы, предусмотренной в 2020 году за использование недвижимого имущества по договорам аренды недвижимого имущества, которые заключены до принятия в 2020 году органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» решения о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации, и арендаторами по которым являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность в отраслях российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции (пункт 1).

Перечень отраслей российской экономики, в наибольшей степени пострадавших в условиях ухудшения ситуации в результате распространения новой коронавирусной инфекции, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 03.04.2020 № 434, в него входят такие отрасли как авиаперевозки, культура, организация досуга и развлечений, физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт, деятельность организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма, гостиничный бизнес, общественное питание, деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений, деятельность по организации конференций и выставок, деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты).

Имеется правовая неопределенность в вопросе о том, подлежит ли распространению действие указанного постановления на случаи, указанные в части 1 статьи 19 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, поскольку в соответствии с пунктом 2 указанного постановления, перечень, утвержденный настоящим постановлением, используется в целях применения части 1 статьи 7 Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа» в отношении определенной части заемщиков, относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства, а само постановление вступает в силу со дня вступления в силу указанного закона (пункт 3 постановления № 434).

Отсрочка предоставляется начиная с даты введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации.

Учитывая, что требования к условиям и срокам отсрочки уплаты арендной платы по договорам аренды недвижимого имущества, утверждены в соответствии с Федеральным законом от 01.04.2020 N 98-ФЗ (преамбула постановления № 439) и не имеют обратную силу (статья 21 Федерального закона от 01.04.2020 N 98-ФЗ, пункт 3 постановления № 439), имеется правовая неопределенность в вопросе о том, возникает ли право арендатора на такую отсрочку в случае, если решение о введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации принято органом государственной власти субъекта Российской Федерации до вступления в силу Федерального закона от 01.04.2020 № 98-ФЗ, т.е. до 01.04.2020.

Отсрочка предоставляется на срок до 01.10.2020 на следующих условиях:

а) задолженность по арендной плате подлежит уплате не ранее 01.01.2021 и не позднее 01.01.2023 поэтапно не чаще одного раза в месяц, равными платежами, размер которых не превышает размера половины ежемесячной арендной платы по договору аренды;

б) отсрочка предоставляется на срок действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации в размере арендной платы за соответствующий период и в объеме 50 процентов арендной платы за соответствующий период со дня прекращения действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации до 01.10.2020;

в) штрафы, проценты за пользование чужими денежными средствами или иные меры ответственности в связи с несоблюдением арендатором порядка и сроков внесения арендной платы (в том числе в случаях, если такие меры предусмотрены договором аренды) в связи с отсрочкой не применяются;

г) установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором в связи с предоставлением отсрочки, не допускается;

д) размер арендной платы, в отношении которой предоставляется отсрочка, может быть снижен по соглашению сторон;

е) если договором аренды предусматривается включение в арендную плату платежей за пользование арендатором коммунальными услугами и (или) расходов на содержание арендуемого имущества, отсрочка по указанной части арендной платы не предоставляется, за исключением случаев, если в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации арендодатель освобождается от оплаты таких услуг и (или) несения таких расходов.

Условия отсрочки применяются к дополнительным соглашениям к договору аренды об отсрочке независимо от даты заключения такого соглашения.

Учитывая буквальное толкование подпункта «г», имеется правовая неопределенность в вопросе о том, допускается ли в период действия режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации на территории субъекта Российской Федерации установление арендодателем дополнительных платежей, подлежащих уплате арендатором не в связи с предоставлением отсрочки (в любом случае, определенные риски при этом, конечно же, возникают).

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26