Главная / Защита прав детей / НЕ ДЕТСКОЕ БРЕМЯ СОБСТВЕННОСТИ

НЕ ДЕТСКОЕ БРЕМЯ СОБСТВЕННОСТИ

Вопрос:Несовершеннолетний является одним из собственников приватизированной квартиры, доли не определены. Сейчас он отбывает наказание в воспитательной колонии, там учится в вечерней школе и работает на производстве. Родители несовершеннолетнего, проживающие в этой квартире, лишены родительских прав. Должен ли он платить налог на собственность, оплачивать отопление и содержание общего имущества многоквартирного дома? Должен ли несовершеннолетний собственник жилого помещения осуществлять платежи за отопление и содержание общего имущества дома из стипендии вуза или из пенсии по потере кормильца?

Ответ:Судя по всему, в данной ситуации несовершеннолетний, проживающий вместе с родителями, лишенными родительских прав, в результате приватизации занимаемого ими жилого помещения стал участником общей собственности на него, т. е. приобрел статус собственника жилого помещения. Несовершеннолетний, ставший собственником жилого помещения, независимо от оснований приобретения им права собственности выступает самостоятельным субъектом принадлежащих ему прав.
Пунктом 5 ст. 60 СК РФ установлено, что в случае возникновения права общей собственности родителей и детей, их права на владение, пользование и распоряжение общим имуществом определяются гражданским законодательством. В свою очередь ст. 210 ГК РФ, п. 3 ст. 30 ЖК РФ предусматривают, что собственник несет бремя содержания имущества (в том числе жилого помещения), если иное не предусмотрено законом или договором. Данные обязанности в отношении такого имущества, как жилое помещение, связаны с необходимостью его поддержания в надлежащем состоянии (проведения текущего и капитального ремонта), уплатой предусмотренных законом налогов, внесением различного рода сборов и платежей в государственные и муниципальные фонды и т. д.
Согласно ст. ст. 154 и 155 ЖК РФ собственники жилых помещений несут расходы на их содержание и ремонт, а также оплачивают коммунальные услуги. Причем неиспользование собственниками, нанимателями и иными лицами жилых помещений не является основанием невнесения платы за это помещение и коммунальные услуги (п. 11 ст. 155 ЖК РФ). Пункт 1 ст. 19 Закона г. Москвы от 11 марта 1998 г. № 6 «Основы жилищной политики города Москвы» (в ред. от 16 февраля 2005 г., с изм. от 14 июня 2006 г.), конкретизируя положения федерального законодательства, указывает, что плата за услуги по содержанию и ремонту общего имущества дома и услуги отопления взимается независимо от факта пользования жилыми помещениями, начиная с даты регистрации прав собственности.
Следует учитывать, что отношения родителей и детей имущественного характера являются предметом регулирования не только гражданского, но и семейного законодательства. Так, в соответствии с п. 1 ст. 65 СК РФ обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей как законных представителей своих детей. Именно на родителей в первую очередь возлагается защита прав и интересов детей, в том числе имущественных.
Что же касается защиты прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе в случае лишения родительских прав, то она возлагается на органы опеки и попечительства (ст. 121 СК РФ). Указанные дети согласно п. 1 ст. 123 СК РФ подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку (попечительство) или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности – в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, всех типов (воспитательные учреждения, в том числе детские дома семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты населения и другие аналогичные учреждения). До устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью или в указанные учреждения исполнение обязанностей опекуна (попечителя) детей временно возлагается на органы опеки и попечительства (п. 2 ст. 123 СК РФ).
Частью 4 ст. 13 Закона г. Москвы от 30 ноября 2005 г. № 61 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» установлено, что если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа являются собственниками жилых помещений, то на время их пребывания в государственных и негосударственных учреждениях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нахождения на воспитании в семье, а также на время обучения по очной форме в образовательных учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования они освобождаются от расходов по оплате за ЖКУ (за исключением случаев сдачи указанными лицами или их законными представителями жилого помещения вподнаем).
Таким образом, в случае, если несовершеннолетний сособственник жилья до его помещения для отбытия наказания в воспитательную колонию находился на воспитании в семье или в соответствующем учреждении, указанном в ст. 123 СК РФ, он освобождается от внесения платы за услуги по содержанию, ремонту общего имущества дома и отоплению. Если же передачи несовершеннолетнего на воспитание в семью или в соответствующее учреждение не было, обязанность по содержанию принадлежащего ему жилого помещения за несовершеннолетним собственником жилого помещения, отбывающим наказание, как и за остальными сособственниками (его родителями), сохраняется. Он должен принимать участие в оплате содержания и ремонта жилого помещения, услуг отопления, а также уплачивать все предусмотренные законодательством РФ налоги.
Пунктом 1 ст. 147 СК РФ установлено, что несовершеннолетним, находящимся на полном государственном попечении в воспитательных учреждениях, лечебных учреждениях, учреждениях социальной защиты населения и других аналогичных учреждениях, опекуны (попечители) не назначаются, выполнение их обязанностей возлагается на администрации этих учреждений. В рассматриваемой ситуации несовершеннолетний находится в воспитательной колонии. Поскольку такая колония является прежде всего исправительным учреждением, где отбывают наказание несовершеннолетние осужденные к лишению свободы, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими возраста 21 года (ч. ч. 1 и 9 ст. 74 УИК РФ), однозначно отнести ее к перечню учреждений, в которых функции органов опеки и попечительства осуществляются их администрациями, не представляется возможным. В связи с этим защиту имущественных прав несовершеннолетнего, находящегося в воспитательной колонии, должны осуществлять органы опеки и попечительства. Защита указанных прав предполагает сохранение принадлежащего несовершеннолетнему имущества, умелое и разумное распоряжение им, совершение гражданско-правовых сделок в интересах несовершеннолетнего.
Необходимо отметить, что, хотя родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, обязанность содержать его за ними сохраняется (п. 2 ст. 71 СК РФ). Учитывая изложенное, покрытие расходов на содержание принадлежащего несовершеннолетнему имущества (квартиры) может осуществляться не только из пенсий и пособий, положенных несовершеннолетнему по закону, но и из алиментов, выплачиваемых родителями.

Алла СИМОНЫЧЕВА,
ведущий специалист отдела
методологии и стандартизации
ГУП «МосгорЕИАЦ»
"Домашний адвокат"