Главная / Новости / Налоговая проверка налогоплательщика: руководство пользователя

Налоговая проверка налогоплательщика: руководство пользователя

Подписаться на новости

В последнее время мониторинг судебной практики по отмене решений налоговых органов стал вводить в депрессивное состояние, потому что, несмотря на огромное количество решений (в том числе вышестоящих инстанций), единый подход к добросовестности проверяемого налогоплательщика, получающего налоговую выгоду от заключенных сделок, до сих пор выработан не был.

Итак, раз в три года (сейчас этот срок может сократиться и до 12 месяцев) налоговый орган направляет юридическому лицу решение о проведении выездной налоговой проверки и запрашивает у него все документы, имеющие прямое или косвенное отношение к проводимым сделкам. Проходит приблизительно полгода, и налогоплательщик получает акт налоговой проверки, а потом и решение по итогам ее проведения, в котором половина контрагентов наделяется признаком «недобросовестности», реальность осуществленных сделок подвергается сомнению, а самому налогоплательщику вменяется отсутствие должной осмотрительности при выборе контрагента.

Три основные проблемы, поднимаемые ИФНС при проведении выездной проверки:

1.Взаимозависимость (аффилированность) лиц, отрицаемая как проверяемой компанией, так и ее контрагентами (в т.ч. с т.н. «техническими компаниями).
2.Отсутствие реальных операций между контрагентами.
3.Отсутствие экономической обоснованность в многоэтапном «прогоне» одного товара и денежных средств за него.

1. Используемые мотивировки при привлечении к ответственности или отказе в привлечении к ответственности

По мнению налоговых органов, появление организаций, применяющих налоговые спецрежимы, чаще всего направлено на уклонение от уплаты налогов. Однако у крупной фирмы могут быть иные причины дробления бизнеса. Фирмы не всегда преследуют только цели приобретения налоговых преимуществ. Причинами данных преобразований могут быть такие плюсы дробления бизнеса, как снижение риска потери бизнеса, деление видов деятельности по разным юридическим лицам с целью повышения эффективности управления бизнесом, продвижение на региональные рынки под новым именем (продвижение нового бренда); отказ от ведения некоторых неперспективных видов деятельности и прочее.

На практике такими доказательствами могут служить решения учредителей, бизнес-планы, планы стратегического развития компании, а также иные документы, подтверждающие намерение организации повысить эффективность управления бизнес-процессами, развить новые виды деятельности, снизить издержки управления, повысить контролируемость затрат. Таким образом, применяя любой способ дробления бизнеса на законном основании, компания должна представить налоговым органам доказательство, что помимо получения налоговой выгоды она преследовала еще и реальную экономическую цель.

Осуществляемые налогоплательщиком сделки должны иметь деловую цель, то есть должны быть направлены на получение реального хозяйственного результата или экономического эффекта.

При проведении хозяйственных операций или построении каких-то схем налогоплательщик не должен руководствоваться только целью получения налоговой выгоды и не должен заключать сделки, которые влекут только экономию на налогах, но не вызваны нормальной хозяйственной необходимостью.

Должно отсутствовать «искусственное включение того или иного контрагента в качестве посредника в цепочку поставки товара в целях получения обществом необоснованной налоговой выгоды.

Статус «посреднической компании», выполняющей организаторские услуги / агентские / комиссионные услуги позволяет минимально участвовать в хозяйственных операциях (по сути это будет выражаться в осуществлении организационной деятельности, основанной на использовании своих правомочий в пределах, предоставленных ей Гражданским кодексом Российской Федерации как собственнику и продавцу продукции, что не требовало ни наличия транспорта, ни складских помещений, ни большого числа работников.

Участие Управляющей компании позволяет оправдать использование одних и тех же токенов при взаимодействии с клиент-банками, а также нахождение управляющих структур в одном месте, на одном IP-адресе.

Надлежащая осмотрительность при заключении сделки купли-продажи здания: собственник бизнеса должен был изучить историю взаимоотношений предшествующих собственников недвижимого имущества, свидетельствующих о целенаправленных действиях общества на уклонение при реализации здания от уплаты налога на добавленную стоимость, сумма которого должна корреспондировать сумме налогового вычета, на которую претендует общество.

Налоговая выгода может быть признана необоснованной, если налоговым органом будет доказано, что деятельность налогоплательщика, его взаимозависимых или аффилированных лиц направлена на совершение операций, связанных с налоговой выгодой, преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.

По условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента субъектами предпринимательской деятельности оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, а также риск неисполнения обязательств и предоставление обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов (производственных мощностей, технологического оборудования, квалифицированного персонала) и соответствующего опыта (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.05.2010 N 15658/09).

В свою очередь налогоплательщик может дать объяснение тому, какие соответствующие деловому обороту критерии учитывались им при выборе контрагента, доказывать свою осведомленность о том, каким образом (за счет каких ресурсов, с привлечением каких соисполнителей и т.п.) должен был исполняться договор.

2. Отдельно для анализа – «плохие» схемы организаций и их характеристики

Юрлицо создано незадолго до момента превышения предельного размера дохода ИП, необходимого для применения «упрощенки».

На счет предпринимателя и на счет юрлица поступала выручка по одной сделке. Причем общий объем поступлений равен сумме, указанной в договоре подряда, заключенном изначально с ИП. После регистрации юрлица заключен новый договор подряда в отношении того же объекта строительства.

Производственные помещения ИП и юрлица находились по одному адресу.

Работы, выполняемые юридическим лицом, производились при помощи основных средств, полученных в пользование на безвозмездной основе у предпринимателя.

Согласно протоколам допросов работников часть работников ИП была переведена в юрлицо, однако место их работы фактически не изменилось.

Работниками взаимозависимых организаций, применяющих «упрощенку», являлись бывшие сотрудники компании, часть которых продолжала работать в компании по совместительству. Причем после смены места работы изменений в их трудовых функциях не произошло.

Руководство деятельностью компании и взаимозависимых организаций осуществлялось одним лицом; — у взаимозависимых организаций отсутствовали собственные производственные площади и оборудование.

Вновь созданные организации находились на одной с компанией территории.

Взаимозависимость лиц — часть предпринимателей в проверяемый период или ранее были работниками компании либо других организаций, в которых директор и учредитель компании также являлся директором и учредителем. Некоторые ИП являлись родственниками директора или заместителя директора.

В случае угрозы превышения размера выручки, при котором предприниматели теряют право на использование «упрощенки», компания расторгала договоры аренды и заключала аналогичные договоры с другими ИП, также применявшими этот спецрежим.

Согласно показаниям субарендаторов все вопросы, касающиеся субаренды, решались не с ИП, а с компанией. О смене ИП — арендатора субарендаторам сообщалось в отделе аренды компании, в котором и перезаключались договоры субаренды.

Вся документация предпринимателей находилась у компании. Она же вела учет доходов ИП за минимальное вознаграждение.

Предприниматели другой деятельности не вели — денежные средства, поступающие на их счета, расходовались исключительно на платежи по аренде, уплату налогов, комиссии банку, платежи за обслуживание электронной отчетности и контрольно-кассовой техники.
Остаток денежных средств снимался по кассовым чекам на имя кассиров компании. Причем из допросов ряда ИП следовало, что им эти средства не передавались.

Регистрация ИП производилась непосредственно перед заключением договоров аренды.

Все индивидуальные предприниматели оказывали компании финансовую помощь, что свидетельствует о согласованности действий сторон и о том, что компания получала выручку от субарендной платы, в том числе в виде финансовой помощи.

В качестве короткого вывода хочу отметить: шансы налоговой отстоять рассчитанную по итогам налоговой проверки первоначальную сумму – ровно 50%. Предсказать, какая ситуация окажется для налогоплательщика благоприятной, довольно трудно. Единственное, чем собственники бизнеса могут начать заниматься уже в конце 2016 года – начинать выстраивать новую схему построения бизнеса, которая будет удобна в использовании и, в то же время, будет устраивать налоговый орган, хотя бы на первое время.

Следует отметить, что налоговые органы на сегодняшний день имеют на руках 90% схем по оптимизации налогообложения, используемых в группах компании. И в качестве основной тенденции в отношениях между налоговым органом и налогоплательщиком можно назвать уход от серых схем и построение такой модели ведения бизнеса, в которой взаимоотношения между контрагентами будут максимально белыми и прозрачными.

Регфорум
ссылка: http://regforum.ru/posts/2872_nalogovaya_proverka_nalogoplatelschika_rukovodstvo_polzovatelya/?utm_source=fb&utm_campaign=2872
==============================================================================

И еще: Закрыть ООО — Альтернативно или официально

Вариант закрытия ООО, который предлагает наш Центр Вам — перевод предприятия на наемных учредителей с заменой генерального директора на иностранную управляющую компанию, либо на иностранного наемного директора. Суть заключается в том, что права и обязанности учредителей ликвидируемого ООО переходят новым учредителям, иностранцам, назначается новый генеральный директор и бухгалтер. Главный плюс такой ликвидации ООО — небольшие сроки и стоимость. Суть такого перевода заключается в том, что по законодательству РФ ответственность за деятельность организации несет Генеральный директор и бухгалтер (в финансовом плане), а в специально предусмотренных случаях и учредитель. После осуществления сделки купли-продажи, или передачи доли Обществу вся ответственность переходит новому учредителю и ген. директору. Вы же получаете полный комплект документов, подтверждающих, что предприятие прошло перерегистрацию и перешло к новому собственнику, иностранцу.
——

Схемы закрытия ООО

Закрытие ООО влечет за собой прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам (ст.61 ГК РФ).

Предприятие может быть ликвидировано добровольно в порядке, установленном Гражданским кодексом РФ. Также может быть ликвидировано ООО по решению суда по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ.

В добровольном порядке закрыть ООО можно по решению его учредителей (участников), в том числе в связи с истечением срока, на который оно создавалось, с достижением цели, ради которой оно создавалось.

Суд может принять решение о закрытии ООО в случае допущения при создании предприятия грубых нарушений закона, которые носят неустранимый характер, либо в случае осуществления компанией деятельности, запрещенной законом, или с иными неоднократными, либо грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, либо при систематическом осуществлении общественной или религиозной организацией, благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям, а также в иных случаях, предусмотренных ГК РФ.

Закрыть ООО может и налоговый орган. Неоднократные или грубые нарушения налогового законодательства — наиболее распространенное основание для подачи налоговыми органами исков о закрытии ООО. В таком случае налоговые органы заявляют в арбитражные суды иски на основании конкретных норм налогового законодательства и п.2 ст.62 ГК РФ.

Большое число исков о закрытии ООО налоговые органы предъявляют в связи с тем, что эти организации не приводят свои учредительные документы в соответствие с требованиями ГК РФ.

Особым случаем закрытия ООО является признание его банкротом. Согласно Закону о банкротстве несостоятельными могут быть признаны все юридические лица, кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Закрытие ООО начинается с назначения судом ликвидационной комиссии, которая решает задачу выявления долгов компании и осуществления расчетов с его кредиторами. Ликвидационная комиссия помещает в органах печати публикацию о закрытии ООО, порядке и сроке заявления требований его кредиторами, а также письменно уведомить об этом кредиторов. Статьей 64 ГК РФ установлен порядок очередности расчетов компании с кредиторами.

Согласно п.5 ст. 64 ГК РФ, требования кредитора, заявленные по истечении срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого ООО, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок. Если же процедура закрытия ООО завершена, а кредитор не заявил о своих требованиях в срок, тогда обязательства предприятия считаются погашенными.

Существуют и другие, более быстрые способы закрытия ООО. Одним из них является реорганизация предприятия (слияние, присоединение). В данном случае предприятие исключается из государственного реестра. При реорганизации все права и обязательства предприятия переходят другому, вновь образовавшемуся юридическому лицу. Налоговой проверки при реорганизации не избежать.

Следующим видом закрытия ООО может быть перерегистрация со сменой состава учредителей и директора. Изменения регистрируются в ИМНС, уведомляются фонды. Сама компания существует, как и прежде. Если предприятие не имеет задолженностей перед ИМНС и фондами, тогда налоговой проверки можно избежать.

Такие варианты, как реорганизация предприятия и перерегистрация нельзя назвать закрытием ООО в ее формальном \смысле, однако решается главная задача, стоящая перед предпринимателями — избавление от фирмы и обязательств. Но самим бизнесменам довольно сложно провести такую процедуру закрытия фирмы, иногда невозможно. Здесь необходима помощь квалифицированного специалиста.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26