Главная / Практика / Ликвидация предприятий

Ликвидация предприятий

Л.А. Панина, советник налоговой службы I ранга
"Российский налоговый курьер"
Темы:
Понятие ликвидации организации. Виды ликвидации
Порядок ликвидации общества
Инвентаризация и промежуточный ликвидационный баланс
Ликвидационный баланс. Расчет с учредителями
Государственная регистрация
Налогообложение. Налогообложение ликвидируемого общества
Налогообложение участников общества — юридических лиц
Налогообложение участников общества — физических лиц
Понятие ликвидации организации. Виды ликвидации
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, обладает правоспособностью, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
Правоспособность юридического лица подразумевает наличие гражданских прав, соответствующих предусмотренным в его учредительных документах целям деятельности и связанных с этой деятельностью обязанностей. Юридическое лицо может быть ограничено в правах только в случаях и в порядке, прямо предусмотренных законом. Правоспособность юридического лица возникает в момент его создания и прекращается в момент завершения ликвидации. Ликвидация юридического лица влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам.
Юридическое лицо может быть ликвидировано как в добровольном, так и в принудительном порядке. В добровольном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, и достижением цели, ради которой оно создано. Кроме того, юридическое лицо может объявить о своем банкротстве и добровольной ликвидации.
В принудительном порядке юридическое лицо ликвидируется по решению суда в случаях:
1) грубого нарушения закона при создании (нарушение носит неустранимый характер);
2) осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом;
3) иных неоднократных или грубых нарушениях закона или иных правовых актов;
4) систематического осуществления общественной или религиозной организацией (объединением), благотворительным или иным фондом деятельности, противоречащей его уставным целям*(1);
5) признания судом юридического лица банкротом.
Требование о ликвидации юридического лица по перечисленным основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому законом предоставлено право на предъявление подобного требования.
В случае признания судом регистрации юридического лица недействительной ликвидация данного лица осуществляется по решению его учредителей (участников) или органа, уполномоченного на то учредительными документами. Подобная ликвидация не относится к добровольной. Налоговый (регистрирующий) орган согласно ст.25 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц" (далее — Закон N 129-ФЗ) вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при его создании грубых нарушений закона или иных правовых актов, если нарушения носят неустранимый характер, а также в случае неоднократных либо грубых нарушений законов или иных нормативных правовых актов государственной регистрации юридических лиц. Кроме того, налоговые органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением обязанности по уплате обязательных платежей (налогов и сборов) (ст.6 Федерального закона от 08.01.98 N 6-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". В этом случае налоговые органы по отношению к должникам являются кредиторами.
Для каждой формы организации установлены общие и индивидуальные основания принудительной ликвидации юридического лица. Рассмотрим правила принудительной ликвидации хозяйственных обществ, созданных в форме общества с ограниченной ответственностью, установленные Гражданским кодексом РФ и соответствующими законами об этих обществах.
Общество с ограниченной ответственностью (далее — общество), число участников которого превысило предел, установленный Федеральным законом от 08.02.98 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее — Закон об обществах с ограниченной ответственностью), подлежит преобразованию в акционерное общество в течение года, а по истечении этого срока — ликвидации в судебном порядке*(2).
Уставный капитал общества на момент его регистрации должен быть оплачен участниками не менее чем наполовину. Оставшаяся неоплаченной часть уставного капитала оплачивается участниками общества в течение первого года его деятельности. При нарушении этой обязанности общество должно либо объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке, либо прекратить свою деятельность путем ликвидации. Если по окончании второго или каждого последующего финансового года стоимость чистых активов общества с ограниченной ответственностью окажется меньше уставного капитала, общество обязано объявить об уменьшении своего уставного капитала и зарегистрировать уменьшение в установленном порядке. Если стоимость указанных активов становится меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, общество подлежит ликвидации.
Порядок ликвидации общества
Общество с ограниченной ответственностью относится к юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права.
Принятие решения о ликвидации общества относится к исключительной компетенции общего собрания его участников согласно ст.33 Закона об обществах с ограниченной ответственностью. Решение по вопросу о ликвидации общества должно приниматься всеми его участниками единогласно.
В случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации общество с ограниченной ответственностью должно объявить об уменьшении своего уставного капитала или принять решение о ликвидации (ст.20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Решение об уменьшении уставного капитала является обязательным и подлежит регистрации в установленном порядке. Однако налоговый орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, вправе отказать во внесении в учредительные документы изменений, связанных с уменьшением уставного капитала общества, при отсутствии доказательств уведомления об этом его кредиторов (копий извещений, газетной публикации и т.п.). В этом случае уменьшение уставного капитала следует считать несостоявшимся. Для общества же наступают последствия, предусмотренные в п.5 ст.20 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, и оно будет рассматриваться как лицо, намеренно не принимающее решения об уменьшении своего уставного капитала или ликвидации в разумный срок. Налоговый орган, в свою очередь, вправе предъявить требование в суд о ликвидации юридического лица.
Решение общего собрания участников общества о его добровольной ликвидации и назначении ликвидационной комиссии принимается по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества, исполнительного органа или участника общества.
Учредители (участники) общества или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с Гражданским кодексом РФ и Законом об обществах с ограниченной ответственностью.
При добровольной ликвидации завершение дел общества возлагается на ликвидационную комиссию, которая после назначения становится единственным органом, имеющим право действовать от имени общества, в том числе и выступать в суде. Персональный состав ликвидационной комиссии определяется по согласованию с органом государственной регистрации, то есть налоговым органом по месту регистрации общества. Субъектом правоотношений остается общество, находящееся в состоянии ликвидации, поэтому все сделки, заключаемые в данный период от его имени, должны содержать указание, что общество находится в состоянии ликвидации. Члены ликвидационной комиссии несут ответственность за вред, причиненный их действиями в процессе ликвидации юридического лица.
С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению обществом, то есть функции и права органов ликвидируемого общества. Задачей ликвидационной комиссии (ликвидатора) является завершение деятельности общества в установленный срок с наименьшим ущербом для его контрагентов, учредителей или участников. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого общества выступает в суде.
Общий порядок ликвидации юридического лица установлен ст.63 Гражданского кодекса РФ. Так, ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, информацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Указанный срок не может быть менее двух месяцев с момента такой публикации. Ликвидационная комиссия принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
Общество с ограниченной ответственностью должно уведомить Единый государственный реестр юридических лиц о своей ликвидации и представить документы. Документы представляются в регистрирующий орган уполномоченным лицом непосредственно или направляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения (ст.9 Закона N 129-ФЗ). Уполномоченным лицом, то есть заявителем, является руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий (налоговый) орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст.20 Закона N 129-ФЗ). К уведомлению прилагается решение о ликвидации.
Регистрирующий (налоговый) орган вносит в государственный реестр запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации. С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, либо государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате реорганизации данного юридического лица.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о его ликвидации, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора. Кроме того, они обязаны уведомить регистрирующий орган о составлении промежуточного ликвидационного баланса по формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439:
— N Р16001 "Заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией";
— N Р15001 "Уведомление о принятии решения о ликвидации юридического лица";
— N Р15002 "Уведомление о формировании ликвидационной комиссии юридического лица, назначении ликвидатора";
— N Р15003 "Уведомление о составлении промежуточного ликвидационного баланса юридического лица".
Инвентаризация и промежуточный ликвидационный баланс
В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденным приказом от 29.07.98 N 34н (в редакции от 24.03.2000), при ликвидации организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса необходимо провести инвентаризацию. Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств организации и оформления ее результатов установлен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России от 13.06.95 N 49. Основные цели инвентаризации — выявление фактического наличия имущества, сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета и проверка полноты отражения в учете обязательств*(3).
Инвентаризации подлежат все имущество организации независимо от его местонахождения, все виды финансовых обязательств, производственные запасы и другие виды имущества, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), а также имущество, не учтенное по каким-либо причинам.
Инвентаризация имущества производится по его местонахождению и по материально ответственному лицу. По имуществу, при инвентаризации которого выявлены отклонения от учетных данных, составляются сличительные ведомости. В них отражаются результаты инвентаризации, то есть расхождения между показателями бухгалтерского учета и данными инвентаризационных описей. Суммы излишков и недостач товарно-материальных ценностей указываются в сличительных ведомостях в соответствии с их оценкой в бухгалтерском учете. Для оформления результатов инвентаризации могут применяться единые регистры, в которых объединены показатели инвентаризационных описей и сличительных ведомостей. На ценности, не принадлежащие организации, но числящиеся в бухгалтерском учете (находящиеся на ответственном хранении, арендованные, полученные для переработки), составляются отдельные сличительные ведомости.
Действия и результаты инвентаризации оформляются в соответствии с унифицированными формами, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18.08.98 N 88 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации".
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, содержащий сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, о перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о его ликвидации. В установленных законом случаях промежуточный ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Промежуточный ликвидационный баланс содержит сведения о составе имущества. В него включены перечни:
— зданий и сооружений с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
— машин, оборудования и других основных средств с указанием инвентарного номера объекта, наименования объекта и его местонахождения, марки, года ввода в эксплуатацию, фактического износа, остаточной стоимости;
— объектов незавершенного капитального строительства и не установленного оборудования с указанием наименования объекта и его местонахождения, года начала строительства, фактически выполненного объема, балансовой стоимости;
— долгосрочных финансовых вложений с указанием долгосрочных финансовых вложений и стоимости по активу баланса;
— нематериальных активов с указанием их стоимости по активу баланса;
— запасов, затрат, денежных средств и других финансовых активов с указанием производственных запасов, животных на выращивании и откорме, малоценных и быстроизнашивающихся предметов по остаточной стоимости, незавершенного производства, расходов будущих периодов, готовой продукции, товаров, НДС по приобретенным ценностям, прочих запасов и затрат, денежных средств, расчетов и прочих активов. В том числе указываются товары отгруженные, расчеты с дебиторами за товары, работы и услуги по векселям, полученным с дочерними предприятиями с бюджетом с персоналом по прочим операциям с прочими дебиторами, авансы, выданные поставщиками и подрядчиками, краткосрочные финансовые вложения, денежные средства: касса, расчетный счет, валютный счет, прочие денежные средства, прочие оборотные активы;
— требований, предъявленных кредиторами ликвидируемому юридическому лицу с указанием наименования кредитора (в порядке очередности), суммы задолженности и решения об удовлетворении.
Если имеющихся у ликвидируемого юридического лица (кроме учреждений) денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений.
Ликвидационной комиссией выплачиваются денежные суммы кредиторам ликвидируемого юридического лица в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом, начиная со дня его утверждения, (за исключением кредиторов пятой очереди — им денежные суммы выплачиваются по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса) в порядке очередности, установленной ст.64 ГК РФ:
1. Удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей.
2. Производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
3. Удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
5. Погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
6. Производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди*(4).
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидированного юридического лица.
Требования кредитора, заявленные после окончания срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения заявленных в срок требований кредиторов.
Требования кредиторов, не удовлетворенные ввиду недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются и требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых кредитору было отказано решением суда.
Ликвидационный баланс. Расчет с учредителями
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который, так же как и промежуточный баланс, утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Ликвидационный баланс утверждается по согласованию с уполномоченным государственным органом.
Ликвидационный баланс может быть прибыльным для учредителей, получающих дополнительный доход от ликвидации активов, либо убыточным, когда убытки покрываются за счет уставного капитала. Окончательный ликвидационный баланс отражает активы, оставшиеся после окончания всех расчетов ликвидируемого юридического лица, то есть имущество, подлежащее передаче ликвидационной комиссией учредителям организации. В ликвидационном балансе отражаются следующие статьи: актив, внеоборотные активы, денежные средства, пассив, уставный капитал и нераспределенная прибыль.
После составления ликвидационного баланса бухгалтерский учет ведется в соответствии с п.2.4 Указаний о бухгалтерском учете отдельных операций, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 28.07.95 N 81 (в редакции приказа Минфина России от 23.01.2000 N 7н).
При ликвидации юридического лица реализуются денежные средства и иное имущество, принадлежащие юридическому лицу, а полученные средства направляются на погашение обязательств. Оставшиеся денежные средства зачисляются в уставный капитал, а затем распределяются между участниками (учредителями) юридического лица в порядке, установленном в учредительных документах.
Операции по распределению капитала отражаются по дебету счета 80 "Уставный капитал" и кредиту счета 75 "Расчеты с учредителями", на выдачу денежных средств — по дебету счета 75 "Расчеты с учредителями" и кредиту счетов учета денежных средств.
В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов на покрытие убытков направляется уставный капитал. При этом записи производятся по дебету счета 80 "Уставный капитал" и кредиту счета 99 "Прибыли и убытки".
Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на него или обязательственные права в отношении этого юридического лица, в следующей очередности:
1. Участникам общества выплачивается распределенная, но невыплаченная часть прибыли.
2. Между участниками ликвидируемого общества распределяется его имущество пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Государственная регистрация
Ликвидация юридического лица считается завершенной после внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
На основании ст.21 Закона N 129-ФЗ для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица в регистрирующий орган представляются следующие документы:
— подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством РФ. В заявлении подтверждается, что соблюден установленный федеральным законом порядок ликвидации юридического лица, расчеты с его кредиторами завершены и вопросы ликвидации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) муниципальными органами в установленных федеральным законом случаях;
— ликвидационный баланс;
— документ об уплате государственной пошлины.
При ликвидации юридического лица в случае применения процедуры банкротства в регистрирующий орган представляются:
— определение арбитражного суда о завершении конкурсного производства;
— документ об уплате государственной пошлины.
При ликвидации юридического лица государственная регистрация должна осуществляться регистрирующим (налоговым) органом по месту нахождения ликвидируемого юридического лица (ст.22 Закона N 129-ФЗ).
Ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента опубликования в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) информации о ликвидации юридического лица.
После завершения процесса ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются документы, предусмотренные ст.21 Закона N 129-ФЗ. Документы для государственной регистрации в связи с ликвидацией юридического лица представляются в порядке, предусмотренном ст.9 Закона N 129-ФЗ. При этом к оформлению представляемых в регистрирующий (налоговый) орган документов предъявляются требования, установленные постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439. Заявитель удостоверяет своей подписью заявление, представляемое в регистрирующий орган, и указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (если таковой имеется). Подпись заявителя на указанном заявлении должна быть нотариально удостоверена. Датой представления документов при осуществлении государственной регистрации является день их получения регистрирующим органом. Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий (налоговый) орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении. Регистрирующий (налоговый) орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Он не вправе требовать представления других документов, кроме документов, указанных в Законе N 129-ФЗ.
Сроки государственной регистрации при ликвидации юридического лица предусмотрены в ст.8 Закона N 129-ФЗ. В соответствии с данной статьей государственная регистрация осуществляется в срок, не превышающий пяти рабочих дней с момента представления документов в регистрирующий (налоговый) орган. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, при отсутствии такового — по месту нахождения иного органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Налогообложение.
Налогообложение ликвидируемого общества
Являясь налогоплательщиком, общество с ограниченной ответственностью обязано письменно сообщать в налоговый орган по месту учета обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, не позднее одного месяца со дня ликвидации (ст.23 НК РФ), а также об объявлении несостоятельности (банкротстве) либо о ликвидации -не позднее трех дней с момента принятия такого решения*(5).
С ликвидацией организации-налогоплательщика после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами) обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается.
Исполнение обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) при ликвидации организации установлено ст.49 НК РФ и осуществляется в определенном порядке. Так, обязанность по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации исполняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств данной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества. Если у ликвидируемой организации недостаточно денежных средств, в том числе полученных от реализации ее имущества, для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, оставшаяся задолженность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации. Очередность исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов при ликвидации организации среди расчетов с другими кредиторами такой организации определяется гражданским законодательством Российской Федерации (об этом говорилось выше).
Порядок зачета и возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм определен главой 12 НК РФ. Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне уплаченных ею налогов и сборов (пеней, штрафов), эти суммы подлежат зачету в счет погашения задолженности ликвидируемой организации по налогам и сборам (пеням, штрафам) налоговым органом не позднее одного месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления.
Подлежащая зачету сумма излишне уплаченных налогов и сборов (пеней, штрафов) распределяется по бюджетам и (или) внебюджетным фондам пропорционально общим суммам задолженности по налогам и сборам (пеням, штрафам) перед соответствующими бюджетами и (или) внебюджетными фондами.
При отсутствии у ликвидируемой организации задолженности по исполнению обязанности по уплате налогов и сборов (пеней, штрафов) сумма излишне уплаченных этой организацией налогов и сборов (пеней, штрафов) должна быть возвращена ей не позднее одного месяца со дня подачи организацией-налогоплательщиком заявления.
Если ликвидируемая организация имеет суммы излишне взысканных налогов и сборов (пеней, штрафов), указанные суммы должны быть возвращены организации-налогоплательщику не позднее одного месяца со дня подачи ею заявления.
Для определения налогового периода, в том числе при ликвидации организации, следует руководствоваться положениями ст.55 НК РФ. Так, последним налоговым периодом (если организация была ликвидирована до конца календарного года) является период от начала этого года до дня завершения ликвидации.
Если организация, созданная после начала календарного года, ликвидирована до конца этого года, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации.
Если организация была создана в день, попадающий в период с 1 декабря по 31 декабря текущего календарного года, и ликвидирована раньше календарного года, следующего за годом создания, налоговым периодом для нее является период со дня создания до дня ликвидации данной организации.
Правила определения налогового периода при ликвидации организации не применяются в отношении налогов, по которым налоговый период устанавливается как календарный месяц или квартал. В таких случаях при создании, ликвидации и реорганизации организации отдельные налоговые периоды изменяются по согласованию с налоговым органом по месту учета налогоплательщика*(6).
Выездная налоговая проверка, осуществляемая в связи с ликвидацией организации-налогоплательщика, а также вышестоящим налоговым органом в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего проверку, может проводиться независимо от времени проведения предыдущей проверки (ст.89 НК РФ).
К расходам на оплату труда по налогу на прибыль согласно ст.255 НК РФ относятся, в частности, начисления работникам, высвобождаемым в связи с ликвидацией налогоплательщика, сокращением численности или штата работников налогоплательщика.
Методы и порядок расчета сумм амортизации с целью обложения налогом на прибыль установлен ст.259 НК РФ. Так, организация, ликвидированная в течение какого-либо календарного месяца, не начисляет амортизацию с 1-го числа того месяца, в котором завершена ликвидация. Налоговый период для ликвидированной организации начинается либо заканчивается до окончания календарного месяца (ст.55 НК РФ). Учредителями (участниками) общества с ограниченной ответственностью являются как юридические, так и физические лица.
Налогообложение участников общества — юридических лиц
В результате деятельности общества с ограниченной ответственностью размер его уставного (складочного) капитала может увеличиваться либо уменьшаться. Таким образом, если вследствие увеличения уставного (складочного) капитала общества участник при ликвидации получит соответственно своей доле имущества больше, чем им было внесено при образовании общества, разница между полученным при выходе имуществом и первоначальным взносом будет считаться объектом налогообложения.
Выплаты в денежной или натуральной форме при ликвидации организации ее участнику, не превышающие взноса этого участника в уставный (складочный) капитал организации, дивидендами не признаются (ст.43 НК РФ).
При определении налоговой базы по уплате налога на прибыль организацией в связи с ее ликвидацией не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в пределах первоначального взноса участника хозяйственного общества (его правопреемником или наследником) при распределении имущества ликвидируемого хозяйственного общества между его участниками (ст.251 НК РФ).
Согласно ст.277 НК РФ при ликвидации организации и распределении ее имущества доходы налогоплательщиков — участников ликвидируемой организации определяются исходя из рыночной цены получаемого ими имущества (имущественных прав) на момент получения данного имущества за вычетом фактически оплаченной (независимо от формы оплаты) соответствующими участниками этой организации стоимости долей.
Существуют некоторые особенности в обложении налогом на прибыль в случае, когда учредителем (участником) общества является иностранная организация, не осуществляющая деятельность через постоянное представительство в Российской Федерации и получающая доходы от источников в Российской Федерации. Доходы, получаемые в результате распределения в пользу иностранных организаций прибыли или имущества организаций, иных лиц или их объединений, в том числе при их ликвидации (с учетом положений пунктов 1 и 2 ст.43 НК РФ, устанавливающих понятие дивидендов и процентов), согласно ст.309 НК РФ относятся к доходам иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат обложению налогом, удерживаемым у источника выплаты доходов.
Налогообложение участников общества — физических лиц
В соответствии с пп.5 п.1 ст.208 НК РФ к доходам с целью обложения налогом на доходы физических лиц от источников в Российской Федерации относятся в том числе доходы от реализации в Российской Федерации долей участия в уставном капитале организаций.
В случае ликвидации общества выплаченные доли участника -физического лица являются его доходом. Налоговым агентом является ликвидируемое общество в лице его исполнительного органа. В силу ст.226 НК РФ общество обязано исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога на доходы физических лиц.
Налоговый агент, не имеющий возможности удержать у налогоплательщика исчисленную сумму налога, обязан в течение одного месяца с момента возникновения соответствующих обстоятельств письменно сообщить в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог на доходы физических лиц и о сумме задолженности налогоплательщика. Физические лица, получающие доходы, при получении которых не был удержан налог налоговыми агентами, исчисляют и уплачивают налог на доходы физических лиц исходя из сумм таких доходов самостоятельно посредством подачи налоговой декларации (пп.4 п.1 ст.228 НК РФ). Указанные доходы согласно п.1 ст.224 НК РФ облагаются по налоговой ставке 13%.
При распределении прибыли, оставшейся после налогообложения организации, любой доход, полученный ее участником пропорционально принадлежащим долям участника в уставном (складочном) капитале этой организации, признается дивидендом на основании п.1 ст.43 НК РФ. К дивидендам также относятся любые доходы, получаемые из источников за пределами Российской Федерации, относящиеся к дивидендам в соответствии с законодательствами иностранных государств.
Налоговая ставка в отношении доходов от долевого участия в деятельности организации, полученных физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами РФ в виде дивидендов, устанавливается в размере 6% (п.4 ст.224 НК РФ). Российская организация, являющаяся источником полученного в виде дивидендов дохода налогоплательщика, признается налоговым агентом, и в этом случае сумма налога определяется отдельно по каждому налогоплательщику применительно к каждой выплате указанных доходов по ставке 6%.
—————————————————————————————————————————————————————————————————————————
*(1) Налоговые органы вправе предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски о признании недействительной государственной регистрации юридического лица и о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательством Российской Федерации (пп.16 п.1 ст.31 НК РФ).
*(2) Общество с ограниченной ответственностью не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица.
*(3) Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производственные запасы, готовая продукция, товары, прочие запасы, денежные средства и прочие финансовые активы, под финансовыми обязательствами — кредиторская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.
*(4) При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
*(5) В случае ликвидации снятие организации с учета производится налоговым органом по заявлению налогоплательщика в течение 14 дней со дня подачи такого заявления (ст.84 НК РФ).
*(6) В связи с ликвидацией организации-налогоплательщика согласно ст.87 НК РФ налоговая проверка назначается независимо от того, производилась ли за проверяемый налоговый период выездная налоговая проверка по налогам, подлежащим уплате или уплаченным налогоплательщиком (плательщиком сбора) за уже проверенный налоговый период.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26