Главная / Новости / Как привлечь самозанятого к ответственности

Как привлечь самозанятого к ответственности

Подписаться на новости

На что обратить внимание при заключении договора с самозанятым? Как компании или ИП привлечь самозанятого к ответственности в случае неисполнения обязательств? Как написать претензию?

Плюсы и минусы сотрудничества с самозанятыми неоднократно освещались нашими экспертами. Теперь поговорим об ответственности самозанятого за нарушение условий договора.

1. На что обратить внимание при заключении договора?

Компания либо ИП должны сразу обратить внимание на «запрещенные» виды деятельности, которые не может оказывать самозанятый в силу прямого требования закона (п. 2 ст. 4 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). Это важно потому, что, заключив договор, например, на оказание посреднических услуг по продаже автомобиля с самозанятым, сторона сделки рискует доначислениями налогов и страховых взносов. Самозанятые также не могут реализовывать подакцизные товары и товары, которые подлежат маркировке, а также заниматься перепродажей товаров, имущественных прав (если они только не использовались для личных и т. п. целей).

Самозанятый не может нанимать себе на работу других работников. Тем не менее, никто не запрещает им привлекать соисполнителей по договору. Например, заключая договор подряда, самозанятый может привлекать и субподрядчиков (Письмо ФНС РФ от 12.10.2020 № АБ-4-20/16632@).

1.1. Какие условия должны быть прописаны в договоре?

Для того чтобы впоследствии можно было безболезненно взыскать с самозанятого дополнительные издержки, связанные с неисполнением обязательств по договору, необходимо прописать сумму следующих санкций:

  • убытки за нарушение обязательства (ст. 393 ГК РФ);
  • проценты за пользование чужими денежными средствами (ст. 395 ГК РФ);
  • неустойку (ст. 330 ГК РФ).

Договорная неустойка может быть установлена в виде штрафа (в твердой сумме) либо в виде пени (в процентах от суммы неисполненного обязательства).

Нельзя забывать и про документальное подтверждение выполненных работ (оказанных услуг). Необходимо установить обязанность самозанятого предоставлять определенный пакет документов в требуемый срок.

Например, акт выполненных работ.

Нелишним в договоре будет условие об устранении недостатков, если компания или ИП обнаружит дефекты в выполненной работе самозанятым.

Учитывая специфику ограничения в размере доходов самозанятого, необходимо прописать условие о порядке сообщения заказчику о потере своего статуса и, соответственно, санкции за неисполнение этого порядка.

2. Как привлечь к ответственности самозанятого?

В Законе о самозанятых не прописано никаких особенностей заключения договоров с этой категорией граждан. Поэтому при заключении договора нужно руководствоваться общими положениями ГК РФ. Но лучше все же проконсультироваться со специалистом в данной области.

Как правило, к самозанятым применяется конструкция договора оказания услуг (п.1 ст.779 ГК РФ).

Поэтому последствия неисполнения обязательств самозанятыми гражданами регулируется теми же нормами ГК РФ.

2.1. Досудебная претензия

При неисполнении обязательств нужно составить претензию в адрес самозанятого.

Всегда ли нужна претензия? Мы уже отмечали, что отношения с самозанятыми регулируются нормами ГК РФ. Поэтому и досудебный порядок соблюдается в тех же ситуациях, что и по любому договору гражданско-правового характера с ИП или компанией.

Например, если компания или ИП заключили договор аренды жилого помещения с самозанятым, то перед судебными баталиями необходимо соблюсти претензионный порядок урегулирования спора.

Тем не менее, целесообразно всегда составлять претензию.

Увидев серьезность намерений контрагента, самозанятый гражданин может по доброй воле вернуть деньги. Тем более, что никаких налоговых «заморочек» у него не будет. Как разъяснили налоговики, при возврате денег покупателю самозанятый может скорректировать сумму расчетов. Для этого в приложении «Мой налог» нужно выбрать опцию «Аннулировать чек» (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@).

2.1.1. Как написать претензию самозанятому?

Претензия пишется в произвольном виде.

В шапке претензии необходимо указать полные реквизиты своей компании или ИП, а также сведения о самозанятом.

В тексте претензии необходимо четко заявить свои требования к контрагенту в виде:

  • возврата ранее перечисленного аванса (задатка);
  • устранения дефектов или иных недостатков некачественно выполненной работы;
  • расторжения ранее заключенного договора;
  • необходимости выполнить предусмотренные договором работы, оказать услуги;
  • гарантийного ремонта согласно договорным условиям;
  • уменьшения стоимости выполненных работ и возврата разницы в цене.

Помимо этого, в претензии приводится (чаще всего, в виде таблиц) расчет причитающихся денежных компенсаций.

Претензия составляется независимо от того, есть ли бумажный вариант договора или договор был заключен устно (в отдельных случаях допускается не письменная форма договора).

И в заключении претензии нелишнем будет напомнить нарушителю, что добровольное исполнение обязательств поможет ему сэкономить время и деньги. Ведь судебные баталии повлекут за собой дополнительные судебные издержки, которые, в конечном итоге, лягут на плечи самозанятого.

По общему правилу (если иной срок не указан в договоре) ответ на претензию должен быть дан в течение 30 дней.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26