Главная / Новости / Как правильно вернуть неисправный товар?

Как правильно вернуть неисправный товар?

Подписаться на новости
Как правильно вернуть неисправный товар?

Разъяснения Верховного Суда о возврате технически сложных товаров, например бытовой техники и транспортных средств, хоть раз точно пригодятся каждому

Верховный Суд РФ подготовил Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей1. Зачем вообще вам нужно знать про какой-то обзор? Верховный Суд публикует их, чтобы обеспечить единообразное применение законодательства и разъяснить судам неоднозначные вопросы судебной практики. То есть это истина в последней инстанции. Выводы из обзора помогут вам понять, как закончится ваше дело, в случае если придется обратиться в суд за защитой своих прав.

Рассмотрим несколько интересных выводов, которые могут пригодиться каждому, – о возврате технически сложных товаров.

Дело № 1 – о возврате холодильника

Покупатель пытался вернуть холодильник из-за поломки. Суды его региона иск удовлетворили, а вот Верховный Суд все отменил. Что было не так?

Мужчина обнаружил неисправность спустя 15 дней после покупки холодильника. Поломка оказалась заводской. Он обратился в общественную организацию по защите прав потребителей, и та подготовила ему иск и представляла его в суде.

По закону есть обычные товары и технически сложные. К последним как раз относится холодильник (как и вся бытовая техника, автомобили и т.д.). Правила возврата техники такие: если поломка найдена в течение 15 дней, то товар можно вернуть; а если позже, то в первый раз можно потребовать только отремонтировать товар, и лишь в случае второй поломки разрешается его вернуть. Это прямо не прописано в ст. 18 Закона о защите прав потребителей («Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков»), поэтому многие путаются. Такой вывод можно сделать, только если вы научены систематически толковать закон, но это даже не все судьи умеют. Вот они и приняли незаконные решения.

Верховный Суд объяснил: если прошло 15 дней после покупки техники, то поводом для ее возврата будет не каждый обнаруженный в ней недостаток, а только существенный, под которым понимаются в том числе неоднократные поломки. Мужчина должен был сначала потребовать холодильник отремонтировать. Потому он не прав.

Дело № 2 – о возврате телефона

Женщина пыталась вернуть потраченные на телефон деньги после того, как обнаружила в нем существенный недостаток. Гарантия истекла, но в запасе был срок службы. Суд первой инстанции в иске отказал. А вот второй иск удовлетворил. Но его решение отменил Верховный Суд. Что было не так?

Гарантийный срок товара – это обещание продавца: «Если что-то случится, я все исправлю бесплатно». Срок службы товара – это обещание производителя (в законе он назван изготовителем): «Все это время товар точно будет работать».

Так вот, если гарантийный срок истек, а срок службы нет, и товар вдруг перестал работать, нужно доказать, что в нем найден существенный недостаток и он возник, потому что товар был сделан плохо. В этом случае надо обратиться к производителю с требованием отремонтировать товар. Если он не успеет сделать это за 20 дней с момента вашего обращения, то можно требовать возврата денег. Есть одно исключение: если недостаток невозможно устранить, можно сразу просить деньги.

Женщина попросила вернуть денежные средства, а надо было сначала обратиться за ремонтом. Поэтому суд первой инстанции ей отказал. А вот суд второй инстанции подумал, что поломка была неустранимой, и поэтому согласился, что женщина могла сразу просить возврата денег. Дело в том, что микросхема, которая сломалась в телефоне, была снята с производства, поэтому суд решил, что его уже не починить. Однако Верховый Суд указал, что все равно нужно было прежде попросить отремонтировать товар, а там бы было видно. Может, производитель просто новый телефон бы дал, так тоже можно. Поэтому женщина не права.

Кстати, истица, если читаете эту статью: вы и сейчас можете потребовать отремонтировать телефон, а если откажут – подавать на возврат. Это ваше право никто не отменял. Вы просто пропустили промежуточный этап.

Дело № 3 – о возврате денег за сгоревший мотоцикл

У мужчины сгорел мотоцикл из-за заводского недостатка. Он попросил вернуть деньги.

Суд первой инстанции иск удовлетворил: взыскал стоимость нового мотоцикла, которая была больше, чем цена купленного. Суд второй инстанции это решение отменил. А Верховный Суд отменил решение второй инстанции. Что было не так?

Есть правило: потребителю возвращается не та сумма, за которую товар был куплен, а стоимость такого товара на день вынесения решения суда. То есть если в 2019 г. вы приобрели автомобиль за 1 млн руб., а в 2020 г. из-за изменения курса рубля такая же машина стоит 1,3 млн руб. и у вас появилось основание для возврата, то вам вернут уже 1,3 млн. Почему? Так написано в ст. 24 Закона о защите прав потребителей. Это сделано для того, чтобы после возврата вы могли купить аналогичный товар. Вот эту прописную истину Верховный Суд и напомнил нижестоящему суду.


1 Обзор судебной практики по делам о защите прав потребителей (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 14 октября 2020 г.).

 

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26