Главная / Новости / Как доказать налоговым органам свою добросовестность при выборе контрагента

Как доказать налоговым органам свою добросовестность при выборе контрагента

Подписаться на новости

Про должную осмотрительность юридическое лицо вспоминает в тот момент, когда возникает необходимость подтвердить обоснованность налоговой выгоды, поскольку в случае если фискальный орган придет к выводу о том, что заявленная налоговая выгода является необоснованной, то налогоплательщику будет отказано в получении денежных средств из бюджета.

При рассмотрении налоговым органом вопроса о возврате налога из бюджета будет рассматриваться целый комплекс аспектов, включая выявление недостатков у контрагента (зарегистрирован ли контрагент в ЕГРЮЛ, не массовый ли у него адрес регистрации, реален ли учредитель, ведет ли организация реальную деятельность и т. д).

Обязанность проверять контрагента на законодательном уровне не установлена, однако проявление должностной осмотрительности важно. Это вытекает из положений ст. 54.1 НК РФ, Письма ФНС России от 31.07.2017 № ЕД-4-9/22123@.

Судебная практика также исходит из того, что налогоплательщику необходимо приводить доводы в обоснование выбора контрагента. По условиям делового оборота при осуществлении выбора контрагента оцениваются не только условия сделки и их коммерческая привлекательность, но и деловая репутация, платежеспособность контрагента, риск неисполнения обязательств и предоставления обеспечения их исполнения, наличие у контрагента необходимых ресурсов и опыта работы (Определение ВС РФ от 15.01.2018 по делу № А67-4506/2016).

Признаки недобросовестного контрагента

  • отсутствие записи о контрагенте в ЕГРЮЛ (Письмо Минфина России от 16.04.2010 № 03-02-08/25);
  • учредитель, участник или руководитель являются массовыми (письма Минфина России от 17.12.2014 № 03-02-07/1/65228, от 22.10.2020 № 03-12-13/91957);
  • юридический адрес компании является массовым (Письмо ФНС России от 24.07.2015 № ЕД-4-2/13005@);
  • отсутствие расходов на ведение финансово-хозяйственной деятельности;
  • отсутствие трудовых ресурсов;
  • отсутствие основных средств;
  • отсутствие складских помещений, если есть такая производственная необходимость.

Указанный перечень не является исчерпывающим. В каждом конкретном случае перечень оснований, по которым налоговый орган может усомниться в добросовестности вашего выбора  контрагента, может отличаться в зависимости от специфики деятельности, например. При этом объем собранных сведений и тщательность проверки контрагента должны быть таковы, чтобы в дальнейшем налогоплательщику нельзя было вменить в вину, что на момент заключения контракта имелись доступные, но не использованные компанией меры.

Этапы проверки контрагента

Минфин считает, что в целях проявления должной осмотрительности налогоплательщик вправе самостоятельно определять способы выявления неблагонадежных контрагентов и на основании полученных сведений принимать решение о целесообразности заключения договоров с конкретным контрагентом (Письмо Минфина от 23.12.2016 № 03-01-10/77642).

Кроме того, Минфин отмечает, что следует тщательно оценивать риски заключения сделки с контрагентом при одновременном наличии следующих признаков (Письмо Минфина от 22.10.2020 № 03-12-13/91957):

  • полномочия единоличного исполнительного органа документально не могут быть подтверждены;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, его производственных или торговых площадей;
  •  имеются сомнения в возможности реального выполнения контрагентом условий договора.

Итак, разберем примерные этапы проверки контрагента.

  1.  Запрашиваем у контрагента копии следующих документов:
  • лицензии (если деятельность подлежит лицензированию);
  • доказательства наличия полномочий на подписание документов (если подписывает не генеральный директор);
  • устава;
  • одобрения сделки (если совершаемая сделка этого требует);
  • бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату;
  • паспорта генерального директора.
  1.  Получение информации о контрагенте через сеть Интернет, СМИ:
  • сайт контрагента;
  • рекламные объявления;
  • отзывы клиентов.
  1. Проверка через государственные сервисы:
  • www.egrul.ru – скачиваем выписку в отношении контрагента;
  • service.nalog.ru/zd.do – проверка исполнения контрагентом налоговых обязательств и факта сдачи отчетности;
  • nalog.ru/opendata/7707329152-taxoffence – информация о привлечении контрагента к налоговым правонарушениям;
  • nalog.ru/opendata/7707329152-snr – применение контрагентом специального режима;
  • service.nalog.ru/svl.do – не заявлял ли директор о недостоверности сведений о нем;
  • pb.nalog.ru – сервис «Прозрачный бизнес» – комплексная информация о контрагенте;
  • vestnik-gosreg.ru/publ/fz83 – наличие (отсутствие) публикаций о предстоящем исключении из ЕГРЮЛ (проведении реорганизации);
  • www.kad.arbitr.ru – судебные споры с участием контрагента;
  • www.fssprus.ru – наличие исполнительных производств в отношении контрагента;
  • http://reestr-dover.ru – проверка актуальности нотариальной доверенности, на основании которой представитель подписывал документы;
  • www.fsrar.ru/licens/reestr – проверка наличия у контрагента необходимой лицензии;
  • http://сервисы.гувм.мвд.рф/info –service.htm?did=2000 – проверка действительности российского паспорта гражданина РФ;
  • www.fedresurs.ru – наличие (отсутствие) публикаций о намерении кредиторов обратиться с заявлением о признании контрагента несостоятельным (банкротом).

Кроме того, компания может использовать одну из имеющихся информационно-поисковых баз данных, в которых содержится сводная информация о контрагенте (например, СПАРК, СБИС) (постановления 10 ААС от 11.03.2020 по делу № А41-108989/2017, АС Северо-Кавказского округа от 09.09.2019 по делу № А18-1861/2018, 11 ААС от 19.09.2018 по делу № А72-13818/2017, 16 ААС от 23.06.2020 по делу № А15-4532/2018). Такие комплексные системы также позволяют оперативно установить аффилированность компаний между собой, получить краткий экспресс-анализ о финансовом состоянии контрагента.

Каждая компания вправе дополнительно создать регламентированную процедуру отбора поставщиков и следовать утвержденной процедуре. Суды также склоняются к тому, что корпоративная процедура выбора контрагента является дополнительным доказательством добросовестности налогоплательщика и проявлением должной осмотрительности (постановления АС Восточно-Сибирского округа от 24.03.2017 по делу № А19-2223/2016, АС Центрального округа от 01.02.2018 по делу № А36-2336/2016, АС Уральского округа от 28.06.2018 по делу № А71-10166/2017).

Также рекомендуется создать папку «Проверка контрагента» и сохранять в нее все документы, связанные с проверкой контрагента: выписку из ЕГРЮЛ, документы, полученные от контрагента, Print Screen информации из сети Интернет в отношении контрагента (Письмо ФНС от 23.03.2017 № ЕД-5-9/547@). Для систематизации информации лучше всего создать карточку проверки контрагента.

Пример карточки проверки контрагента

Наименование контрагента
ОГРН/ИНН 0000000000000/0000000000
Предстоящее исключение

из ЕГРЮЛ

да нет
Предоставление отчетности в ФНС и внебюджетные фонды да нет
Оплата налогов да нет
Участие в судебных процессах        да нет
В качестве истца (количество) да (___) нет
В качестве ответчика (количество) да (___) нет
Наличие исполнительных производств (общая сумма долга) да (____) нет
Наличие недостоверных сведений

в отношении директора (участника)

да нет
Проверка паспорта контрагента да нет
Бухгалтерская отчетность да нет
Юридический адрес – адрес массовой регистрации да нет
В отношении контрагента

не введена процедура банкротства

да нет
Наличие сайта контрагента да нет
Наличие подтвержденного опыта работы да нет
Контакты

с сотрудниками контрагента проведены путем видеосвязи

да нет
Контакты

с сотрудниками контрагента проведены путем личной встречи

да нет

 

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26