Главная / Аналитика / Изменение законодательства для бухгалтера

Изменение законодательства для бухгалтера

Изменение законодательства для бухгалтера от 26.08.2010

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Переходный порядок проставления отметок на заявлении при ввозе товаров из стран Таможенного союза

2. Утверждены новые формы заявок на привлечение иностранных работников

3. При удержании или доначислении выплат работнику не нужно подавать уточненный расчет по страховым взносам

4. В ПФР и ФСС России нужно сообщать только о расчетных (текущих) счетах в банках

5. Дата начала камеральной проверки не зависит от нарушения сроков подачи декларации по НДС

6. Сумма НДС, предъявленная покупателю, учитывается в резерве по сомнительным долгам

Комментарии

1. Можно ли в резерв по сомнительным долгам включить дебиторскую задолженность перед контрагентом при наличии кредиторской перед ним же?

2. Минздравсоцразвития России дало разъяснения по вопросам, связанным с обложением отдельных категорий выплат работникам страховыми взносами

Судебное решение недели

Суд отказал в рассмотрении решения инспекции в части, не обжалованной налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган

Новости

1. Переходный порядок проставления отметок на заявлении при ввозе товаров из стран Таможенного союза

Письмо ФНС России от 13.08.2010 N ШС-37-2/9030@ "Об отдельных вопросах, связанных с функционированием таможенного союза"

С июля 2010 г. начал функционировать Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Уплата косвенных налогов при перемещении товаров между этими странами регулируется Соглашением от 25.01.2008 "О принципах взимания косвенных налогов при экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" и принятыми в соответствии с ним Протоколами. Данные документы были рассмотрены в Выпуске обзора от 02.06.2010.

Напомним, что при ввозе товаров в РФ из стран Таможенного союза российский налогоплательщик обязан представить декларацию не позднее 20-го числа месяца, следующего за месяцем принятия на учет импортированных товаров (п. 8 ст. 2 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе"). К декларации, кроме того, необходимо приложить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов. Его форма установлена Протоколом от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов". После проставления налоговым органом отметки на этом документе он передается казахстанским или белорусским контрагентам. Заявление необходимо им для подтверждения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов при экспорте товаров в Россию.

В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, что до вступления в силу нового порядка проставления отметок будет применяться Порядок, утвержденный Приказом Минфина России от 20.01.2005 N 3н. Налоговые органы опирались на данный нормативный акт, проставляя отметки на соответствующих заявлениях при ввозе товаров из Белоруссии. При этом ФНС России обращает внимание на то, что указанный документ нужно представлять в четырех экземплярах на бумажном носителе и в электронном виде. Если у налогового органа не возникло никаких замечаний, отметка будет проставлена не позднее 10 рабочих дней с момента подачи заявления. Следует отметить, что уведомление об отказе в проставлении отметки направляется налогоплательщику не позднее 11 рабочих дней с даты представления заявления.

Также в Письме затронут вопрос проставления отметок на счетах-фактурах при экспорте товаров в Белоруссию. Напомним, что данный документ был необходим белорусским компаниям в качестве приложения к налоговой декларации по ввезенным товарам. Согласно действующим в Таможенном союзе правилам счета-фактуры российских экспортеров теперь не нужны белорусским налогоплательщикам. Поэтому российские организации и предприниматели не должны обращаться в налоговые органы для проставления отметок. Вместе с тем ФНС России рекомендовала инспекциям проставлять такие отметки на счетах-фактурах, если налогоплательщик обратится с соответствующей просьбой.

2. Утверждены новые формы заявок на привлечение иностранных работников

Приказ Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 N 514н "Об утверждении формы заявки работодателей, заказчиков работ (услуг), в том числе иностранных граждан, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, о потребности в рабочей силе для замещения вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками и порядка ее заполнения, а также формы заявления работодателей об увеличении размера определенной на текущий год потребности в привлечении иностранных работников и размера утвержденных на текущий год квот, а также о связанной с этими изменениями корректировке распределения определенной на текущий год потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам"

В 2007 г. Минздравсоцразвития России утвердило форму и порядок заполнения заявки работодателей о потребности в замещении вакантных и создаваемых рабочих мест иностранными работниками (Приказ от 17.09.2007 N 603). Подробнее см. выпуск обзора от 24.10.2007.

13.07.2010 появился новый Приказ N 514н ведомства, отменивший старую форму заявки и установивший новую. Представлять новую заявку нужно так же, как раньше, — ежегодно до 1 мая в территориальный уполномоченный орган исполнительной власти. Кроме того, определена форма заявления работодателей об увеличении потребности в привлечении иностранных работников на текущий год, увеличении размера утвержденных квот, а также о корректировке распределения потребности по приоритетным профессионально-квалификационным группам. Однако порядок представления этого заявления не установлен. В новых формах содержатся те же пункты, что и в отмененной, за исключением одного. В нем работодатель вправе прописать иные причины привлечения иностранцев, помимо предложенных в заявке.

Отметим, что Приказ N 514н еще не вступил в силу, поэтому новые формы пока не применяются.

3. При удержании или доначислении выплат работнику не нужно подавать уточненный расчет по страховым взносам

Письмо Минздравсоцразвития России от 28.05.2010 N 1376-19

Согласно ч. 1 и 2 ст. 17 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, которые обнаружили в ранее поданном расчете ошибки, приводящие к занижению суммы страховых взносов, должны представить в ПФР или ФСС уточненный расчет. Если занижения суммы взносов не было, это делать необязательно.

В Письме от 28.05.2010 N 1376-19 Минздравсоцразвития России разъяснило, что подавать в ПФР и ФСС уточненный расчет не требуется в следующих случаях:

— если в текущем периоде работодатель обнаружил необходимость удержать с работника выплаты, которые были излишне начислены в прошлых отчетных (расчетных) периодах;

— если работнику в текущем отчетном (расчетном) периоде доначисляются выплаты за прошлые периоды.

Для организаций и предпринимателей датой выплат и иных вознаграждений признается день их начисления (п. 1 ст. 11 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В вышеуказанных случаях ошибки в расчете базы по взносам отсутствуют, поскольку и в текущем, и в прошлых периодах база определяется как сумма выплат и иных вознаграждений в пользу работника в каждом из указанных периодов.

4. В ПФР и ФСС России нужно сообщать только о расчетных (текущих) счетах в банках

Письмо Минздравсоцразвития России от 21.05.2010 N 1274-19

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон) плательщики страховых взносов обязаны письменно сообщать в ПФР и ФСС России об открытии (закрытии) счета в банке в течение семи рабочих дней. За неисполнение указанной обязанности ст. 48 Закона предусмотрен штраф в размере пятидесяти руб.

Банк может открыть организации расчетные (рублевые и валютные), депозитные, ссудные и транзитные счета. Однако Минздравсоцразвития России в Письме от 21.05.2010 N 1274-19 разъясняет, что плательщики должны информировать органы контроля за уплатой взносов только о тех расчетных (текущих) и иных счетах, которые открыты на основании договора банковского счета. Это следует из ч. 6 ст. 2 Закона, в котором приведено понятие счета, используемое в контексте уплаты страховых взносов. В указанной норме отмечено, что на такой счет зачисляются и с него расходуются денежные средства организаций и индивидуальных предпринимателей.

Также в письме рассматриваются виды счетов, которые не подпадают под понятие счета, используемое в контексте Закона.

Так, депозитный счет открывается на основании договора банковского вклада. Данный счет используется только для размещения денег с целью получения доходов в виде процентов. Находящиеся в депозитах денежные средства нельзя перечислять другим лицам (ст. 834 ГК РФ).

Ссудный счет банк открывает заемщику на основании кредитного договора. Этот счет используется для учета банком расходования и возврата кредитных средств, и он не предназначен для расчетных операций. Минздравсоцразвития приводит Постановление от 18.03.2005 N А65-23710/04-С42-11, в котором ФАС Поволжского округа признал, что клиент банка не вправе распоряжаться деньгами со ссудного счета.

Транзитный валютный счет открывается банком одновременно с расчетным валютным счетом. Он предназначен для идентификации поступлений иностранной валюты в пользу резидентов и учета валютных операций (п. 2.1 Инструкции ЦБ РФ от 30.03.2004 N 111-И).

Таким образом, об открытии (закрытии) депозитных, ссудных и транзитных счетов в органы контроля за уплатой страховых взносов сообщать не нужно.

5. Дата начала камеральной проверки не зависит от нарушения сроков подачи декларации по НДС

Письмо ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@ "О разъяснении налогового законодательства"

Согласно п. 5 ст. 174 НК РФ плательщики НДС обязаны подавать декларации в инспекцию не позднее 20 числа, следующего за истекшим налоговым периодом. После этого в течение трех месяцев налоговый орган проводит камеральную проверку (п. 2 ст. 88 НК РФ). В том случае если в декларации была заявлена сумма НДС к возмещению и проверка не выявила нарушений законодательства о налогах и сборах, решение о возмещении должно быть принято инспекцией в течение семи дней по окончании проверки (п. 2 ст. 176 НК РФ). Однако иногда налогоплательщики по различным причинам представляют декларации позднее установленного срока.

ФНС России в Письме от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@ разъясняет, что законодательство связывает начало проведения камеральной проверки именно с датой подачи декларации. При этом вне зависимости от того, представлена декларация вовремя или с опозданием, три месяца на камеральную проверку отсчитываются со дня подачи. После чего, если не было выявлено нарушений, в течение семи дней инспекция принимает решение о возмещении НДС.

6. Сумма НДС, предъявленная покупателю, учитывается в резерве по сомнительным долгам

Письмо Минфина России от 03.08.2010 N 03-03-06/1/517

В соответствии со ст. 266 НК РФ задолженность, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ или оказанием услуг, признается сомнительным долгом в том случае, если она не погашена в установленные договором сроки и не обеспечена залогом, поручительством или банковской гарантией. Налогоплательщик вправе создать резерв по этим долгам, и тогда отчисления в него будут учитываться во внереализационных расходах. В связи с этим не раз возникал вопрос о том, можно ли включить в резерв задолженность с учетом НДС.

Минфин России впервые разъяснил его в Письме от 03.08.2010 N 03-03-06/1/517. По мнению финансового ведомства, налогоплательщик вправе учесть всю сумму задолженности, включая НДС, в резерве по сомнительным долгам. Такой же позиции ранее придерживалось МНС России (Письмо от 05.09.2003 N ВГ-6-02/945@). Кроме того, аналогичные выводы сделаны, например, в Определении Конституционного Суда РФ от 12.05.2005 N 167-О, Постановлениях Президиума ВАС РФ от 23.11.2005 N 6602/05 и ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.07.2007 N А33-15360/06-Ф02-4653/07 (Подробнее см. Энциклопедию спорных ситуаций по налогу на прибыль).

Комментарии

1. Можно ли в резерв по сомнительным долгам включить дебиторскую задолженность перед контрагентом при наличии кредиторской перед ним же?

Название документа:

Письмо Минфина России от 06.08.2010 N 03-03-06/1/528

Комментарий:

Для снижения налоговой нагрузки налогоплательщики вправе создать резерв по сомнительным долгам. Определение сомнительного долга содержится в п. 1 ст. 266 НК РФ. Это задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, которая не погашена в установленные сроки и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Минфин России рассмотрел вопрос о том, можно ли учесть в этом резерве задолженность перед контрагентом, у которого есть непогашенные обязательства перед налогоплательщиком. В такой ситуации, считает ведомство, налогоплательщик должен произвести взаимозачет спорных сумм и включить в резерв по сомнительным долгам только сумму превышения дебиторской задолженностью кредиторской. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 16.11.2009 N А29-7170/2008.

Однако эта позиция небесспорна. Согласно ст. 410 ГК РФ обязательство прекращается полностью или частично зачетом встречного однородного требования, при этом для зачета достаточно заявления одной стороны. Произведение взаимозачета является правом, а не обязанностью налогоплательщика. Кроме того, ст. 266 НК РФ не содержит иных ограничений, помимо перечисленных в п. 1, для признания долга сомнительным. Таким образом, налогоплательщик вправе создать резерв на всю сумму дебиторской задолженности, несмотря на наличие перед тем же контрагентом кредиторской. Принимая во внимание позицию финансового ведомства, стоит отметить возможность споров с инспекторами.

2. Минздравсоцразвития России дало разъяснения по вопросам, связанным с обложением отдельных категорий выплат работникам страховыми взносами

Название документа:

Письмо Минздравсоцразвития России от 19.05.2010 N 1239-19 "Объекты обложения страховыми взносами"

Письмо Минздравсоцразвития России от 26.05.2010 N 1343-19 "О доплатах и компенсациях"

Письмо Минздравсоцразвития России от 27.05.2010 N 1354-19 "Страховые взносы на отдельные категории выплат"

Комментарий:

Минздравсоцразвития России продолжает разъяснять вопросы уплаты страховых взносов с определенных сумм в пользу работников. Напомним, что объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Это указано в ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закона N 212-ФЗ). В ст. 9 Закона N 212-ФЗ установлен исчерпывающий перечень необлагаемых сумм.

2.1. Компенсации матерям, ухаживающим за ребенком до трех лет

Согласно Указу Президента России от 30.05.1994 N 1110 матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста, ежемесячно выплачивается 50 рублей. То же относится к другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком. Работодатель перечисляет эту сумму независимо от положений трудового (или) коллективного договоров, то есть не в рамках трудовой деятельности. Следовательно, эта компенсация не облагается страховыми взносами.

2.2. Компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск

В соответствии с пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаются страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ. При этом в пп. "д" данного пункта указано, что обложению также не подлежат выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсации за неиспользованный отпуск. Работник может написать заявление о замене денежной компенсацией части отпуска, превышающей 28 календарных дней (ст. 126 ТК РФ). Таким образом, компенсация за неиспользованный ежегодный оплачиваемый отпуск предусмотрена трудовым законодательством и выплачивается за выполнение трудовых обязанностей. Следовательно, страховые взносы с нее не уплачиваются. Минздравсоцразвития России обращает внимание на то, что не облагаются страховыми взносами компенсации за неиспользованные дни отпуска, не связанные с увольнением.

2.3. Материальная выгода от беспроцентного займа

Также страховые взносы не начисляются на материальную выгоду, которая возникает у работника при получении беспроцентного займа от работодателя. Это объясняется тем, что спорные суммы возникают не в рамках трудовых или гражданско-правовых отношений, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг.

2.4. Расходы на питание

А вот компенсации расходов на питание, по мнению ведомства, облагаются взносами. Это связано с тем, что такие выплаты предусмотрены внутренними положениями организации, а значит, производятся в рамках трудовых отношений. Еще раз отметим, что страховыми взносами облагаются выплаты, произведенные на основании трудовых, гражданско-правовых договоров и авторских соглашений, а не на основании локальных актов (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Однако если в трудовом договоре есть отсылка к внутренним документам организации, предусматривающим компенсацию расходов на питание, можно считать, что эти компенсации предусмотрены трудовым договором, а следовательно, на них начисляются взносы. Если же ссылки на локальный акт нет, то страховые взносы на эти суммы начислять не нужно.

2.5. Средний заработок на период военных сборов

На период военных сборов организация может выплачивать работнику средний заработок. При этом выплаченные суммы компенсируются работодателю в соответствии с Федеральным законом от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". Поскольку выплата среднего заработка на период военных сборов осуществляется не в силу трудового договора, а в связи с требованием п. 2 ст. 6 вышеуказанного Закона, с таких сумм страховые взносы не уплачиваются.

2.6. Надбавка за разъездной характер работы

Вернемся к пп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, согласно которому компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаются страховыми взносами. В ст. 168.1 ТК РФ перечислены расходы, подлежащие возмещению в связи с разъездным характером работы. Это расходы на проезд, наем жилья, суточные и иные затраты, произведенные с разрешения работодателя. По мнению Минздравсоцразвития России, надбавка к заработной плате за разъездной характер работы не является компенсационной выплатой, связанной с разъездами, а представляет собой доплату за особые условия труда, поэтому облагается страховыми взносами в общеустановленном порядке.

2.7. Компенсация при увольнении работника по соглашению сторон

Как уже отмечено, страховые взносы начисляются на выплаты, связанные с увольнением работников, за исключением компенсаций за неиспользованный отпуск (пп. "д" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Трудовой кодекс РФ не предусматривает каких-либо компенсаций, кроме сумм за неиспользованный отпуск, при расторжении договора по соглашению сторон. Следовательно, возмещение, которое выплачивается работнику при увольнении на таком основании, даже если оно прописано в дополнительном соглашении к трудовому договору и в положении об оплате труда, подлежит обложению страховыми взносами.

Судебное решение недели

Суд отказал в рассмотрении решения инспекции в части, не обжалованной налогоплательщиком в вышестоящий налоговый орган

(Постановление ФАС Уральского округа от 13.07.2010 N Ф09-5472/10-С2)

По результатам выездной налоговой проверки организации были доначислены НДС, налог на прибыль, ЕСН и страховые взносы, пени и штрафы. Налогоплательщик обжаловал в вышестоящий налоговый орган решение инспекции в части НДС и налога на прибыль. Жалоба не была удовлетворена, и организация обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекции недействительным в части доначисления НДС, ЕСН и страховых взносов.

Суд отказал в рассмотрении заявленных требований по ЕСН и страховым взносам, поскольку в этой части налогоплательщик не выполнил условия п. 5 ст. 101.2 НК РФ, согласно которому он обязан соблюдать досудебный порядок обжалования решений о привлечении к налоговой ответственности. Аналогичный вывод сделан в Постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 06.04.2010 N А27-12342/2009.

В то же время в Постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 15.04.2010 N А26-5099/2009 и от 23.04.2010 N А13-5979/2009 указано, что возможность обжалования в судебном порядке решения о привлечении к налоговой ответственности связано именно с фактом оспаривания этого решения в вышестоящем органе. Поэтому досудебный порядок урегулирования спора будет соблюден, даже если в вышестоящем налоговом органе оспаривается только часть решения о привлечении к ответственности.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26