Главная / Аналитика / Изменение законодательства для бухгалтера

Изменение законодательства для бухгалтера

от 04.11.2010

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.

Содержание обзора

Новости

1. Уточнен порядок выплаты некоторых пособий на детей

2. В ПФР и ФСС России необходимо сообщать о создании и закрытии любого обособленного подразделения

3. Материалы, полученные в ходе комплекса мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию основных средств, учитываются в расходах

4. Переработка давальческого сырья в таможенном союзе облагается НДС по нулевой ставке, даже если полученная продукция вывозится в третьи страны

5. Заполнение третьего раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

6. При оплате услуг банка по перечислению дивидендов у участников организации не возникает облагаемого НДФЛ дохода

Комментарии

1. ВАС России решил, что предприниматели вправе выбирать метод учета доходов и расходов

2. Как учесть расходы, возникшие более трех лет назад?

Судебное решение недели

В требовании о предоставлении документов необязательно указывать их количество

Новости

1. Уточнен порядок выплаты некоторых пособий на детей

Приказ Минздравсоцразвития России от 23.08.2010 N 709н "О внесении изменений в Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденный Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 декабря 2009 г. N 1012н"

С 1 января 2010 г. действуют Порядок и условия назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей (далее — Порядок), утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н. Сейчас он несколько скорректирован. Рассмотрим изменения, которые касаются пособий, назначаемых и выплачиваемых по месту работы родителя.

Для получения единовременного пособия при рождении ребенка необходимо представить документы, перечисленные в п. 28 Порядка. Если ребенок рожден и зарегистрирован за границей, то в числе прочих подается переведенный на русский язык документ (и его копия), подтверждающий факт рождения и регистрации. Он должен быть либо удостоверен штампом "апостиль" (при рождении ребенка на территории иностранного государства — участника Конвенции, заключенной в Гааге 05.10.1961), либо легализован консульским учреждением РФ за пределами России (при рождении ребенка на территории иностранного государства, не являющегося участником Конвенции).

Теперь в п. 28 Порядка внесено исключение: при рождении ребенка на территории одной из стран СНГ — участников Конвенции о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам (Минск, 22.01.1993) представляется документ (и его копия), подтверждающий факт рождения и регистрации ребенка, который выдает компетентный орган этой страны. Данный документ, переведенный на русский язык, не требует ни апостиля, ни легализации — достаточно скрепления его гербовой печатью.

Аналогичное исключение добавлено и в перечень документов, которые вместе с заявлением о назначении ежемесячного пособия по уходу за ребенком родитель должен подавать по месту работы (п. 54 Порядка).

Еще одно изменение касается выплаты единовременного пособия женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, и единовременного пособия при рождении ребенка. Если страхователь не может выплатить данные пособия из-за отсутствия денег на счете или очередности списания денежных средств согласно Гражданскому кодексу РФ, то их выплачивает территориальный орган ФСС России (п. 82 Порядка).

Изменения, внесенные в Приказ Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н, вступают в силу 2 ноября 2010 г.

2. В ПФР и ФСС России необходимо сообщать о создании и закрытии любого обособленного подразделения

Письмо Минздравсоцразвития России от 09.09.2010 N 2891-19

Организации, создающие или закрывающие обособленные подразделения, обязаны письменно сообщать об этом в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего нахождения (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Сообщение направляется в течение одного месяца со дня создания или закрытия подразделения. Обособленное подразделение организации — это любое обособленное от нее территориально подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места на срок более одного месяца (ст. 2 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Поэтому обязанность информировать об открытии или закрытии такого подразделения не ставится в зависимость от наличия у него отдельного баланса, расчетного счета, а также начисления им выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц.

На основании этого Минздравсоцразвития России отмечает, что указанное сообщение необходимо направлять в территориальные органы ПФР и ФСС по месту нахождения головной организации в отношении всех обособленных подразделений. Отметим, что форма сообщения не утверждена, поэтому оно составляется произвольно.

Кроме того, организации обязаны ставить на учет в качестве страхователей те обособленные подразделения, которые имеют отдельный баланс, расчетный счет и начисляют выплаты и иные вознаграждения в пользу физлиц (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, ст. 6 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ, п. 2 ст. 2.3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ). В данном случае организация должна представить в территориальный орган ПФР по месту нахождения подразделения заявление с соответствующим пакетом документов (п. 12 Постановления Правления ПФ РФ от 13.10.2008 N 296п), а в орган ФСС России — заявление по установленной форме (п. 5 Приказа Минздравсоцразвития РФ от 07.12.2009 N 959н). Указанные подразделения исполняют обязанности организации по уплате страховых взносов и самостоятельно представляют соответствующие расчеты по месту своего нахождения (ч. 11 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Таким образом, если подразделение организации не имеет отдельного баланса, расчетного счета и не начисляет выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, то ставить его на учет в качестве страхователя по месту его нахождения организация не обязана. Страховые взносы в данном случае будет уплачивать головная организация по месту своей регистрации. В отношении взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов на травматизм аналогичные разъяснения давал ФСС России (Письмо от 05.05.2010 N 02-03-09/08-894п). В то же время в территориальные органы ПФР и ФСС России по месту нахождения головной организации нужно направить сообщение об открытии или закрытии любого обособленного подразделения.

3. Материалы, полученные в ходе комплекса мероприятий по ремонту и техническому обслуживанию основных средств, учитываются в расходах

Письмо Минфина России от 14.10.2010 N 03-03-06/1/647

Налогоплательщик, проводя техническое обслуживание основных средств, может получить материально-производственные запасы, пригодные для дальнейшего использования в хозяйственной деятельности. Данное имущество учитывается во внереализационных доходах. Минфин России разъяснил порядок учета его стоимости в расходах.

Возможность учета выявленных материально-производственных запасов в расходах предусмотрена п. 2 ст. 254 НК РФ. Данная статья при этом не позволяет учесть стоимость имущества, полученного исключительно при проведении технического обслуживания основных средств. В то же время согласно данной норме в расходы можно включить материалы, полученные при ремонте таких объектов. По мнению финансового ведомства, ремонт и техническое обслуживание основных средств — это совокупность мероприятий, направленных на поддержание эксплуатационных качеств данного имущества. Поэтому если материально-производственные запасы получены в ходе комплекса таких мероприятий, то при дальнейшем использовании этих материалов в производстве их стоимость учитывается в материальных расходах.

4. Переработка давальческого сырья в таможенном союзе облагается НДС по нулевой ставке, даже если полученная продукция вывозится в третьи страны

Письмо ФНС России от 22.10.2010 N ШС-37-3/13942@

В п. 1 ст. 4 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов при выполнении работ, оказании услуг в таможенном союзе" (далее — Протокол) установлены особенности применения нулевой ставки НДС при переработке давальческого сырья. В данной норме речь идет о переработке сырья, ввезенного на территорию государства — члена таможенного союза (далее — ТС) с территории иного участника ТС с последующим вывозом продуктов переработки в другую страну. ФНС России разъяснила, что нулевая ставка применяется независимо от того, осуществляется вывоз на территорию государства — члена ТС или в страну, не являющуюся участником союза.

Для подтверждения права на нулевую ставку НДС в инспекцию вместе с декларацией должны быть представлены документы, предусмотренные п. 2 ст. 4 Протокола. Пакет необходимых документов различается в зависимости от того, в какую страну вывозятся продукты переработки. Если вывоз осуществляется в государство, не являющееся членом ТС, то в числе документов должна быть таможенная декларация, подтверждающая вывоз за пределы союза. Заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в данном случае не представляется. Если же продукты переработки давальческого сырья вывозятся на территорию государства — члена ТС, то, напротив, таможенная декларация не требуется, а заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов необходимо.

Данное разъяснение ФНС России согласовано с Минфином России (Письмо от 12.10.2010 N 03-07-15/137).

5. Заполнение третьего раздела заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов

Письмо ФНС России от 21.10.2010 N АС-37-2/13886@ "О разъяснении порядка заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов"

ФНС России продолжает разъяснять, как правильно заполнить заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов в соответствии с законодательством таможенного союза.

Напомним, что данный документ с отметкой налогового органа необходим экспортеру для подтверждения нулевой ставки НДС и освобождения от акцизов. При этом оформляет его импортер товаров. Форма заявления и правила его заполнения установлены Протоколом от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов" (далее — Правила).

В новом Письме ФНС России рассмотрела вопрос внесения сведений в раздел 3 указанного заявления. В соответствии с п. 4 Правил этот раздел заполняется только в двух случаях:

— если реализация товаров не облагается косвенными налогами, поскольку местом их реализации не является территория государства-продавца;

— если товары реализуются через комиссионера, поверенного или агента.

Во всех иных случаях заявление в налоговый орган представляется без третьего раздела. Если налогоплательщик проставит в нем нули и прочерки, это не станет основанием для отказа в проставлении отметки на заявлении.

6. При оплате услуг банка по перечислению дивидендов у участников организации не возникает облагаемого НДФЛ дохода

Письмо ФНС России от 15.09.2010 N ШС-37-3/11236

ФНС России пришла к выводу о том, что оплата организацией услуг банка по перечислению дивидендов на счета ее участников не приводит к появлению у физлиц дохода, облагаемого НДФЛ.

Согласно п. 2 ст. 211 НК РФ доходом в натуральной форме признаются, в частности, услуги, безвозмездно оказанные в интересах физлица или оплаченные за него. В то же время в соответствии с п. 2 ст. 29 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ ООО на основании принятого участниками решения обязано выплатить им прибыль. По мнению ведомства, выполняя данное требование законодательства, общество должно обеспечить получение участниками дивидендов — прежде всего, путем их перечисления на банковские счета. Таким образом, банк оказывает услуги исключительно в интересах компании. Следовательно, в данном случае у физлица не возникает дохода, а у организации — обязанностей налогового агента.

Следует отметить, что при перечислении дивидендов на банковские карты участников оплата комиссии за обслуживание этих карт приводит к образованию облагаемого НДФЛ дохода. Такие разъяснения были даны Минфином России в Письме от 25.11.2008 N 03-04-06-01/351. По мнению финансового ведомства, у физлиц не возникает дохода только в том случае, если обязанность по выплате соответствующих платежей установлена трудовым законодательством. Это относится, например, к зарплате. Дивиденды же перечисляются в рамках гражданско-правовых отношений.

Комментарии

1. ВАС России решил, что предприниматели вправе выбирать метод учета доходов и расходов

Название документа:

Решение ВАС России от 08.10.2010 N ВАС-9939/10

Комментарий:

Учет доходов и расходов и хозяйственных операций индивидуальные предприниматели ведут в соответствии с Порядком, утвержденным Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее — Порядок). В соответствии с п. 13 Порядка предприниматели должны применять кассовый метод учета доходов и расходов, за исключением отдельных случаев. В п. 15 Порядка предусмотрены особенности учета расходов. Так, в состав материальных расходов налогового периода включаются затраты на приобретение ресурсов для изготовления товаров, реализованных в этом периоде. При этом стоимость ресурсов, не использованных либо использованных для изготовления непроданного товара, учитывается при получении доходов от реализации товаров в следующих налоговых периодах (подп. 1 и 2 п. 15 Порядка). Согласно подп. 3 п. 15 Порядка любые затраты, которые произведены в одном налоговом периоде, но связаны с получением доходов в следующих, отражаются в учете как расходы будущих периодов. Они включаются в состав расходов того периода, в котором получены доходы.

ВАС России рассмотрел заявление индивидуального предпринимателя о признании недействующими п. 13 и подп. 1 — 3 п. 15 Порядка и пришел к следующим выводам.

1.1. Полномочия Минфина и МНС России

В силу п. 2 ст. 54 НК РФ органам исполнительной власти (на момент принятия Порядка — Минфин России и МНС России) делегировано право определять порядок учета индивидуальными предпринимателями доходов и расходов, а также документирования и отражения соответствующих хозяйственных операций в учетных регистрах. ВАС России указал, что данную норму нельзя истолковывать как предоставление Минфину и МНС России полномочий по установлению порядка исчисления налога на доходы предпринимателями. Связано это с тем, что такая трактовка п. 2 ст. 54 НК РФ нарушает требования об установлении налогов исключительно в законодательном порядке.

Согласно п. 1 ст. 17 НК РФ налог считается законно установленным, если определены все существенные элементы налогообложения, в том числе, порядок исчисления. Эти элементы могут быть зафиксированы только законом. В рассматриваемом Решении ВАС ссылается на правовую позицию Конституционного Суда РФ (Постановление от 11.11.1997 N 16-П). Согласно ей, если существенные элементы налога устанавливает орган исполнительной власти, принцип определенности налоговых обязательств подвергается угрозе, поскольку эти обязательства могут быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону.

1.2. Кассовый метод учета

Порядок исчисления индивидуальным предпринимателем налога на доходы закреплен в п. 1 ст. 221 НК РФ. Предприниматель вправе уменьшить облагаемый НДФЛ доход на профессиональные вычеты в размере фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, которые непосредственно связаны с извлечением дохода. При этом состав расходов налогоплательщик определяет самостоятельно в порядке, аналогичном установленному в гл. 25 "Налог на прибыль организаций". По мнению ВАС России, п. 1 ст. 221 НК РФ отсылает к положениям гл. 25 НК РФ в части не только регламентации состава расходов, но и порядка их признания (момента учета при налогообложении).

В гл. 25 НК РФ закреплено два метода признания доходов и расходов — начисления и кассовый. ВАС России указал, что предпринимателям необходимо предоставить право выбора метода признания доходов и расходов, поскольку при получении убытка в текущем налоговом периоде они не могут уменьшить на его сумму доходы будущих периодов (п. 4 ст. 227 НК РФ). А такой убыток может возникнуть, в частности, из-за признания расходов ранее момента получения дохода от реализации. Следовательно, закрепление в п. 13 Порядка применения предпринимателем исключительно кассового метода не соответствует п. 1 ст. 273 НК РФ.

Таким образом, ВАС России считает необходимым предоставить предпринимателям возможность выбрать метод признания доходов и расходов (кассовый или начисления).

Отметим, что согласно п. 1 ст. 273 НК РФ кассовый метод организация вправе выбрать лишь при условии, что сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предыдущие четыре квартала (без учета НДС) не превышает одного млн руб. за каждый из них. Означает ли это, что и предприниматели для использования кассового метода обязаны соблюдать это условие? Формальное толкование выводов ВАС России позволяет заключить, что порядок признания доходов и расходов, определенный для организаций в гл. 25 НК РФ, подлежит применению предпринимателями в полном объеме. А это означает, что предприниматели с большими оборотами должны будут применять только метод начисления. Вероятно, Минфин и ФНС России дадут разъяснения по данному вопросу.

1.3. Связь расходов с извлечением дохода

В п. 1 ст. 221 НК РФ закреплено требование о непосредственной связи расходов с извлечением дохода. Оспариваемыми подп. 1 — 3 п. 15 Порядка определены особенности учета расходов:

— стоимость приобретенных материальных ресурсов включается в расходы того налогового периода, в котором фактически были получены доходы от реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг (подп. 1);

— расходы по материальным ресурсам, не использованным полностью в отчетном налоговом периоде, учитываются при получении доходов в последующих периодах (подп. 2);

— если деятельность носит сезонный характер или затраты произведены в отчетном периоде, но связаны с получением доходов в следующих периодах, они учитываются как расходы будущих периодов и включаются в расходы того периода, в котором получены доходы (подп. 3).

То есть учет расходов возможен лишь в момент получения доходов. На это, в частности, указывали арбитражные суды. Так, например, ФАС Северо-Западного округа (Постановление от 25.02.2009 N А05-6719/2008) отмечал, что предприниматель не может учесть затраты, связанные с реализацией товара, в отрыве от полученного дохода. Аналогичная точка зрения содержится в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 31.07.2009 N А32-21778/2007-26/461. При этом ФАС Уральского округа не раз обращал внимание на следующее: из п. 15 Порядка следует, что в качестве условия для учета расходов предусмотрено получение дохода от предпринимательской деятельности, а не дохода от реализации конкретного товара (Постановления от 15.01.2009 N Ф09-10153/08-С2, от 10.03.2010 N Ф09-1379/10-С2).

Однако ВАС России указал на неправомерность такого подхода. По мнению суда, требование п. 1 ст. 221 НК РФ о непосредственной связи момента признания расходов с извлечением дохода не может рассматриваться как определяющее. Это требование отражает общий принцип относимости расходов и их связи с деятельностью индивидуального предпринимателя. Аналогичное условие (как для организаций, так и для предпринимателей) установлено в п. 1 ст. 252 НК РФ.

Кроме того, ВАС России указал, что реализованный в подп. 1 — 3 п. 15 Порядка принцип учета расходов в момент получения дохода от реализации товаров (работ, услуг), в связи с изготовлением (выполнения, оказания) которых эти расходы были понесены, характерен для метода начисления. А в п. 3 ст. 273 НК РФ установлено общее правило: период учета расходов определяется моментом фактической оплаты или прекращением обязательства по оплате иным способом.

Следовательно, дополнительные условия для признания расходов индивидуальными предпринимателями, установленные в подп. 1 — 3 п. 15 Порядка, не предусмотрены в п. 1 ст. 221 и ст. 273 НК РФ.

Применение документа (выводы):

ВАС России признал недействующими п. 13 и подп. 1 — 3 п. 15 Порядка (утв. Приказом Минфина РФ N 86н, МНС РФ N БГ-3-04/430 от 13.08.2002). Таким образом, индивидуальные предприниматели вправе:

— выбирать метод учета доходов и расходов. Используемый метод следует закрепить в учетной политике;

— при применении кассового метода учитывать расходы по правилам ст. 273 НК РФ. Согласно п. 3 этой нормы расходы учитываются после их фактической оплаты. Обращаем внимание на то, что согласно ст. 273 НК РФ особенностью признания материальных расходов является учет стоимост сырья и материалов по мере списания их в производство.

2. Как учесть расходы, возникшие более трех лет назад?

Название документа:

Письмо Минфина России от 05.10.2010 N 03-03-06/1/627

Комментарий:

С 1 января 2010 г. в Налоговом кодексе РФ появилось правило, согласно которому корректировать базу налогового (отчетного) периода, в котором выявлены ошибки или искажения, относящиеся к прошлым периодам, можно также в том случае, если допущенные ошибки (искажения) привели к переплате налога (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ). Минфин России в очередной раз ответил на вопрос: распространяется ли на новое правило ограничение в три года, предусмотренное ст. 78 НК РФ для подачи заявления о зачете или возврате?

Финансовое ведомство указало, что Налоговый кодекс РФ не ограничивает срок перерасчета налоговой базы в случае выявления ошибок (искажений), приведших к увеличению ее и суммы налога (п. 1 ст. 54 НК РФ). При этом Минфин России напомнил, что заявление о зачете или возврате переплаченной суммы налога можно подать в течение трех лет со дня ее возникновения (п. 7 ст. 78 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в Письмах от 04.08.2010 N 03-03-06/2/139, от 05.05.2010 N 03-02-07/1-216, N 03-07-06/86, N 03-07-06/85, N 03-07-06/84, от 08.04.2010 N 03-02-07/1-152, от 08.04.2010 N 03-02-07/1-153. Хотя однозначного вывода из разъяснений Минфина России сделать невозможно, в частных разъяснениях чиновники высказывали мнение о том, что абз. 3 п. 1 ст. 54 и п. 7 ст. 78 НК РФ нужно рассматривать в совокупности. А значит, включить в налоговую базу текущего периода расходы, ранее ошибочно не учтенные, можно, только если ошибка была допущена не более трех лет назад.

В то же время в абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ предусмотрено два случая перерасчета налоговой базы текущего периода:

— если период совершения ошибок (искажений) определить невозможно;

— если допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.

В обоих случаях речи об ограничении периода, к которому относится ошибка, нет. Трехлетний срок в п. 7 ст. 78 НК РФ установлен для подачи заявления о зачете или возврате налога. Для уменьшения налоговой базы текущего периода на ошибочно неучтенные расходы, которые привели к переплате, заявление о зачете и возврате налога подавать не нужно. При этом неважно, в каком году эти расходы были произведены. Однако следование предложенной точке зрения, вероятнее всего, вызовет нарекания со стороны налоговых органов. Как будет складываться судебная практика по данному вопросу, пока не вполне ясно.

Есть еще один момент, на который стоит обратить внимание: до 1 января 2009 г. ставка налога на прибыль составляла 24 процента, после этой даты — 20 процентов. Если в периоде, к которому относятся неучтенные расходы, ставка налога была выше, то налогоплательщику выгоднее подать уточненную декларацию и заявление о зачете (возврате) переплаты. При этом следует помнить, что такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня излишней уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ). Если ставка налога в текущем периоде и в периоде выявления ошибки одинакова, то проще скорректировать налоговую базу текущего периода.

Судебное решение недели

В требовании о предоставлении документов необязательно указывать их количество

(Постановление ФАС Уральского округа от 28.09.2010 N Ф09-7836/10-С3)

Организация пыталась оспорить привлечение ее к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ за нарушение срока представления документов по требованию инспекции. По мнению налогоплательщика, в данном случае инспекция не имела права привлекать его к ответственности, так как в тексте требования не было указано количество документов.

Суд первой инстанции также отметил, что требование налогового органа не содержит количества и реквизитов запрашиваемых документов. Таким образом, размер санкции определен инспекцией на основании количества документов, представленных с нарушением установленного срока. По мнению арбитражного суда, при таких обстоятельствах налоговый орган был не вправе применять ст. 126 НК РФ.

Однако суды апелляционной и кассационной инстанций признали действия инспекции правомерными по следующим основаниям. Требование о представлении документов содержало указание на их виды, а также конкретного поставщика и периоды, за которые они должны быть представлены. Часть документов налогоплательщик предоставил вовремя, остальные — с нарушением сроков. По последней категории инспекция определила количество документов, по которым привлекла компанию к ответственности по ст. 126 НК РФ. По мнению судов, отсутствиев требовании указаний на количество документов не нарушает прав налогоплательщика, поскольку в спорном требовании были конкретизированы виды запрашиваемых документов по одному юридическому лицу, что позволяло налогоплательщику самостоятельно определить необходимое количество. Поэтому привлечение к ответственности ФАС Уральского округа счел оправданным и правомерным.

Судебная практика по данному вопросу складывается более чем неоднозначно. В соответствии с некоторыми решениями в требовании должно быть точно указано, какие именно документы и в каком количестве запрошены. Если количество документов точно не определено, то привлечение к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ неправомерно. Иные суды считали такое требование правомерным, но привлекать по нему к ответственности не разрешали.

Также имеются судебные решения, согласно которым в отсутствие разногласий между налогоплательщиком и инспекцией о количестве непредставленных документов налогоплательщик может быть привлечен к ответственности по такому требованию.

В то же время есть постановления, согласно которым отсутствие в требовании точных реквизитов не освобождает от ответственности за непредставление документов.

В еще одном решении был сделан вывод о том, что отсутствие в требовании конкретного перечня документов может быть признано смягчающим обстоятельством.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26