Главная / Новости / Изменение законодательства для бухгалтера

Изменение законодательства для бухгалтера

Подписаться на новости

от 28.10.2010
В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.
Содержание обзора
Новости
1. Заполнение заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: новые разъяснения ФНС России
2. Уменьшить срок полезного использования основного средства на период его эксплуатации предыдущим собственником-физлицом нельзя
3. Утверждены новые формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов в зарубежном банке
4. Расчет стоимости имущества, используемого одновременно при ЕНВД и других режимах налогообложения
Комментарии
1. Новые тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС
2. Нужно ли в счет-фактуру вносить новый реквизит "наименование валюты"?
3. Разъяснения Минздравсоцразвития о взносах на отдельные выплаты работникам
4. Как рассчитать размер штрафа за несвоевременное представление формы 4-ФСС?
Судебное решение недели
ВАС РФ указал, что инспекция не обязана уведомлять налогоплательщика о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
Новости
1. Заполнение заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов: новые разъяснения ФНС России
<Письмо> ФНС России от 13.10.2010 N АС-37-2/13179@ "О порядке заполнения заявления о ввозе товаров и уплате косвенных налогов"
Одним из документов, подтверждающих нулевую ставку НДС и освобождение от уплаты акцизов при экспорте в страны Таможенного союза, является заявление о ввозе товаров и уплате косвенных налогов (подп. 3 п. 2 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе"). Этот документ оформляет белорусский или казахский импортер и после проставления на нем отметки местного налогового органа передает российскому экспортеру. Форма заявления и правила его заполнения установлены Протоколом от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов".
В рассматриваемом Письме ФНС России разъяснила, как необходимо заполнять заявление, если на единицу товара приходится два и более транспортных документа. Пункт 3 Правил заполнения заявления допускает указание в графе "Транспортный документ" неограниченного количества реквизитов товаросопроводительных документов для каждого товара, обозначенного в графе "Наименование товара". В то же время аналогичные сведения, которые налоговый орган получает в рамках информационного обмена в электронном виде от налоговых органов Беларуси и Казахстана, могут содержать информацию только об одном транспортном документе. Такой порядок прописан в Требованиях к составу и структуре информации в электронном виде об уплаченных суммах косвенных налогов в бюджеты государств — членов Таможенного союза (установлены также Протоколом от 11.12.2009 "Об обмене информацией в электронном виде между налоговыми органами государств — членов Таможенного союза об уплаченных суммах косвенных налогов"). Иными словами, представленные налогоплательщиком сведения могут не соответствовать информации, которую налоговый орган получает в электронном виде. В таком случае экспортер не сможет подтвердить нулевую ставку НДС и освобождение от акцизов (п. 6 ст. 1 Протокола от 11.12.2009 "О порядке взимания косвенных налогов и механизме контроля за их уплатой при экспорте и импорте товаров в таможенном союзе"). ФНС России указывает, что для решения этой проблемы необходимо внести изменения в вышеназванные Требования, которые позволят добавлять сведения обо всех транспортных документах.
Таким образом, чтобы избежать риска неподтверждения правомерности применения нулевой ставки НДС и освобождения от уплаты акцизов при экспорте в Белоруссию и Казахстан, необходимо обратиться к иностранным контрагентам с просьбой указывать в заявлении о ввозе товаров только один транспортный документ. В аналогичном заявлении в случае импорта товаров из Белоруссии или Казахстана российский налогоплательщик также должен указать только один товаросопроводительный документ, что позволит иностранным поставщикам избежать проблем с подтверждением освобождения.
2. Уменьшить срок полезного использования основного средства на период его эксплуатации предыдущим собственником-физлицом нельзя
Письмо Минфина России от 06.10.2010 N 03-03-06/2/172
Организация вправе, применяя линейный метод начисления амортизации, определять ее норму по бывшему в употреблении основному средству с учетом срока полезного использования, уменьшенного на срок эксплуатации данного имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ). Однако в случае, если такое имущество приобретается у физлица, которое не является предпринимателем, могут возникнуть сложности, связанные с определением срока полезного использования объекта.
Дело в том, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по группам в соответствии со сроками его полезного использования. В качестве такого периода признается время, в течение которого объект служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Организация может самостоятельно определить срок полезного использования на дату ввода основного средства в эксплуатацию в соответствии с Классификацией основных средств (утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1).
Для уменьшения срока полезного использования на время эксплуатации имущества предыдущим собственником (п. 7 ст. 258 НК РФ) необходимо соответствующее документальное подтверждение. Это отмечено в Письмах Минфина России от 23.09.2009 N 03-03-06/1/608 и от 04.05.2005 N 03-03-01-04/1/209. Если период эксплуатации предыдущим собственником не подтвержден, норма амортизации по имуществу определяется в общем порядке (Письмо Минфина России от 16.07.2009 N 03-03-06/2/141).
В рассматриваемом Письме финансовое ведомство разъяснило, что при приобретении объекта у физлица, не являющегося предпринимателем, применить п. 7 ст. 258 НК РФ нельзя. Связано это с тем, что предыдущий собственник (физлицо) основные средства не амортизировал. Соответственно, он не может предоставить сведения об определенном им сроке полезного использования объекта, поскольку не устанавливает его.
Следовательно, срок полезного использования основного средства, приобретенного у физлица, которое не признается предпринимателем, организация определяет самостоятельно на основании Классификации основных средств. Уменьшить этот период на время эксплуатации имущества предыдущим собственником нельзя.
3. Утверждены новые формы уведомлений об открытии (закрытии) счетов в зарубежном банке
Приказ ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ "Об утверждении форм уведомлений об открытии (закрытии), об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, и о наличии счета в банке за пределами территории Российской Федерации"
Российские организации, предприниматели и физлица обязаны сообщать в инспекцию сведения об открытии и закрытии счетов в зарубежном банке (ч. 2 ст. 12 и ч. 10 ст. 28 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле"). Приказом ФНСРоссии от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ признаются утратившими силу ранее установленные и утверждаются новые формы уведомлений:
— об открытии (закрытии) счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;
— об изменении реквизитов счета (вклада) в банке, расположенном за пределами территории РФ;
— о наличии счета в банке за пределами территории РФ, открытого в соответствии с разрешением, действие которого прекратилось.
Содержательно формы остались прежними, изменился их внешний вид. Кроме того, в них появилась графа для информации об уполномоченном представителе резидента РФ. Это означает, что указанные уведомления могут быть поданы не только самим резидентом, но и его представителем. В последнем случае к уведомлению прилагается копия документа, подтверждающего полномочия представителя.
На организацию, которая нарушила установленный порядок открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, может быть наложен штраф в размере от 50 000 до 100 000 руб., а на ее руководителя — от 5000 до 10 000 руб. (ч. 2 ст. 15.25 КоАП РФ). Обращаем внимание, что в ст. 15.25 КоАП РФ установлена ответственность только за непредставление уведомления об открытии счета в банке. Это, однако, не значит, что ответственности за непредставление уведомления о закрытии счета в зарубежном банке нет. В этом случае штраф будет наложен по ст. 19.7 КоАП РФ за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган сведений, представление которых предусмотрено законом (от 3000 до 5000 руб. для организации и от 300 до 500 руб. — для ее руководителя).
Следует отметить, что в ст. 118 НК РФ за нарушение срока предоставления сведений об открытии и закрытии счета в банке предусмотрен штраф в размере 5000 руб. Обязанность по сообщению в инспекцию таких сведений установлена подп. 1 п. 2 ст. 23 НК РФ. Для предоставления данной информации утверждена отдельная форма (Приказ ФНС России от 21.04.2009 N ММ-7-6/252@). Однако ст. 118 НК РФ не установлена ответственность за несвоевременное исполнение обязанности, предусмотренной ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ. Поэтому штраф по ст. 118 НК РФ при нарушении порядка открытия счетов (вкладов) в банках, расположенных за пределами территории РФ, не взимается.
Приказ ФНС России от 21.09.2010 N ММВ-7-6/457@ вступит в силу по истечении 10 дней после официального опубликования (на момент подготовки материала опубликован не был).
4. Расчет стоимости имущества, используемого одновременно при ЕНВД и других режимах налогообложения
Письмо Минфина России от 08.10.2010 N 03-05-05-01/43
Минфин России разъяснил, как в целях налога на имущество определить стоимость объектов, которые используются одновременно в деятельности, переведенной на ЕНВД, и в иных видах деятельности организации.
Согласно п. 4 ст. 326.26 НК РФ уплата ЕНВД освобождает организацию, в частности, от налога на имущество в отношении объектов, которые используются в деятельности, облагаемой единым налогом. Если налогоплательщик одновременно с деятельностью, подпадающей под ЕНВД, осуществляет иную деятельность, он обязан вести раздельный учет используемых в этих видах деятельности объектов (п. 7 ст. 346.26 НК РФ). В соответствии с п. 1 ст. 375 НК РФ база по налогу на имущество организаций определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. При этом имущество учитывается по его остаточной стоимости, сформированной в соответствии с бухгалтерским учетом.
Минфин России отмечает, что в Налоговом кодексе не установлен порядок определения налоговой базы в случае, если имущество используется одновременно в деятельности, переведенной на ЕНВД, и другой деятельности. По мнению финансового ведомства, в такой ситуации организация вправе самостоятельно определить порядок расчета стоимости объектов, облагаемых налогом на имущество. Этот порядок должен быть закреплен в учетной политике. Аналогичные выводы содержат, например, Письма Минфина России от 01.11.2006 N 03-11-04/3/482 и от 23.08.2006 N 03-11-02-185, а также Постановление ФАС Поволжского округа от 29.11.2007 N А65-6677/2007-СА1-56.
В рассматриваемом Письме ведомство также обращает внимание на то, что если стоимость имущества рассчитывается на основании показателя выручки от реализации продукции (работ, услуг), то налоговым периодом по ЕНВД признается квартал.
Комментарии
1. Новые тарифы страховых взносов в ПФР, ФСС, ФОМС
Название документа:
Федеральный закон от 16.10.2010 N 272-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и статью 33 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"
Комментарий:
Федеральным законом N 272-ФЗ, принятым 16 октября этогогода (далее Закон N 272-ФЗ), в частности, внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ).
Поправки затронули ч. 5 ст. 8 Закона N 212-ФЗ. Согласно указанной норме предельная величина, с которой уплачиваются взносы (415 000 руб.), должна ежегодно индексироваться. С 1 января 2011 г. размер проиндексированной величины будет округляться до тысяч, при этом сумма 500 руб. и более округляется до полной тысячи, а сумма менее 500 руб. отбрасывается.
Также изменилось распределение взносов между фондами. Согласно п. 3, 4 ч. 2 ст. 12 Закона N 212-ФЗ в 2011 г. в ФФОМС необходимо будет перечислять взносы, рассчитанные по страховому тарифу в 3,1 процента (в 2012 г. — 5,1 процента), в ТФОМС — по тарифу в 2 процента (в 2012 г. — 0 процентов).
Кроме того, установлены пониженные тарифы страховых взносов для отдельных категорий страхователей. Рассмотрим их.
1.1. Организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий
Законом N 272-ФЗ внесены изменения в ст. 57 и 58 Закона N 212-ФЗ. Теперь организации, деятельность которых связана с информационными технологиями, смогут уплачивать страховые взносы исходя из пониженного тарифа:
— с 2010 г. по 2017 г. включительно — 14 процентов;
— в 2018 г. — 21 процент;
— в 2019 г. — 28 процентов.
При этом в 2010 г. страховые взносы перечисляются только в ПФР, а в 2011 г. в следующем порядке: в ПФР — 8 процентов, в ФСС, ФФОМС и ТФОМС — по 2 процента.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ организациями, осуществляющими деятельность в области информационных технологий, признаются российские компании:
— разрабатывающие и реализующие программы для ЭВМ и базы данных (как на материальном носителе, так и в электронном виде по каналам связи);
— оказывающие услуги по адаптации и модификации программ для ЭВМ и баз данных (программных средств и информационных продуктов вычислительной техники);
— оказывающие услуги по установке, тестированию и сопровождению программ для ЭВМ и баз данных.
Отметим, что организации, имеющие статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны, к числу указанных выше компаний не относятся.
Чтобы воспользоваться пониженным тарифом, указанные организации должны соответствовать следующим требованиям (ч. 2.1 ст. 57 Закона N 212-ФЗ):
— наличие государственной аккредитации (порядок ее получения утвержден Постановлением Правительства РФ от 06.11.2007 N 758);
— доля дохода от деятельности в области информационных технологий по итогам 9 месяцев года, предшествующего году перехода на пониженный тариф, составляет не менее 90 процентов всех доходов. При этом доход определяется по данным налогового учета в соответствии со ст. 248 НК РФ. Контролировать выполнение этого условия территориальные органы ПФР и ФСС будут совместно с налоговыми инспекциями (ч. 5, 6 ст. 33 Закона N 212-ФЗ);
— среднесписочная численность работников за указанный выше период составляет не менее 50 человек.
Вновь созданные организации вправе применять пониженные тарифы, если они удовлетворяют тем же условиям. Для них, однако, установлен иной промежуток времени, за который определяется доход и среднесписочная численность работников, — отчетный или расчетный период (ч. 2.2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).
Если по итогам отчетного или расчетного периода организации (как вновь созданные, так и уже существующие) не соблюдают хотя бы одно из указанных условий, они утрачивают право на пониженный тариф с начала периода, в котором было выявлено такое несоответствие (ч. 2.4 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).
Следует отметить, что пониженные тарифы применяются ко всему расчетному периоду 2010 г., поскольку соответствующие изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2010 г. (п. 3 ст. 3 Закона N 272-ФЗ). Таким образом, организации, осуществляющие деятельность в сфере информационных технологий, при выполнении указанных выше условий в 2010 г. смогут пересчитать уплаченные взносы, представив расчет за последний отчетный период этого года.
1.2. Хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами
В соответствии с п. 3.1 ст. 5 Федерального закона от 23.08.1996 N 127-ФЗ и п. 8 ст. 28 Федерального закона от 22.08.1996 N 125-ФЗ бюджетные научные учреждения и вузы вправе создавать хозяйственные общества в целях практического применения и внедрения результатов интеллектуальной деятельности. К ним относятся программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау). Исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности должны принадлежать данным учреждениям и вузам. Такая возможность появилась в связи с принятием Федерального закона от 02.08.2009 N 217-ФЗ.
С 1 января 2011 г. хозяйственные общества, созданные бюджетными научными учреждениями и вузами после 13 августа 2009 г., получат возможность применять пониженный страховой тариф для начисления взносов в ПФР, ФСС и ФОМС (п. 4 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ). Он будет равен тарифу, установленному для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий: в 2011 г. — 14 процентов, из которых 8 идет в ПФР и по 2 — в ФСС, ФФОМС и ТФОМС.
Для того чтобы воспользоваться этим правом, необходимо одновременно удовлетворять следующим условиям:
— осуществлять научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы и внедрять результаты интеллектуальной деятельности в производство;
— применять УСН.
1.3. Резиденты технико-внедренческих особых экономических зон
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, которые имеют статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны и производят выплаты физическим лицам, работающим на территории таких зон, изменены тарифы страховых взносов, установленные на 2011 и последующие годы. Теперь они составят:
— с 2011 г. по 2017 г. включительно — 14 процентов;
— в 2018 г. — 21 процент;
— в 2019 г. — 28 процентов (п. 5 ч. 1 ст. 58, ч. 3 ст. 58 Закона N 212-ФЗ).
Отметим, что в 2011 г. взносы перечисляются в следующем порядке: в ПФР — 8 процентов, в ФСС, ФФОМС и ТФОМС — по 2 процента. Напомним, что особые экономические зоны технико-внедренческого типа созданы в Зеленограде, Дубне, Санкт-Петербурге и Томске (Постановления Правительства РФ от 21.12.2005 N 783, 781, 780, 779). В 2010 г. указанные страхователи перечисляли взносы в размере 14 процентов только в ПФР (п. 2 ч. 2 ст. 57 Закона N 212-ФЗ).
2. Нужно ли в счет-фактуру вносить новый реквизит "наименование валюты"?
Название документа:
Письмо Минфина России от 12.10.2010 N 03-07-09/46
Комментарий:
Со 2 сентября 2010 г. к числу обязательных реквизитов счета-фактуры относится "наименование валюты" (подп. 6.1 п. 5 и подп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ). Однако в форме счета-фактуры, которая прилагается к действующему Постановлению Правительства РФ от 02.12.2000 N 914 (далее — Постановление N 914), нет такого показателя. Это вызвало у налогоплательщиков вопрос о том, нужно ли вносить в счет-фактуру новый реквизит самостоятельно.
Минфин России в Письме от 12.10.2010 N 03-07-09/46 разъяснил, что указывать в счетах-фактурах наименование валюты не требуется. Дело в том, что дополнения были внесены не только в перечень обязательных реквизитов счета-фактуры (подп. 6.1 п. 5 и подп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ), но и в п. 8 ст. 169 НК РФ. Согласно новой редакции данной нормы форма счета-фактуры и порядок ее заполнения обязательны, и их должно установить Правительство РФ. Для п. 8 ст. 169 НК РФ предусмотрены переходные положения (п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ), которыми определено, что до утверждения Правительством РФ соответствующих документов счета-фактуры составляются с учетом прежних требований. Финансовое ведомство отметило, что в форме, приведенной в Приложении N 1 к Постановлению N 914, показателя "наименование валюты" нет, а значит, и указывать его не нужно. Следовательно, покупатель вправе принять к вычету "входной" НДС на основании счетов-фактур, в которых отсутствует новый реквизит.
Позиция Минфина России выгодна налогоплательщикам. Руководствуясь ей, продавцы могут использовать старую форму без изменений, а покупатели — не опасаться, что по такому документу инспекция откажет в вычете НДС.
В то же время предложенная ведомством трактовка не является единственно возможной. Иная точка зрения заключается в том, что п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ представляет собой переходное положение к новой редакции п. 8 ст. 169 НК РФ. Это положение разъясняет, как составлять счета-фактуры до утверждения Правительством РФ документов, перечисленных в п. 8 ст. 169 НК РФ. В п. 4 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ, действительно, указано, что до принятия подзаконных актов при составлении счетов-фактур необходимо учитывать требования, установленные до 2 сентября 2010 г. При этом в контексте указанной нормы под "требованиями" следует понимать те из них, которые утверждены Правительством РФ для реализации положений п. 8 ст. 169 НК РФ. В свою очередь в п. 5 и 5.1 ст. 169 НК РФ перечислены реквизиты, которые должны содержаться в счете-фактуре в обязательном порядке. Новый реквизит предусмотрен подп. 6.1 п. 5 и подп. 4.1 п. 5.1 ст. 169 НК РФ. Эти нормы уже вступили в силу и для их применения никаких дополнительных подзаконных актов не требуется. Поэтому после 2 сентября этого года целесообразнее все же указывать в счетах-фактурах наименование валюты, тем более что внесение дополнительных реквизитов не рассматривается как нарушение требований ст. 169 НК РФ (помимо комментируемого, Письма от 09.11.2009 N 03-07-09/57 и от 06.02.2009 N 03-07-09/04). Это подтверждают и арбитражные суды (Постановления ФАС Поволжского округа от 07.06.2008 N А55-14265/2007, ФАС Центрального округа от 10.12.2007 N А48-1165/07-18).
Кроме того, согласно п. 8 ст. 169 НК РФ (в редакции, действовавшей до 2 сентября текущего года) Правительство РФ было уполномочено устанавливать только порядок ведения журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур, книг покупок и книг продаж. Поэтому форма счета-фактуры (Приложение N 1 к Постановлению N 914) не являлась обязательной, и налогоплательщик мог разработать ее самостоятельно. Арбитражные суды подтверждали, что составление документа по форме, отличной от той, которая утверждена Постановлением N 914, не является нарушением (например, Постановление ФАС Уральского округа от 24.05.2005 N Ф09-2174/05-С2). В то же время в силу ст. 169 НК РФ внесение в счет-фактуру всех поименованных в этой норме реквизитов обязательно.
Таким образом, следуя разъяснениям Минфина России, налогоплательщики могут использовать форму счета-фактуры, утвержденную Постановлением N 914, не добавляя новый реквизит "наименование валюты". Следует отметить, что ФНС России не довела комментируемое письмо до нижестоящих органов и не дала собственных разъяснений по данному вопросу. Поэтому во избежание возможных претензий со стороны инспекций налогоплательщикам следует самостоятельно вносить реквизит "наименование валюты" в форму счета-фактуры и заполнять его, поскольку со 2 сентября 2010 г. это прямо предусмотрено ст. 169 НК РФ.
3. Разъяснения Минздравсоцразвития о взносах на отдельные выплаты работникам
Название документа:
Письмо Минздравсоцразвития России от 05.08.2010 N 2519-19,
Письмо Минздравсоцразвития России от 06.08.2010 N 2538-19
Комментарий:
Страховыми взносами облагаются выплаты и иные вознаграждения физическим лицам по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ и оказание услуг. Это указано в ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее — Закон N 212-ФЗ). Перечень не облагаемых взносами сумм установлен в ст. 9 Закона N 212-ФЗ и является закрытым. Минздравсоцразвития России в очередной раз дало разъяснения по вопросам отнесения конкретных выплат к объектам обложения страховыми взносами.
3.1. Командировочные расходы
Согласно ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ к не облагаемым страховыми взносами командировочным расходам относятся, в частности, фактически произведенные и документально подтвержденные целевые затраты на:
— проезд до места назначения и обратно,
— сборы за услуги аэропортов,
— комиссионные сборы,
— проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок,
— провоз багажа,
— расходы по найму жилого помещения.
Однако на практике во время командировок у работников возникают расходы, которые бухгалтерам сложно отнести к объектам обложения взносами.
Так, зачастую цена гостиничного номера за сутки включает завтрак, а стоимость проезда в поезде (самолете) — питание. Несмотря на это, плательщики взносов могут, руководствуясь ч. 2 ст. 9 Закона N 212-ФЗ, не начислять взносы на оплату гостиницы и проезда командированного работника. На основании указанной нормы, но, как подчеркнуло Минздравсоцразвития России, только в случае экономического обоснования и документального подтверждения, взносами не облагаются:
— оплата проезда на такси от аэропорта до гостиницы;
— оплата за размещение во втором отеле, если командированный работник в один день останавливается в разных городах.
А вот расходы на найм жилого помещения в командировке, не подтвержденные документально, а также на оплату услуг аэропорта по предоставлению VIP-зала, по мнению Минздравсоцразвития России, не относятся к необлагаемым взносами суммам.
3.2. Оплата обучения работников
В повышении профессиональных знаний сотрудников заинтересованы в том числе работодатели. Поэтому нередко они оплачивают обучение своих работников. Согласно ст. 196 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель. Условия и порядок обучения устанавливаются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором. Оплата обучения по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, в том числе профессиональной подготовки (переподготовки) работников, освобождается от обложения взносами (п. 12 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ). Минздравсоцразвития России отмечает, что если обучение инициирует работодатель с целью повышения эффективности труда работников, то суммы оплаты не облагаются взносами вне зависимости от формы обучения. Это объясняется тем, что в силу ст. 196 ТК РФ формы профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяет работодатель.
Отдельно Минздравсоцразвития России разъяснило вопрос об обложении страховыми взносами членских взносов, уплачиваемых организацией за бухгалтера в Институт профессиональных бухгалтеров (далее — ИПБ). В Письме от 05.08.2010 N 2519-19 Министерство указало, что членские взносы не являются оплатой обучения работников, а признаются выплатой в пользу работников в рамках трудовых отношений с работодателем (ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ). Следовательно, начислять на эти суммы страховые взносы нужно в общеустановленном порядке. В то же время оплата данных сумм организацией не является предметом трудового договора, заключенного с бухгалтером. Членские взносы не предназначены для оплаты каких-либо консультационных или информационных услуг, цель их внесения — финансирование деятельности ИПБ. Таким образом, указанные взносы не являются объектом обложения страховыми взносами в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ. Отметим, что данный подход был предложен в более ранних разъяснениях Минздравсоцразвития России (Письмо от 17.05.2010 N 1212-19).
3.3. Стоимость средств защиты и молока, выдаваемых сверх норм
Как уже было указано, компенсационные выплаты, связанные с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, не облагаются страховыми взносами в пределах норм, которые установлены в соответствии с законодательством РФ (подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ).
Согласно ст. 221 ТК РФ на работах с вредными (опасными) условиями труда, а также выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно предоставляются спецодежда, обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие или обезвреживающие средства. Выдача их производится в соответствии с установленными типовыми нормами. Так, Нормы бесплатной выдачи работникам смывающих и обезвреживающих средств, ее порядок и условия утверждены Постановлением Минтруда России от 04.07.2003 N 45.
В соответствии со ст. 222 Трудового кодекса РФ на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или равноценные ему пищевые продукты. Соответствующие нормы утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 16.02.2009 N 45н.
По мнению Минздравсоцразвития России, стоимость смывающих и обезвреживающих средств при выдаче работнику в пределах норм страховыми взносами не облагается. Стоимость молока и компенсационные выплаты в размере, эквивалентном стоимости молока и других равноценных пищевых продуктов, выданных в соответствии с нормами, также освобождаются от обложения взносами. Указанные выплаты подпадают под действие подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
Однако если работодатель осуществляет сверхнормативную выдачу смывающих (обезвреживающих) средств и молока, то их стоимость облагается взносами в общеустановленном порядке.
3.4. Оплата услуг фитнес-центров
Минздравсоцразвития России отмечает, что перечень не облагаемых взносами выплат является исчерпывающим (ст. 9 Закона N 212-ФЗ) и оплата организацией услуг фитнес-центров для работников в нем не поименована. Следовательно, указанные суммыоблагаются взносами на основании ст. 7 Закона N 212-ФЗ как выплаты в пользу работников в рамках трудовых правоотношений.
3.5. Компенсация за жилье при переезде
К выплатам, связанным с выполнением физлицом трудовых обязанностей, относятся в том числе компенсации в связи с переездом на работу в другую местность. На вопрос о том, начисляются ли взносы на компенсацию найма жилья работнику, переехавшему на работу в другой город, Минздравсоцразвития России отвечает отрицательно. Это объясняется тем, что подп. "и" п. 2 ч. 1 ст. 9 Закона N 212-ФЗ предусмотрено освобождение от обложения взносами расходов работника только по переезду.
4. Как рассчитать размер штрафа за несвоевременное представление формы 4-ФСС?
Название документа:
Письмо ФСС России от 15.07.2010 N 02-03-10/05-5910
Комментарий:
Плательщики страховых взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также взносов на травматизм обязаны представлять в территориальный орган ФСС России расчет по форме 4-ФСС (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 06.11.2009 N 871н). Эту обязанность необходимо выполнять не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом (п. 2 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подп. 17 п. 2 ст. 17, п. 1 ст. 24 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Ответственность за несвоевременное представление указанной отчетности установлена ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и абз. 6, 7 п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. При этом размер штрафа определяется одинаково — 5 процентов от подлежащих уплате на основании расчета страховых взносов за каждый месяц, но не более 30 процентов и не менее 100 руб. Если просрочка составит более 180 дней, штраф составит 30 процентов взносов плюс 10 процентов за каждый месяц опоздания, начиная со 181-го дня, но не менее 1 000 руб. Поскольку форма 4-ФСС содержит разделы по двум видам страхования (временная нетрудоспособность и материнство, а также производственный травматизм), штраф за просрочку представления этого документа рассчитывается отдельно по ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ и ст. 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Такие разъяснения ФСС России давал в Письме от 22.03.2010 N 02-03-10/08-2328.
На этот раз Фонд разъяснил, как рассчитать размер штрафа за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС. По мнению ведомства, санкция исчисляется на основании суммы взносов, которая подлежит уплате именно за тот квартал, по итогам которого представлена отчетность. Например, размер штрафа за несвоевременное представление годового расчета определяется исходя из суммы взносов, которая подлежит уплате за IV квартал. Объясняется это тем, что в расчете за отчетный период (первый квартал, полугодие и девять месяцев) и в отчетности за расчетный период (год) суммы взносов отражаются нарастающим итогом с выделением суммы, начисленной за отчетный квартал. Таким образом, ФСС России рассматривает несвоевременное представление расчета за каждый отчетный период как самостоятельное правонарушение. Той же логики придерживается и ПФР в отношении расчета по форме РСВ-1 ПФР (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. Распоряжением Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р).
ФСС России также разъясняет, на основании какой суммы взносов из указанных в отчетности необходимо рассчитывать размер штрафа.
Санкция за несвоевременное представление отчета о взносах на травматизм определяется как сумма начисленных взносов, уменьшенная на расходы по выплате работникам страхового обеспечения (пособия в связи с несчастными случаями на производстве, профзаболеваниями и т.д.). Обосновано это тем, что в соответствии с п. 5 Постановления Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 работодатели перечисляют в ФСС России разницу между начисленными взносами на травматизм и выплатами застрахованным работникам.
При расчете штрафа за несвоевременное представление отчетности в части взносов на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством его размер не уменьшается на затраты по выплате страхового обеспечения (пособия по временной нетрудоспособности, беременности и родам и т.д.). Данная точка зрения аргументирована ч. 2 ст. 4.6 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ. В указанной норме предусмотрено, что сумма взносов, подлежащих перечислению, уменьшается на расходы по выплате страхового обеспечения работникам. По мнению ведомства, такая формулировка означает, что размер штрафа необходимо рассчитывать исходя из суммы начисленных взносов без учета указанных расходов.
Однако эта позиция небесспорна. Как было указано выше, в соответствии со ст. 46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ размер штрафа за несвоевременное представление расчета определяется исходя из суммы страховых взносов, подлежащей уплате на основе этого же расчета. В отчетности указывается сумма начисленных страховых взносов и сумма расходов на выплату соответствующих пособий. При этом перечислению в ФСС подлежит разница между данными суммами, которая также указывается в расчете. Значит, размер штрафа правомерно исчислять исходя из этой суммы, поскольку именно она подлежит уплате на основании расчета.
Таким образом, если работодателю назначили штраф за несвоевременное представление расчета по форме 4-ФСС исходя из суммы начисленных взносов, у него есть основания для обращения в суд с заявлением о признании такого решения недействительным.
Судебное решение недели
ВАС РФ указал, что инспекция не обязана уведомлять налогоплательщика о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы
(Постановление Президиума ВАС РФ от 21.09.2010 N 4292/10)
Налогоплательщик подал апелляционную жалобу на решение инспекции о привлечении его к ответственности. Региональное УФНС рассмотрело жалобу без участия налогоплательщика и не известило его о месте и времени рассмотрения. В связи с этим налогоплательщик оспорил решение управления в арбитражном суде.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали организации в удовлетворении требований, однако ФАС Дальневосточного округа с ними не согласился по следующим основаниям. Суд указал, что управление должно было уведомить организацию о времени и месте рассмотрения ее жалобы, поскольку она имеет право на участие в рассмотрении материалов проверки (в том числе жалобы) на всех стадиях налогового контроля. Поскольку организация не была извещена о времени и месте рассмотрения жалобы, решение управления было признано недействительным.
Дело было передано на рассмотрение в Президиум ВАС РФ, который счел выводы суда кассационной инстанции ошибочными. В своем решении Президиум указал, что в гл. 20 НК РФ, которой регулируется порядок рассмотрения жалоб на акты налоговых органов, обязанность инспекции обеспечить присутствие налогоплательщика при рассмотрении жалобы не обозначена. Положения же ст. 101 НК РФ, на которую ссылался ФАС Дальневосточного округа, принимая решение в пользу организации, регулируют порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки. Данная норма не подлежит расширительному толкованию и не применяется к процедуре рассмотрения жалобы налогоплательщика вышестоящим налоговым органом. Таким образом, существенного нарушения управлением процедуры принятия решения Президиум ВАС не усмотрел, поэтому оснований для признания этого решения недействительным не зафиксировал.
Суды и ранее подтверждали, что уведомление о сроках и времени рассмотрения апелляционной жалобы является правом, а не обязанностью налогового органа (см., например, Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.09.2009 N А19-969/09). Однако на практике встречались и противоположные решения (Постановление ФАС Дальневосточного округа от 16.11.2009 N Ф03-6158/2009).
Как прямо предусмотрено в самом Постановлении Президиума ВАС РФ, подход, изложенный в нем, является общеобязательным для арбитражных судов и подлежит применению при рассмотрении аналогичных дел.
Ист: ЗАО "Консультант Плюс"

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26