Главная / Новости / Имеет ли банк право на одностороннее изменение тарифов и что делать, если это произошло?

Имеет ли банк право на одностороннее изменение тарифов и что делать, если это произошло?

Подписаться на новости

Случалось ли вам начать работать с банком на одних условиях, а потом вдруг обнаружить, что банк в одностороннем порядке все поменял и условия уже другие?

Например, обещали бесплатное обслуживание по карте, а потом оно «вдруг» становилось платным.

Или обещали кэшбэк 5%, которые потом скатились до 1%.

Или ставка по кредиту изначально была 12%, а потом поднялась до 17%.

Если в этом случае высказать недовольство банку, то он, непременно, сошлётся на строчку в договоре, где будет сказано, что банк вправе на основании пункта 1 статьи 450 ГК РФ менять условия договора в одностороннем порядке.

Если у вас есть любой договор с любым банком, вы можете ради интереса его открыть и почитать. Уверен, что найдёте такой пункт.

Вот как, к примеру, это прописывает банк ВТБ: «В соответствии с п. 1 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации Банк имеет право вносить изменения (в том числе устанавливать новые редакции) в Правила, включая Приложение к Правилам, и Тарифы Банка».

А в статье 450 ГК РФ действительно сказано, что «изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором».

Получается клиент сам дурак, раз подписал такой договор?

Нет. Это просто банки обнаглели от безнаказанности.

По таким делам Верховный суд занял четкую позицию и указал на недопустимость одностороннего изменения кредитной организацией условий договора, даже когда гражданин согласился на это, поставив свою подпись в документе (дело № 33-КГ20-6-КЗ).

Дело в том, что в договоре действительно можно предусмотреть возможность его изменения, но только в том случае, если это договор между двумя предпринимателями (п. 2 ст. 310 ГК РФ).

Если, хотя бы одна из сторон договора это простой гражданин, то право изменять договор может быть предоставлено только гражданину (абзац 2 и 3 пункта 10 Постановления Пленума от 22 ноября 2016 г. № 54)

Из этого следует, что если клиент банка является физическим лицом и не использует счет для ведения предпринимательской деятельности, закон прямо запрещает банку (стороне, ведущей предпринимательскую деятельность) менять какие-либо условия в одностороннем порядке.

Если же проанализировать взаимосвязь статей 450 и 310 ГК РФ, то можно прийти лишь к одному выводу. Статья 450 говорит, что «изменение договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором», а статья 350 как раз и предусматривает такую невозможность для банков по отношению к своим клиентам.

Если копать ещё глубже, то можно обратиться к Постановлению Конституционного Суда РФ от 23 февраля 1999 г. № 4-П, в котором было отмечено, что гражданин является экономически слабой стороной и нуждается в особой защите своих прав, что влечет за собой необходимость ограничить свободу договора для другой стороны (в нашем случае – для банков).

– Знает ли банк о том, что он не имеет права прописывать такие условия в договоре?

– Безусловно, знает.

– Почему же он так делает?

– Потому что уверен, что в суд пойдут единицы, а остальные будут молчать.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26