Главная / Практика / ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ. Порядок смены юридического адреса, после регистрации предприятия.

ХАРАКТЕРИСТИКИ ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВЫХ ФОРМ. Порядок смены юридического адреса, после регистрации предприятия.

1. ОБЩЕСТВО С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ
Общество с ограниченной ответственностью (далее ООО) является самостоятельным хозяйствующим субъектом, учрежденным в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об обществах с ограниченной ответственностью», иными нормативно-правовыми актами, для осуществления хозяйственной деятельности с целью извлечения прибыли.
ООО приобретает права юридического лица с момента государственной регистрации ООО и создается без ограничения срока, действует на принципах полного хозяйственного расчета и самофинансирования, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в учреждениях банков Российской Федерации и иностранных банков в рублях и иностранной валюте, фирменное наименование, регистрируемое в установленном законом порядке, круглую печать со своим наименованием, угловой штамп, фирменные бланки и другие реквизиты. ООО может иметь товарный знак, регистрируемый в установленном законом порядке.
ООО имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.
В процессе осуществления коммерческой деятельности ООО имеет право:
совершать в Российской Федерации и за рубежом сделки и иные юридические акты с юридическими и физическими лицами, в том числе купли-продажи, мены, подряда, займа, перевозки, страхования, поручения, комиссии, хранения, совместной деятельности и др.;
выступать третьим лицом при заключении торговых и прочих сделок;
открывать представительства, филиалы, отделения, дочерние фирмы, быть учредителем других хозяйственных товариществ и обществ;
приобретать предприятия, становиться правопреемником ликвидируемых и реорганизуемых организаций и предприятий;
входить в ассоциации, союзы, выходить из них;
приобретать, отчуждать, брать и сдавать в наем движимое и недвижимое имущество в Российской Федерации и за рубежом;
приобретать, арендовать и сдавать в аренду и субаренду земельные участки в соответствии с действующим законодательством;
проводить в установленном порядке операции на валютных, товарных и фондовых биржах;
самостоятельно осуществлять экспортно-импортные операции в соответствии с действующим законодательством;
вправе иметь собственные основные и оборотные средства, образовывать фонды, состоящие из валютной и рублевой частей. Самостоятельно распоряжаться имеющимися рублевыми и валютными средствами на закупку материалов, оборудования, технологий, патентов, программ и т.п., а также на командирование специалистов, участие в зарубежных научных, коммерческих и рекламных мероприятиях и т.п.;
привлекать к своей работе российских и иностранных специалистов на договорных началах, в том числе формируя временные творческие (трудовые) коллективы;
самостоятельно определять направления своей деятельности, организацию, объемы и структуру производства, порядок и условия реализации продукции, работ и услуг, общую численность сотрудников, порядок формирования и использования денежных и имущественных фондов и резервов, формы и размеры оплаты труда членов коллектива Общества, в том числе и работающих в нем на основе трудовых договоров и соглашений;
в случаях, предусмотренных законодательством, самостоятельно устанавливать расценки в рублях и иностранной валюте за производимую продукцию, оказываемые услуги, и выполняемые работы с учетом необходимости самофинансирования, валютной самоокупаемости и складывающейся конъюнктуры рынка на работы и услуги;
осуществлять расчеты наличными деньгами за товары, работы и услуги;
вправе пользоваться кредитами банка, в рублях и иностранной валюте, коммерческим кредитом;
осуществлять лизинговые операции.
ООО отвечает по своим обязательствам своим имуществом. ООО не отвечает по обязательствам государства, а государство не отвечает по обязательствам Общества. ООО не отвечает по обязательствам своих Участников, а Участники не отвечают по обязательствам ООО и несут риск убытков, связанных с деятельностью Общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Участники, внесшие вклады в уставный капитал не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников ООО.
В случае несостоятельности (банкротства) Общества по вине его участников или по вине других лиц, которые имеют право давать обязательные для ООО указания либо иным образом имеют возможность определять его действия, на указанные участников или других лиц в случае недостаточности имущества ООО может быть возложена субсидиарная ответственность по его обязательствам. ООО может создавать филиалы и открывать представительства по решению общего собрания участников ООО, принятому большинством не менее двух третей голосов от общего числа голосов участников ООО. Филиал и представительство ООО не являются юридическими лицами и действуют на основании утвержденных Обществом положений. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их ООО. Участниками ООО могут быть граждане и юридические лица. Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками ООО, если иное не установлено федеральным законом. ООО не может иметь в качестве единственного участника другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников ООО не должно быть более пятидесяти.
2. ЗАКРЫТОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО
Акционерным обществом признается общество, уставной капитал которого распределен на определенное число акций. Акционерное общество создается в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, Федеральным Законом “Об акционерных обществах” № 208-ФЗ от 26.12.95г. и действует в соответствии с Уставом.
Закрытым акционерным обществом (далее ЗАО)– общество, акции которого могут распределяться только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. Закрытое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
В ЗАО ведется реестр акционеров. Реестр содержит следующие данные:
количество и категории акций, дата приобретения акции, наименование (имя) и местонахождение (местожительство) акционера, номинальная стоимость и цена приобретения акции. ЗАО может поручить регистрацию акционеров банкам или другим специализированным организациям.
ЗАО не несет ответственности за последствия несвоевременного сообщения акционером о переменах места своего нахождения (жительства). При реорганизации ЗАО или смерти гражданина (акционера) их правопреемники (наследники) становятся владельцами акций.
ЗАО является юридическим лицом с момента его регистрации, обладает обособленным имуществом, имеет самостоятельный баланс, расчетные и другие счета в кредитных учреждениях, в том числе в иностранной валюте, от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, является истцом и ответчиком в суде. Правовое положение ЗАО определяется действующим законодательством.
ЗАО имеет фирменное наименование, круглую печать со своим полным фирменным наименованием на русском языке. ЗАО может иметь штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак, другие средства визуальной идентификации, регистрируемые в порядке, установленном законодательством РФ.
ЗАО является собственником принадлежащего ему имущества. ЗАО осуществляет владение, пользование и распоряжение находящимся в его собственности имуществом в соответствии с целями своей деятельности и назначением имущества.
ЗАО отвечает по своим обязательствам всем своим имуществом. ЗАО не отвечает по обязательствам государства и своих акционеров. Государство не отвечает по обязательствам общества. Акционеры не отвечают по обязательствам ЗАО и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций.
ЗАО может быть участником других объединений, в том числе с участием иностранных физических и юридических лиц. ЗАО может иметь дочерние и зависимые общества с правами юридического лица на территории Российской Федерации, созданные в соответствии с Федеральным законом “Об акционерных обществах“ и иными федеральными законами, а за пределами территории Российской Федерации в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения дочернего или зависимого обществ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Общество признается дочерним, если другое (Основное) хозяйственное общество в силу преобладающего участия в его уставном капитале, либо в соответствии с заключенным между ними договором, либо иным образом имеет возможность определять решения, принимаемые таким обществом.
Дочернее общество не отвечает по долгам основного общества.
Основное Общество, которое имеет право давать дочернему Обществу обязательные для последнего указания, отвечает солидарно с дочерним обществом по сделкам, заключенным последним во исполнение таких указаний. Основное общество считается имеющим право давать дочернему обществу обязательные для последнего указания только в случае, когда это право предусмотрено в договоре с дочерним обществом или уставе дочернего общества.
В случае несостоятельности (банкротства) дочернего общества по вине основного общества, последнее несет субсидиарную ответственность по его долгам. Несостоятельность (банкротство) дочернего общества считается происшедшим по вине основного общества только в случае, когда основное общество использовало указанные право и возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого наступит несостоятельность (банкротство) дочернего общества.
Акционеры дочернего общества вправе требовать возмещения основным обществом убытков, причиненных по его вине дочернему обществу. Убытки считаются причиненными по вине основного общества только в случае, когда основное общество использовало имеющееся у него право и возможность в целях совершения дочерним обществом действия, заведомо зная, что вследствие этого дочернее общество понесет убытки.
ЗАО признается зависимым, если другое общество имеет более 20 процентов голосующих акций первого общества.
ЗАО, которое приобрело более 20 процентов голосующих акций общества, обязано незамедлительно опубликовать сведения об этом в порядке, определяемом Федеральной комиссией по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ и Федеральным антимонопольным органом. ЗАО может создавать филиалы и открывать представительства на территории РФ с соблюдением требований Федерального закона и иных Федеральных законов.
Создание обществом филиалов и открытие представительств за пределами территории РФ осуществляются также в соответствии с законодательством иностранного государства по месту нахождения филиалов и представительств, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Филиалом общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества и осуществляющее все его функции, в том числе функции представительства, или их часть.
Представительством общества является его обособленное подразделение, расположенное вне места нахождения общества, представляющее интересы общества и осуществляющее их защиту.
Филиал и представительство не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденного обществом положения. Филиал и представительство наделяются создавшим их обществом имуществом, которое учитывается как на их отдельных балансах, так и на балансе общества.
Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются обществом и действуют на основании доверенности, выданной обществом.
Филиал и представительство осуществляют деятельность от имени создавшего их общества. Ответственность за деятельность филиала и представительства несет создавшее их общество.
—————————————————————————————
Банкиры введут фэйс-контроль для владельцев счетов
Не исключено, что скоро банки смогут без объяснения причин отказать фирме или индивидуальному предпринимателю в открытии счета, а также расторгнуть уже существующий договор при малейшем подозрении на недобропорядочность. Как сообщила, выступая на недавней международной «антиотмывочной» конференции директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка Елена Ищенко, подготовка соответствующего проекта в настоящее время почти завершена и скоро он может быть внесен в Госдуму. Впрочем, обсуждение документа в парламенте обещает быть крайне острым, поскольку далеко не все депутаты находят это предложение перспективным. Так, зампред банковского комитета Павел Медведев и вовсе считает ее антиконституционной. «Ведь если банк, не объясняя причин, отказывает мне в открытии счета, то он автоматически становится для меня судьей, а это уже противоречит конституции. Плюс ко всему я не могу требовать судебной защиты по поводу неоткрытия счета, потому что мне просто не на что жаловаться. Ведь в банке меня формально не обидели, не сказали, что я плохой. В общем, очень надеюсь, что в Госдуме этот документ не пройдет», – отметил Медведев в беседе с корреспондентом «ФАФИ».
————————————————————————————
Ликвидация ООО
Ликвидация ООО влечет его прекращение без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам. Ликвидация общества представляет собой сложную процедуру, протекающую в определенном порядке.
Принятие решение о ликвидации ООО. Формирование ликвидационной комиссии.
Общество может быть ликвидировано по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (п. 2 ст. 61 ГК РФ).
Вопросы ликвидации ООО, назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов в соответствии с п. 2 ст. 33 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" относятся к исключительной компетенции общего собрания участников общества.
Решение о ликвидации ООО должно быть принято единогласно всеми участниками общества. Решения о назначении ликвидационной комиссии и утверждении ликвидационных балансов принимаются простым большинством голосов. Эти требования закреплены в п. 8 ст. 37 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Общее решение участников, принявшее решение о ликвидации юридического лица, обязано незамедлительно письменно сообщить об этом в уполномоченный государственный орган для внесения в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ГК РФ). Ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" установлено, что регистрирующий орган должен быть уведомлен в течение трех дней с момента принятия решения о ликвидации. Форма этого уведомления установлена в Приложении N 8 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Общее собрание участников также назначает ликвидационную комиссию и устанавливает порядок и сроки ликвидации (п. 2 ст. 62 ГК РФ). О формировании ликвидационной комиссии также надо уведомлять регистрирующий орган. Форма уведомления установлена Приложением N 9 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Оба уведомления должны быть подписаны учредителем (участником), уполномоченным на это общим собранием участников Общества.
Выявление кредиторов и дебиторов
К ликвидационной комиссии с момента ее назначения переходят полномочия по управлению делами юридического лица, в том числе право представления интересов общества в суде (п. 3 ст. 62 ГК РФ).
Ликвидационная комиссия принимает в соответствии со ст. 63 ГК РФ меры для выявления кредиторов и дебиторов юридического лица.
Ликвидационная комиссия помещает в журнале "Вестник государственной регистрации" публикацию о ликвидации общества и о порядке и сроке заявления кредиторами общества своих требований к нему. Срок для предъявления требований кредиторов не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
Ликвидационная комиссия принимает и иные меры для выявления кредиторов общества. Выявленных кредиторов письменно уведомляют о ликвидации юридического лица.
Составление промежуточного баланса
После окончания срока для предъявления кредиторами своих требований ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого ООО, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием участников общества. Решение принимается, как уже указывалось, простым большинством голосов.
О составлении промежуточного ликвидационная комиссия уведомляется регистрирующий орган (п. 3 ст. 20 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей"). Уведомление производится по форме, установленной Приложением N 10 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439.
Это уведомление подписывается учредителем (участником), уполномоченным на это общим собранием участников. К уведомлению прикладывается промежуточный ликвидационный баланс (раздел Х приказа Федеральной налоговой службы от 1 ноября 2004 г. N САЭ-3-09/16@).
Уведомление пенсионного фонда РФ
В течение одного месяца с момента утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее представления документов о ликвидации на регистрацию в регистрирующий орган, ООО представляет в органы Пенсионного фонда РФ по месту своей регистрации сведения о каждом работающем у него застрахованном лице в соответствии с п.п. 2-3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Расчеты с кредиторами. Составление ликвидационного баланса
Со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить расчеты с кредиторами в порядке, указанном в п. 4 ст. 63, ст. 64 ГК РФ.
Если имеющиеся у ликвидируемого ООО денежные средства недостаточны для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов.
В первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое ООО несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда.
Для капитализации платежей ликвидационная комиссия уведомляет о ликвидации отделение ФСС РФ по месту регистрации общества в качестве страхователя в 10-дневный срок с момента назначения ликвидационной комиссии (пп. 13 п. 2 ст. 17 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", п. 2 Порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (утв. постановлением Правительства РФ от 17 ноября 2000 г. N 863)).
На основании представленной ФСС РФ информации общество производит расчет капитализированных платежей в соответствии с Порядком внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц — страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Размер капитализированных платежей согласовывается ликвидационной комиссией со страховщиком в 2-недельный срок до даты закрытия реестра требований кредиторов к ликвидируемому обществу.
Внесение капитализированных платежей осуществляется ликвидационной комиссией по месту регистрации ООО путем их перечисления на счет страховщика.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам.
По истечении месяца со дня утверждения промежуточного баланса производятся расчеты с третьей и четвертой очередью кредиторов. Это соответственно расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды и расчеты с другими кредиторами.
Требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди (п. 3 ст. 64 ГК РФ).
При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению. Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными в соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет согласно п. 5 ст. 63 ГК РФ ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Расчеты с учредителями
Если после завершения расчетов с кредиторами у общества остается имущество, то оно распределяется между учредителями (участниками) ООО.
Правила распределения такого имущества установлены в ст. 58 Федерального закона "Об обществах с ограниченной ответственностью". Вопрос о том, в какой момент общество должно распределить оставшееся имущество между участниками, законом не урегулирован. По-нашему, мнению это следует делать одновременно с утверждением ликвидационного баланса.
В первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли. Во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.
Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.
Государственная регистрация в связи с ликвидацией предприятия
Для государственной регистрации в связи с ликвидацией предприятия в регистрирующий орган в соответствии с п. 1 ст. 21 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации. Заявление составляется по форме, утвержденной Приложение N 5 к постановлению Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 439. Заявление подписывается в соответствии с п. 1 ст. 9 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" руководителем ликвидационной комиссии. Его подпись удостоверяется нотариально;
б) ликвидационный баланс;
в) документ об уплате государственной пошлины. Размер государственной пошлины за регистрацию ликвидации юридического лица составляет 400 рублей (пп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).
г) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с пп. 1-8 п. 2 ст. 6 и п. 2 ст. 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Документы на государственную регистрацию подаются по общему правилу в налоговый орган по месту нахождения юридического лица. Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. (ст. 8 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Ликвидация предприятия считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ (п. 8 ст. 63 ГК РФ).
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ в государственные внебюджетные фонды для снятия с регистрационного учета юридических лиц (п. 3.1. ст. 11 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").
Автор — эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ.
Автор: Ольга Ефимова
————————————————————————————-
Порядок смены юридического адреса, после регистрации компании.
Е. Амаргорова, обозреватель «Федерального агентства финансовой информации»
Каждый, кто хотя бы раз пережил «радость» переезда, наверняка согласится с тем, что сравнить его можно лишь с пожаром, а то и с двумя. Смена местонахождения юрлицом нисколько не выбивается из данного правила. Помимо хозяйственных проблем необходимо внести изменения в учредительные документы, а в некоторых случаях придется сменить и налоговую прописку, т. е. инспекцию. Как «без ожогов» победить эту «огненную стихию» и большую часть бумажной волокиты повесить на инспекторов?
Пошаговая стратегия
Вряд ли для кого-то станет новостью, что смена налоговой грозит лишь тем организациям, которые переезжают на территории, подведомственные другим инспекциям. При этом положениями главного налогового закона предполагается, что снятие с учета юрлица осуществляется именно той инспекцией, в которой оно состояло на учете до переезда. При этом в качестве основания для снятия фирмы с учета являются сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (п. 4 ст. 84 НК), в котором фиксируются внесенные в учредительные документы «адресные» изменения. Что касается постановки на учет в новой инспекции, то эта процедура производится на основании документов, полученных от налогового органа по прежнему местонахождению фирмы (п. 4 ст. 84 НК).
Изменения в учредительных документах (которые, как уже говорилось выше, являются основанием для смены контролирующего органа) вносятся регистрирующими органами (ст. 2 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). В данном случае регистраторами являются все те же старые налоговые (п. 1 ст. 1 постановления правительства от 30 сентября 2004 г. № 506 и п. 3 ст. 84 НК).
Проще говоря, схему смены налоговой инспекции можно описать следующим образом. Переезжающее юрлицо уведомляет об изменении своего адреса старую налоговую, которая, в свою очередь, вносит изменения в его учредительные документы, а затем уведомляет новую инспекцию о снятии с учета подведомственной фирмы и послуживших этому причинах. Кстати говоря, подобным образом и реализуется так называемый «принцип одного окна».
Порядок внесения изменений в учредительные документы организации также регулируется законодательно. Документы, которые следует представить меняющим свой адрес фирмам в прежний налоговый орган (с учета которого организация еще не снята), поименованы с статье 17 Закона № 219-ФЗ. Среди таковых:
– заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма № Р13001, утвержденная постановлением правительства от 19 июня 2002 г. № 439);
– решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица;
– изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, в том числе копии документов, содержащих информацию о смене местонахождения (например, договоры аренды или субаренды);
– документ об уплате государственной пошлины.
Помимо вышеперечисленных бумаг, эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» подчеркнули необходимость представить также и копии учредительных документов фирмы (устав и учредительный договор), свидетельства о государственной регистрации и постановке на налоговый учет, извещений о постановке на учет во внебюджетные фонды, в которых прошла регистрацию компания.
После внесения изменений о смене месторасположения организации в ее учредительные документы фирма снимается с учета в старой и встает на учет в новой инспекции. При этом она должна получить от налоговиков соответствующие уведомления о снятии с учета и постановке на учет, формы которых утверждены приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-09/826@. Причем на реализацию таких действий котроллерам отводится пять дней с даты получения ими от организации всех необходимых документов (п. 2 ст. 84 НК и п. 1 ст. 8 Закона № 129-ФЗ). Кстати говоря, в результате перемещения фирмы ее ИНН должен остаться прежним, поскольку данный индивидуальный номер является неизменным на протяжении всего действия юридического лица (чего не скажешь о коде причины постановки на налоговый учет (КПП), который изменится).
Однако на практике далеко не всегда «прежняя» инспекция, снимающая с учета компанию, самостоятельно уведомляет коллег, к которым прикрепляется юрлицо по новому местонахождению, подавая при этом все необходимые сведения о переезжающей компании. Посему меняющей свой адрес организации забыть о старой налоговой попросту не получается. Кроме того, она вынуждена самостоятельно сняться с учета во внебюджетных фондах (в некоторых из них принят лишь уведомительный характер) и осуществить постановку на учет в тех фондах, которые относятся к новой налоговой инспекции.
Но и на этом неприятные сюрпризы для фирмы, задумавшей переезд, вряд ли закончатся. Дело в том, что старые инспекции вправе проводить сверку по платежам в бюджет с целью выявления задолженности по уплате налогов и назначить налоговую проверку. Сомневаться в том, что контролеры упустят подобную возможность, не приходится. Мало того, проведения сверки платежей могут потребовать и внебюджетные фонды. Радует лишь то, что последние, как правило, «сверяются» весьма оперативно.
С кого спрос?
Подобное затягивание процесса перевода из одной инспекции в другую, который вместо оговоренных законодательством пяти дней может перерасти в полугодовою эпопею, иначе как «палкой в колеса организаций» и не назовешь. Так или иначе, фирма вынуждена решать текущие проблемы, среди которых наиболее актуальным становится решение двух вопросов. Во-первых – в какую из налоговых сдавать декларации? А во-вторых – какая именно инспекция обязана предоставлять налоговые вычеты? При этом отсутствие ответов в законодательстве только усугубляет ситуацию.
На практике, дабы избежать споров с ревизорами, бухгалтеры отчитываются одновременно перед «старыми» и «новыми» налоговыми. Куда труднее ситуация складывается с тем чтобы получить право на налоговые вычеты. В принципе подобная задача должна решаться той инспекцией, в которой была зарегистрирована компания в период возникновения такого права. Хотя однозначной позиции по данной проблеме не существует даже в судебной практике.
Например, судьи ФАС Уральского округа считают, что если фирма, состоявшая ранее на учете в инспекции, успела подать в этот период как декларации, так и заявление о возврате налога, то смена адреса и налоговой инспекции не освобождает «бывших» контролеров от обязанности возмещать налог. Такую точку зрения арбитры зафиксировали в постановлении от 16 августа 2007 г. № А60-2496/07. А вот их коллеги из ФАС Поволжского округа имеют иной взгляд на ситуацию. Так, заверив в постановлении от 17 июля 2006 г. № А72-5960/03-Б432, что переход налогоплательщика из одной инспекции в другую не имеет правового значения для возмещения налога, судьи посчитали, что подобная обязанность ложится на налоговый орган по месту учета налогоплательщика на момент возврата налога.
По сути, налоговые органы России представляют собой единую централизованную систему контроля за соблюдением налогового законодательства (п. 1 ст. 30 НК и ст. 1-2 Закона от 21 марта 1991 г. № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации»). Посему, если фирма имеет право на возмещение налога из бюджета, тот факт, какая именно налоговая (старая или новая) одобрит подобное право, значения не имеет. Именно об этом напомнили служители Фемиды при вынесении вердиктов в постановлениях ФАС Северо-Западного округа от 10 августа 2007 г. № А56-20760/2006, ФАС Северо-Западного округа от 10 сентября 2007 г. № А56-40634/2006.
—————————————————————————————
Протокол собрания ООО, после регистрации ООО.
тема: Регистрация компаний
Правильное ведение протокола общего собрания ООО
Автор: Козлов Дмитрий
Российская правовая газета "эж-ЮРИСТ"
В соответствии со ст. 53 ГК РФ юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы. Все органы управления юридического лица в зависимости от их состава делятся на единоличные и коллегиальные. Решения, принимаемые единоличным исполнительным органом юридического лица, оформляются в виде приказов. В свою очередь, решения, принимаемые коллегиальными органами юридического лица на своих собраниях, оформляются в виде протоколов.
Под протоколом следует понимать документ, фиксирующий ход обсуждения вопросов и принятия решений на собраниях. В отличие от акционерного законодательства РФ, детально регулирующего требования к содержанию и правилам оформления протоколов общего собрания акционеров общества, законодательство об обществах с ограниченной ответственностью практически не освещает данный вопрос. В связи с этим в настоящей статье автор попытался дать рекомендации по порядку оформления протоколов общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью.
Протокол на усмотрение
Федеральный закон от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» не предъявляет никаких требований к форме протокола, составляемого при проведении общего собрания участников общества. Единственным положением Закона, связанным с порядком ведения протокола, является указание на то, что его ведение организует исполнительный орган общества (п. 6 ст.37). Однако что понимается под словом «организует», остается лишь догадываться (Добровольский В. И. Судебная защита прав акционера (участника) — вопросы правоприменения // Вестник ВАС РФ, 2005 г., № 4).
Таким образом, Закон об ООО предоставляет решение вопросов по содержанию и правилам оформления протокола на усмотрение участников общества. В качестве ориентира можно рекомендовать составлять протокол по аналогии с протоколом общего собрания акционеров с учетом особенностей ООО. Статья 63 Федерального закона от 26.12.95 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» достаточно подробно регламентирует порядок составления и содержание протокола общего собрания акционеров. При этом необходимо иметь в виду, что раздел 5 Постановления ФКЦБ РФ от 31.05.2002 № 17/пс «Об утверждении положения о дополнительных требованиях к порядку подготовки, созыва и проведения общего собрания акционеров» содержит дополнительные требования к содержанию данного протокола.
Обязательное содержание
В соответствии с данными требованиями и учитывая специфику ООО, представляется, что протокол общего собрания участников общества должен содержать следующую информацию:
полное фирменное наименование и местонахождение общества;
вид общего собрания (очередное или внеочередное);
форма проведения общего собрания (собрание или заочное голосование);
дата проведения общего собрания;
место проведения общего собрания, проведенного в форме собрания (адрес, по которому проводилось собрание);
повестка дня общего собрания;
время начала и время окончания регистрации лиц, имевших право на участие в общем собрании, проведенном в форме собрания;
время открытия и время закрытия общего собрания, проведенного в форме собрания;
почтовый адрес (адреса), по которому направлялись заполненные бюллетени для голосования при проведении общего собрания в форме заочного голосования;
общее количество голосов, принадлежащих участникам общества;
число голосов, которыми обладали лица, принявшие участие в общем собрании, по каждому вопросу повестки дня общего собрания с указанием, имелся ли кворум по каждому вопросу;
число голосов, отданных за каждый из вариантов голосования («за», «против», «воздержался») по каждому вопросу повестки дня общего собрания, по которому имелся кворум;
формулировки решений, принятых общим собранием по каждому вопросу повестки дня общего собрания;
основные положения выступлений и имена выступавших лиц по каждому вопросу повестки дня общего собрания, проведенного в форме собрания;
председательствующий на общем собрании и секретарь общего собрания;
дата составления протокола общего собрания;
подписи председательствующего на общем собрании и секретаря общего собрания.
Что касается п. 11 и 12, необходимо четко понимать некоторые специфические черты, присущие такой организационно-правовой форме, как ООО:
при подсчете голосов учитываются голоса всех участников общества, а не только тех, которые присутствовали на общем собрании при принятии соответствующего решения (данное положение закреплено п. 8 ст. 37 Закона об ООО и разъяснено судебно-арбитражной практикой (п. 23 Постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.99 № 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью»);
подсчитывая голоса, отданные за тот или иной вариант голосования по вопросам повестки, нужно иметь в виду, что уставом общества может быть установлен иной, непропорциональный долям участников в уставном капитале общества порядок определения числа голосов участников общества (ч. 1 ст. 32 Закона об ООО).
Спорное отсутствие
Наибольшее количество споров на практике возникает относительно п. 15 и 17 протокола. Кто должен подписывать протокол общего собрания участников общества? Исходя из того, что Закон не содержит указаний относительно порядка подписания протокола, представляется логичным применять по аналогии положения акционерного законодательства. Между тем в соответствии со ст.63 Закона об АО протокол общего собрания подписывается председательствующим на общем собрании и секретарем общего собрания. Судебная практика придерживается аналогичной позиции.
Например, ФАС УО, рассматривая кассационную жалобу на решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции по иску о признании недействительным решений внеочередного общего собрания участников, установил, что в качестве протокола собрания, имеющего правовое значение, должен рассматриваться протокол, подписанный председателем собрания и по аналогии закона (п. 1 ст.6 ГК РФ, п. 1 ст. 63 Закона об АО) — секретарем собрания (Постановление от 16.12.2003 № 09-3635/03-ГК).
Требование по избранию председательствующего на общем собрании содержится в Законе об ООО (п. 5 ст. 37). При этом в соответствии с этим же пунктом Закона об ООО голосование по вопросу избрания председательствующего на общем собрании проводится по принципу один участник – один голос, если уставом общества не предусмотрено иное. Законом существенно сужен круг лиц, из которых может избираться председательствующий: такими лицами являются только участники общества или их представители (п. 5 ст. 37 Закона об ООО).
В Законах об ООО и АО отсутствуют положения, содержащие нормы, которые регулируют порядок деятельности секретаря общего собрания. Чтобы определить его основные обязанности, снова обратимся к НПА, направленным на регулирование деятельности акционерных обществ. К примеру, глава 5 Кодекса корпоративного поведения (утвержден распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 04.04.2002 № 421/р «О рекомендациях к применению Кодекса корпоративного поведения») перечисляет основные функции секретаря общества.
Проанализировав данные функции и применив их к законодательству об ООО, можно сделать вывод, что основной обязанностью секретаря общества является обеспечение подготовки и проведения общего собрания участников общества в соответствии с требованиями законодательства, устава и иных внутренних документов общества на основании решения о проведении общего собрания участников общества.
Таким образом, секретарем общего собрания участников должно быть назначено лицо, которое сможет справиться с возложенными на него обязанностями. Исходя из того, что организация ведения протокола отнесена к обязанности исполнительного органа общества (п. 6 ст. 37 Закона об ООО), очевидно, что именно данный орган должен назначать секретаря, открывая собрание. В то же время это вряд ли практически осуществимо, если, например, внеочередное собрание участников общества созывается и проводится при бездействии этого органа. В таком случае организация ведения протокола собрания должна быть возложена на председательствующего, который и назначит секретаря.
Конечно, обществами должен соблюдаться установленный законодательством РФ порядок оформления протоколов общего собрания участников общества, но его несоблюдение не является основанием для признания такого протокола недействительным. Это связано с тем, что Законом предусмотрена только возможность обжалования решений органов управления обществом. Согласно п. 1 ст. 43 Закона об ООО решение общего собрания участников общества, принятое с нарушением требований Закона, иных правовых актов РФ, устава общества и нарушающее права и законные интересы участника общества, может быть признано судом недействительным по заявлению участника общества, не принимавшего участия в голосовании или голосовавшего против оспариваемого решения.
Пример: ФАС ВВО, рассматривая кассационную жалобу на решение суда апелляционной инстанции по иску о признании недействительным протокола общего собрания участников общества, установил следующее: данная норма права (ст. 43 Закона об ООО) предусматривает возможность обжалования решений, принятых на общем собрании участников общества, а не протокола, в котором закреплены данные решения. Апелляционная инстанция правомерно прекратила производство по делу, поскольку протокол общего собрания участников общества не может в самостоятельном порядке обжаловаться в арбитражном суде и являться предметом спора (Постановление ФАС ВВО от 29.06.2006 № А79-9579/2005).
Подробное регулирование вопроса о порядке и сроках составления протокола общего собрания участников общества в Законе об ООО отсутствует. При этом в п. 1 ст. 37 этого Закона закреплено, что общее собрание участников общества проводится в порядке, установленном Законом, уставом общества и внутренними документами. Поэтому в качестве внутреннего корпоративного документа обществам рекомендуется разработать и в установленном порядке утвердить (принять) положение (Положение об общем собрании участников общества), детально регламентирующее порядок проведения общего собрания участников общества и документального оформления принятых на нем решений.
Данный документ позволит ввести в обществе единый стандарт оформления протокола общего собрания участников, что, в свою очередь, облегчит процесс составления данного документа. При его разработке необходимо учесть, что п. 1 ст. 6 ГК РФ позволяет применять к ООО правила, регулирующие сходные отношения в акционерном законодательстве (аналогия закона).
Автор — юрист коммерческого банка, г. Москва
————————————————————————————

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26