Главная / Новости / Готовимся к изменениям упрощенного судопроизводства в арбитраже

Готовимся к изменениям упрощенного судопроизводства в арбитраже

Подписаться на новости

Пленум ВАС РФ Постановлением от 24 марта 2011 г. № 29 постановил внести в Госдуму проект федерального закона «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием упрощенного производства», направленный на совершенствование института упрощенного производства путем расширения круга дел, рассматриваемых в названном порядке, а также изменения процедуры рассмотрения таких дел в целях ее ускорения, повышения ее доступности и востребованности у лиц, обращающихся в арбитражные суды.
Предполагается, что в порядке упрощенного производства будут подлежать рассмотрению, в частности, дела, цена иска по которым не превышает установленных законом пределов, и дела, требования по которым, вне зависимости от их размера, подтверждаются представленными истцом документами, но не оспариваются ответчиком.
Законопроектом не допускается рассмотрение в порядке упрощенного производства дел по корпоративным спорам и дел о защите прав и законных интересов группы лиц.
Предусматривается механизм перехода от упрощенного к обычному производству в случае возникновения осложняющих рассмотрение дела факторов (например, удовлетворение ходатайства третьего лица о вступлении в дело, принятие встречного иска, который не может быть рассмотрен в порядке упрощенного производства, вывод суда о том, что заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам и т.д.).
Рассмотрение дел в порядке упрощенного производства будет осуществляться без вызова сторон и с активным использованием информационных технологий, а решение будет приниматься судом на основе доказательств, представленных сторонами в установленный судом срок.
Законопроектом предусматривается установление по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, срока представления доказательств в арбитражный суд, а также срока для представления в суд документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений, обоснование позиции стороны.
Причем в целях воспрепятствования злоупотреблению правами и реализации принципа равенства сторон такие документы не должны содержать ссылок на доказательства, которые не были раскрыты в установленный судом срок.
При этом все документы вне зависимости от того, поданы ли они в электронном виде или на бумажном носителе, будут размещаться в сети Интернет на сайте арбитражного суда с возможностью доступа к ним исключительно сторон, что позволит существенно сократить период времени, необходимый для ознакомления с такими документами, а следовательно, и срок рассмотрения дела.
В случае подачи документов в суд на бумажном носителе такие документы должны быть переведены в электронный вид.
Предполагается взимание госпошлины за осуществление судом перевода документов в электронный вид в размере 10 рублей за одну страницу документа, но не менее 100 рублей.
Дополнительные доказательства по данной категории дел арбитражным судом апелляционной инстанции приниматься не будут, а такие дела предлагается рассматривать в апелляционной инстанции судьей единолично.
При этом предполагается, что решения по делам, рассмотренным в порядке упрощенного производства, будут подлежать немедленному исполнению, а срок на апелляционное обжалование таких решений будет сокращен до 10 дней.
Также предлагается закрепить возможность кассационного обжалования дел, рассмотренных в порядке упрощенного производства, только по безусловным основаниям. При этом для таких дел сохраняется в полном объеме действующая процедура пересмотра судебных актов в порядке надзора.
————————————————

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
Постановление
от 24 марта 2011 г. № 27
О некоторых вопросах обеспечения независимого осуществления правосудия арбитражными судами

В целях обеспечения условий для полного и независимого осуществления правосудия и недопущения конфликта интересов при осуществлении государственного контроля за соблюдением арбитражными судами законов Российской Федерации Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации»

постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.

1. В соответствии с законами Российской Федерации, в том числе Бюджетным кодексом Российской Федерации, Налоговым кодексом Российской Федерации, федеральными законами «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», «О персональных данных», органы, осуществляющие публичные полномочия (далее — органы), вправе проводить контрольные мероприятия, в сферу реализации которых могут попасть и арбитражные суды Российской Федерации.

Одновременно указанные органы на основании тех же законов и положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представляют в арбитражных судах Российскую Федерацию и иные публично-правовые образования по делам, отнесенным к компетенции соответствующего органа, а также на общих основаниях выступают сторонами в арбитражном процессе.

Совмещение органами контрольных полномочий в отношении арбитражных судов и полномочий представителя лица (публично-правового образования), участвующего в судопроизводстве в арбитражном суде, либо прав и обязанностей стороны в арбитражном процессе создает условия для возникновения конфликта интересов и постороннего вмешательства в деятельность судебной власти, снижает уровень гарантий независимости судей при осуществлении правосудия, провоцирует сомнения у других лиц, участвующих в делах, в объективности и беспристрастности судебного разбирательства и принимаемых по его итогам судебных актов.

2. С учетом изложенных обстоятельств при разрешении данной коллизии необходимо руководствоваться положениями статей 10 и 120 Конституции Российской Федерации, статьи 6 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» о разделении властей, самостоятельности органов исполнительной и судебной власти, независимости судей при осуществлении правосудия.

Руководствуясь указанными конституционными принципами, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как высший судебный орган по разрешению экономических споров и иных дел, отнесенных к компетенции арбитражных судов, и главный распорядитель бюджетных средств в условиях отсутствия соответствующего специального органа, не совмещающего функции государственного контроля и представителя публично-правовых образований в арбитражных судах, самостоятельно организует работу арбитражных судов, обеспечивает соблюдение ими в процессе своего функционирования законов Российской Федерации, а также на основании статей 158 и 269 Бюджетного кодекса Российской Федерации осуществляет финансовый контроль за использованием арбитражными судами бюджетных средств в части обеспечения их целевого использования и представления отчетности.

Выполняя указанные функции, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в целях обеспечения полноты и эффективности контроля вправе предложить соответствующему органу, осуществляющему публичные полномочия в определенной сфере, принять участие в осуществлении контрольных мероприятий и в этих целях направить в адрес данного органа перечень арбитражных судов, в отношении которых планирует проведение контрольных мероприятий в предстоящем году. Контрольные мероприятия осуществляются этими органами только в отношении арбитражных судов, включенных в указанный перечень, а также только в сроки и в объемах, определяемых по согласованию с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

В тех случаях, когда закон допускает осуществление конкретных контрольных мероприятий вне места нахождения проверяемого лица на основе представляемых им в предусмотренном законом порядке деклараций и иных документов, такие мероприятия проводятся соответствующим органом на общих основаниях.

3. Судам следует принимать во внимание, что при осуществлении контрольных мероприятий должностные лица органов не вправе создавать препятствия проведению судебных слушаний, требовать от судей арбитражного суда выполнения каких-либо действий или предоставления документов либо иным образом вмешиваться в деятельность арбитражных судов по осуществлению правосудия.

В случае нарушения органами указанных требований Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает решение о прекращении проведения контрольных мероприятий, уведомив об этом орган и соответствующий арбитражный суд.

4. Согласно статьям 2 и 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью и определяют смысл, содержание и применение законов.

В связи с этим, а также с учетом положений статьи 41 Конституции Российской Федерации является допустимым инициирование органами проведения в арбитражных судах контрольных мероприятий по проверке соблюдения установленных законом требований в целях исключения угрозы жизни и здоровью работников судов и иных граждан (например, проверка соблюдения в судах требований пожарной безопасности, санитарных норм и правил и т.п.).

При этом органы обязаны уведомлять арбитражный суд, в отношении которого предполагается проведение контрольных мероприятий, а также Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о предполагаемых мероприятиях, согласовывая с проверяемым арбитражным судом время проведения данных мероприятий.

В случае возникновения в здании арбитражного суда ситуаций, требующих принятия незамедлительных мер (в частности, проведения оперативных мероприятий в связи с угрозой террористического акта), достаточно уведомления руководства проверяемого арбитражного суда и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о проводимых мероприятиях с указанием причин их неотложности.

5. Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12.10.2006 № 52 «Об осуществлении финансового контроля за использованием средств федерального бюджета, выделяемых арбитражным судам Российской Федерации» признать утратившим силу.

Председатель Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А. Иванов
Секретарь Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
Т.В. Завьялова

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26