Главная / Защита прав детей / Геннадий ОНИЩЕНКО: Сохранение и улучшение здоровья детей – важнейшая государственная задача

Геннадий ОНИЩЕНКО: Сохранение и улучшение здоровья детей – важнейшая государственная задача

Статистика последних лет свидетельствует, что здоровье российских детей и подростков ухудшается. Об основных причинах столь тревожной ситуации и о путях выхода из нее руководитель Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главный государственный санитарный врач России, академик РАМН, доктор медицинских наук, профессор Геннадий Онищенко рассказал корреспонденту «Интерфакса» Нине КОВАЛЕНКО

– Геннадий Григорьевич, одна из острейших проблем современной России – демографическая. На государственном уровне определены национальные приоритеты – увеличение рождаемости, поддержка молодой семьи. Между тем здоровье детей и подростков ни у правительства, ни у СМИ что-то ни в какие приоритеты не попадает. Так может, здесь у нас все в порядке, а статистика попросту врет?

– Тут ведь можно опираться просто на общую статистику, а можно на данные различных медицинских, эпидемиологических исследований и т.д., чтобы решить, врет тут кто или нет.

Так вот, по данным официальной статистики, общая заболеваемость детей в возрасте до 14 лет возросла за последние пять лет на 16 проц., подростков – на 18 процентов. Данные медицинских обследований показывают, что у российских детей и подростков растет число болезней крови и кроветворных органов, анемии, болезней органов дыхания, мочеполовой системы, нервной системы. Сохраняются высокие уровни алиментарно-зависимых (то есть зависимых от питания) заболеваний – это гастриты, болезни желчного пузыря, сахарный диабет.

– У маленьких детей – уже диабет?

– Ну а как вам такой показатель: каждый третий из детей, родившихся уже в XXI веке или в самый его канун, которым сейчас по 6–7 лет, по показателям своего психического развития не готов к систематическому обучению.

Вот еще один показатель из разряда «пугающих»: ухудшение физического развития, нарастание процессов децелерации. Это официальное название. А если перевести на разговорный язык, это означает, что сегодня детей с низкой массой веса (страдающих «дефицитом веса») регистрируется в три раза больше, чем 10 лет назад.

Сниженные антропометрические характеристики имеют сегодня около 10 проц. детей в России. В 1997 году эта цифра равнялась примерно 3. Это значит, что децелерация – быстро развивающаяся болезнь XXI века. И это, как вы понимаете, уже прямая угроза национальной безопасности нашей страны…

В связи со всем этим хочу подчеркнуть: в сложившихся условиях сохранение и улучшение здоровья детей является важнейшей государственной задачей.

И вы были не совсем правы, когда сказали, что «здоровье детей и подростков не является у нас государственным приоритетом – в отличие от широко развернувшейся кампании за рост рождаемости». Нет, как раз нормативная база в области охраны детского здоровья получила значительное развитие в последние годы. Только нашей службой за три года принято почти 20 санитарных норм и правил и постановлений Главного государственного санитарного врача РФ.

Вся беда в том, что все эти прекрасные пожелания, правила и инструкции не выполняются, а то и просто саботируются руководителями местных администраций.

– В чем это заключается?

– Для наглядности приведу некоторые данные за 2005/06 учебный год. Понимаю, для такого оперативно работающего информагентства, как «Интерфакс», 2005 год кажется древней историей. Но для нас это последние, новейшие данные – мы не можем оперировать данными за еще не закончившийся 2006/07 учебный год.

Так вот, несмотря на абсолютно доказанный учеными разных специальностей – от педиатра до психотерапевта – вред, наносимый ребенку двух- и тем более трехсменными занятиями, в подавляющем числе регионов многие школы или даже большинство школ работают именно в две смены, а то и в три.

Вот Республика Тува. 64 проц. школьников (37 проц. школ) занимаются здесь в две смены. Причем это относится и к младшим классам. Это в горной Туве-то с ее суровыми зимами, коротким днем. Представьте себе маленького человечка, который тащится с рюкзаком за спиной глубокой, по понятиям тех краев, ночью по потрескивающим от мороза сугробам.

Или в центре сибирской цивилизации – городе Омске? В Омске, кстати, так же, как в южной Астрахани и западном Брянске, большинство школ работает в две смены. И не из вредности идут школьные и губернские начальники на это. Просто не хватает школьных мест. А не хватает потому, что часть школ выходит из строя за недостатком денег на ремонт, другие школы закрываются за недостатком учеников.

Бич мелких поселений: школы закрывают по всем поселениям и везут детей в районную или городскую школу. Последние от этого разбухают, классы перегружаются, учителя, естественно, не имеют возможности уделить внимание каждому ученику. От этого – падение успеваемости, стрессы и соответственно болезни. Все предельно просто.

А если прибавить к этому, что подавляющее большинство школьных классов обставлено мебелью, не отвечающей возрасту и росту учеников? И если 10-летний мальчишка сидит по 8–10 часов в день с недостающими до пола, затекающими ногами или, напротив, – еле втискивается между столешницей и спинкой на те же 8–10 каждодневных часов, как отразится это на опорно-двигательном аппарате ребенка, на его позвоночнике?

Плюс перегруженные учебные программы, никак не соответствующие действующим в России гигиеническим требованиям и санитарно-эпидемиологическим нормам. Если все это охватить в комплексе, то и получается весьма печальный, но вполне обоснованный вывод: повышенные учебные нагрузки уже в детском возрасте в условиях нынешних российских школ формируют патологию сердечно-сосудистой системы, опорно-двигательного аппарата, приводят к изменениям функций нервной системы, снижению зрения, изменениям в области желудочно-кишечного тракта.

– То есть не светлые чистые школы с бассейнами и компьютерными классами, а какие-то ящики Пандоры с затаившимися чудовищами, готовыми броситься на бедных детей?

– Да есть, есть – и светлые школы с бассейнами, и компьютеры. Но, во-первых, далеко не во всех из 60 с лишним тысяч общеобразовательных учреждений, за которыми осуществляется санитарно-эпидемиологический надзор. И, во-вторых, никакие бассейны и уж тем более компьютеры не добавят маленькому человеку здоровья, если в 10–12 лет его нагружают пятью-шестью уроками с перерывами в 5 минут вместо 10–15 (а в 15 лет ежедневное количество уроков доводят уже до 8–10, с теми же пятиминутными перерывами на отдых), и все это поддержано в качестве «горючего» батончиком-сникерсом и бутылочкой пепси-колы из школьного буфета.

– Значит, главные ваши стрелы в который уже раз направлены в сторону школьного питания?

– Вы хорошо сказали: «в который уже раз». Да, к глубокому сожалению, ситуация со школьным питанием по-прежнему оставляет желать лучшего. А ведь некачественное, несбалансированное, лишенное необходимых витаминов питание наносит огромный вред растущему организму, с последствиями этого питания человеку потом придется бороться всю жизнь. При этом ребенок оказывается как бы вопреки своей воле в заложниках у столь неблагоприятной для него ситуации.

Находясь в школе по 8–10 часов, он не имеет другой возможности поесть, кроме как в школьном буфете или столовой. Но там сегодня питаются около 50 проц. учащихся 1–4-х классов, 40 проц. – учащихся 5–9-х классов и 30 проц. – старшеклассников.

– А что вы скажете о содержании питания, его составляющих, качестве?

– Это и есть ключевые моменты. И поскольку они ключевые, то Роспотребнадзор осуществил ряд организационных и практических мероприятий, направленных на устранение негативных факторов в деятельности по формированию рациона питания и его организации.

В частности, среди выпущенных документов есть постановление, которое предусматривает оснащение за счет региональных бюджетов пищеблоков образовательных учреждений современным технологическим и холодильным оборудованием, оптимизацию рациона питания учащихся, и т.д.

– А в регионах какие-то инициативы в этом направлении выдвигают?

– В принципе в субъектах РФ утверждены 82 региональные программы, предусматривающие организацию производства продуктов питания массового потребления, обогащенных йодом, железом и другими микронутриентами.

Например, в Хабаровском крае в соответствии с постановлением губернатора пищеблоки всех детских и подростковых учреждений обеспечены йодированной солью, в питании используется хлеб, обогащенный йодказеином.

В Тамбовской области вопросы профилактики гиповитаминозов включены в областную целевую программу «Здоровый ребенок». Благодаря реализации пилотного проекта «Школьное молоко» все первоклассники городов Удмуртской Республики получали в течение 2005/06 учебного года порционное витаминизированное молоко, действуют свои программы и в Челябинской области.

Но, к сожалению, отрицательных примеров куда больше, чем положительных. Помимо неудовлетворительного материально-технического состояния многих пищеблоков, отсутствия во многих из них холодильного оборудования, несоблюдения санитарно-противоэпидемического режима, помимо того, что персонал пищеблоков часто не проходит гигиенической аттестации (а кое-где медицинские осмотры персонала и вовсе отсутствуют), еще следует иметь в виду и недостаточную профессиональную подготовку многих работников (ну не пойдет повар высшей квалификации на мизерную оплату в школьный пищеблок).

Все это мы неоднократно обсуждали, в том числе и на селекторных совещаниях, и практически всегда проблемным вопросом в организации питания учащихся называлось недостаточное финансирование – из всех бюджетов различных уровней.

И вот еще немного статистики. Охват школьников горячим питанием в 2005/06 учебном году хотя и несколько возрос по сравнению с предыдущим годом – с 62,9 до 68,5 проц., но по-прежнему остается низким. В Кабардино-Балкарской Республике, Ставропольском крае, Ивановской, Курской, Омской, Тверской, Курганской, Камчатской, Ростовской, Рязанской и Читинской областях эти показатели значительно ниже, чем в целом по стране.

Образовательные учреждения по-прежнему крайне недостаточно обеспечиваются продуктами питания, обогащенными микронутриентами. Во многих субъектах РФ учащиеся старших классов не получают горячего питания вообще, оно заменяется буфетной продукцией, что является нарушением санитарно-гигиенических норм и правил.

Зачастую меню составляется с учетом стоимости продуктов питания, а не физиологической потребности детей в биологически ценных веществах. В рационах не выполняют нормы питания по основным продуктам (молоку, маслу сливочному, овощам, фруктам), занижают порции готовых блюд, восполняют калорийность за счет углеводсодержащих продуктов. Вот эти последние данные меня просто убивают!

За этим, скорее всего, стоят явления, которые находятся в компетенции правоохранительных органов. Особенно отличаются этим Чувашская Республика, Хабаровский край, Камчатская, Курганская, Брянская и Магаданская области.

Между тем сегодня средняя стоимость обедов в сельских районах не превышает 10–15 рублей, в городах – 20–25 рублей (Владимирская, Воронежская, Кировская, Курганская, Курская, Нижегородская и др. области).

Я уж не говорю о том, как умудряются сельские, да и городские умельцы от плиты приготовить хоть какой-то «обед» на нынешние 10–20 рублей! Но суть-то в том, что многие (если не большинство) школьники обеды эти покупают за свои (то есть родительские) деньги. А много ли семей среднего достатка могут позволить себе выделить на обед сыну или дочери каждый день 25 рублей (да плюс столько же, если не больше, на транспорт)?

Дело в том, что из федерального бюджета выделяется финансирование на питание только детям, проживающим в зоне радиоактивного загрязнения в результате аварии на Чернобыльской АЭС. То есть в Брянской, Белгородской, Воронежской, Калужской, Курской и Рязанской областях.

Оплачивает федеральный бюджет также питание детей, проживающих в некоторых дотационных территориях. Из бюджетов муниципальных образований получают на питание детей школьного возраста из группы так называемых социально незащищенных (сироты, из многодетных семей, неполных с низким уровнем доходов, малообеспеченные). Дотации на питание из бюджетов муниципальных образований получают все дети из данной группы. Однако выплаты составляют (не падайте в обморок) от 1,5 до 85 рублей – в зависимости от возможностей бюджета муниципального образования.

Вот поэтому сегодня, когда идет формирование бюджета будущего года и готовится финансовая трехлетка и во исполнение данного в декабре 2005 года Президентом РФ поручения Министерству образования о разработке комплекса мер, направленных на организацию питания детей в школах, считаю необходимым разработать национальный проект, направленный на улучшение организации питания в общеобразовательных учреждениях.

В этом проекте необходимо обратить особое внимание на создание экономических механизмов по обеспечению финансирования школьного питания, отвечающего физиологическим потребностям детей и гигиеническим нормам, на совершенствование материально-технической базы школьных пищеблоков, а также на участие бизнеса в решении этой проблемы.

«Интерфакс»

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26