Главная / Новости / Где дешевле РКО: о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов.

Где дешевле РКО: о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов.

Подписаться на новости

Если все ещё ищете банк по принципу где дешевле РКО и не поняли серьёзности и масштаба деятельности, которую развернул на предпринимательских просторах ЦБ, то читайте:

«Спящие» транзитные операции, или методические рекомендации ЦБ № 10-МР от 13.04.2016 о повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов.

Чтение методических рекомендации ЦБ — увлекательное, скажу я вам, занятие. Здесь и примеры толстовской манеры изложения текста, и неповторимый сухой стиль материала, и повод снова и снова представить человека, который писал эти рекомендации , и надежда на то, что наши пути с этим персонажем не пересекутся.

Итак, о чем же это письмо ЦБ и как оно касается нас, владельцев и руководителей бизнеса?

В начале этого труда чиновники констатируют тот факт, что в ходе своей надзорной деятельности выявляют кредитные организации, которые обслуживают клиентов-юридических лиц, по счетам которых продолжительное время (в среднем 3 месяца) не проводятся операции по зачислению денежных средств, либо проводятся, но в незначительных объемах. А по истечении этого времени компании начинают активно использовать счета для совершения , по мнению тех же чиновников ЦБ, сомнительных операций, имеющих запутанный и/или необычный характер, не имеющих (как они это определяют?) очевидного (кто определяет степень очевидности?) экономического смысла и/или законной цели, которые могут (предположение) совершаться целью вывода капитала из страны , перевода в наличную форму с уходом от налогообложения, а также для финансовой поддержки коррупции и других незаконных действий.

Далее чиновники объединяют операции, которые осуществляются до начала активного использования счета, в следующие группы признаков:

а) списание денежных средств с банковского счета не превышает трех миллионов рублей в месяц (в том числе в счет уплаты коммунальных услуг, аренды недвижимого имущества, а также иных платежей, связанных с деятельностью клиента);

б) операции по банковскому счету носят нерегулярный характер;

в) уплата налогов или других обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации с банковского счета не осуществляется или осуществляется в размерах, не превышающих 0,5 % от дебетового оборота по такому счету, при этом размер сумм налога на доходы физических лиц (далее – НДФЛ), уплачиваемых с заработной платы работников клиента, может свидетельствовать о занижении реальных сумм заработной платы (налогооблагаемой базы).

Далее чиновники указывают на признаки, которыми обладают юридические лица, имеющие подобного рода «спящие» счета:

а) размер уставного капитала равен или незначительно превышает минимальный размер уставного капитала, установленный законом для создания юридического лица соответствующей организационно-правовой формы;

б) учредитель (участник) клиента, его руководитель и (или) лицо, осуществляющее ведение бухгалтерского учета клиента, совпадают в одном лице;

в) в качестве адреса постоянно действующего исполнительного органа клиента (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа клиента – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени клиента без доверенности) указан адрес, в отношении которого имеется информация Федеральной налоговой службы о расположении по такому адресу также иных юридических лиц;

г) постоянно действующий исполнительный орган клиента отсутствует по адресу, сведения о котором содержатся в едином государственном реестре юридических лиц.

Далее автор рекомендации предполагает, что начало активного использования клиентами указанных банковских счетов может совпадать со сменой участников клиента и (или) изменением его фирменного наименования и (или) адреса и (или) места нахождения, «может объясняться» закрытием банковских счетов клиентов в иных кредитных организациях в рамках реализации программы управления риском легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, в том числе по причине использования этих банковских счетов в целях проведения по ним транзитных операций (признаки транзитных операций изложены в письме Банка России от 31.12.2014 № 236-Т «О повышении внимания кредитных организаций к отдельным операциям клиентов»).

А далее ЦБ рекомендует своим подопечным банкам включать в договоры, предусматривающие обслуживание клиента с использованием системы дистанционного доступа к счету (клиент-банка), право банка по приостановлению услуг в части использования этой системы, а также их возобновлению с учетом условий, предусмотренных указанными рекомендациями.

Что регулятор рекомендует банку делать в случае обнаружения клиентов, подходящих под описание в этой рекомендации (кстати, в большинстве случаев не помогает)?

Отказать клиенту в предоставлении услуг интернет-банкинга и возобновлять обслуживание клиента только при условии:

а) личного обращения в банк физического лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа клиента,
б) обновления сведений о клиенте, представителе клиента, выгодоприобретателе, бенефициарном владельце,
в) рассмотрения вопроса о запросе у клиента документов с расчетом сумм НДФЛ, исчисленных и удержанных им в качестве налогового агента, как минимум, за последний отчетный период, документов (в том числе в виде выписок с банковских счетов, открытых клиенту в других кредитных организациях), подтверждающих исполнение клиентом своей обязанности по уплате налогов или других обязательных платежей , оплату коммунальных услуг, арендных платежей за недвижимое имущество и иных платежей, связанных с деятельностью клиента, и анализа представленных клиентом документов,
г) представления клиентом объяснений о причинах начала активного использования счета, подтверждаемых соответствующими договорами (контрактами) и (или) иными документами.

В случае начала активного использования клиентом банковского счета банкам рекомендуется реализовывать право принимать обоснованные и доступные в сложившихся обстоятельствах меры по определению источников происхождения денежных средств и (или) иного имущества клиента.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26