Главная / Практика / ФНС соберет под одной крышей сведения о фирмах, начиная с регистрации компании.

ФНС соберет под одной крышей сведения о фирмах, начиная с регистрации компании.

Материал предоставлен журналом "Московский бухгалтер".
Появлением на черном рынке секретных данных фирм уже никого не удивишь. Утечка конфиденциальной информации стала, к сожалению, обычным делом. В этой связи сомнительной является инициатива ФНС создать базу всех данных налогоплательщиков.
Авт:Михаил Абросимов
Единая секретная база
Федеральная налоговая служба работает сейчас над созданием базы данных по учету налогоплательщиков. В ней будет сведена вся отчетность, которую сдают российские компании в налоговые инспекции. База создается исключительно для внутреннего пользования, поскольку сведения, собранные в ней, представляют налоговую тайну. Однако многие эксперты высказывают сомнения по поводу сохранности конфиденциальных данных. Поскольку само существование подобной базы ставит под угрозу деятельность компаний. К тому же у всех еще свежи в памяти скандалы, связанные с продажей баз данных из различных структур — как налоговой службы, так и Центробанка.
По словам руководителя отдела методологии бухгалтерского учета и аудита компании «Аудит А» Марины Балахонцевой, создание единого информационного ресурса, объединяющего показатели отчетности компаний, может облегчить доступ к этой информации заинтересованных лиц. Это способно нанести вред деловой репутации фирм, а также привести к реальным убыткам, упущенной выгоде и иным негативным последствиям (вплоть до рейдерства). А по мнению заместителя директора департамента ведения бухгалтерского учета аудиторской компании «Аудит Премьер» Веры Колмаковой, как бы ни была защищена подобная информация, нет 100-процентной гарантии, что она никуда не просочится. По ее словам, на сегодняшний день такие сведения можно купить или продать, и это факт. Эту точку зрения разделяет и начальник отдела аудита компании «Прадо» Екатерина Комкова:
— Как бы ни уверяли нас чиновники, что та или иная информация надежно защищена, утечка секретных сведений происходит с завидной регулярностью. Зачастую в этом виноваты инспекторы, которые, по всей видимости, за определенную плату передают такие сведения третьим лицам. К примеру, я сама знаю, что некоторые налоговики общаются с представителями организаций, заинтересованных в огласке подобных сведений. А иначе как объяснить тот факт, что в некоторых изданиях или, к примеру, в правовых базах периодически появляются документы, которые предназначены только для внутреннего пользования. Те же регламенты работы налоговиков. Вот вам и конфиденциальность.
Гарантия от наказания
Очевидно, что обнародование налоговых тайн фирм очень прибыльный и полезный для некоторых структур бизнес. К примеру, рейдерам такие сведения нередко помогают осуществить захват предприятия. Да и конкурентам бывает интересно, как обстоят дела на «вражеской» территории. А что до самих налоговиков, которые чаще всего и повинны в разглашении, — с них спрос маленький. Причина кроется в слабой правовой базе, которая регулирует этот вопрос.
Марина Балахонцева рассказала, что налоговая отчетность компаний относится к налоговой тайне, за разглашение которой инспекторы несут ответственность (ст. 32, 102 НК). Вместе с тем, по словам эксперта, данные статьи четко не прописывают порядок ответственности, а отсылают к иным нормам федерального законодательства. Так, на сегодняшний день в результате нарушения налоговиками правил сохранности налоговой тайны на них может быть наложена имущественная (ст. 139 ГК), административная (ст. 13.14 КоАП) и уголовная (ст. 183 УК) ответственность. Екатерина Комкова также отмечает законодательную путаницу в этом вопросе:
— По сути, Налоговый кодекс делает акцент только на том, что налоговая тайна не подлежит разглашению. А об ответственности, предусмотренной за нарушение этой нормы, говорится как-то вскользь.
К тому же доказать факт вины того или иного инспектора в подобном злодеянии практически невозможно. Ведь редко кого можно поймать за руку в момент передачи ценной информации покупателям. Вера Колмакова рассказала, что она не видела ни одного судебного дела, который выиграл бы разоренный в результате неправомерных действий налоговиков директор:
— Но это не значит, что подобные дела обречены на провал. К примеру, если у руководителя будет свидетель, который сможет подтвердить вину инспектора в разглашении тайны, победа будет на стороне фирмы. Однако пока прецедента такого не было.
Спасти ситуацию, по мнению экспертов, может внесение поправок в законодательство, которые бы четко устанавливали ответственность для налоговиков. Марина Балахонцева считает, что необходимо законодательно закрепить регламент создания и использования новой информационной базы (наподобие ЕГРЮЛ), где прописать меры ответственности налоговых органов и порядок взыскания с них сумм, в особенности в части имущественной ответственности (порядок расчета убытков и упущенной выгоды). А Вера Колмакова предлагает ужесточить уголовную ответственность в случае доказательства вины инспектора:
— Если наши доблестные органы будут знать, что за разглашение чужой тайны им грозит реальный срок, мне кажется, задумаются, продавать такую информацию или нет. Пока этого не случилось, ничего не изменится.
Правда, лучшими мерами, которые можно предпринять в данном случае, являются предупредительные. Очевидно, что охранять такую информацию необходимо как зеницу ока. К примеру, Вера Колмакова считает, что доступ к отчетности компаний должен быть разрешен только очень узкому кругу лиц. И это сможет предотвратить нарушения налоговой тайны. Однако Екатерина Комкова выступает за более серьезную защиту конфиденциальных сведений:
— Мне кажется, доступ к секретной информации необходимо классифицировать. К примеру, установить, что такая-то часть сведений (преимущественно общая) доступна такому-то кругу лиц. А данные по названиям организаций, регистрационным номерам и отчетности — только единицам. Если четко соблюдать это правило, действительно можно минимизировать риски утечки секретных сведений.
Благие намерения
Дабы внести ясность в вопрос о создании единой базы налогоплательщиков, «Московский бухгалтер» обратился за комментарием в Федеральную налоговую службу. Один из специалистов ФНС рассказал, что действительно сейчас ведется подготовка к созданию такой базы, которая по сути будет представлять собой архив с данными, которые фирмы предъявляют в инспекции. По словам эксперта, принципиально ничего не изменится. Правда, Екатерина Комкова высказала другое предположение о целях, которые преследует ФНС:
— Я так понимаю, что создание единой базы данных связано с работой по улучшению налогового администрирования, которая ведется уже давно. Сейчас у налоговиков уходит уйма времени на то, чтобы отправить тот или иной документ по запросам региональных УФНС. К примеру, информацию о контрагентах фирмы. И именно этот процесс должна упорядочить новая база. В результате инспекторам станет куда проще проверять сомнительные организации. То есть, по сути, они облегчили себе жизнь.
Что касается возможной утечки информации, в ведомстве уверили, что для предотвращения подобных фактов предприняты самые серьезные меры защиты. Так это или нет, станет ясно, когда база начнет свою работу.
ПОЧЕМ КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ?
Один из самых вопиющих случаев утечки секретных данных произошел в ноябре 2004 года, когда на черном рынке появилась база, содержащая сведения о доходах за 1999—2002 годы жителей Москвы и Подмосковья. Вначале ее цена составляла 300 долларов, однако число покупателей, которые могли заплатить такую сумму, довольно быстро закончилось. Цена упала до 2,5 тысяч рублей, потом — до 2 тысяч, а еще через некоторое время — до 1 тысячи.
База содержала 36 миллионов записей, где была не только информация о доходах граждан, но и паспортные данные, домашний адрес получателя дохода, юридический адрес и телефон компании-работодателя. То есть достаточно исчерпывающие сведения, которые помогали определить место работы любого лица Московского региона, проследить его финансовую историю, получить полный список сотрудников предприятия и акционеров, являющихся физическими лицами, а также определить объем полученных дивидендов. Вдобавок база содержала сведения о купле-продаже и строительстве недвижимости.
По факту утечки всей этой информации было проведено внутреннее расследование в Министерстве по налогам и сборам и Пенсионном фонде. В итоге каждое из ведомств возложило ответственность на другое. Таким образом, виновные не были найдены и наказаны, что существенно подорвало доверие населения к властным структурам.
Ист:Клерк.ру
————————————————————————————
Регистрация компании, и вашу «прописку» проверят банкиры.
Руководству компаний стоит быть готовыми к тому, что проверять идентичность их фактических и юридических адресов отныне будут не только налоговики, но и банки, с которыми у них заключен договор. Причем «деловой перепиской» дело не ограничится: представители кредитных организаций запросто могут приехать по указанному адресу и лично убедиться, что их клиент находится именно там. Такой метод проверки своих клиентов рекомендует применять кредитным организациям Центробанк в своем информписьме от 31 июля 2007 г. № 12, посвященном противодействию легализации преступных доходов. В этом документе представители ЦБ указывают, что хотя конкретные способы установления кредитной организацией достоверности представленных фирмой сведений о ее присутствии или отсутствии по своему юридическому адресу законодательством не предусмотрены, ответственности с банков это не снимает. По мнению авторов послания, указанную информацию вернее всего можно подтвердить «в ходе визуального осмотра или иными способами, которые кредитная организация сочтет возможными».
————————————————————————-
Регистрацию фирм хотят усложнить
На рассмотрение депутатов Госдумы поступил новый законопроект, направленные на ужесточение процедуры регистрации юридических лиц. Цель — создать препятствия для регистрации фирм-«однодневок» и захвата предприятий.
Проект разрешает приостанавливать регистрацию, если возникают сомнения в достоверности представленных сведений. Процедура может быть приостановлена и по заявлению заинтересованного лица.
Расширяется также перечень документов для регистрации. Дополнительно нужно будет представлять подтверждения того, что уставный капитал сформирован, и что организация фактически находится по адресу, указанному в документах
—————————————————————————————
У самарских регистраторов свой взгляд на перечень документов. Особенный
Мы уже рассказывали нашим читателям о неправомерных требованиях самарских налоговых органов при регистрации предприятий. Казалось бы, можно поставить точку в этом вопросе. Однако фантазия наших налоговиков в плане рождения специфических, не предусмотренных действующим законодательством методов контроля поистине безгранична. Так что и сегодняшняя статья на тему «хождения по мукам» вновь регистрируемых организаций, увы, вряд ли будет заключительной.
Чем руководствуемся?
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией предприятий при их создании, реорганизации и ликвидации предприятий, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением ЕГРЮЛ регулирует Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Задачи государственной регистрации предприятий состоят в следующем:
• в осуществлении государственного контроля за ведением хозяйственной деятельности;
• в получении сведений государственного статистического учета для осуществления мер регулирования экономики;
• в предоставлении всем участникам хозяйственного оборота, государственным органам власти, органам местного самоуправления информации о субъектах хозяйственного оборота.
Обратите внимание: регистрирующий орган не проверяет законность положений учредительных документов. Ответственность за их соответствие нормам права несет лицо, представившее документы в регистрирующий орган.
Без нотариуса — никуда?
Согласно статье 12 Закона № 129-ФЗ, при государственной регистрации предприятия в регистрирующий орган представляются следующие документы.
1. Заявление о государственной регистрации предприятия по форме, утвержденной Правительством РФ, подписанное заявителем.
2. Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством РФ.
3. Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии* (* В редакции Федерального закона от 23 июня 2003 г. № 76-ФЗ)).
4. Выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя.
5. Документ об уплате государственной пошлины.
В тексте заявления нужно подтвердить, что представленные учредительные документы соответствуют законодательно установленным требованиям, предъявляемым к документам юридического лица данной организационно-правовой формы. Также отмечается, что сведения, содержащиеся в заявлении, в учредительных и других представленных документах достоверны. Необходимо также указать, что организация учреждена с соблюдением установленного для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядка, в том числе порядка оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов). Кроме того, в заявлении пишется, что создание организации согласовано с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления (если такое согласование предусмотрено законом).
Решение о создании организации – это, по сути, гражданско-правовая односторонняя либо многосторонняя корпоративная сделка. Она направлена на возникновение нового субъекта права и установление корпоративного отношения между будущим юридическим лицом, его учредителем (учредителями, участниками) и лицами, осуществляющими функции его органов. При этом ни Гражданским кодексом РФ, ни другими законодательными актами какие-либо специальные требований к форме данной сделки не установлено. А это означает, что в данном случае действуют общие нормы Гражданского кодекса РФ, касающиеся формы сделок.
Так, согласно статье 158 Гражданского кодекса РФ, сделки совершаются устно или в письменной форме (простой или нотариальной). Что же касается нотариального удостоверения сделок, то оно обязательно, согласно пункту 2 статьи 163 Гражданского кодекса РФ, в двух случаях:
• если это указано в законе;
• если это предусмотрено соглашением сторон (даже если по закону для сделок данного вида нотариального удостоверения не требуется).
Однако будьте готовы к тому, что в самарских налоговых инспекциях на эту проблему смотрят иначе. Так, нотариально заверенные подписи учредителей в протоколе (решении) о создании юридического лица вам обязательно потребуются, если вы пойдете регистрироваться в ИФНС по Железнодорожному району г. Самары, в ИФНС по Советскому району г. Самары.
«Алло, скажите, куда я попал?»
Государственная регистрация предприятия при их создании осуществляется по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, а при его отсутствии — по месту нахождения иного органа или лица, которые вправе действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 1 ст. 13 Закона № 129-ФЗ). Считается, что организация находится там, где находится ее исполнительный орган (а при его отсутствии — иной действующий без доверенности орган или лицо), через который осуществляется связь с данным юридическим лицом (п. 2 ст. 54 ГК РФ, подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ).
Именно таким подходом руководствуются суды* (* Данная позиция содержится в совместном Постановлении Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 9 декабря 1999 г. № 90) при разрешении споров, затрагивающих вопросы определения места нахождения организации (например, если надо определить место исполнения денежных обязательств).
Вместе с тем следует учитывать, что Закон № 129-ФЗ допускает изъятие из этого правила, предусматривая, что учредительными документами организации местом ее нахождения может быть место постоянного нахождения органов управления или основное место деятельности.
Таким образом, при подаче документов на государственную регистрацию предприятия, учитывая заявительный порядок, налоговые органы не вправе проверять реальность нахождения организации по указанному в учредительных документах адресу.
Между тем в ставшем уже «печально известным» отделе государственной регистрации предприятий ИФНС по Кировскому району г. Самары при подаче документов на государственную регистрацию предприятия инспектор начинает звонить по телефону, указанному в заявлении, и уточнять, находится ли по этому адресу такое-то юридическое лицо и где, собственно, директор данной организации.
Регистрируетесь? Предъявите гарантийное письмо!
В те времена, когда государственной регистрацией предприятий занимались органы местного самоуправления, они требовали от заявителей-организаций предоставления гарантийных писем. Это могло быть, например, письмо собственника здания (помещения), в котором тот подтверждал (либо разрешал) нахождение регистрируемого лица в данном здании (помещении).
Такая, казалось бы, давно канувшая в Лету система практически во всех самарских инспекциях не только возродилась, но и обросла новыми особенностями. Теперь, согласно требованиям самарских налоговиков (ИФНС по Железнодорожному, Советскому, Кировскому районам и др.), к гарантийному письму необходимо приложить также копию свидетельства о государственной регистрации права собственности на объект недвижимого имущества, предоставляемый под место нахождения юридического лица.
Возможно, наши налоговики просто забыли, что в настоящее время существует механизмы, которые позволяют бороться с недостоверными сведениями, указываемыми при государственной регистрации предприятия.
Чем грозит предоставление недостоверных и заведомо ложных сведений?
Так, в статье 25 Закона № 129-ФЗ есть ссылка на установленную законодательством РФ ответственность за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственные реестры сведений, а также за представление недостоверных сведений. Кроме того, в пункте 2 этой статьи указано, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации предприятия, если при его создании были допущены грубые нарушения законодательства, носящие неустранимый характер.
Если налоговые инспекторы квалифицируют несоответствие в адресе как «предоставление неверных сведений», должностным лицам это грозит предупреждением или административным штрафом в размере 50 МРОТ (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).
Если налоговики докажут, что представленные сведения были заведомо ложными, последует куда более серьезное наказание должностных лиц: штраф в размере 50 МРОТ или дисквалификация на срок до трех лет (п. 4 ст. 14.25 КоАП). Если дисквалифицированное лицо будет продолжать свою деятельность по управлению организацией, это также влечет штраф в размере 50 МРОТ (ч. 1 ст. 14.23 КоАП РФ).
Свою позицию по данному вопросу ФНС РФ сформулировала в письме от 13 сентября 2005 года № ЧД-6-09/761@ «О применении дисквалификации в качестве санкции за нарушение законодательства о государственной регистрации». В данном письме разъясняется, что заявительный порядок государственной регистрации предприятия характеризуется не только исчерпывающим перечнем формальных оснований для отказа в госрегистрации, но и возможностью последующего привлечения к ответственности тех организаций, которые предоставляют недостоверные сведения для включения в государственный реестр.
Наказание за заведомо ложные сведения, предоставленные в регистрирующий орган, предусмотрено также статьей 171 Уголовного кодекса РФ
Документами с заведомо ложными сведениями считаются те, которые повлекли за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности (п. 3 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 18 ноября 2004 г. № 23 «О судебной практике по делам о незаконной предпринимательской деятельности и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем»).
Термин «заведомо ложные» означает однозначную осведомленность физического лица о ложности, недостоверности представляемых им в регистрирующий орган сведений. Предусмотренное частью 4 статьи 14.25 КоАП РФ правонарушение характеризуется виной в форме умысла: лицо знает, осознает противоправный характер действий и при этом представляет заведомо ложные сведения.
Как показывает практика, чаще всего ложными оказываются сведения об учредителях юридического лица, об уставном капитале общества (например, выявляется факт неоплаты уставного капитала). Это может касаться и адреса организации (например, окажется, что указанные улица или дом вообще не существуют), и паспортных данных физического лица.
Обнаружив такие факты, регистраторы в срок, установленный частью 1 статьи 28.5 КоАП РФ, составляют протокол об административном правонарушении.
Делаем выводы
Как мы видим, процедура регистрации предприятия в последнее время претерпевает значительные изменения, и установленный законом достаточно либеральный порядок регистрации предприятий на практике ужесточен до предела. Поэтому в качестве практического совета начинающим предпринимателям можно порекомендовать следующее: если выполнить все требования местных налоговых органов не представляется возможным, отсылайте документы, указанные в Законе, по почте. Практика показывает, что в этом случае налоговые органы зачастую регистрируют компании и при отсутствии «дополнительных» документов. Во всяком случае шанс «проскочить» у вас есть, и его надо использовать.
Ист: Спутник главбуха

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26