Главная / Защита прав детей / ЕГЭ: двойка и взрослым, и детям

ЕГЭ: двойка и взрослым, и детям

Факты:
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ прошел в 2001 году в 5 регионах России по 8 дисциплинам. В 2006 году единые госэкзамены сдавали около 950 тыс. школьников в 79 регионах. Свыше 2000 высших и среднеспециальных учебных заведений засчитывали баллы ЕГЭ в качестве оценок вступительных экзаменов.

Всероссийская эпопея под названием ЕГЭ-2008 завершилась, но нет ни малейших сомнений, что ее итоги и ход проведения еще долго будут обсуждаться. У идеи единого государственного экзамена есть как сторонники, так и противники, однако сейчас с критикой процедуры ЕГЭ стали все чаще соглашаться и на уровне официальной власти.

Так, сегодня на заседании столичного правительства в ходе рассмотрения городской целевой программы «Столичное образование — 5» на 2009-2011 годы глава Департамента образования Москвы Ольга Ларионова сделала важное заявление по поводу корректности ЕГЭ как инструмента оценки знаний выпускников.

«ЕГЭ не должен быть единственной формой оценки успешности наших выпускников. Мы должны смотреть на так называемое портфолио ребенка, то есть просматривать то, как он учился все время пребывания в школе с первого класса… Механическая оценка знаний не всегда хороша», — передает ее слова РИА «Новости».

Еще более резко против ЕГЭ высказался на днях депутат Госдумы Анатолий Локоть: «Сегодня можно говорить о системной ошибке. Это двойка не преподавателям, не выпускникам. Это двойка тем, кто затеял реформацию учебной системы традиционной советской школы».

Мнение депутата подтверждается и предварительными данными результатов ЕГЭ. Так, в Москве более 4% уже проверенных работ по русскому языку были оценены на двойку, сообщает Ларионова. В целом по стране экзамен по обществознанию провалили свыше 6% школьников, а экзамен по русской литературе оказался непреодолимым барьером для 25,3% школьников. Результаты последнего экзамена по математике еще не подведены, однако не исключено, что двоек будет даже больше, чем по литературе, поскольку опыт прошлогоднего ЕГЭ свидетельствует: математику сдают значительно хуже других предметов.

ЕГЭ: двойка и взрослым, и детям

ЕГЭ выявил серьезные провалы в системе школьного образования России, но и сам принцип, на котором основана экзаменационная процедура ЕГЭ, подвергается беспощадной критике многими экспертами. Преподаватели обращают внимание на тестовый характер экзаменационный заданий, который подталкивает школьника к механическому выучиванию материала без понимания его сути. Школа же, по мнению многих педагогов, должна учить ребенка мыслить, повышая его интеллектуальный и творческий потенциал, а не превращать в бездумный автомат.

Помимо методологических вопросов, связанных с преподаванием, до сих пор возникают проблемы и с чисто технической стороной проведения ЕГЭ. Так, уже назревает крупный скандал в Кемеровской области. Руководство местных школ сначала заявило ученикам, что экзамен по математике можно будет сдавать на выбор — в привычной форме или в виде теста. А перед весенними каникулами стало известно, что ЕГЭ будет обязательным.

Это ввело школьников в заблуждение и, по информации РИА «Новости», они готовят иск против руководства Рособрнадзора. Да и вообще, как свидетельствуют данные, собранные во время проведения горячей линии по ЕГЭ, значительная часть школьников задавали вопросы, касающиеся именно процедуры проведения экзамена и апелляции. А это означает, что лица, ответственные за организацию ЕГЭ, не смогли в полной мере обеспечить школьников и их родителей необходимой информацией.

Эти и многие другие факты свидетельствуют о тупике образовательной реформы, предусматривающей всеобщий переход на аттестацию знаний по системе ЕГЭ. Качество образования не становится выше, а введение ЕГЭ явно не оправдывает возлагавшихся на него надежд и становится источником дополнительных проблем.

А ведь в нашей стране существуют проверенные временем и доказавшие свою эффективность методики преподавания и оценки школьных знаний. Какой смысл с упорством, достойным лучшего применения, придерживаться процедуры ЕГЭ и — шире — отвергать наши классические, годами накопленные традиции школьного образования, если они соответствуют самым высоким мировым стандартам? Впечатление такое, что истинные цели школьной реформы отличаются от декларируемых. Школе нужны не бесконечные эксперименты, а сильная материальная база и достойные зарплаты учителям. И если в первой половине 90-х тяжелое материальное положение школ объясняли экономическим кризисом, то сейчас, когда Россия располагает серьезными накоплениями в различных резервных фондах, у нас есть все возможности поднять качество отечественного образования.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26