Главная / Новости / Должная осмотрительность 2020

Должная осмотрительность 2020

Подписаться на новости

  1. С момента появления понятия «должная осмотрительность» прошло почти 15 лет. С тех пор технологии значительно шагнули вперед. Собрали досье на будущего контрагента.
  2. Какими сервисами может воспользоваться бухгалтер, чтобы узнать больше о репутации будущего контрагента.

1. Собрали досье на будущего контрагента

Впервые суды заговорили о должной осмотрительности устами Пленума ВАС РФ в легендарном Постановлении от 12 октября 2006 года № 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды». Тогда арбитры применили словосочетание «должная осмотрительность» в ситуации получения компанией необоснованной налоговой выгоды. 

После появления указанного документа это понятие стало одним из наиболее важных обстоятельств доказывания своей точки зрения в налоговых спорах как ревизорами, так и бизнесом.

Пакет документов

Начиная с 2006 года компании начали собирать перед заключением сделки объемные досье на своих контрагентов. Среди документов были выписки из ЕГРЮЛ, учредительные документы, правоустанавливающие бумаги, лицензии, отчетность (до того момента, как она появилась в открытом доступе). Не все контрагенты были довольны такой практикой. Вопросы вызывало желание деловых партнеров получить копии паспорта директора.

Необходимо отметить, что помимо налоговых существуют еще гражданско-правовые риски, связанные с неис­полнением другой стороной сделки условий договора. Поэтому проверять контрагента на благонадежность следует еще и для того, чтобы убедиться, что сторона сможет выполнить свои договорные обязательства.

В настоящий момент проверить благонадежность партнера можно не отходя от компьютера. Благо более чем за 10 лет технологии ушли далеко вперед. На получение информации из открытых источников можно рассчитывать, но в идеале, конечно, желательно как можно раньше лично пообщаться с будущим деловым партнером, съездить в офис, посмотреть территорию компании-партнера, убедиться в наличии транспорта, склада, реальности директора и т. п. Но это не всегда возможно, особенно когда речь идет о деловых партнерах, головной офис которых находится в другом регионе, или если действуют какие-либо ограничения на перемещения, например такие, с которыми все мы столкнулись этой весной.

Осознанный подход

Термин «должная осмотрительность» достаточно размыт. Проявление должной осмотрительности можно трактовать как комплекс мероприятий по проверке контрагента. Официального пособия или инструкции по проверке делового партнера не существует. Поэтому налогоплательщик вправе использовать любые ресурсы и методы, не запрещенные законодательством.

Рекомендую для увеличения эффективности поставить себя на место проверяющих – задаться вопросом: а что бы проверил налоговый орган? Для ответа на этот вопрос необходимо ознакомиться с разъяснениями инспекторов, а также судебной практикой по фискальным спорам.

Важно упомянуть, что налоговое законодательство не содержит обязанности проверки контрагента. Однако в 2017 году появилась статья 54.1 НК РФ, которая закрепила принцип недопустимости формального подхода при реальности хозяйственных операций.

Как подчеркнула ФНС России в письме от 31 октября 2017 года № ЕД-4-9/22123@, проверка контрагента важна для того, чтобы убедиться в реальности его деятельности и в наличии ресурсов для исполнения договора. Поэтому осмотрительность будет рассматриваться в совокупности с реальностью операций.

Своя сделка

Критерии проявления осмотрительности, как указал Верховный суд в Определении от 14 мая 2020 года № 307-ЭС19-27597, будут разными для покупки, например, обычных материально-производственных запасов и дорогостоящего актива.

Применительно к договорам на оказание услуг необходимо истребовать данные о среднесписочной численности контрагента, штатное расписание, сведения о профессиональном опыте и образовании работников, рекомендации от иных заказчиков по аналогичным услугам, договоры с подрядчиками по похожим услугам.

Применительно к договорам логистики, перевозке, хранению, таможенным услугам необходимо иметь подтверждение наличия у контрагента собственного или привлеченного транспорта, целесообразно запросить документы по складу (собственность, аренда), собрать деловую переписку по заказу объема услуг, заказу пропусков, доверенности на водителей.

При заключении договора поставки важное значение имеет также логистика (транспортировка товара до покупателя). Даже при наличии условия о доставке товара силами поставщика рекомендуется сохранять ГТД по ввозу товара на территорию России и транспортные накладные (путевые листы) для доказательства реальности поставки продукции (письмо ФНС России от 2 июля 2019 г. № СД-4-3/12855@).

Сомнительный аргумент

Мнения судов и налоговых инспекторов сходятся в отношении предмета доказывания проявления должной осмотрительности. В частности, арбитры обращают внимание на деловую репутацию, платежеспособность контрагента, наличие у него ресурсов и опыта. Ниже представлены примеры неосмотрительности из судебной практики.

Мало ресурсов

Отсутствие у контрагента необходимых ресурсов для исполнения сделки – к таким могут относится производственные мощности, наличие технологического оборудования, квалифицированного персонала (Постановление АС Московского округа от 20 ноября 2019 г. по делу № А41­4123/2019).

Срок регистрации

Контрагент зарегистрирован незадолго до сделки или зарегистрирован по адресу массовой регистрации (Постановление АС Северо­Западного округа от 25 января 2019 г. по делу № А66­15990/2017).

Недостаточность данных

Не представлены документы, свидетельствующие о соблюдении должной степени осмотрительности при выборе контрагента путем получения непосредственно у самого делового партнера информации и документов о деятельности спорного общества, информации о видах деятельности, штате сотрудников, о материальных и технических ресурсах, об иных заключенных и (или) исполненных договорах (Постановление АС Московского округа от 12 февраля 2019 г. по делу № А40­137957/2017).

«Пустой» адрес

Контрагент по указанному в ЕГРЮЛ адресу не значится, договоров аренды нет, руководитель отрицает свою причастность к финансово­хозяйственной деятельности указанной организации, подписанию документов (Постановление АС Дальневосточного округа от 5 декабря 2019 г. № Ф03­5483/2019).

Репутационная ревизия

Не представлены доказательства проверки репутации партнеров: наличие личных контактов руководства компании­поставщика и руководства организации­покупателя при обсуждении условий поставок, наличие документального подтверждения полномочий руководителя компании­контрагента, копий документа, удостоверяющего его личность (Постановление АС Московского округа от 27 декабря 2019 г. по делу № А40­229622/2018).

Сомнительная отчетность

Налоговые декларации представлялись с нулевыми показателями; малая численность штата; отчетность по страховым взносам с «нулевыми показателями», организация не имеет в собственности движимого (недвижимого) имущества (Постановление АС Дальневосточного округа от 13 августа 2019 г. № Ф03­3194/2019).

Спорный ОКВЭД

ОКВЭД не соответствует фактическому виду деятельности контрагента (Постановление АС Северо­Западного округа от 18 апреля 2019 г. по делу № А56­88495/2018).

2. Должная осмотрительность: алгоритм действий

В идеале в организации должен быть внутренний регламент работы с контрагентами, в котором указывается необходимый комплект документов в зависимости от объема сделки, существенных условий, вида договора и т. д.

Алгоритм проверки делового партнера будет примерно следующим.

1. Запрашиваем документы

Что нужно запросить у компании-партнера? Устав организации; свидетельство о государственной регистрации; свидетельство о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения компании; решение об избрании (назначении) руководителя; лицензию, если сделка планируется по лицензируемой деятельности (реквизиты лицензии, выданной партнеру, можно проверить на сайтах соответствующих органов); бухгалтерскую отчетность за год, предшествующий году заключения сделки.

2. Прозрачный бизнес

Далее нужно собрать и проанализировать информацию из открытых источников. Как правило, они бесплатны. К таким в первую очередь относится сайт Налоговой службы, ведомство создало сервис «Прозрачный бизнес» (https://pb.nalog.ru/index.html) по комплексной проверке контрагента, способствуя тем самым проявлению должной осмотрительности и повышению степени защищенности своей организации при выборе контрагентов (организаций и ИП). С помощью электронной услуги пользователь может получить следующие сведения:

  • данные из ЕГРЮЛ с возможностью получения выписки из реестра;
  • данные из ЕГРИП с возможностью получения выписки из реестра;
  • информацию из Реестра дисквалифицированных лиц;
  • данные из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства с возможностью получения сведений из реестра;
  • данные из Государственного реестра аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц с возможностью получения выписки из реестра;
  • данные из Единого государственного реестра налогоплательщиков об иностранных организациях с возможностью получения сведений из реестра;
  • информацию о многократном участии физического лица в организациях («массовый учредитель»);
  • запросить данные об адресах, указанных при государственной регистрации в качестве адреса несколькими юридическими лицами (если адрес принадлежит десяти и более юридическим лицам, то это адрес «массовой регистрации»);
  • получить сведения о лицах, подпадающих под условия, предусмотренные подпунктом «ф» пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (например, руководитель компании, которая представила в налоговую недостоверные сведения);
  • запросить информацию о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, в отношении которых представлены документы для государственной регистрации;
  • информацию о публикации сообщений в журнале «Вестник государственной регистрации»;
  • информацию о специальных налоговых режимах, применяемых организациями;
  • информацию об участии организаций в консолидированной группе налогоплательщиков;
  • данные о среднесписочной численности работников организации;
  • а также о суммах уплаченных организацией в календарном году налогов (сборов) и страховых взносов (без учета сумм налогов (сборов), уплаченных в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Евразийского экономического союза, сумм налогов, уплаченных налоговым агентом);
  • узнать о суммах доходов и расходов по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности организации;
  • узнать о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам (по каждому налогу и сбору, страховому взносу) организаций;
  • получить сведения о налоговых правонарушениях организаций с указанием общего размера штрафа;
  • запросить информацию о юридических лицах, не представляющих налоговую отчетность более года;
  • получить информацию о юридических лицах, имеющих превышающую 1 000 рублей задолженность по уплате налогов, в отношении которой осуществлялись мероприятия по принудительному взысканию судебным приставом-исполнителем.

3. ГИРБО

Другой сервис, который предлагает ФНС России, называется ГИРБО (https://bo.nalog.ru/). Это государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. По результатам анализа бухгалтерской отчетности можно составить комплексное представление о финансовом положении дел в компании. Баланс расскажет, есть ли основные средства, получен ли убыток, есть ли дебиторская и кредиторская задолженность, займы и т. д. При изучении отчетности нужно обращать внимание как на абсолютные показатели (строки баланса), так и на их соотношения между этими показателями – финансовые коэффициенты. Лучше сравнивать отчетность за предыдущие периоды, чтобы сделать вывод о тенденциях развития бизнеса.

4. Банкинформ

Сервис «Банкинформ» (https://service.nalog.ru/bi.do) также разработан и администрируется ФНС. Ресурс содержит информацию о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков.

5. Судебная практика

Кроме сайта ФНС существуют и другие открытые и бесплатные источники, из которых можно получить информацию о контрагенте. К таковым относится система «Электронное правосудие» (https://kad.arbitr.ru/). В системе можно узнать судебную историю компании – с кем судится, выступает в роли ответчика или истца, узнать о предмете и сумме исков. Должно насторожить, если к компании часто предъявляются исковые требования по взысканию задолженности по обязательствам.

6. Исполнительное производство

Нелишним будет посетить банк данных исполнительных производств (https://fssp.gov.ru/iss/IP). Сервис показывает информацию о задолженности, которую предъявили в службу судебных приставов для взыскания.

7. Реестр залогов

Информация о залоге движимого имущества содержится на сайте Федеральной нотариальной палаты (https://www.reestr-zalogov.ru/search).

Коммерческие сервисы и частные проверки

Также есть платные сервисы, где информация о контрагенте уже собрана и проанализирована. К таким сервисам относятся «Спарк», «Контур.Фокус», «СБИС», «CASEBOOK» и другие.

Одним из вариантов проверки благонадежности партнера является обращение за соответствующими услугами к профильным специалистам. По желанию они организуют выездные ревизии, могут проверить наличие офиса, склада, транспорта и т. п. Они за вас сами все проверят и составят отчет, который вы можете представить в случае возникновения налогового спора. Рекомендую обращать внимание на профессиональные навыки и опыт проверяющих.

Кроме того, попытайтесь найти информацию о контрагенте в Интернете. Рекомендуем изучить сайт контрагента или обратить внимание на его отсутствие, почитать статьи и отзывы о нем на крупных информационных ресурсах. Кто-то для проверки использует социальные сети.

В качестве доказательств проделанной работы сохраните распечатки с сайтов, переписку по электронной почте и другие результаты исследований. Чем больше документов вы сможете представить для подтверждения своей осмотрительности, тем больше вероятность победы в суде. Эти документы помогут доказать реальность заключенной вами сделки.

 

 

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26