Главная / Защита прав детей / Чему же учат семья и школа?

Чему же учат семья и школа?

"Известия" выяснили, что больше всего волнует родителей накануне 1 сентября
Георгий Ильичев.

Перед началом нового учебного года ВЦИОМ задал своим респондентам из 46 регионов три вопроса, которые сформулировали журналисты "Известий". Больше всего нас интересовало, с какими чувствами россияне собирают сегодня детей в школу. Чувства порадовали — главным оказалась надежда.

С надеждой на то, что "ребенок получит необходимые ему знания", завтрашний день встретят 67% родителей. Еще 4% "предков" счастливы уже от того, что каникулы наконец закончились. Хотя есть и те, кого дата 1 сентября не слишком радует: 5% пап, мам, дедушек и бабушек опасаются за здоровье своих чад из-за все возрастающих нагрузок, 9% тревожатся, что они "попадут в плохую компанию", а 8% недовольны качеством школьного образования. Тем не менее для большинства семей, в которых есть школьники, завтра наступит праздник, а в праздник о плохом думать просто не хочется.

— Конечно, во многом отношение людей к 1 сентября объясняется психологией, но сегодняшняя школа, при всех ее проблемах, внушает им все-таки больше доверия, чем страхов, — говорит гендиректор ВЦИОМа Валерий Федоров. — Кроме того, она остается главным источником знаний для подавляющего большинства наших сограждан, ей просто нет альтернативы.

Альтернативы, может, и нет, но вот о том, чему и в каких объемах нужно обучать детей, родители, медики и чиновники от образования без конца спорят по всему миру. Россияне — не исключение. Однако наш опрос показал, что чаще всего (в каждом третьем случае) они настаивают: учите больше тем предметам, к которым ребенок проявляет наи-больший интерес.

Альтернативы, может, и нет, но вот о том, чему и в каких объемах нужно обучать детей, родители, медики и чиновники от образования без конца спорят по всему миру. Россияне — не исключение. Однако наш опрос показал, что чаще всего они настаивают: учите больше тем предметам, к которым ребенок проявляет наибольший интерес.

— Это означает, что мы действительно становимся постиндустриальным обществом, в котором просто набить голову ребенку всевозможными знаниями из самых различных областей не только недостаточно, но и вредно, — убежден Федоров. — Родители все больше понимают, что в современном мире наибольшего успеха достигают люди, обладающие уникальными индивидуальными способностями. А значит, главная задача школы — помочь их пробудить и развить.

Правда, понимают это далеко не все. Социологи утверждают, что чем старше родители, чем ниже уровень их образования и дохода, тем сильнее они настаивают, чтобы отпрыск обязательно получил всю "сумму знаний" — "что-нибудь да пригодится". Кроме того, существует и мода на определенные дисциплины. Сегодня это компьютерные технологии. Показательно, что доля россиян, настаивающих на первоочередном преподавании русского языка и литературы, лишь на 1% превышает число тех, кто отдает пальму первенства совсем другим языкам — электронным.

Впрочем, на смену компьютерной моде уже спешит другая. Как сообщила вчера "ИНТЕРФАКСу" замглавы департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки Татьяна Петрова, с 1 сентября этого года "изучение истории и культуры традиционных религий организовано как минимум в каждом втором субъекте Российской Федерации". По данным ВЦИОМа, большинство общества (53%), пусть и не безоговорочно, это начинание поддерживает. Однако треть населения страны выступает против обязательного присутствия религиозного духа (вне зависимости от конфессии) в школьных стенах. Конечно, после 70 лет государственного атеизма по-другому и быть не может, но мнение этих людей тоже стоит учитывать.

1 сентября — "короткий" день

Наталья Гранина.

В субботу во всех московских школах — сокращенный учебный день. Поскольку 1 сентября пришлось на выходной, полноценных занятий проводить не планируется. Первый учебный день для московских школяров начнется в 9.30 утра с торжественной линейки. А затем ребятам прочитают лекции по истории Москвы.

— Первое сентября — это официально учебный день, — пояснил "Известиям" пресс-секретарь департамента столичного образования Александр Гаврилов. — Пусть даже в этом году он и выпал на субботу. Родителям эта "накладка" даст возможность без нервотрепки разделить праздник со своими детьми. Первый урок во всех московских классах — урок чтения "860 лет Москве".

После исторического экскурса по Москве в большинстве гимназий и лицеев запланированы праздничные программы для первоклашек: чаепитие, знакомство с педагогами и одноклассниками. Полноценная рабочая неделя у ребят начнется с понедельника. И с этого дня департамент потреб­рынка грозит наладить жесткий контроль за системой питания учеников.

— Школьные столовые мы обязали продавать исключительно вегетарианские и диетические блюда, — обещает заместитель руководителя столичного департамента потребрынка Валентина Варфоломеева. — Автоматы по продаже чипсов и шоколадных батончиков в школах будут переделаны под продажу полезных продуктов: соков, йогуртов, сырков и творожков.

Если предприниматели откажутся модернизировать оборудование под "полезности", автоматы вовсе изгонят из школьных зданий. Как утверждают чиновники, в этом году школьное меню почти на 80% будет состоять из продуктов, обогащенных витаминами и биодобавками. Чтобы взрослые могли контролировать, что именно покупают в школьных буфетах их чада, в ближайшие два года предполагается ввести расчеты за завтраки и обеды с помощью карты учащихся. Родитель кладет на карту определенную сумму и смотрит, как и на что она расходуется.

В прошлом году департамент образования был завален жалобами на то, что обеденные перемены в 20 минут — слишком короткие. И дети просто-напросто не успевают пообедать из-за огромных очередей в буфет. Чиновники, вняв просьбам, решились на эксперимент — в пяти школах обеденные перемены увеличат до 45 минут. Если нововведение окажется успешным, его распространят и на другие заведения. Однако не все директора школ поддерживают идею.

— Может быть, это оправдано в небольших школах, но у нас 1200 учеников, — говорит директор школы № 962 Лариса Полякова. — Согласно саннормам большая перемена может быть либо одна в 30 минут, либо две по 20 минут. У нас как раз две большие перемены. За это время при нормальной организации работы буфета классы в порядке очередности и без толкотни успевают пообедать. К тому же с психологической точки зрения делать в разгар занятий такой большой перерыв — неправильно. Ученики расслабятся и настроить их на рабочий лад будет очень сложно.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26