Обратный звонок
[Версия для печати]


Консультации по бухучету и налогообложению. Выпуск от 21.09.2012



Информация предоставлена компанией
Консультант Плюс


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Основной вид деятельности организации - приобретение и последующее предоставление прав на показ (демонстрацию) кинофильмов.

В расходах организация учитывает сумму вознаграждения по лицензионным договорам на предоставление прав, которая выплачивается правообладателям (собственникам кинофильмов) поэтапно. Права на показ предоставляются на несколько налоговых периодов. В доходах - сумму вознаграждения за предоставление прав, получаемую организацией от третьих лиц.

В каком порядке организация должна учесть указанные доходы и расходы: равномерно в течение срока действия сублицензии и лицензии соответственно (п. 2 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ) или единовременно в момент реализации прав по сублиценз!
ионному договору (пп. 2.1 п. 1, п. 2 ст. 268 НК РФ)?


Ответ:

Сумма вознаграждения по сублицензионному договору, по которому передаются неисключительные права на показ кинофильмов, в целях налогообложения прибыли учитывается либо в составе внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), либо как доходы от реализации в том случае, если предоставление в пользование неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является для налогоплательщика одним из видов деятельности (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ в целях гл. 25 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 3 ст. 271 НК РФ установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается д!
ата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Для внереализационных доходов в виде лицензионных платежей (включая роялти) за пользование объектами интеллектуальной собственности датой получения дохода признается дата осуществления расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров или предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов, либо последний день отчетного (налогового) периода (пп. 3 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Согласно п. 2 ст. 271 НК РФ по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Следовательно, если единовременно полученное вознаграждение по сублицензионному договору относится к!
нескольким налоговым периодам, то с учетом положения п. 2 ст. 271 НК РФ данное вознаграждение подлежит распределению и равномерному включению в доходы, учитываемые при исчислении налога на прибыль организаций, в течение всего срока действия указанного договора.

В соответствии с п. 1 ст. 272 НК РФ расходы, принимаемые для целей налогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ.

Расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. В случае если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.

В случае если условиями договора предусмотрено получение доходов в течение более чем одного отчетного периода и !
не предусмотрена поэтапная сдача товаров (работ, услуг), расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 7 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/468


Вопрос:

Индивидуальный предприниматель (далее - ИП) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". Наемных работников у ИП нет. В 2011 г. ИП не осуществлял предпринимательской деятельности и не получал доходов.

Может ли ИП при осуществлении предпринимательской деятельности в 2012 г. уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов, уплаченных за себя за 2011 г.?

Федеральным законом от 28.11.2011 N 338-ФЗ внесены изменения в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 НК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2012 г.

В каком размере ИП при осуществлении предпринимательской деятельности в 2012 г. может уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением УСН, на сумму страховых взносов, уплаченных за себя за 2011 г.: на 100% или не более чем на 50%?


Ответ:

Согласно п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) сумма налога (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, уменьшается налогоплательщиками, уплачивающими налог в связи с применением упрощенной системы налогообложения и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее - страховых взносов), уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу!
) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов.

При этом п. 19 ст. 1 Федерального закона от 28.11.2011 N 338-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 338-ФЗ) внесены изменения в абз. 2 п. 3 ст. 346.21 Кодекса, в соответствии с которыми с 1 января 2012 г. в отношении индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам и уплачивающих страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, вышеуказанное ограничение не распространяется.

Пунктом 1 ст. 5 Кодекса установлено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, !
предусмотренных ст. 5 Кодекса. Акты законодательства, улучшающие положение налогоплательщиков, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это (п. 4 ст. 5 Кодекса).

Обратная сила поправки, касающейся отмены 50-процентного ограничения в отношении индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не предусмотрена.

Следовательно, применять указанную поправку при расчете налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2011 г. индивидуальные предприниматели, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, не вправе.

Кроме того, Законом N 212-ФЗ не предусмотрено, что обязанность индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных вознаграждений физическим лицам, по уплате страховых взносов должна исполняться в зависимости от факта получения ими какого-либо дохода либо факта непосредственного осуществления ими предпринимательской деятельности. Фактически обязанность индивидуальных предпринимателей, не производящих выплат и иных !
вознаграждений физическим лицам, по уплате взносов должна исполняться исходя из статуса физического лица как индивидуального предпринимателя.

В силу ч. 2 ст. 1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" приобретение физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя и прекращение физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей подтверждается государственной регистрацией.

Таким образом, факт того, что индивидуальный предприниматель в 2011 г. по каким-либо причинам временно не осуществлял предпринимательской деятельности и не получал доходов, не снимает с него обязанности по уплате страховых взносов.

Ввиду отсутствия в 2011 г. налоговой базы при осуществлении предпринимательской деятельности в 2012 г. индивидуальный предприниматель не сможет уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, за 2!
012 г. на сумму обязательных страховых взносов, уплаченных за себя (в п
ределах исчисленных сумм) за 2011 г.

В то же время при осуществлении предпринимательской деятельности в 2012 г. индивидуальный предприниматель сможет уменьшить налог, уплачиваемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения, на сумму уплаченных за себя обязательных страховых взносов за данный период без ограничений.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 5 сентября 2012 г. N 03-11-11/269


Вопрос:

1. Включаются ли в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затраты в виде стоимости проездного документа для проезда работника от места командировки к месту постоянной работы в случае, если командированный работник остается на время ежегодного отпуска в месте проведения командировки (после ее окончания) и дата отметки о дне выбытия в командировочном удостоверении не совпадает с датой возвращения из командировки, указанной в билете, приобретенном им за свой счет?

2. Следует ли удерживать НДФЛ с суммы возмещения работнику стоимости билетов в данном случае?


Ответ:

1. По вопросу учета в целях налогообложения прибыли расходов по проезду до места командировки и обратно в случае, если дата, указанная в проездном документе, позже даты окончания командировки.

Положениями ст. 168 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТК РФ) установлено, что в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в частности, расходы по проезду. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В соответствии с пп. 12 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на командировки, в частности расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы.

К командировочным расходам предъявляются общие для всех расходов требован!
ия об их экономической обоснованности и документальном подтверждении, предусмотренные п. 1 ст. 252 НК РФ.

При отнесении затрат на оплату проезда работника к месту командировки и обратно к расходам, учитываемым в целях налогообложения прибыли организаций, необходимо принимать во внимание, что указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения. Таким образом, вне зависимости от времени, проведенного в месте назначения, расходы на приобретение проездного документа для проезда работника из места командировки к месту постоянной работы могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций, если дата выбытия работника из места командировки к месту постоянной работы совпадает с датой, на которую приобретен вышеуказанный проездной билет, а также если задержка выезда командированного из места командировки (либо более ранний выезд работника к месту назначения) произошла с разрешения руководител!
я, подтверждающего в соответствии с установленным порядком целесообразность произведенных расходов.

2. По вопросу обложения налогом на доходы физических лиц сумм возмещения организацией расходов работника по проезду до места командировки и обратно в случае, если дата, указанная в проездном документе, не совпадает с датой начала (окончания) командировки.

Пунктом 3 ст. 217 НК РФ предусмотрено освобождение от обложения налогом на доходы физических лиц всех видов установленных действующим законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных, в частности, с исполнением налогоплательщиком трудовых обязанностей (включая возмещение командировочных расходов).

В абз. 12 данного пункта указано, что при оплате работодателем налогоплательщику расходов на командировки как внутри страны, так и за ее пределы в доход, !
подлежащий налогообложению, не включаются фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно.

В соответствии со ст. ст. 106 и 107 ТК РФ выходные дни и нерабочие праздничные дни - это время, в течение которого работник свободен от исполнения трудовых обязанностей.

При этом согласно ст. 166 ТК РФ служебная командировка представляет собой поездку работника по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы.

Таким образом, если работник убывает в командировку ранее даты, указанной в приказе о командировании (возвращается из командировки позднее установленной даты), оплата его проезда в некоторых случаях не может рассматриваться как компенсация расходов, связанных со служебной командировкой.

В частности, если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании (например, в сл!
учае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется
отпуск, который он проводит в месте командирования), имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной ст. 41 НК РФ, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.

В этом случае оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с пп. 1 п. 2 ст. 211 НК РФ, признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями ст. 211 НК РФ.

Аналогичный подход используется в случае выезда работника к месту командировки до даты ее начала.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/456


Вопрос:

В соответствии с п. 1 ст. 89 НК РФ выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика.

В соответствии с п. 12 ст. 89 НК РФ налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

При проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика могут быть истребованы необходимые для проверки документы в порядке, установленном ст. 93 НК РФ.

Обязан ли налогоплательщик представлять документы по требованию в рамках выездной проверки в налоговый орган по месту нахождения данного налогового органа или по месту проведения выездной налоговой проверки, то есть на территории налогоплательщика?


Ответ:

Подпунктом 6 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) установлена обязанность налогоплательщиков представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены Кодексом, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов.

Согласно п. 12 ст. 89 Кодекса налогоплательщик обязан обеспечить возможность должностных лиц налоговых органов, проводящих выездную налоговую проверку, ознакомиться с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов.

Истребуемые при проведении выездной налоговой проверки у налогоплательщика документы могут быть представлены в налоговый орган на бумажном носителе в виде заверенных проверяемым лицом копий, а также в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, если такие документы составлены в электронном виде по установленным форматам (п. 2 ст. 93 Кодекса).

Документы на бумажном носителе могут быт!
ь представлены в налоговый орган лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом.

Кодексом не предусмотрены особенности представления налогоплательщиком истребуемых документов на бумажном носителе в виде заверенных копий документов при проведении выездной налоговой проверки.

Ознакомление должностных лиц налоговых органов с подлинниками документов проверяемого налогоплательщика, согласно п. 12 ст. 89 Кодекса, допускается только на территории этого налогоплательщика, за исключением случая, когда выездная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа, а также случаев, предусмотренных ст. 94 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 31 августа 2012 г. N 03-02-07/1-209


Вопрос:

Налогоплательщик (негосударственное образовательное учреждение) применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В результате открытия новых факультетов и привлечения большого количества новых студентов исчисленная нарастающим итогом с начала года выручка текущего года от оказания образовательных услуг превысит лимит, установленный п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ в размере 60 млн руб., что будет являться основанием для утраты права на применение УСН с начала того квартала, в котором будет иметь место такое превышение. При этом суммы налогов, подлежащих уплате при использовании общего режима налогообложения, исчисляются и уплачиваются в порядке, предусмотренном для вновь созданных организаций (абз. 2 п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ).

В соответствии с п. 2 ст. 55 НК РФ, если организация была создана после начала календарного года, первым налоговым периодом для нее является период времени со дня ее создания до конца данного года!
.

Согласно п. 5 ст. 284.1 НК РФ организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0%, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0%, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии.

Организация - налогоплательщик налога на прибыль должна подать заявление в срок не позднее чем до 1 декабря года, предшествующего году применения налоговой льготы, поскольку налоговым периодом для налога на прибыль по общему правилу является календарный год (ст. 285 НК РФ).

Если налогоплательщик переходит с УСН на ОСН, первым налоговым периодом для него будет являться не календарный год, а период времени начиная с первого числа того квартала, в котором налогоплательщик утратил право на применение УСН, что следует из положений п. 2 ст. 55, абз. 2 п. 4.1 ст. 346.13 НК РФ.

Таким образом, когда налогоплательщик переходит с УСН на ОСН в течение календарного года, заявлени!
е на применение налоговой льготы, предусмотренной ст. 284.1 НК РФ, должно быть подано не позднее чем за один месяц до того квартала, с первого месяца которого налогоплательщик применяет ОСН.

Учитывая, что на момент перехода с УСН на уплату налога на прибыль налогоплательщик в полной мере соответствует условиям получения налоговой льготы по численности работников и наличию лицензии на осуществление образовательной деятельности, предусмотренным п. 3 ст. 284.1 НК РФ, оснований для отказа в предоставлении льготы по причине того, что налогоплательщик подал заявление в текущем году (в году перехода с УСН на ОСН), а не до 1 декабря предыдущего года, не имеется.

Правомерна ли позиция налогоплательщика?


Ответ:

Для целей применения гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) организации, осуществляющие, в частности, образовательную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, вправе применять налоговую ставку 0 процентов при соблюдении условий, установленных ст. 284.1 НК РФ.

Пунктом 5 ст. 284.1 НК РФ установлено, что организации, изъявившие желание применять налоговую ставку 0 процентов в соответствии с указанной статьей, не позднее чем за один месяц до начала налогового периода, начиная с которого применяется налоговая ставка 0 процентов, подают в налоговый орган по месту своего нахождения заявление, копии лицензии (лицензий) на осуществление образовательной и (или) медицинской деятельности, выданной (выданных) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На налогоплательщиков, находящихся на упрощенной системе налогообложения!
, указанные положения не распространяются.

Для того чтобы воспользоваться указанной нормой, налогоплательщики, находящиеся на упрощенной системе налогообложения, должны подать заявление о переходе на общую систему налогообложения.

Для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, налоговым периодом является календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ).

До окончания налогового периода налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, не вправе перейти на иной режим налогообложения, если иное не предусмотрено ст. 346.13 НК РФ.

Статьей 346.13 НК РФ предусмотрены положения, когда налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, теряют право на ее применение. В данном случае речь идет не о самостоятельном переходе налогоплательщика на общий режим налогообложения, а о случаях, когда нарушаются требования или не соблюдаются условия, дающие право на применение упрощенной системы налогообложения.

!
Организации, утратившие право на применение упрощенной системы налогообложения, налоги, установленные общим режимом налогообложения, исчисляют и уплачивают в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для вновь созданных организаций.

При этом ст. 284.1 НК РФ не предусматривает возможности применения налоговой ставки 0 процентов вновь созданными организациями за первый налоговый период.

Таким образом, если организация, осуществляющая образовательную деятельность, после начала календарного года утратила право на применение упрощенной системы налогообложения, она не вправе в этом календарном году применить налоговую ставку 0 процентов, предусмотренную ст. 284.1 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 августа 2012 г. N 03-03-06/4/90


Вопрос:

Согласно абз. 4 ст. 316 НК РФ в случае, если цена реализуемого товара (работ, услуг), имущественных прав выражена в условных единицах, сумма выручки от реализации пересчитывается в рубли по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на дату реализации. При этом возникшие суммовые разницы включаются в состав внереализационных доходов (расходов) в зависимости от возникшей разницы.

Возникают ли у налогоплательщика, являющегося продавцом товаров (работ, услуг), имущественных прав, доходы или расходы в виде суммовых разниц в целях исчисления налога на прибыль при реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав по договорам, обязательство об оплате которых предусмотрено в рублях в сумме, эквивалентной определенной сумме в иностранной валюте, или в условных денежных единицах, в случае полной предварительной оплаты, а также в случае частичной предварительной оплаты?

Цена договора определе!
на сторонами на дату оплаты.


Ответ:

Согласно п. 11.1 ст. 250 и пп. 5.1 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) внереализационными доходами (расходами) налогоплательщика признаются доходы (расходы) в виде суммовой разницы, возникающей у налогоплательщика, если сумма возникших обязательств и требований, исчисленная по установленному соглашением сторон курсу условных денежных единиц на дату реализации (оприходования) товаров (работ, услуг), имущественных прав, не соответствует фактически поступившей (уплаченной) сумме в рублях.

При этом порядок учета доходов (расходов) в виде суммовой разницы установлен п. 7 ст. 271 и п. 9 ст. 272 Кодекса.

Таким образом, в случаях, когда цена договора определена сторонами в условных единицах на дату оплаты, суммовые разницы возникают только по той части стоимости товара (работ, услуг, имущественных прав), которая оказалась не оплаченной после получения права собственности на товар,!
имущественное право, результаты работ, получения услуг. При предварительной оплате суммовые разницы не возникают.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 30 августа 2012 г. N 03-03-06/1/439


Вопрос:

ООО является плательщиком ЕСХН. В 2012 г. ООО приобрело в собственность земельные участки, которые учтены на балансе организации как объекты основных средств.

На основании абз. 2 п. 5 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 земельные участки относятся к основным средствам. Возможность изменения первоначальной стоимости основных средств в случаях достройки, дооборудования, реконструкции и частичной ликвидации, переоценки соответствующих объектов и право организаций не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы однородных объектов основных средств закреплены в п. п. 14 - 15 ПБУ 6/01. Названные нормы ПБУ 6/01 дополняют положения п. 43 Методических указаний по учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, согласно которым коммерческая организация может не чаще одного раза в год (на конец отчетного года) переоценивать группы одн!
ородных объектов основных средств по текущей (восстановительной) стоимости путем индексации или прямого пересчета по документально подтвержденным рыночным ценам.

ООО планирует произвести переоценку земельных участков как объектов основных средств организации на конец 2012 г.

Признается ли доходом (расходом), учитываемым в целях ЕСХН, положительная (отрицательная) сумма переоценки (уценки) стоимости указанных земельных участков на рыночную стоимость, произведенной в соответствии с п. 15 ПБУ 6/01?


Ответ:

Исходя из ст. 346.4 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения для налогоплательщиков единого сельскохозяйственного налога признаются доходы, уменьшенные на величину расходов.

В соответствии с п. 1 ст. 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса, и не учитывают доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Согласно п. 5 ст. 346.5 Кодекса налогоплательщики единого сельскохозяйственного налога используют кассовый метод учета доходов и расходов.

При этом в состав основных средств и нематериальных активов в целях применения ст. 346.5 Кодекса включаются основные средства и нематериальные активы, которые при!
знаются амортизируемым имуществом в соответствии с гл. 25 "Налог на прибыль организаций" Кодекса с учетом положений гл. 26.1 Кодекса, а расходы на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение основных средств определяются с учетом положений п. 2 ст. 257 Кодекса.

В целях применения гл. 25 Кодекса стоимость объектов основных средств подлежит изменению только в случаях, прямо предусмотренных п. 2 ст. 257 Кодекса. Переоценка основных средств данной статьей Кодекса не предусмотрена.

Пунктом 1 ст. 257 Кодекса предусмотрено, что при проведении налогоплательщиком в последующих отчетных (налоговых) периодах после вступления в силу гл. 25 Кодекса переоценки (уценки) стоимости объектов основных средств на рыночную стоимость положительная (отрицательная) сумма такой переоценки не признается доходом (расходом), учитываемым для целей налогообложения, и не принимается при определении восстановительной стоимости амортизируемого имущества!
и при начислении амортизации, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.

Таким образом, налогоплательщик единого сельскохозяйственного налога вправе провести переоценку стоимости земельного участка (земельных участков) на рыночную стоимость в целях отражения его (их) реальной стоимости в бухгалтерском учете. При этом результаты переоценки такого имущества, согласно ст. 257 Кодекса, не учитываются.

Соответственно, суммы указанной переоценки не признаются доходами (расходами), учитываемыми при определении налоговой базы по единому сельскохозяйственному налогу.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 29 августа 2012 г. N 03-11-06/1/17


Вопрос:

ООО (лизингодатель) предоставляет в лизинг оборудование и транспортные средства, которые учитываются на балансе лизингодателя.

Для целей налогообложения учетной политикой лизингодателя в 2012 г. предусмотрен линейный метод начисления амортизации. В отношении основных средств расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к 3 - 7 амортизационным группам) включались в расходы отчетного периода. Доходы и расходы определяются методом начисления.

В связи с реализацией имущества, по которому применялась амортизационная премия, до истечения пятилетнего срока его эксплуатации начисленная ранее амортизационная премия, в соответствии с п. 9 ст. 258 НК РФ, была восстановлена и включена в налоговую базу по налогу на прибыль в качестве внереализационных доходов.

Правомерно ли в целях исчисления налога на прибыль для расчета оста!
точной стоимости основного средства, по которому была применена амортизационная премия, реализованного до истечения пятилетнего срока с момента ввода в эксплуатацию, использовать его первоначальную стоимость в той сумме, в которой она определена в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 257 НК РФ, а именно в сумме расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования (без НДС), уменьшенной на сумму начисленной амортизации за период эксплуатации?


Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 257 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) остаточная стоимость основных средств, введенных в эксплуатацию после вступления в силу гл. 25 НК РФ, определяется как разница между их первоначальной стоимостью и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

На основании п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, мод!
ернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Если налогоплательщик использует указанное право, соответствующие объекты основных средств после их ввода в эксплуатацию включаются в амортизационные группы (подгруппы) по своей первоначальной стоимости за вычетом не более 10 процентов (не более 30 процентов - в отношении основных средств, относящихся к третьей - седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости, отнесенных в состав расходов отчетного (налогового) периода.

В случае реализации ранее чем по истечении пяти лет с момента введения в эксплуатацию основных средств, в отношении которых были применены положения абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, суммы расходов, включенных в состав расходов очередного отчетного (налогового) периода в соответствии с абз. 2 п. 9 ст. 258 НК РФ, подлежат восстановлению и включению в налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

p>В соответствии с п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с гл. 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.

Таким образом, остаточная стоимость объекта амортизируемого имущества определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта за минусом указанных расходов в виде капитальных вложений (10 процентов или 30 процентов) и суммой начисленной за период эксплуатации амортизации.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 27 августа 2012 г. N 03-03-06/1/425


Вопрос:

В соответствии с Письмом Минфина России от 29.05.2007 N 03-11-04/2/143 денежные суммы, в том числе суммы платежей за коммунальные услуги, которые управляющая компания, применяющая УСН, передает поставщикам данных услуг, не являются доходами указанной организации-агента.

Управляющая организация, применяющая УСН, фактически является агентом собственников жилых помещений во взаимоотношениях с ресурсоснабжающими организациями. Однако в договорах на управление нет прямого указания на то, что управляющая организация в части предоставления коммунальных услуг выступает в качестве агента.

Налоговые органы считают, что в состав дохода включаются суммы, перечисленные управляющей организацией ресурсоснабжающим организациям за поставленные энергоресурсы, при отсутствии в договоре управления прямого указания на агентирование.

Учитывается ли в указанном случае при исчислении налога, уплачиваемого в связи с примен!
ением УСН, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей организации?


Ответ:

Согласно ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. Доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

В соответствии со ст. 249 Кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных, выручка от реализации имущественных прав. Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, плата собственников жилых помещений за коммунальные услуги, поступающие на счет управляющей орга!
низации, является выручкой от реализации работ (услуг) и, соответственно, должна учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

В случае заключения управляющей организацией агентских договоров на поставку электроэнергии следует иметь в виду, что согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относи!
тся комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

На основании п. 1 ст. 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала. По сделке, совершенной агентом с третьим лицом от своего имени и за счет принципала, приобретает права и становится обязанным агент, хотя бы принципал и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

Статьей 1011 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что если агент действует от своего имени, но за счет принципала, то к отношениям, вытекающим из агентского договора, применяются правила, предусмотренные гл. 51 "Комиссия" Гражданского кодекса Российской Федерации, если эти правила не противоречат положениям гл. 52 "Агентирование" Гражданского кодекса Российской Федерации или существу агентского договора.

!
Учитывая вышеизложенное, предметом агентского договора являются любые взаимоотношения агента с третьими лицами в интересах принципала, в том числе выполнение функций комиссионера.

Согласно положениям п. 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2004 N 85 сделка, совершенная до заключения договора комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента.

В связи с этим при агентском договоре сделка с третьими лицами агентом, выступающим от своего имени, но за счет принципала, должна быть совершена после заключения агентского договора и только в интересах принципала. При соблюдении вышеуказанных условий по сделке с третьими лицами у агента, применяющего упрощенную систему налогообложения, в составе доходов при определении объекта налогообложения учитывается только агентское вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2012 г. N 03-11-06/2/114


Вопрос:

ООО применяет УСН с объектом налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов" и закупает товары у иностранного поставщика для их дальнейшей реализации на условиях 100% предоплаты. В связи с этим курсовые разницы не возникают.

Согласно Письму Минфина России от 01.06.2010 N 03-03-06/1/359 стоимость имущества, оплаченного в иностранной валюте, может определяться по курсу Банка России, действовавшему на дату перечисления авансов.

В Письме Минфина России от 10.06.2011 N 03-11-06/2/93 указано, что перерасчет расходов по оплате стоимости товаров в рубли производится по официальному курсу Банка России на дату передачи права собственности на товары независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

Каков порядок учета расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и оплаченных поставщику, при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

В как!
ом порядке производится перерасчет указанных расходов в рубли?


Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 346.18 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, учитываются в совокупности с доходами и расходами, выраженными в рублях. При этом доходы и расходы, выраженные в иностранной валюте, пересчитываются в рубли по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному соответственно на дату получения доходов и (или) дату осуществления расходов.

Согласно пп. 23 п. 1 ст. 346.16 Кодекса налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, при определении объекта налогообложения уменьшают полученные доходы на расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации (уменьшенные на величину расходов, указанных в пп. 8 п. 1 ст. 346.16 Кодекса), а также на расходы, связанные с приобретением и ре!
ализацией указанных товаров, в том числе на расходы по хранению, обслуживанию и транспортировке товаров.

В соответствии с п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходами налогоплательщика признаются затраты после их фактической оплаты. При этом согласно пп. 2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, учитываются в составе расходов по мере реализации указанных товаров.

Пунктом 1 ст. 39 Кодекса предусмотрено, что реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем (за исключением случаев, указанных в п. 3 ст. 39 Кодекса) признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лиц!
ом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.

Место и момент фактической реализации товаров, работ или услуг определяются в соответствии с частью второй Кодекса (п. 2 ст. 39 Кодекса).

Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения, согласно п. 1 ст. 346.17 Кодекса датой получения доходов (в том числе доходов от реализации товаров) признают день поступления денежных средств на счета в банках и (или) в кассу, получения иного имущества (работ, услуг) или имущественных прав, а также погашения задолженности (оплаты) иным способом (кассовый метод).

Вместе с тем в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.06.2010 N 808/10 указано, что расходы на оплату товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, признаются в составе расходов при исчислении налога по упрощенной системе налогообложения после фактической передачи товаров покупателю независимо от того, оплачены они покупателем или нет.

Таким образом, расходы по оплате стоим!
ости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации и оплаченных поставщикам, учитываются при исчислении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, после передачи права собственности на товары покупателям. В случае если вышеуказанные расходы выражены в иностранной валюте, перерасчет расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для дальнейшей реализации, в рубли следует производить по официальному курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на дату передачи права собственности на товары покупателям.

При этом в соответствии с п. 5 ст. 346.17 Кодекса в редакции Федерального закона от 25.06.2012 N 94-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступающим в силу с 1 января 2013 г., переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностра!
нной валюте, в том числе по валютным счетам в банках, в связи с изменен
ием официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации, в целях гл. 26.2 Кодекса не производится, доходы и расходы от указанной переоценки не определяются и не учитываются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 августа 2012 г. N 03-11-06/2/115





Обратный звонок