Банкротить налоговых должников будут по схеме Минэкономразвития
Минэкономразвития подготовило методику, по которой налоговики будут определять финансовое состояние налоговых должников. Теперь просить у ФНС отсрочку, аргументируя потенциальным банкротством, будет проще, радуются юристы. Между тем нововведение не лишено минусов — недобросовестные компании могут использовать методику как руководство для ухода от уплаты налогов.
Проект методики — следствие изменений в Налоговый кодекс, внесенных 27 июля 2010 года законом №229-ФЗ. Им были уточнены основания предоставления отсрочки по уплате налогов, в частности вследствие угрозы возникновения банкротства в результате единовременной уплаты налогов, пени, штрафов.
Наличие такого основания должно устанавливаться по результатам анализа финансового состояния организации, проведенного налоговым органом в соответствии с методикой, утверждаемой Минэкономразвития, поясняет юрист налоговой практики компании Sameta Юлия Кузнецова. После утверждения методики появятся четкие критерии для налоговых органов, по которым они будут оценивать возможность угрозы банкротства и соответственно предоставлять или не предоставлять рассрочку, говорит старший юрист ГК «Крикунов и партнеры» Олег Зайцев.
Данная методика — результат многочисленных запросов налогоплательщиков в Минфин и ФНС по этой теме, комментирует руководитель юридического департамента ИК «Грандис Капитал» Алексей Корзенков. «Раньше доказать возможность банкротства в случае уплаты всей суммы текущих налогов было довольно проблематично. Решение об отсрочке принималось ответственным сотрудником налогового органа. В дело вступал человеческий фактор. Так как лишняя ответственность никому не нужна, самым распространенным ответом был отказ с формулировкой «отсутствуют основания», — дополняет руководитель отдела экспертизы налоговых обязательств МКПЦН Андрей Камалетдинов.
Подобные изменения являются естественным этапом развития налогового законодательства и реакцией государства на экономические изменения, происходящие в посткризисный период, когда вопросы банкротства приобрели большую актуальность, заключает г-н Корзенков.
Директор московского офиса Tax Consulting UK Эдуард Савуляк уверен, что методика может обернуться страшным «карающим мечом» для большинства проблемных компаний и поставить крест на их идеях вывода активов: «Излюбленным способом крупных компаний и банков, которым доначисляются налоги, избежать или оттянуть уплаты этих налогов и получить максимальную временную отсрочку (после которой, как правило, ставится вопрос о списании большей части налогов, штрафов и пеней) — это заявить о том, что предприятие системообразующее и уплата налогов попросту убьет его. Налоговая, может, попытается пойти навстречу такой «суперкомпании», подготовив план-график рассрочки платежей по налогам. Другой вопрос, что в большинстве своем такие компании не выживают, а используют полученное время для вывода активов и расчетов с дружественными кредиторами». По его оценке, новая методика должна поставить крест на подобных действиях налоговиков на местах и жестко структурировать процесс принятия ими решений.
Между тем методика не лишена потенциальных минусов. «Недобросовестные организации могут взять на вооружение рекомендации Минэкономразвития и подогнать необходимые показатели так, чтобы повод для отказа у налоговиков отсутствовал», — волнуется г-н Камалетдинов.
Путин не помог
Обещания Владимира Путина выработать единый подход к закону о стратегических предприятиях не помогли миноритариям ТГК-2. Высший арбитражный суд второй раз не стал рассматривать жалобу акционеров, оспаривающих признанную недействительной сделку по продаже акций генкомпании «Корес Инвест». Не убедила суд и позиция антимонопольного органа, который подтвердил, что «Корес Инвесту» для покупки акций ТГК-2 не требовалось предварительного согласования правительственной комиссии. Причины, по которым была отклонена вторая надзорная жалоба миноритариев, пока остаются в секрете — их ВАС должен сформулировать в течение ближайших дней. Однако складывается впечатление, что на создание прецедента по такому щекотливому вопросу, как приобретение стратегических активов, который сформировал бы судебную практику по аналогичным делам, в суде пока не готовы.
Методика проведения анализа финансового состояния компании для выявления угрозы банкротства в случае единовременной уплаты налога
Анализ финансового состояния проводится в отношении хозяйствующих субъектов, не имеющих признаков несостоятельности (банкротства), с учетом имеющихся в распоряжении ФНС сведений. В отношении хозяйствующих субъектов, не имеющих признаков несостоятельности (банкротства), по данным бухгалтерского учета на последнюю отчетную дату рассчитываются следующие показатели: степень платежеспособности по текущим обязательствам, которая определяется как отношение рассчитываемых по форме №1 бухгалтерской отчетности текущих обязательств (краткосрочных обязательств, за исключением доходов будущих периодов и резервов предстоящих расходов) к среднемесячной выручке, рассчитываемой по форме № 2 бухгалтерской отчетности как отношение выручки, полученной предприятием (организацией) за отчетный период, к количеству месяцев в отчетном периоде; коэффициент текущей ликвидности, который определяется по форме №1 бухгалтерской отчетности как отношение ликвидных активов в виде суммы денежных средств, краткосрочных финансовых вложений, товаров отгруженных, готовой продукции и товаров для перепродажи, краткосрочной дебиторской задолженности, прочих оборотных активов к текущим обязательствам предприятия (организации), включающим в себя сумму займов и кредитов, подлежащих погашению в течение 12 месяцев после отчетной даты, кредиторской задолженности, задолженности участникам (учредителям) по выплате доходов и прочих краткосрочных обязательств.
Если степень платежеспособности по текущим обязательствам меньше или равна трем месяцам (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шести месяцам) и (или) коэффициент текущей ликвидности больше или равен 1, то в отношении хозяйствующего субъекта делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.
Если степень платежеспособности по текущим обязательствам больше трех месяцев (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шести месяцев) и одновременно коэффициент текущей ликвидности меньше 1, в отношении хозяйствующего субъекта проводится анализ следующих показателей:
(1) задолженность по налогам и сборам, в отношении которой возможно представление отсрочки или рассрочки; (2) кредиторская задолженность (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату); (3) кредиторская задолженность (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату) без учета задолженности по налогам и сборам, в отношении которой возможно представление отсрочки или рассрочки; (4) чистая прибыль отчетного периода (по данным бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату); (5) поступление денежных средств на счета в банках за трехмесячный (для стратегических организаций и субъектов естественных монополий — шестимесячный) период, предшествующий подаче заявления о предоставлении отсрочки или рассрочки.
На основании указанных показателей делается вывод об отсутствии угрозы возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога при соблюдении одного из следующих условий: если поступления (5) больше или равны кредиторской задолженности (2); поступления (5) меньше кредиторской задолженности (2), но не меньше кредиторской задолженности (3), при этом имеется чистая прибыль (4); поступления (5) меньше кредиторской задолженности (3).
В остальных случаях делается вывод об угрозе возникновения признаков несостоятельности (банкротства) заинтересованного лица в случае единовременной уплаты им налога.