Главная / Для подписчиков / 300 000 водителей в РФ рискуют лишиться водительских прав

300 000 водителей в РФ рискуют лишиться водительских прав

Думский комитет по госстроительству рекомендовал Госдуме принять в первом чтении поправки в закон об исполнительном производстве, по которым должников можно будет лишать водительских прав до уплаты задолженности. Его нормы касаются "подлых алиментщиков", граждан, которые не компенсируют причиненный вред, а также предпринимателей, не платящих зарплаты и гонорары.

В ноябре прошлого года депутат Александр Агеев подал идею, как можно радикально мотивировать алиментщиков погасить задолженность. Он предложил лишать прав на управление автомобилями и водными судами тех, у кого долг превышает 10 000 руб., до его выплаты. Аналогичные правила, по мнению Агеева, нужно распространить и на случаи, когда человек не возмещает вред и когда индивидуальный предприниматель не платит зарплаты своим сотрудникам или вознаграждения авторам.

Согласно законопроекту, должник, получив уведомление от пристава, в течение пяти дней самостоятельно должен ему отнести водительское удостоверение. Тот его изымет и напишет постановление на этот счет. Если же должник проигнорирует весточку, то ему, во-первых, будет грозить административный штраф в 1000–2500 руб. (ч. 1 ст. 17.14 КоАП), а, во-вторых, в случае встречи с сотрудником ГИБДД – наказание как за езду без прав – до 30 000 руб. (ч. 2 и 3 ст. 12.7 КоАП), потому что одновременно с уведомлением пристав отправит информацию о временном лишении водительского удостоверения в ГИБДД. При этом если исполнительный лист, по которому не платит должник, не является судебным актом или не выдан на его основании, то взыскатель или пристав смогут добиваться временного лишения должника водительского удостоверения через суд.

В пояснительной записке к проекту Агеева предложение подкрепляется статистикой применения постановлений о временном ограничении на выезд должников за границу. В 2012 году они выносились 469 143 раза, и 46 723 человека расплатились с долгами. В 2013 году права выезда за границу лишились 668 343 граждан, 60 914 погасили задолженность. Ограничения эффективны, делает вывод инициатор законопроекта.

Сегодня инициативу Агеева обсуждали на заседании думского комитета по госстроительству. Его глава единоросс Владимир Плигин, предваряя дискуссию, отметил, что норму поддерживает. "Для первого чтения она пройдет. Она действительно, видимо, сумеет оказать помощь. Мы рассчитываем на то, что общественность эту меру поддержит", – сказал он, уходя на оперативку. Вместо него дискуссией остался руководить единоросс Дмитрий Вяткин.

Отстаивать необходимость принятия документа пришла член Общественной палаты Ольга Костина. Она отмечала, что принципиально важно, чтобы обращение к правосудию было доведено до конца, в противном смысле девальвируется его смысл. Костина просила депутатов не откладывать документ в долгий ящик. В стране около 40 % детей воспитываются одним родителем, выделяла она глобальность проблемы алиментов.
Но у некоторых парламентариев были сомнения в верности оформления идеи. Депутат от ЛДПР Алексей Диденко обратил внимание на норму, по которой ограничения не затронут инвалидов или содержащих их граждан, а также тех, для кого автомобиль является основным законным источником средств к существованию, либо единственным средством для обеспечения жизнедеятельности семьи с учетом ограниченной транспортной доступности постоянного места проживания."Ограничения не затрагивают только тех, кто работает водителем по трудовой книжке. Что делать десяткам миллионов граждан, которые занимаются частным извозом?" – возмутился он.

"Цифры совсем не те, – парировал первый зампред комитета Вячеслав Лысаков. – Около 1,5 млн человек заняты в таксомоторном бизнесе, из них только треть получили разрешение". Однако он согласился, что ко второму чтению можно предусмотреть поправку, по которой и имеющих право на таксомоторную деятельность нельзя будет временно ограничивать в праве на управление автомобилем.
– А тех, кто без лицензии? – спрашивал Диденко. Он как-будто бы забыл о том, что работа таксистом без нее запрещена.

Глава комитета по безопасности единоросска Ирина Яровая с идеей Агеева была согласна, но настаивала, что законопроект должен предусматривать процедуру быстрого и беспрепятственного снятия необоснованных ограничений, если ФССП допустили ошибку. Она считает, что у приставов для этого должна действовать круглосуточная оперативная служба.

ФССП уже работает над этим, отозвалась замдиректора службы Татьяна Игнатьева. По ее словам, у ее ведомства есть поручение правительственной комиссии по улучшению качества жизни, согласно которому нужно оптимизировать процедуру ограничения права на выезд из страны. "Мы в этом году должны закончить переход на электронный документооборот, в том числе и с организацией круглосуточного дежурства в службе по снятию [запретов]", – сказала она.

Наш адрес

Москва, ул. Б. Полянка, 26