[28.02.2019]

СКУАДом по неплательщикам: собирать налоговые долги будут по-новому. И еще: Что делать если документы по ТКС не прошли?

В 2019 году для повышения собираемости налогов в стране создадут и внедрят СКУАД – «Систему комплексного управления и администрирования долгом». В ФНС объяснили, что она будет делать.

В 2018 году налоговым органам удалось не допустить рост задолженности. К 1 января 2019 года она сократилась на 207 млрд рублей, или 10%, и составила 1,9 трлн рублей. Реального снижения долга удалось добиться впервые за пять лет, — подчеркнул Михаил Мишустин, выступая на расширенной коллегии ФНС.

У ФНС новая аббревиатура
Глава ФНС поставил цель продолжить дальнейшее снижение задолженности в текущем году. Для решения этой задачи Служба приступила к созданию и внедрению «Системы комплексного управления и администрирования долгом» - СКУАД.

«Система максимально автоматизирует меры взыскания, что перераспределит специалистов с рутинных операций на противодействие схемам уклонения от уплаты налоговой задолженности», - разъясняют налоговики.

«Нам сверху видно все – ты так и знай!»
Что касается широко разрекламированной АИС «Налог-3», то ее скоро внедрят повсеместно. Осталось перенести туда часть юрлиц. В результате внедрения обещаны новые сервисы, экстерриториальный и бесконтактный принцип обслуживания.

«Сейчас в системе централизованно администрируются все налоговые начисления физлиц и ИП, а также 25% юрлиц по всем субъектам РФ. В ближайшее время необходимо завершить конвертацию данных по всем юрлицам», - подчеркнул глава ФНС России.

Справочно:
Напомним, положение об автоматизированной информационной системе АИС «Налог-3» было утверждено еще приказом ФНС России от 14.03.2016 № ММВ-7-12/134@. А приказ от 31.01.2019 № ММВ-7-6/40@ регламентирует и конкретизирует порядок ее полного ввода в промышленную эксплуатацию.

Система предназначена для автоматизации деятельности налоговых органов по всей территории России и получении возможности обеспечивать полную информацию о сделках, активах и контрагентах каждого налогоплательщика, независимо от региона его нахождения и осуществления деятельности.

То есть налогоплательщикам также необходимо более ответственно подходить к своему взаимодействию с контрагентами и обращать внимание на ошибки в получаемых документах из других регионов. Ведь налоговики теперь имеют возможность проверять все операции по налогообложению сделок даже не запрашивая документы на проверку. А если ошибка будет обнаружена инспектором раньше, чем налогоплательщик выявит и исправит ее у себя в учете и документах, то штрафа и доначисления налога избежать не удастся.

На основе АИС «Налог-3» налоговые инспекторы могут вычислять необходимые им для работы статистические данные, а также «оперативно получать сведения, необходимые для обеспечения поддержки принятия управленческих решений и обеспечения полного контроля за налогоплательщиками». В общем, что-то похожее на всевидящее око Саурона из «Властелина колец». Но только, простите за каламбур, с положительными (для налогоплательщиков) диоптриями – поскольку повсеместное внедрение будет способствовать снижению количества выездных проверок, по уверению г-на Мишустина, до самого минимального минимума.

Переходят на новую систему осуществляется поэтапно. Без эксцессов, разумеется, не обходится. На необходимости минимизировать риски для налогоплательщиков при внедрении новых технологий в налоговое администрирование акцентировался в своем недавнем выступлении и г-н Мишустин. Повод, кстати, есть. В процессе перехода на новую систему прямо в разгар отчетной кампании произошел массовый технический сбой, что привело к проблемам с приемом отчетности. В начале февраля ФНС России на своем сайте опубликовала объявление с извинениями, в котором сообщила, что делает все возможное для скорейшего завершения всех этапов внедрения новой программы.

***

Документы по ТКС не прошли

Ответы на запросы налоговиков по НДС нужно направлять в электронном формате по ТКС. Это предусмотрено статьей 129 Налогового кодекса РФ. Если предоставить документы на бумаге – это будет расценено, как непредставление.

Когда можно сдать документы на бумаге
Если вы получили из налоговой инспекции требование о предоставлении пояснений по НДС, вам обязательно нужно направить пояснения по ТКС в электронной форме. И только в том случае, когда документы не пройдут и вы не получите ни протокола о приеме, ни квитанции, ни уведомления об ошибке, можно затребованные документы либо пояснения передать налоговикам на бумаге. То есть должен быть, так или иначе, подтвержден сам факт отправки электронных документов - отчет о направлении документов, зафиксированный в вашей программе электронной отчетности.

Во всех остальных случаях, например, если вы по своей инициативе, без попыток отправить электронно, передадите документы налоговикам на бумаге, это будет расценено, как непредставление по требованию. И вам грозит штраф. С учетом срока, установленного в пункте 3 статьи 93, пункте 5 статьи 93.1 Налогового кодекса РФ за непредставление документов предусмотрен штраф 126 – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Порядок представления документов
Полностью порядок представления документов по требованию налоговой инспекции в электронном виде по ТКС описан и утвержден в приказе ФНС от 17 февраля 2011 г. № ММВ-7-2/168@. Документ, который затребовала ИФНС, считается принятым, если вы получили квитанцию о приеме. Если документ, который вы отправили, не соответствует утвержденному формату, считается, что он не принят. Если вы получили уведомление об отказе в приеме документов, нужно устранить ошибки и направить документ повторно в инспекцию.

Если вы направляете в инспекцию по ТКС документ с наименованием файла, содержащего сканы нескольких документов, то программа направляет вам уведомление об отказе в приеме электронного документа. При этом в уведомлении налоговики укажут коды ошибок: 0300300000 «Структура файла обмена не соответствует требованиям формата» и 0200100003 «Имя файла указано неправильно». Эти ошибки нужно исправить и направить файл повторно.

Но только, если вы не получили ни квитанцию о приеме, ни уведомление об ошибке, можно подготовить и сдать бумажные копии.

Как на практике
По проведенному нами опросу мы выяснили, что в случае принятия либо не принятия бумажных документов работает тот самый «человеческий фактор».

В ряде налоговых, в основном в регионах, налоговые инспекторы принимают документы на бумаге, не выражают никакого недовольства, идут на встречу бухгалтерам и не выставляют штрафов за непредставление документов.

Но, встречаются и принципиальные формалисты, которые вроде как принимают документы через экспедицию ставят отметки о принятии, а потом, уходящему бухгалтеру, вслед высылают требование об уплате штрафа за непредставление документов.

Как правило, бухгалтеры, которые не боятся жаловаться на налоговых инспекторов, выигрывают. И если не удается полностью отменить штраф, то уменьшить его размер точно получается.
**************************************************************************************************************************************************************************

P.S. Многие сталкиваются с вопросами Ликвидации и Банкротства компании.

Мы дадим вам рекомендации по ликвидации компаний и банкротству фирм.

На нашей странице: http://www.barrit.ru/cgi-bin/practic.cgi?c=r&id=3537
вы можете ознакомиться со способами ликвидации фирм.
Обратный звонок