Обратный звонок
[24.12.2010]

Изменение законодательства для бухгалтера

Изменение законодательства для бухгалтера от 23.12.2010

ЗАО "Консультант Плюс"

В настоящем обзоре представлены новые документы (разъяснения Минфина России, налоговых органов и иные), в которых выражены позиции этих ведомств по вопросам налогообложения и бухгалтерского учета. Знание позиций налоговых органов, финансистов и мнения профессионального сообщества необходимы бухгалтеру для принятия решений и планирования работы. Обзор поможет быстро сориентироваться в рассматриваемых проблемах и принять взвешенное решение с учетом всех возможных вариантов поведения и их последствий.


Содержание обзора

Новости

1. В 2011 г. тарифы страховых взносов на травматизм останутся прежними

2. Определен размер индексации детских пособий с 2011 г.

3. Установлены новые правила формирования и представления сведений по сегментам в бухгалтерской отчетности

4. Некоторые коррективы внесены в классификацию основных средств

5. При заполнении декларации по акцизам после 1 января 2011 г. необходимо использовать новые коды автомобильного бензина и дизельного топлива

6. Минфин России разъяснил порядок налогообложения компенсации за аренду автомобилей для командированных работников


Комментарии

1. Изменен порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком

2. Законодательно установлен объект начисления взносов на травматизм, а также перечень сумм, которые такими взносами не облагаются


Судебное решение недели

Списание безнадежной задолженности с опозданием не всегда является основанием для привлечения к ответственности


Новости

1. В 2011 г. тарифы страховых взносов на травматизм останутся прежними

Федеральный закон от 08.12.2010 N 331-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

В следующем году страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний останутся прежними (ст. 1 Федерального закона от 08.12.2010 N 331-ФЗ). Напомним, что на данный момент применяются тарифы, установленные Федеральным законом от 22.12.2005 N 179-ФЗ. Размер страхового взноса зависит от класса профессионального риска основного вида деятельности. Вид деятельности необходимо ежегодно подтверждать (п. 3 Порядка, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от 31.01.2006 N 55).

Рассматриваемым Законом также установлено, что страховые тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений. Имеются в виду выплаты и вознаграждения, которые начисляются в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам и включаются в базу для начисления взносов на травматизм. На 2012 и 2013 гг. планируется сохранить такие же тарифы.

2. Определен размер индексации детских пособий с 2011 г.

Федеральный закон от 13.12.2010 N 357-ФЗ "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов"

Работодатель обязан исчислять и выдавать своим работникам пособие по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком. Такая обязанность установлена ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ, п. 14 и подп. "а" п. 45 Порядка, утвержденного Минздравсоцразвития РФ от 23.12.2009 N 1012н (далее - Порядок). Кроме того, если сотрудница встала на учет в медучреждении на раннем сроке беременности и предъявила подтверждающую это медсправку, работодатель должен выплатить ей соответствующее единовременное пособие (ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, п. 21 Порядка). По месту работы одного из родителей выплачивается также единовременное пособие при рождении ребенка (ст. 11 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, п. 27 Порядка). Некоторые из указанных пособий индексируются исходя из предполагаемого уровня инфляции (ст. 4.2 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ).

13 декабря текущего года принят Закон о федеральном бюджете на 2011 г. и на плановый период 2012 и 2013 гг., в котором установлено, что с 1 января 2011 г. коэффициент индексации равен 1,065. При этом при расчете детских пособий должна учитываться и ранее произведенная индексация (Письмо ФСС РФ от 13.05.2009 N 02-18/07-3970). Следовательно, с 2011 г. проиндексированные пособия составят:

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, - 438,87 руб. (412,08 руб. x 1,065);

- единовременное пособие при рождении ребенка - 11703,13 руб. (10988,85 руб. x 1,065);

- минимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет: за первым ребенком - 2194,34 руб. (2060,41 руб. x 1,065), за вторым и последующими - 4388,67 руб. (4120,82 руб. x 1,065).

Следует отметить, что индексация не применяется к максимальному размеру ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Не индексируется это пособие и в том случае, если оно исчисляется из заработной платы застрахованного лица (напомним, что его размер составляет 40 процентов среднего заработка). Такие разъяснения давал и ФСС РФ (Письма от 10.12.2009 N 02-10/07-12722, от 13.05.2009 N 02-18/07-3970).

Стоит отметить, что с учетом последних изменений (см. Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933) максимальный размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком в 2011 г. составит 15433,33 руб. (463000 руб. / 12 месяцев / 100 x 40). Округление суммы пособия до полных рублей законодательством РФ не предусмотрено (Письмо ФСС РФ от 10.12.2009 N 02-10/07-12722).

3. Установлены новые правила формирования и представления сведений по сегментам в бухгалтерской отчетности

Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2010)"

Вместо Положения по бухгалтерскому учету "Информация по сегментам" (ПБУ 12/2000), утвержденного Приказом Минфина РФ от 27.01.2000 N 11н, будет применяться вновь утвержденное ПБУ 12/2010. Такая замена обусловлена переходом организаций на подготовку отчетности в соответствии с МСФО. Новое ПБУ 12/2010 соответствует МСФО (IFRS) 8 "Операционные сегменты".

ПБУ 12/2010 обязательно для применения организациями - эмитентами публично размещаемых ценных бумаг. Они должны в пояснениях к бухгалтерской отчетности раскрывать информацию по сегментам. Это положение могут применять и другие организации, принявшие решение о раскрытии информации.

Информация по сегментам раскрывается с целью обеспечения заинтересованных пользователей бухгалтерской отчетности необходимыми данными. Эта информация позволяет им оценить отраслевую специфику деятельности и хозяйственную структуру компании, а также распределение финансовых показателей по отдельным направлениям деятельности. Следует отметить, что раскрытие данных производится на основании не бухгалтерской, а внутренней отчетности организации.

Сегменты выделяются путем обособления информации о части деятельности организации. Основой выделения сегментов могут быть производимая продукция (закупаемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги), основные покупатели (заказчики) продукции (товаров, работ, услуг), географические регионы, в которых осуществляется деятельность, а также структурные подразделения организации. Перечень отчетных сегментов компания определяет исходя из своей организационной и управленческой структуры. Сегмент считается отчетным, если он отвечает требованиям, установленным в ПБУ 12/2010. Общая информация по каждому из сегментов отражается в пояснительной записке, в которой также раскрываются финансовый результат (прибыль или убыток) за отчетный период, общая величина активов и обязательства на отчетную дату.

Приказ Минфина России от 08.11.2010 N 143н вступает в силу с бухгалтерской отчетности за 2011 г.

4. Некоторые коррективы внесены в классификацию основных средств

Постановление Правительства РФ от 10.12.2010 N 1011 "О внесении изменений в Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы"

Правительство России изменило Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы (утв. Постановлением от 01.01.2002 N 1). С 1 января 2011 г. снижены сроки полезного использования для некоторых видов речного и озерного транспорта.

Так, сухогрузные суда смешанного река-море плавания отнесены к пятой амортизационной группе (имущество со сроком полезного использования от 7 до 10 лет). Ранее они относились к шестой группе (имущество со сроком полезного использования от 10 до 15 лет).

Сухогрузные грузоподъемностью до 700 т, наливные, буксирные, технические и вспомогательные речные и озерные самоходные суда включены в шестую амортизационную группу. Сухогрузные суда грузоподъемностью свыше 701 т, суда буксирные мощностью более 515 кВт и земснаряды речные производительностью более 400 куб. м/ч отнесены к седьмой группе (имущество со сроком полезного использования от 15 до 20 лет). Ранее указанные суда входили в амортизационную группу с большим сроком полезного использования.

Из десятой в девятую амортизационную группу (имущество со сроком полезного использования от 25 до 30 лет) перенесены специализированные сухогрузные самоходные речные и озерные суда, а также несамоходные суда и плавсредства, обслуживающие речной флот.

Постановление Правительства РФ от 10.12.2010 N 1011 вступает в силу с 1 января 2011 г.

Соответственно, измененную редакцию Классификации будут применять к основным средствам, которые будут введены в эксплуатацию в следующем году аналогичные разъяснения УМНС РФ по г. Москве давала в Письме от 24.03.2004 N 26-12/19898). По объектам, введенным в эксплуатацию до 1 января 2011 г., амортизация начисляется в прежнем порядке, и ее пересчет не производится. Это объясняется тем, что согласно п. 1 ст. 258 НК РФ срок полезного использования основного средства должен определяться на момент его ввода в эксплуатацию. Данный срок может быть изменен только в случаях реконструкции, модернизации или технического перевооружения.

5. При заполнении декларации по акцизам после 1 января 2011 г. необходимо использовать новые коды автомобильного бензина и дизельного топлива

Письмо ФНС России от 13.12.2010 N ШС-37-3/17401@ "О кодах видов подакцизных товаров в отношении автомобильного бензина и дизельного топлива при заполнении налоговых деклараций по акцизам на подакцизные товары, за исключением табачных изделий, представляемых по операциям, совершаемым с 01.01.2011"

С 1 января 2011 г. ставки акциза на бензин и дизельное топливо будут зависеть от их класса. К тому или иному классу бензин и дизельное топливо будут относить на основании их соответствия определенным нормам (например, по содержанию бензола, железа, свинца). Напомним, что согласно действующим правилам ставка акциза на бензин зависит от его октанового числа (п. 1 ст. 193 НК РФ).

Данные изменения требуют внесения дополнений в Приказ Минфина РФ от 14.11.2006 N 146н, утвердивший форму декларации по акцизам и порядок ее заполнения. Дело в том, что коды видов подакцизных нефтепродуктов в зависимости от класса бензина и дизельного топлива данным порядком не установлены.

В связи с этим ФНС России рекомендует при заполнении декларации до внесения соответствующих изменений использовать следующие коды:

- 661 - автомобильный бензин, не соответствующий классам 3, 4, 5;

- 662 - автомобильный бензин класса 3;

- 663 - автомобильный бензин класса 4 и 5;

- 631 - дизельное топливо, не соответствующее классам 3, 4, 5;

- 632 - дизельное топливо класса 3;

- 633 - дизельное топливо класса 4 и 5.

6. Минфин России разъяснил порядок налогообложения компенсации за аренду автомобилей для командированных работников

Письмо Минфина России от 29.11.2010 N 03-03-06/1/742

Иногда организации выгоднее арендовать для командированных сотрудников автомобиль, чем оплачивать их проезд на общественном транспорте. В такой ситуации налогоплательщики сталкиваются со следующими вопросами: можно ли учесть в расходах затраты на аренду автомобиля для командированных работников и возникает ли у последних облагаемый НДФЛ доход?

Несколько лет назад Минфин России уже рассматривал данную проблему (см. Письмо от 08.08.2005 N 03-03-04/2/42). Финансовое ведомство пришло тогда к выводу, что в целях исчисления налога на прибыль такие затраты учесть нельзя. Министерство обосновало свою точку зрения тем, что согласно трудовому законодательству работодатель компенсирует командированному работнику проезд только на общественном транспорте (п. 12 Инструкции Минфина СССР, Госкомтруда СССР и ВЦСПС от 07.04.1988 N 62 "О служебных командировках в пределах СССР"). Данный нормативный акт, по мнению ведомства, следует применять и в отношении заграничных командировок. Однако некоторым налогоплательщикам удалось доказать в суде, что расходы на аренду автомобиля для командированных работников учитываются в целях налога на прибыль (см. Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 23.01.2006 N Ф04-9850/2005(19018-А27-15), Северо-Западного округа от 25.04.2005 N А56-32729/04).

В том же Письме от 08.08.2005 N 03-03-04/2/42 Минфин России разъяснил, что компенсация работодателем затрат командированного сотрудника на аренду автомобиля облагается НДФЛ. Дело в том, что в п. 3 ст. 217 НК РФ приведен закрытый перечень выплат, которые не облагаются данным налогом, и компенсация стоимости аренды автомобиля в этом перечне не упомянута. Однако суды придерживаются иного подхода (см. Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 22.09.2010 N А32-49229/2009, Уральского округа от 03.09.2007 N Ф09-7059/07-С2).

Пять лет спустя Минфин России снова вернулся к этому вопросу. Теперь ведомство приняло сторону налогоплательщиков и дало следующие разъяснения.

Во-первых, затраты на аренду автомобиля для сотрудника, находящегося в командировке, учитываются в расходах на основании подп. 12 п. 1 ст. 264 НК РФ. Подтвердить такие затраты можно, например, договором аренды, актом о передаче автомобиля, счетами, чеками, документами, свидетельствующими о размещении автомобиля на парковке.

Во-вторых, эти суммы не облагаются НДФЛ, поскольку относятся к компенсационным выплатам, связанным с исполнением трудовых обязанностей (п. 3 ст. 217 НК РФ). Ведь согласно ст. 168 ТК РФ работодатель обязан возместить командированному работнику расходы на проезд. Порядок предоставления компенсационной выплаты должен быть предусмотрен коллективным договором или иным локальным актом организации. При этом ни Трудовой кодекс РФ, ни ст. 217 НК РФ не ограничивают возможность командированных работников использовать для проезда к месту назначения и обратно любые транспортные средства.


Комментарии

1. Изменен порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком

Название документа:

Федеральный закон от 08.12.2010 N 343-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством"

Комментарий:

Внесены изменения в Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (далее - Закон N 255-ФЗ). В пояснительной записке к законопроекту говорилось, что основная цель поправок - снижение расходов Фонда социального страхования. Принятые изменения скажутся на размерах государственных пособий по временной нетрудоспособности, по уходу за ребенком, по беременности и родам. Частично расходы ФСС РФ будут оптимизированы за счет работодателей. Рассмотрим все изменения подробнее.

1.1. Работодатель оплачивает первые три дня временной нетрудоспособности

До 1 января 2011 г. работодатель из собственных средств выплачивает сотруднику пособие по временной нетрудоспособности за первые два дня, а оставшийся период нетрудоспособности (начиная с третьего дня) оплачивается за счет бюджета ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ). С 2011 г. за счет средств работодателя будет выплачиваться пособие за первые три дня, а четвертый и последующие дни оплачиваться будут за счет средств ФСС РФ. Отметим, что расходы работодателя по выплате данного пособия уменьшают налогооблагаемую прибыль на основании подп. 48.1 п. 1 ст. 264 НК РФ. В эту норму, видимо, также будут внесены коррективы, и с двух до трех дней увеличится учитываемый в расходах период, оплачиваемый работодателем.

1.2. Средний заработок для исчисления пособий рассчитывается за два календарных года

Изменен расчетный период, за который учитывается заработок застрахованного лица при исчислении пособий. С 2011 г. в соответствии с ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника, который рассчитывается за два календарных года, предшествующих тому, в котором наступил страховой случай. При этом в расчет берется заработок, полученный сотрудником у другого работодателя (работодателей). Исключение составляет случай, когда пособия застрахованному лицу назначаются и выплачиваются на основании ч. 2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ по всем местам его работы, службы или иной деятельности. Напомним, что до 2011 г. средний заработок для расчета пособий определяется за 12 последних месяцев, предшествующих месяцу наступления страхового случая.

В ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрены некоторые особенности исчисления среднего заработка в расчетный период.

Так, если в расчетном периоде работница находилась в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, то эти года могут не включаться в расчет (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В таком случае для исчисления среднего заработка женщина может использовать любой другой год (годы) при условии, что это приведет к увеличению пособия. Напомним, что до 2011 г. действовала следующая схема. Если застрахованное лицо не имело периода работы непосредственно перед наступлением страхового случая, то сумма пособия исчислялась исходя из среднего заработка работника, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ, п. 11 Постановления Правительства РФ от 15.06.2007 N 375).

Кроме того, минимальный размер оплаты труда признается средним заработком застрахованного лица, если в расчетные периоды оно не имело заработка или средний заработок был ниже МРОТ (новая ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

В ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ предусмотрена еще одна особенность исчисления среднего заработка. Если работник на момент наступления страхового случая работает на условиях неполного рабочего времени (неполной рабочей недели, неполного рабочего дня), то средний заработок определяется пропорционально продолжительности рабочего времени застрахованного лица.

Однако как бы ни рассчитывался средний заработок, в ч. 1.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ оговаривается, что в любом случае исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше установленного минимального размера. Напомним, что с 2011 г. этот размер пособия по уходу за первым ребенком равен 2194,34 руб., за вторым и последующими детьми - 4388,67 руб. (ст. 4.2, 15 Федерального закона от 19.05.1995 N 81-ФЗ, п. 2 ст. 10 Федерального закона от 13.12.2010 N 357-ФЗ).

1.3. Поменялся порядок расчета среднего заработка

В средний заработок, из которого исчисляются пособия, включаются все виды выплат в пользу застрахованного лица, на которые начислены взносы в ФСС РФ (ч. 2 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). При этом установлена предельная сумма годового заработка для расчета пособия - она не может превышать установленную на соответствующий календарный год предельную величину базы для начисления взносов в ФСС РФ (ч. 3.1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). В соответствии с ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ эта величина в 2010 г. составляла 415 000 руб. Данный размер предельной величины, исходя из которой исчисляются пособия, применяется ко всем периодам до 1 января 2010 г. (п. 2 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Работодателям, применяющим специальные налоговые режимы, при определении среднего заработка застрахованных лиц для исчисления пособий следует также ориентироваться на предельную величину базы, равную 415 000 руб. за каждый календарный год до 1 января 2011 г. (п. 1 ст. 2 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). Таким образом, ограничение суммы заработка для расчета пособий отразится на размерах пособий тех застрахованных лиц, чей годовой доход больше установленного лимита.

Напомним, что с 2011 г. база для начисления взносов будет проиндексирована - она не должна будет превышать 463 000 руб. (Постановление Правительства РФ от 27.11.2010 N 933).

Если до 1 января 2011 г. согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ для исчисления пособия использовался средний дневной заработок работника, определяемый путем деления заработной платы за расчетный период на количество учитываемых для расчета календарных дней, то после этой даты сумма начисленного за расчетный период заработка делится на 730. Таким образом, число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата, с 2011 г. не будет иметь значения при исчислении пособий. Это отмечено в разъяснениях ФСС РФ (Письмо от 14.12.2010 N 02-03-17/05-13765).

1.4. Изменен порядок определения страхователя, назначающего и выплачивающего пособия

По общему правилу назначение и выплата пособий застрахованному лицу осуществляется по его месту работы (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). В связи с изменением расчетного периода (теперь это два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая) установлены некоторые особенности назначения и выплаты пособий:

1. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей и два предшествующих календарных года работал у тех же страхователей, то пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются по всем местам работы. Исчисление этих пособий производится из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие (ч. 1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Заработок, полученный у другого страхователя, при этом не учитывается (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ). Ежемесячное пособие по уходу за ребенком в данной ситуации назначается и выплачивается страхователем по одному месту работы (по выбору застрахованного лица).

2. Если на момент наступления страхового случая работник занят у нескольких страхователей, но два предшествующих календарных года он работал у других страхователей (страхователя), то пособия назначаются и выплачиваются ему только по одному из последних мест работы по его выбору (ч. 2.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

3. Если на момент наступления страхового случая работник трудится на нескольких работах, а два предшествующих календарных года он работал как у этих, так и у других страхователей (страхователя), то есть два варианта на выбор работника. Либо ему назначают и выплачивают пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по всем местам работы исходя из среднего заработка за время работы у страхователя, назначающего и выплачивающего пособие, либо это делает страхователь по одному из последних мест работы (ч. 2.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Согласно ч. 5 ст. 13 Закона N 255-ФЗ для назначения и выплаты страхователем пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам работник должен представить листок нетрудоспособности и справку о сумме заработка с места работы у другого страхователя. Кроме того, в случаях, когда указанные пособия выплачиваются по выбору застрахованного лица, работнику также необходимо представить справку с места работы у других страхователей о том, что ими эти пособия не выплачиваются (ч. 5.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). При этом справка о сумме заработка может быть как подлинником, так и заверенной в установленном порядке копией (ч. 7.1 ст. 13 Закона N 255-ФЗ).

Если из-за прекращения деятельности страхователя либо по иным причинам застрахованное лицо не может представить справку о сумме заработка у этого страхователя, то оно пишет работодателю заявление. На основании этого заявления работодатель направляет запрос в территориальный орган Пенсионного фонда РФ о представлении сведений о заплате (иных выплатах и вознаграждениях) застрахованного лица у соответствующего страхователя на основании сведений персонифицированного учета (ч. 7.2 ст. 13 Закона N 255-ФЗ). Минздравсоцразвития России должно утвердить форму заявления застрахованного лица, форму и порядок направления запроса, форму, порядок и сроки представления органом ПФР запрашиваемых сведений.

1.5. Возможен перерасчет назначенного пособия

Страхователь должен назначить пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения работника (ч. 1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Если у застрахованного лица на день обращения за пособием отсутствует справка о сумме заработка, то пособие назначается на основании представленных работником и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. Когда указанная справка будет представлена, назначенное пособие за весь период перерассчитают (новая ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). Отметим, что перерасчет пособия может быть произведен не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

1.6. Пособие по нетрудоспособности в период простоя

Согласно ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в размере сохраняемой зарплаты, но не выше размера пособия по больничному, определяемого по общим правилам. Работник может заболеть как до начала периода простоя, так и в дни, приходящиеся на этот период.

В некоторых случаях ФСС РФ отказывал в назначении пособия по временной нетрудоспособности. Так, в Письме от 22.03.2010 N 02-03-13/08-2497 разъяснялось, что оно не назначается, если заболевание работника наступило в период простоя. При этом чиновники ссылались на п. 1 ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ, согласно которому указанное пособие не назначается за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством РФ. Однако арбитражные суды не признавали простой освобождением сотрудника от работы в соответствии с законодательством и считали правомерной выплату пособия в период простоя (см. Постановления ФАС Северо-Западного округа от 01.03.2010 N А52-4069/2009, Уральского округа от 31.03.2010 N Ф09-1937/10-С2, Поволжского округа от 20.04.2010 N А65-25157/2009, Восточно-Сибирского округа от 22.04.2010 по делу N А33-12582/2009). Точку в этих спорах поставил Президиум ВАС России в Постановлении от 18.05.2010 N 17762/09. Суд указал, что законодателем не установлена зависимость выплаты пособия по временной нетрудоспособности от того, наступила она в период простоя либо до его начала. Казалось бы, спорный вопрос решен.

Однако в ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ внесены уточнения, согласно которым оплата больничного листа производится только в случае, если нетрудоспособность наступила до периода простоя и продолжалась в этот период. Если же работник заболеет во время простоя, и дни болезни будут приходиться на этот период, то больничный лист ему не оплатят. Такое невыгодное для работников дополнение внесено в ч. 1 ст. 9 Закона N 255-ФЗ.

1.7. Введены новые права и обязанности работодателя

Дополнены обязанности работодателей (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ). Работодатель должен выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой. Причем при увольнении сотрудника такая справка выдается в день прекращения работы, а при обращении к страхователю бывшего работника - не позднее трех рабочих дней с момента подачи заявления. Кроме того, если в году увольнения работнику выплачивались вознаграждения, на которые начислялись страховые взносы, то в справку также включается информация за текущий календарный год. Форма и порядок выдачи справки о сумме заработка застрахованного лица утверждаются Минздравсоцразвития России.

Указанной обязанности страхователя соответствует право работника на получение справки о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений (соответствующее дополнение внесено в п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Закона N 255-ФЗ).

Работодатели, которые получили от своего сотрудника справки о сумме заработной платы (иных выплат и вознаграждений), выданные ему другими страхователями, вправе проверить содержащиеся в справках сведения. Это делается путем запроса в территориальный орган ФСС РФ по форме и в порядке, которые должны быть установлены Минздравсоцразвития России. Такое дополнение внесено в ч. 1 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ.

1.8. Ответственность за достоверность сведений, содержащихся в справке о сумме заработка

Для работодателей введена ответственность за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах. Согласно ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ, если на основе недостоверных сведений работнику выплачены ежемесячное пособие по уходу за ребенком, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, то работодатель, предоставивший такие сведения, обязан возместить ФСС РФ причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством РФ.

Кроме того, с работника, предоставившего справки с недостоверными сведениями о сумме заработка, может быть взыскана излишне выплаченная сумма пособий (ч. 4 ст. 15 Закона N 255-ФЗ). При каждой последующей выплате пособия либо зарплаты работодатель производит удержание (не более 20 процентов выплачиваемой суммы). При прекращении выплаты пособия либо зарплаты оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

1.9. Переходные положения

Закон N 255-ФЗ вступает в силу с 1 января 2011 г. Новые правила применяются при назначении, исчислении и выплате пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком по страховым случаям, наступившим после указанной даты. Пересчет назначенных по старым правилам (действующим до 2011 г.) пособий, выплачиваемых после 1 января 2011 г., возможен, если в результате применения нового порядка исчисления их размер увеличится (ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010 N 343-ФЗ). В противном случае пересчет не производится.

Применение документа (выводы):

1. Работодатель выплачивает пособие за первые три дня временной нетрудоспособности, а четвертый и последующие дни оплачиваются за счет средств ФСС РФ (п. 1 ч. 2 ст. 3 Закона N 255-ФЗ).

2. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка работника за два календарных года, предшествующих году наступления страхового случая (ч. 1 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

3. Средний дневной заработок для целей исчисления пособий определяется путем деления заработка, начисленного работнику за расчетный период, на 730 (ч. 3 ст. 14 Закона N 255-ФЗ).

4. Пособие может быть перерассчитано после представления справки (справок) о сумме заработка, если на день обращения за пособием такая справка (справки) отсутствовала (ч. 2.1 ст. 15 Закона N 255-ФЗ).

5. Оплата больничного листа в период простоя производится только в случае, если нетрудоспособность наступила до его начала (ч. 7 ст. 7 Закона N 255-ФЗ).

6. Работодатель обязан выдать застрахованному лицу (при его увольнении или по письменному заявлению) справку о сумме заработка за два календарных года, предшествующих году прекращения работы или году обращения за справкой (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона N 255-ФЗ).

7. Установлена ответственность работодателей за достоверность необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий сведений, которые содержатся в выдаваемых застрахованному лицу документах (ч. 2 ст. 15.1 Закона N 255-ФЗ).

2. Законодательно установлен объект начисления взносов на травматизм, а также перечень сумм, которые такими взносами не облагаются

Название документа:

Федеральный закон от 08.12.2010 N 348-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"

Комментарий:

Федеральным законом от 08.12.2010 N 348-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". В частности, введены две новые статьи, которые устанавливают объект обложения страховыми взносами и базу для их начисления (ст. 20.1), а также суммы, при перечислении которых данные обязательные платежи не уплачиваются (ст. 20.2). Поправки вступают в силу 1 января 2011 г. Рассмотрим указанные изменения.

2.1. Объект обложения страховыми взносами и база для их начисления

Сейчас страховыми взносами на травматизм облагается начисленная по всем основаниям оплата труда работников и осужденных к лишению свободы лиц (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184). Вознаграждение по гражданско-правовому договору облагается такими взносами, если это прямо предусмотрено договором (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

1 января 2011 г. вступит в силу ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. С ее введением будут уточнены порядок определения объекта обложения взносами на травматизм и правила определения базы для их начисления. Теперь объектом обложения взносами на травматизм признаются выплаты и иные вознаграждения, перечисляемые работодателем в пользу застрахованных лиц (работники и осужденные к лишению свободы лица) в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров. На выплаты по гражданско-правовым договорам взносы начисляются, как и раньше, если это предусмотрено данным договором (п. 1 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Таким образом, теперь объект для начисления взносов на травматизм будет аналогичен объекту для начисления взносов, предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

Согласно п. 2 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ базой для начисления взносов на травматизм является сумма выплат и иных вознаграждений, перечисляемых работнику в рамках трудовых отношений. Суммы, которые не включаются в указанную базу, перечислены в ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Если выплаты производились в натуральной форме, то база равна стоимости переданных товаров. При этом в расчет принимается указанная сторонами договора цена с учетом НДС и акцизов (п. 3 ст. 20.1 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ).

2.2. Суммы, на которые страховые взносы не начисляются

Выплаты, которые не включаются в базу для начисления взносов, перечислены в новой ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Данный перечень практически полностью повторяет список не облагаемых взносами сумм, приведенный в ст. 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ. Например, к ним относятся государственные пособия, некоторые виды единовременной материальной помощи и установленных законодательством компенсационных выплат.

Напомним, что сейчас взносы на травматизм не начисляются на выплаты, перечисленные в Постановлении Правительства РФ от 07.07.1999 N 765. Данный нормативный правовой акт в скором времени должны отменить. После этого взносы на травматизм необходимо будет начислять, например, на компенсацию за неиспользованный отпуск, выплачиваемую при увольнении. Это следует из абз. 6 подп. 2 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Сейчас же данная выплата не облагается взносами на основании п. 1 перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 07.07.1999 N 765. В остальном выплаты, на которые сейчас в соответствии с данным перечнем взносы не начисляются, не будут ими облагаться и после 1 января 2011 г.

Следует отметить, что о некоторых суммах, предусмотренных указанным перечнем, не упоминается в новой ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ. Несмотря на это, такие суммы и после 1 января 2011 г. не будут облагаться взносами. Это связано с тем, что по новым правилам данные выплаты не признаются объектом обложения. К ним относятся, в частности, дивиденды, проценты, выплаты по долевым паям и доходы по акциям, а также перечисления по авторским договорам.


Судебное решение недели

Списание безнадежной задолженности с опозданием не всегда является основанием для привлечения к ответственности

(Постановление ФАС Уральского округа от 11.10.2010 N Ф09-8380/10-С3)

Инспекция привлекла организацию к ответственности, указав, что налогоплательщик неправомерно списал в расходы по налогу на прибыль безнадежную задолженность своего контрагента в следующем году после его ликвидации. Налоговый орган отметил, что налогоплательщик обязан списывать суммы задолженности, по которой истек срок исковой давности, в определенном налоговом периоде, а именно в год истечения срока исковой давности. В данной ситуации срок исковой давности истек задолго до ликвидации контрагента.

Суд первой инстанции признал правомерным списание спорного долга в выбранном налогоплательщиком периоде. Однако суд апелляционной инстанции учел, что основанием списания долга налогоплательщик указал ликвидацию контрагента, и отметил, что долг необходимо было отнести к расходам в периоде исключения компании-поставщика из ЕГРЮЛ. Однако, признав действия налогоплательщика неправомерными, суд данной инстанции пришел к выводу, что рассматриваемое нарушение не повлекло доначисления налога на прибыль, так как бюджет от этих действий не пострадал. ФАС Уральского округа согласился с данным решением по следующим основаниям.

При методе начисления расходы признаются таковыми в том отчетном периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты (п. 1 ст. 272 НК РФ). Следовательно, данная норма не предоставляет налогоплательщику права на произвольный выбор налогового периода, в котором в состав внереализационных расходов будет включена безнадежная к взысканию задолженность. Указанный вывод согласуется и с положениями законодательства о бухгалтерском учете. Таким образом, налогоплательщик, проводя в последний день отчетного периода инвентаризацию, по ее итогам должен определить сумму дебиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности, а также другие долги, взыскать которые невозможно, и списать их. Соответственно, налогоплательщик действительно должен был списать сумму задолженности в том периоде, в котором был ликвидирован его контрагент. Однако неправильный выбор периода списания не привел к неуплате каких-либо сумм в бюджет, поэтому ФАС не счел необходимым привлекать организацию к ответственности.

Аналогичной судебной практики нет.
Обратный звонок