Обратный звонок
[Версия для печати]


Схемы корреспонденций счетов. Выпуск от 30.11.2012



Информация предоставлена компанией
Консультант Плюс


Схемы корреспонденций счетов

Подборка по материалам информационного банка "Корреспонденция счетов" системы КонсультантПлюс

Ситуация:

Как отразить в учете российской компании - организатора выставок доход от реализации услуг иностранным участникам выставки? Стоимость услуг в полном объеме оплачивается участниками выставки до ее начала. Оплата производится в иностранной валюте (евро).


Стоимость услуг, оказанных иностранному участнику тематической выставки (резиденту Германии), составила 10 000 евро. В пакет услуг входят предоставление выставочных площадей, реклама выставки и ее участников в СМИ и на рекламных стендах в городе проведения выставки. Курс Банка России на дату получения предоплаты составляет (условно) 39,5 руб/евро. Доходы и расходы для целей налогообложения прибыли организация определяет методом начисления.


Корреспонденция счетов:

 


Гражданско-правовые отношения


В соответствии с п. п. 1, 7 ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке. Лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, именуется рекламораспространителем.


В данном случае способом распространения рекламы (информации рекламного характера, предоставленной контрагентами - участниками выставки) является проведение тематической выставки, в ходе которой ее участники получают возможность заявить широкому кругу посетителей выставки о своей деятельности, заключить новые договоры и т.п.


Налог на добавленную стоимость (НДС)


Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ операции по реализации услуг на территории РФ признаются объектом налогообложения по НДС. В данном случае российская компания - рекламораспространитель оказывает услуги по организации участия в выставке иностранному участнику. По мнению Минфина России, изложенному в Письме от 03.04.2012 N 03-07-08/94, такие услуги следует относить для целей гл. 21 НК РФ к категории рекламных услуг.


Порядок определения места реализации услуг в целях налогообложения НДС установлен нормами ст. 148 НК РФ.


Так, согласно положениям абз. 1, 2, 5 пп. 4 п. 1, пп. 4 п. 1.1 ст. 148 НК РФ место реализации рекламных услуг определяется по месту деятельности покупателя, приобретающего такие услуги. В случае если покупателем таких услуг является иностранная организация, осуществляющая деятельность на территории иностранного государства и не имеющая представительства на территории РФ, местом реализации указанных услуг территория РФ не признается.


Таким образом, в данном случае услуги по организации выставки, проводимой на территории РФ, оказанные иностранному участнику, объектом налогообложения по НДС не являются.


Бухгалтерский учет


Сумма предварительной оплаты, полученная от участника выставки, не признается доходом организации в бухгалтерском учете (п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 32н). Поступившая на валютный счет сумма предоплаты отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", на котором она учитывается обособленно (Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).


Согласно п. п. 4 - 6, абз. 3 п. 9, п. 10 Положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" (ПБУ 3/2006), утвержденного Приказом Минфина России от 27.11.2006 N 154н, сумма полученной предоплаты принимается к учету в рублевой оценке по курсу, действовавшему на дату поступления денежных средств от иностранного участника выставки. Пересчет полученной предоплаты после принятия ее к бухгалтерскому учету в связи с изменением курса не производится.


Доходы в виде выручки от реализации услуг по организации выставки, в счет оплаты которых российской компанией получена 100%-ная предоплата, признаются на дату завершения выставки в оценке в рублях по курсу, действовавшему на дату получения предоплаты. Данные доходы относятся к основной деятельности компании и учитываются в составе доходов по обычным видам деятельности (абз. 3 п. 9 ПБУ 3/2006, п. п. 5, 12 ПБУ 9/99). Отражение в учете выручки от реализации услуг производится по кредиту счета 90 "Продажи", субсчет 90-1 "Выручка", в корреспонденции с дебетом счета 62 (Инструкция по применению Плана счетов).


Налог на прибыль организаций


При применении организацией метода начисления в налоговом учете сумма предварительной оплаты, полученная от участника выставки, не признается доходом организации (пп. 1 п. 1 ст. 251 НК РФ).


На дату завершения выставки выручка от оказания рекламных услуг увеличивает налоговую базу по налогу на прибыль в составе доходов от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248, п. 3 ст. 271 НК РФ).


Заметим, что суммы полученных предоплат в иностранной валюте пересчету не подлежат, выручка признается в сумме полученной предоплаты и курсовых разниц по расчетам с участником выставки не возникает (п. 11 ст. 250, пп. 5 п. 1 ст. 265, п. 8 ст. 271 НК РФ).


Налогообложение дохода, полученного от резидента иностранного государства, в иностранном государстве


В данном случае российская организация получает доход от оказания услуг иностранному участнику тематической выставки - резиденту Германии. Этот доход относится к доходам российской организации от предпринимательской деятельности в РФ и облагается налогом на прибыль в РФ. Налогообложению в Германии налогом с корпораций указанный доход не подлежит (пп. "a", "b" п. 3 ст. 2, п. 1 п. 7 Соглашения между Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия от 29.05.1996 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество").



























Содержание операцийДебетКредитСумма, руб.Первичный документ
Получена предоплата от участника выставки (10 000 x 39,5)5262395 000Выписка банка по валютному счету
Отражена в учете выручка от реализации рекламных услуг6290-1395 000Акт приемки-сдачи оказанных услуг


 












2012-10-05В.В.Гришина
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению

Ситуация:

Как отражаются в учете организации-поставщика, применяющей упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения "доходы, уменьшенные на величину расходов"), затраты на оплату услуг мерчандайзинга, которые оказывает покупатель товара (розничный магазин)?


С целью увеличения объемов реализации товара организация-поставщик заключила отдельный договор возмездного оказания услуг с покупателем товара (розничным магазином). Договорная стоимость услуг мерчандайзинга составляет 60 000 руб. в месяц, оплата производится в течение пяти дней после подписания обеими сторонами акта приемки-сдачи оказанных услуг. Для исполнения своих обязанностей по договору магазин привлекает специализированную мерчандайзинговую компанию. По условиям договора под мерчандайзингом понимаются следующие услуги: наиболее выгодное размещение товара в торговом зале (близость к входу или выходу магазина, размещение на кассе), выкладка товара на полках определенным образом, осуществление своевременного пополнения ассортимента товара.


Корреспонденция счетов:

 


Гражданско-правовые отношения


По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг (п. 1 ст. 779, п. 1 ст. 781 Гражданского кодекса РФ).


Договором предусмотрена обязанность исполнителя ежемесячно представлять акт приемки-сдачи оказанных услуг.


Бухгалтерский учет


В бухгалтерском учете организации затраты на мерчандайзинг как затраты, связанные с продвижением товара, являются коммерческими расходами (п. п. 5, 7 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н). Расходы на мерчандайзинг признаются в периоде фактического оказания соответствующих услуг по мере подписания актов приемки-сдачи оказанных услуг (п. п. 16, 18 ПБУ 10/99).


Сумма затрат на мерчандайзинг отражается по дебету счета 44 "Расходы на продажу" и кредиту счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". В конце месяца данные расходы списываются на себестоимость реализованного товара с кредита счета 44 в дебет счета 90 "Продажи", субсчет 90-2 "Себестоимость продаж" (абз. 2 п. 9 ПБУ 10/99, Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденная Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н).


Налог, уплачиваемый при применении УСН


Организации, применяющие УСН, уменьшают полученные доходы на расходы, указанные в п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ. При этом расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода, экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252, п. 2 ст. 346.16 НК РФ).


В рассматриваемом случае организацией заключен отдельный договор возмездного оказания услуг мерчандайзинга <*>. Несмотря на то что право собственности на товар уже перешло к розничному продавцу (магазину), поставщик (заказчик услуг) заинтересован в максимально успешной реализации данного товара для дальнейшего повышения объема своих продаж. То есть услуги мерчандайзинга направлены на продвижение товара организации- поставщика, а именно на привлечение внимания конечного покупателя к определенной группе товаров с помощью средств, не являющихся рекламой.


Таким образом, на наш взгляд, учитывая производственную направленность указанных расходов и их связь с осуществлением деятельности по извлечению прибыли, затраты на услуги мерчандайзинга могут быть учтены при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН, в качестве материальных расходов на основании пп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (абз. 2 п. 2 ст. 346.16, пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ, Письмо Минфина России от 25.10.2011 N 03-03-06/1/688) <**>.


Рассматриваемые расходы признаются на дату перечисления платы за оказанные услуги (пп. 1 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).


































Содержание операцийДебетКредитСумма, руб.Первичный документ
Отражены расходы на мерчандайзинг446060 000Договор возмездного оказания услуг, Акт приемки-сдачи оказанных услуг
Расходы на мерчандайзинг списаны на себестоимость реализованного товара90-24460 000Бухгалтерская справка
Перечислена плата за услуги мерчандайзинга605160 000Выписка банка по расчетному счету


 




<*> Заметим, что Федеральный закон от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" накладывает некоторые ограничения в отношении мерчандайзинговых услуг, которые могут оказываться поставщикам продовольственных товаров.


Так, в соответствии с ч. 11 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ услуги, направленные на продвижение продовольственных товаров, может оказывать хозяйствующий субъект, осуществляющий торговую деятельность, на основании договоров возмездного оказания соответствующих услуг.


Включение в договор поставки продовольственных товаров условий о совершении хозяйствующим субъектом, осуществляющим торговую деятельность, в отношении поставленных продовольственных товаров определенных действий, об оказании услуг по рекламированию товаров, маркетингу и подобных услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, а также заключение договора поставки продовольственных товаров путем понуждения к заключению договора возмездного оказания услуг, направленных на продвижение продовольственных товаров, не допускается (ч. 12 ст. 9 Федерального закона N 381-ФЗ).


Основываясь на вышеприведенных нормах, Минфин России высказал мнение, что поставщик имеет право признавать расходы на оплату каких-либо услуг по продвижению продовольственных товаров (рекламных, информационных, услуг по приоритетной выкладке товаров) только в случае, если они оформлены отдельным договором. Если же такие услуги предусмотрены непосредственно договором поставки (а не отдельным договором), то плату за их оказание в расходах поставщика для целей налогообложения прибыли учесть нельзя (Письмо Минфина России от 19.02.2010 N 03-03-06/1/85).


<**> В ряде Писем Минфина России и УФНС России по г. Москве изложено мнение, согласно которому расходы на мерчандайзинг квалифицируются как нормируемые рекламные расходы, поскольку они не названы в абз. 2 - 4 п. 4 ст. 264 НК РФ (Письма Минфина России от 16.09.2011 N 03-03-06/1/556, от 27.04.2010 N 03-03-06/1/294, от 09.06.2009 N 03-03-06/1/371, от 02.06.2009 N 03-03-06/1/366, от 22.05.2007 N 03-03-06/1/286, УФНС России по г. Москве от 02.02.2009 N 16-15/007925.2).


В соответствии с п. 4 ст. 252 НК РФ, если затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, организация вправе самостоятельно определить, к какой именно группе она отнесет такие затраты.


В рассматриваемом случае, учитывая характер оказываемых в рамках мерчандайзинга услуг (приоритетная выкладка товара), считаем, что они не подпадают под определение рекламы, приведенное в ст. 3 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе". Следовательно, услуги мерчандайзинга в данном случае в качестве рекламных услуг рассматриваться не могут и расходы на их оплату нормированию не подлежат.


Также следует иметь в виду: существуют Письма, в которых финансовое ведомство указывает, что расходы, прямо не поименованные в п. 1 ст. 346.16 НК РФ, не могут быть учтены при применении УСН (Письма Минфина России от 24.09.2010 N 03-11-06/2/152, от 22.10.2010 N 03-11-06/2/163, от 19.10.2010 N 03-11-06/2/157). Таким образом, если организация примет решение учесть затраты на услуги мерчандайзинга в составе материальных расходов, такая позиция может привести к спорам с налоговыми органами.












2012-10-01М.С.Радькова
Консультационно-аналитический центр по бухгалтерскому учету и налогообложению




Обратный звонок