Обратный звонок
[Версия для печати]


Консультации по бухучету и налогообложению. Выпуск от 09.11.2012



Информация предоставлена компанией
Консультант Плюс


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Депозитарий банка выполняет расчеты по сделкам купли-продажи ценных бумаг через расчетно-клиринговые центры. Расчеты проводятся на основании соглашений о проведении операций с ценными бумагами на условиях расчетов "поставка против платежа", заключаемых депозитарием банка с клиентами банка, которыми могут быть как физические лица, являющиеся и не являющиеся налоговыми резидентами РФ, так и иностранные организации, не осуществляющие деятельность через постоянные представительства в РФ. Объектами сделки купли-продажи ценных бумаг могут выступать акции, облигации и любые другие финансовые активы, подлежащие депозитарному учету.

Согласно соглашениям депозитарий, не являясь стороной по сделке купли-прода!
жи ценных бумаг, за вознаграждение и по поручению клиентов предоставляет клиентам услуги по проведению расчетов. Депозитарий направляет в расчетно-клиринговый центр поручение клиента, составленное на основании распоряжения клиента. Расчетно-клиринговый центр при исполнении расчетов одновременно осуществляет списание денежных средств с корреспондентского счета банка и зачисление ценных бумаг на междепозитарный счет депо банка в расчетно-клиринговом центре либо в обратном порядке в случае, если клиент является продавцом ценных бумаг. Сделки купли-продажи ценных бумаг являются внебиржевыми и заключаются без привлечения банка в качестве брокера.

Признается ли депозитарий банка налоговым агентом по НДФЛ и налогу на прибыль при выполнении расчетов по купле-продаже ценных бумаг на внебиржевом рынке по поручению клиентов банка?


Ответ:

В соответствии с п. 18 ст. 214.1 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговая база по операциям с ценными бумагами, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, по операциям РЕПО с ценными бумагами и по операциям займа ценными бумагами определяется налоговым агентом.

Налоговым агентом в целях данной статьи признается, в частности, депозитарий, осуществляющий выплату (перечисление) дохода в денежной форме по федеральным государственным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением независимо от даты регистрации их выпуска, а также по иным эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением (в отношении выпусков, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г.) владельцу таких ценных бумаг.

В иных случаях депозитарий налоговым агентом в целях налогообложения доход!
ов физических лиц не признается.

В соответствии с п. 1 ст. 310 Кодекса налог с доходов, полученных иностранной организацией от источников в Российской Федерации, исчисляется и удерживается российской организацией или иностранной организацией, осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, выплачивающими доход иностранной организации, при каждой выплате доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных п. 2 ст. 310 Кодекса.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 309 Кодекса установлено, что к доходам от источников в Российской Федерации, подлежащим налогообложению у источника выплаты, относятся доходы от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории Российской Федерации, а также финансовых инструментов, производных от таких акций (долей), за исключением акций, признаваемых обращающимися на организованном рынк!
е ценных бумаг в соответствии с п. 3 ст. 280 Кодекса. При этом доходы от реализации на иностранных биржах (у иностранных организаторов торговли) ценных бумаг или производных от них финансовых инструментов, обращающихся на этих биржах, не признаются доходами от источников в Российской Федерации.

С учетом п. 2 ст. 309 Кодекса доходы иностранной организации, не осуществляющей деятельность в Российской Федерации через постоянное представительство, от реализации иного имущества обложению у источника выплаты в Российской Федерации не подлежат.

При этом согласно п. 1 ст. 310 Кодекса налог с доходов в денежной форме, подлежащих выплате (перечислению) по эмиссионным ценным бумагам с обязательным централизованным хранением в отношении выпусков эмиссионных ценных бумаг с обязательным централизованным хранением, государственная регистрация которых или присвоение идентификационного номера которым осуществлены после 1 января 2012 г., за исключением случаев, установленных ст. 310 Кодекса, лицу, имеющему в соответствии с действующим законодатель!
ством право на получение таких доходов и являющемуся иностранной организацией, исчисляется и удерживается депозитарием, осуществляющим выплату (перечисление) указанных доходов налогоплательщику.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/110


Вопрос:

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ налогоплательщики-организации обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ российские организации - юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ. Иностранные организации - иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ.

Согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (далее - Закон N 156-ФЗ) паевой инвестиционный фонд - обособленный имущественный комплекс, сост!
оящий из имущества, переданного в доверительное управление управляющей компании учредителем (учредителями) доверительного управления с условием объединения этого имущества с имуществом иных учредителей доверительного управления, и из имущества, полученного в процессе такого управления, доля в праве собственности на которое удостоверяется ценной бумагой, выдаваемой управляющей компанией. Паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом.

Пункт 2 ст. 11 Закона N 156-ФЗ предусматривает, что имущество, составляющее паевой инвестиционный фонд, является общим имуществом владельцев инвестиционных паев и принадлежит им на праве общей долевой собственности.

Управляющая компания паевых инвестиционных фондов осуществляет правомочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд, в качестве доверительного управляющего. Право общей долевой собственности владельцев паев распространяется на все имущество, составляющее паево!
й инвестиционный фонд, в том числе на акции АО и доли участия в уставном капитале ООО.

Следовательно, когда приобретаются акции и доли участия в уставном капитале, такие акции и доли участия переходят в общую долевую собственность владельцев инвестиционных паев, а не становятся собственностью управляющей компании. Управляющая компания паевых инвестиционных фондов при осуществлении доверительного управления не приобретает участия в российских и иностранных организациях. Таким образом, управляющая компания паевых инвестиционных фондов не обязана уведомлять налоговый орган о включении акций и долей участия в уставном капитале в имущество паевого инвестиционного фонда в соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ.

Обязанность по направлению уведомления, предусмотренного пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ, не может быть возложена и на паевой инвестиционный фонд, поскольку такой фонд не является юридическим лицом.

Правомерно ли, что норма пп. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ не распространяется на управляющие компании паевых инвестиционных фондов при включе!
нии в состав имущества паевых инвестиционных фондов акций и долей участия в уставном капитале российских и иностранных организаций?


Ответ:

Согласно пп. 2 п. 2 ст. 23 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики-организации помимо обязанностей, предусмотренных п. 1 указанной статьи, обязаны сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия.

Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом (организацией, определяемой согласно п. 2 ст. 11 Кодекса), обязанность управляющей компании паевого инвестиционного фонда сообщать о включении в состав паевого инвестиционного фонда акций и долей участия в уставном капитале российских и иностранных организаций отсутствует.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-228


Вопрос:

ООО является организацией со 100%-ным участием иностранного капитала (Республика Кипр). Членами совета директоров являются физические лица - резиденты Республики Кипр. В данный момент единственный участник организации рассматривает возможность выплаты вознаграждения членам совета директоров. Члены совета директоров управляют организацией на территории Кипра. В их распоряжении имеются сертификаты, подтверждающие постоянное местопребывание в Республике Кипр.

Согласно ст. 16 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резидентом одного Договаривающегося Государства в качестве члена совета директоров компании, которая является резидентом другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом Государстве.

Согласно ст. 7 НК !
РФ если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные настоящим Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

Могут ли члены совета директоров самостоятельно уплачивать налог на доход в Республике Кипр при условии представления сертификата, подтверждающего постоянное местопребывание в Республике Кипр, и заявления о желании уплатить налог самостоятельно в Республике Кипр?

Если нет, то какая ставка НДФЛ применяется к выплатам членам совета директоров в РФ?


Ответ:

Из вопроса следует, что ООО (далее - общество) осуществляет выплаты членам совета директоров - налоговым резидентам Республики Кипр.

Статьей 16 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Кипр от 05.12.1998 "Об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал" (далее - Соглашение) предусмотрено, что гонорары директоров и другие подобные выплаты, получаемые резидентом одного Договаривающегося государства в качестве члена совета директоров компании, которая является резидентом другого Договаривающегося государства, могут облагаться налогами в этом другом государстве. То есть выплаты членам совета директоров общества - резидента Российской Федерации, производимые физическим лицам - резидентам Республики Кипр, в соответствии с Соглашением, могут облагаться в Российской Федерации.

В соответствии с пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) возн!
аграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента Российской Федерации, местом нахождения (управления) которой является Российская Федерация, рассматриваются как доходы, полученные от источников в Российской Федерации, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений.

Такие доходы налогоплательщиков, в соответствии со ст. ст. 207 и 209 Кодекса, подлежат налогообложению в Российской Федерации независимо от налогового статуса физических лиц.

Таким образом, выплаты указанным членам совета директоров общества подлежат обложению в Российской Федерации налогом на доходы физических лиц. При этом в отношении выплат членам совета директоров, не являющимся налоговыми резидентами Российской Федерации, применяется налоговая ставка в размере 30 проце!
нтов.

Такие выплаты могут также облагаться в Республике Кипр, при этом в соответствии с пп. "а" п. 2 ст. 23 Соглашения на сумму налога, уплаченного в Российской Федерации, предоставляется зачет в порядке, предусмотренном законодательством Республики Кипр.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 сентября 2012 г. N 03-04-06/4-285


Вопрос:

Белорусская организация заключила договор подряда на строительство на территории РФ и встала на учет в налоговом органе по месту осуществления деятельности (регистрация стройплощадки по договору строительного подряда).

На строительной площадке работают работники белорусской организации. Работники приняты на работу в Белоруссии, с ними заключены бессрочные трудовые договоры, из которых не следует, что их работа будет осуществляться на территории РФ. При направлении в командировку в РФ оформляются приказ, в котором указывается, что рабочие направлены для выполнения работ по договору строительного подряда, командировочное удостоверение и выплачиваются суточные.

Срок командировки первоначально не превышает 60 дней, затем работники возвращаются в Белоруссию. Если по их специальности работы не выполнены, то они могут быть вновь отправлены в командировку. При нахождении на территории Белоруссии работают на строи!
тельных объектах в Белоруссии. Зарплата начисляется и выплачивается в белорусских рублях в Республике Беларусь.

В соответствии с п. п. 1, 2 ст. 17 НК РФ налоговыми резидентами Республики Беларусь признаются физические лица, которые фактически находились на территории Республики Беларусь в календарном году более 183 дней.

К времени фактического нахождения на территории Республики Беларусь относится время непосредственного пребывания физического лица на территории Республики Беларусь, а также время, на которое это лицо выезжало за пределы территории Республики Беларусь на лечение, отдых, в командировку.

Таким образом, работники организации являются налоговыми резидентами Белоруссии. С начисленной и выплаченной заработной платы в Республике Беларусь удерживается и перечисляется в бюджет подоходный налог.

Сумма зарплаты работников, занятых на стройплощадке в РФ, учитывается при исчислении налога на прибыль в РФ.

Согласно ст. 7 НК РФ если между!
народным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные Кодексом, то применяются правила и нормы международных договоров РФ.

В соответствии со ст. 14 Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Государстве, только если:

а) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве, или

б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, имеет в другом Договаривающемся Государстве.

p>Должна ли зарплата, начисленная и выплаченная работникам белорусской организацией в Белоруссии, облагаться НДФЛ в РФ, если срок командировки работников может и превышать 183 дня, в том числе с учетом возвращения из командировки, а затем отправления в следующую командировку?

Каков порядок налогообложения доходов физлиц в данной ситуации?


Ответ:

Из вопроса следует, что общество заключило договор подряда на выполнение строительных работ на территории Российской Федерации. Общество стоит на учете в налоговом органе по месту осуществления деятельности в Российской Федерации и уплачивает в Российской Федерации налог на прибыль.

Для выполнения строительных работ общество командирует в Российскую Федерацию своих работников, которые могут находиться в Российской Федерации как менее 183 дней в календарном году, так и более 183 дней.

В соответствии со ст. 14 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21.04.1995 "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество" (далее - Соглашение) вознаграждение, получаемое лицом с постоянным местожительством в одном Договаривающемся Государстве в отношении работы по найму, может облагаться налогом в другом Договаривающемся Г!
осударстве, только если:

а) вознаграждение выплачивается нанимателем или от имени нанимателя, являющегося лицом с постоянным местопребыванием в этом другом Государстве, или

б) расходы по выплате вознаграждения несет постоянное представительство или постоянная база, которые наниматель, будучи лицом с постоянным местопребыванием в первом упомянутом Государстве, имеет в другом Договаривающемся Государстве.

Исходя из изложенного в рассматриваемом вопросе можно сделать вывод, что деятельность общества в Российской Федерации привела в соответствии с положениями ст. 5 Соглашения к образованию постоянного представительства.

В таком случае подлежит применению положение вышеуказанного п. "б" ст. 14 Соглашения, согласно которому, если расходы по выплате вознаграждения лицу с постоянным местом жительства в Республике Беларусь несет постоянное представительство нанимателя, находящееся в Российской Федерации, такое вознаграждение может облагаться налогом в Рос!
сийской Федерации.

Поскольку выплаты вознаграждения работникам общества производились в связи с их работой в постоянном представительстве, то независимо от порядка выплаты (самим обществом или непосредственно постоянным представительством) расходы по выплате вознаграждения относятся к расходам, которые несет постоянное представительство.

Именно поэтому такие расходы учитываются при определении прибыли постоянного представительства.

Согласно пп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в Российской Федерации относится к доходам от источников в Российской Федерации. Такие доходы налогоплательщиков в соответствии со ст. ст. 207 и 209 Кодекса подлежат налогообложению в Российской Федерации независимо от налогового статуса физических лиц.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2012 г. N 03-04-06/4-282


Вопрос:

О применении банком налога на прибыль в отношении выпускаемых долговых обязательств в рублях, проценты по которым рассчитываются по плавающей процентной ставке, определяемой на дату выплаты процентов в зависимости от изменения рыночных показателей, и в отношении которых банк заключает процентный своп-контракт с целью хеджирования процентных рисков.


Ответ:

В рассматриваемой ситуации банк выпускает долговые обязательства в рублях, проценты по которым рассчитываются по плавающей процентной ставке, определяемой на дату выплаты процентов в зависимости от изменения рыночных показателей в порядке, установленном в условиях выпуска облигаций.

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 Кодекса.

При этом расходом признается только сумма процентов, начисленных за фактическое время пользования заемными средствами (фактическое время нахождения указанных ценных бумаг у третьих лиц) и первоначальной доходности, установленной эмитентом (заимодавцем) в условиях эмиссии (выпуска, договора), но не выше фактической.

В соответствии с п!
. 1 ст. 328 Кодекса в аналитическом учете налогоплательщик самостоятельно отражает сумму доходов (расходов) в сумме причитающихся в соответствии с условиями указанных договоров (а по ценным бумагам - в соответствии с условиями эмиссии, по векселям - условиями выпуска или передачи (продажи)) процентов отдельно по каждому виду долгового обязательства с учетом ст. 269 Кодекса.

На основании п. 8 ст. 272 Кодекса по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 Кодекса расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на конец месяца соответствующего отчетного периода.

В случае прекращения действия договора (погашения долгового обязательства) до истечения отчетного периода расход признается осуществленным и включается в состав соответствующих расходов на дату прекращения действия договора (погашения до!
лгового обязательства).

Учитывая изложенное, расходы, начисленные по долговым обязательствам с плавающей процентной ставкой, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, подлежат отражению для целей налогообложения прибыли на конец месяца соответствующего отчетного периода с учетом положений, установленных ст. 269 Кодекса. При выплате процентов по указанным долговым обязательствам налоговая база определяется с учетом расходов в виде процентов, учтенных в налоговой базе в предыдущих отчетных (налоговых) периодах с учетом положений ст. 269 Кодекса.

В ситуации, когда в одном отчетном (налоговом) периоде сумма расходов, начисленных по облигациям, признана в расходах в пределах, установленных ст. 269 Кодекса, но в конце купонного периода, приходящегося на очередной отчетный (налоговый) период, выплата плавающего процента не производилась, налогоплательщику следует учесть в составе внереализационных доходов текущего отчетного периода сумму процентов по указанным облигациям, излишне учтенную в предыдущих отчетных !
(налоговых) периодах в составе расходов для целей налогообложения.

Также из вопроса следует, что банк с целью хеджирования процентных рисков по выпускаемым долговым обязательствам с плавающей процентной ставкой заключает процентный своп-контракт. Согласно указанному своп-контракту контрагент уплачивает банку денежные средства, рассчитываемые исходя из условной суммы, равной номиналу облигаций, и плавающей процентной ставки, а банк уплачивает контрагенту денежные средства, рассчитываемые исходя из условной суммы, равной номиналу облигаций, и фиксированной процентной ставки.

В соответствии с п. 1 ст. 301 Кодекса финансовым инструментом срочной сделки признается договор, являющийся производным финансовым инструментом в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бумаг". Перечень видов производных финансовых инструментов (в том числе форвардные, фьючерсные, опционные контракты, своп-контракты) устанавливается федеральным органом исполнительной власти по рын!
ку ценных бумаг в соответствии с Федеральным законом "О рынке ценных бу
маг".

Согласно п. 5 ст. 301 Кодекса под операциями хеджирования понимаются операции (совокупность операций) с финансовыми инструментами срочных сделок, совершаемые в целях уменьшения (компенсации) неблагоприятных для налогоплательщика последствий (полностью или частично), обусловленных возникновением убытка, недополучением прибыли, увеличением обязательств налогоплательщика вследствие изменения цены, процентной ставки, валютного курса или иного показателя (совокупности показателей) объекта хеджирования.

Под объектами хеджирования признаются имущество, имущественные права налогоплательщика, его обязательства, в том числе права требования и обязанности, носящие денежный характер, срок исполнения которых на дату совершения операции хеджирования не наступил и в отношении которых налогоплательщик принял решение о хеджировании.

Согласно п. 5 ст. 304 Кодекса при осуществлении операции хеджирования с учетом требований п. 5 ст. 301 Кодекса доходы (расходы) учитыв!
аются при определении налоговой базы, при расчете которой в соответствии с положениями ст. 274 Кодекса учитываются доходы и расходы, связанные с объектом хеджирования.

В соответствии с абз. 24 ст. 326 Кодекса с учетом положений данной статьи и ст. ст. 301 - 305 Кодекса доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенными в целях компенсации неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть для налогоплательщиков в результате изменения цены, курса валюты, значений процентных ставок, фондовых индексов или иных показателей объекта хеджирования, учитываются на конец отчетного (налогового) периода и на дату исполнения сделки (сделок) независимо от даты возникновения доходов (расходов), связанных с объектом хеджирования.

Таким образом, доходы (расходы), связанные с финансовыми инструментами срочных сделок в виде процентного своп-контракта, заключенного в целях компенсации неблагоприятных последствий, которые могут возникнуть для б!
анка в результате изменения значения плавающей процентной ставки по облигациям банка, учитываются при определении налоговой базы в соответствии с положениями ст. 274 Кодекса на конец отчетного (налогового) периода и на дату исполнения сделки (сделок).

В случае если фактическая цена финансового инструмента срочной сделки, не обращающегося на организованном рынке, отличается более чем на 20 процентов в сторону повышения (понижения) от расчетной стоимости этого финансового инструмента срочных сделок, доходы (расходы) налогоплательщика определяются на основании п. 2 ст. 305 Кодекса исходя из расчетной стоимости, увеличенной (уменьшенной) на 20 процентов.

При этом Порядок определения расчетной стоимости соответствующих видов финансовых инструментов срочных сделок установлен Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 09.11.2010 N 10-67/пз-н.

В связи с этим положения ст. 269 Кодекса к расходам по финансовым инструментам срочных сделок не применяются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 сентября 2012 г. N 03-03-10/!
109


Вопрос:

В целях расширения объема предоставляемых услуг и для дополнительного обеспечения исполнения обязательств по кредитам банк планирует предлагать клиентам возможность заключать договор страхования в месте оформления документов на получение кредита. Для исполнения данного решения банк привлекает несколько страховых компаний, которые будут оказывать услуги по страхованию заемщиков, а также для удобства клиентов планируется предоставлять несколько видов страхования, а именно страхование жизни, страхование потери трудоспособности (инвалидности), страхование от критических заболеваний и страхование от потери работы. При желании подключиться к одной либо нескольким программам страхования клиент будет уплачивать банку комиссию за подключение к договору страхования.

Может ли банк относить на расходы, уменьшающие налоговую базу по налогу на прибыль, плату страховым компаниям за страхование заемщиков по всем перечисленным в!
идам страхования?

На какие статьи доходов относить комиссию, получаемую от заемщиков за подключение к договору страхования?


Ответ:

Из вопроса следует, что банк (страхователь) является посредником между страховщиком и выгодоприобретателем. Банк получает от выгодоприобретателя денежные средства за заключение договора страхования, которые впоследствии перечисляет страховщику.

Пунктом 1 ст. 929 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что по договору имущественного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию) при наступлении предусмотренного в договоре события (страхового случая) возместить другой стороне (страхователю) или иному лицу, в пользу которого заключен договор (выгодоприобретателю), причиненные вследствие этого события убытки в застрахованном имуществе либо убытки в связи с иными имущественными интересами страхователя (выплатить страховое возмещение) в пределах определенной договором суммы (страховой суммы).

Согласно ст. 247 Налогового кодекса Российской Федерац!
ии (далее - НК РФ) объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.

Для российских организаций, не являющихся участниками консолидированной группы налогоплательщиков, прибылью в целях гл. 25 НК РФ признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.

В соответствии с п. 1 ст. 248 НК РФ к доходам в целях гл. 25 НК РФ относятся доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав и внереализационные доходы.

Статья 250 НК РФ содержит открытый перечень внереализационных доходов, учитываемых для целей налогообложения, а ст. 251 НК РФ содержит закрытый перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ установлено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные!
) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Таким образом, денежные средства, полученные банком-страхователем за заключение договора страхования от выгодоприобретателя, признаются доходом банка для целей налогообложения. При этом при перечислении страховщику данных денежных средств банк может отразить их в составе расходов для целей налогообложения.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/105


Вопрос:

Банк привлекает денежные средства юридических и физических лиц во вклады (депозиты), а также выпускает собственные векселя с объявленным при выпуске процентным (дисконтным) доходом. Проценты (дисконт) учитываются в соответствии со ст. ст. 328, 271 НК РФ.

Наряду с прочими видами привлечения денежных средств банк применяет вклады, в соответствии с которыми проценты выплачиваются одновременно с возвратом привлеченных банком средств, и выпускает векселя, обязательство по уплате процентов (дисконта) по которым возникает одновременно с погашением (выкупом) ценной бумаги. При этом банк начисляет проценты (дисконт) ежемесячно в соответствии с Положением о Правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории РФ (N 302-П).

Может ли банк для целей исчисления налога на прибыль ежемесячно учитывать проценты, начисленные по депозитам и иным привлеченным средствам, независимо от по!
рядка их уплаты (ежемесячно, ежеквартально, в конце срока), определенного договором, или же расходы в виде процентов учитываются только при их фактической выплате клиентам банка?


Ответ:

В соответствии с п. 6 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) внереализационными доходами налогоплательщика признаются доходы в виде процентов, полученных по договорам займа, кредита, банковского счета, банковского вклада, а также по ценным бумагам и другим долговым обязательствам.

В целях гл. 25 НК РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав (метод начисления) (п. 1 ст. 271 НК РФ).

Согласно пп. 2 п. 1 ст. 265 НК РФ к внереализационным расходам относятся расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным (эмитированным) налогоплательщиком, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 269 НК РФ.

Расходы, принимаемые для целей н!
алогообложения с учетом положений гл. 25 НК РФ, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений ст. ст. 318 - 320 НК РФ (п. 1 ст. 272 НК РФ).

Пунктом 6 ст. 271 и п. 8 ст. 272 НК РФ установлено, что по договорам займа и иным аналогичным договорам (иным долговым обязательствам, включая ценные бумаги), срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, в целях гл. 25 НК РФ доход (расход) признается полученным и включается в состав соответствующих доходов (расходов) на конец месяца соответствующего отчетного периода.

Согласно п. п. 1 и 4 ст. 328 НК РФ сумма дохода (расхода) в виде процентов по долговым обязательствам учитывается в аналитическом учете исходя из установленной по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде на дат!
у признания доходов (расходов), определяемую в соответствии с положениями ст. ст. 271 - 273 НК РФ.

Налогоплательщик, определяющий доходы (расходы) по методу начисления, определяет сумму дохода (расхода), полученного (выплаченного) либо подлежащего получению (выплате) в отчетном периоде в виде процентов в соответствии с условиями договора, исходя из установленных по каждому виду долговых обязательств доходности и срока действия такого долгового обязательства в отчетном периоде с учетом положений п. 4 ст. 328 НК РФ. Налогоплательщик в аналитическом учете на основании справок ответственного лица, которому поручено ведение учета доходов (расходов) по долговым обязательствам, обязан отразить в составе доходов (расходов) сумму процентов, причитающуюся к получению (выплате) на конец месяца.

Учитывая вышеуказанные положения, проценты по всем видам долговых обязательств, срок действия которых приходится более чем на один отчетный период, необходимо учитывать в доходах (расходах) для целей налогообложения прибыли организаций равномерно на !
конец месяца соответствующего отчетного периода независимо от сроков фактической уплаты таких процентов, установленных в договоре.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/108


Вопрос:

Посредством электронных торговых систем банк приобрел акции организации, зарегистрированной в Великобритании, у контрагента, не являющегося ни резидентом РФ, ни резидентом Великобритании.

В соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ при невозможности определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами посредством электронных торговых систем, банк вправе самостоятельно выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг.

Местом совершения сделки в соответствии с принятой банком для целей налогообложения учетной политикой признана РФ.

Акции были допущены к торговле на основном рынке для зарегистрированных ценных бумаг Лондонской биржи. В РФ акции признаются не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг. На конец отчетного периода акции удовлетворяют всем требованиям, указанным в п. 3 ст. 280 НК РФ:

- бумаги допущены к!
обращению организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством (Великобритании);

- информация о ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (информационная система Блумберг);

- по акциям в течение последних трех месяцев, предшествующих отчетному периоду, иностранной фондовой биржей рассчитывается цена закрытия.

Может ли банк в целях исчисления налога на прибыль создать резерв под обесценение ценных бумаг в размере превышения цен приобретения над их рыночной котировкой на основании ст. 300 НК РФ?


Ответ:

В соответствии с п. 3 ст. 280 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при одновременном соблюдении следующих условий:

1) если они допущены к обращению хотя бы одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с национальным законодательством;

2) если информация об их ценах (котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после даты совершения операций с ценными бумагами;

3) если по ним в течение последних трех месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено применимым законодательством.

В целях у!
казанного пункта под применимым законодательством понимается законодательство государства, на территории которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя ценных бумаг.

Таким образом, при совершении налогоплательщиком сделки с ценной бумагой признание ее обращающейся на организованном рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с критериями, установленными п. 3 ст. 280 НК РФ, применительно к территории государства, в котором совершаетс!
я операция (месту совершения сделки), вне зависимости от налогового статуса контрагента по такой сделке.

При этом в случае, если сделка совершается на территории Российской Федерации и в соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ ценная бумага признается в Российской Федерации не обращающейся на организованном рынке, однако на территории иностранного государства такая ценная бумага обращается на организованном рынке, для целей налогообложения прибыли указанная ценная бумага признается не обращающейся на организованном рынке.

Согласно ст. 300 НК РФ резервы под обесценение ценных бумаг создаются (корректируются) по состоянию на конец отчетного (налогового) периода в размере превышения цен приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, над их рыночной котировкой (расчетная величина резерва).

При реализации или ином выбытии ценных бумаг, в отношении которых ранее создавался указанный резерв, сумма такого резерва подлежит включению в доходы налогоплательщика на дату реализации или иного выбытия!
ценной бумаги.

Следовательно, по не обращающимся на организованном рынке ценным бумагам резервы под обесценение ценных бумаг не создаются.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2012 г. N 03-03-06/2/102


Вопрос:

О необходимости российской организации - налоговому агенту запрашивать информацию о фактических владельцах глобальных депозитарных расписок (ГДР) у иностранного банка-депозитария, в частности документы, подтверждающие постоянное местонахождение владельцев ГДР, для применения положений межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения в целях исчисления налога на прибыль.


Ответ:

Согласно п. 1 ст. 312 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении положений международных договоров Российской Федерации иностранная организация должна представить налоговому агенту, выплачивающему доход, подтверждение того, что эта иностранная организация имеет постоянное местонахождение в том государстве, с которым Российская Федерация имеет международный договор (соглашение), регулирующий вопросы налогообложения, которое должно быть заверено компетентным органом соответствующего иностранного государства. В случае если данное подтверждение составлено на иностранном языке, налоговому агенту предоставляется также перевод на русский язык.

При представлении иностранной организацией, имеющей право на получение дохода, подтверждения, указанного в п. 1 вышеуказанной статьи, налоговому агенту, выплачивающему доход, до даты выплаты дохода, в отношении которого международным договором Российск!
ой Федерации предусмотрен льготный режим налогообложения в Российской Федерации, в отношении такого дохода производится освобождение от удержания налога у источника выплаты или удержание налога у источника выплаты по пониженным ставкам.

В связи с тем что российская организация выплачивает дивиденды через иностранный банк-депозитарий, который, в свою очередь, распределяет полученные дивиденды между владельцами глобальных депозитарных расписок (далее - ГДР) пропорционально количеству принадлежащих им ценных бумаг, то российской организации - налоговому агенту необходимо запрашивать информацию о фактических владельцах ГДР у иностранного банка-депозитария. Такими документами являются подтверждения постоянного местопребывания владельцев ГДР, заверенные компетентными органами иностранных государств, а также письма от иностранного банка-депозитария (держателя ГДР) с указанием владельцев ГДР, представивших подтверждения постоянного местонахождения иностранных организаций, ко!
личества принадлежащих ГДР и количества акций, на которые ГДР удостоверяют право собственности.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 17 сентября 2012 г. N 03-08-05


Вопрос:

Клиент представил в банк платежное поручение для выплаты пособия по уходу за ребенком. В банке имеется решение налогового органа о приостановлении операций по счету клиента. В связи с этим банк обратился в УФНС России по субъекту РФ.

УФНС России по субъекту РФ указало, что списание банком со счета налогоплательщика по его поручению денежных средств в виде пособий по обязательному социальному страхованию в первоочередном порядке действующим законодательством не предусмотрено.

В соответствии с п. 6 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101 "О Фонде социального страхования Российской Федерации" (далее - Положение), одной из основных задач Фонда является обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождени!
и ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.

Следовательно, списание банком с расчетного счета организации денежных средств, поступивших от ФСС РФ и предназначенных для выплаты работникам этой организации пособий по уходу за детьми, в счет уплаты задолженности по налогам и сборам приведет к нарушению гарантированных Конституцией РФ прав гражданина.

В своем письме УФНС России по субъекту РФ указало, что в силу ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 года" впредь до внесения изменений в п. 2 ст. 855 ГК РФ в соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.1997 N 21-П при недостаточности денежных средств на счете налогоплательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований списание средств по расчетным документам, предусматривающим платежи в бюджеты бюджетной системы РФ, а также перечисление или выдача денежных средств для расче!
тов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, производятся в порядке календарной очередности поступления указанных документов после перечисления платежей, осуществляемых в соответствии с указанной статьей ГК РФ в первую и во вторую очередь.

Согласно п. 2 Положения денежные средства ФСС РФ не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.

Соответствующие денежные средства перечисляются на счет работодателя за счет средств обязательного социального страхования, являющихся целевыми, подлежащими выплате работникам, и не принадлежат работодателю (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством", п. п. 8, 10 Положения).

Средства ФСС РФ используются только на целевое финансирование мероприятий, указанных в Положении (п. 8 Положения).

Следовательно, средства ФСС РФ являются целевыми и не могут быть списаны в счет задолженности организации-работодателя по нал!
огам.

Имеющаяся судебная практика также свидетельствует о неправомерности списания со счета организации целевых денежных средств, поступивших от ФСС РФ на выплату пособий по уходу за ребенком и причитающихся работникам такой организации, в счет уплаты задолженности организации по налогам и сборам (Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 15.10.2009 N А32-13873/2008, ФАС Северо-Кавказского округа от 17.12.2003 N Ф08- 4864/03).

ФАС Северо-Кавказского округа в своем Постановлении от 17.12.2003 N Ф08-4864/03 пришел к выводу, что денежные средства, перечисленные ФСС РФ на счет организации - клиента банка, не являются собственностью этой организации. ФСС РФ лишь поручает страхователю передать целевые пособия работающим в организации гражданам.

Вправе ли банк исполнить платежное поручение клиента на выплату пособия по уходу за ребенком при наличии решения налогового органа о приостановлении операций по счету такого клиента?


Ответ:

Согласно п. 1 ст. 76 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) приостановление операций по счету означает прекращение банком всех расходных операций по данному счету, если иное не предусмотрено п. 2 указанной статьи. Приостановление операций по счету не распространяется на платежи, очередность исполнения которых в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации предшествует исполнению обязанности по уплате налогов и сборов, а также на операции по списанию денежных средств в счет уплаты налогов (авансовых платежей), сборов, страховых взносов, соответствующих пеней и штрафов и по их перечислению в бюджетную систему Российской Федерации.

Решение налогового органа о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке подлежит безусловному исполнению банком (п. 6 ст. 76 Кодекса).

Кодексом, гражданским законодательством Российской Федерации, бюджетным законод!
ательством Российской Федерации, в том числе ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 30.11.2011 N 371-ФЗ "О федеральном бюджете на 2012 г. и на плановый период 2013 и 2014 годов", не предусмотрено списание в первоочередном порядке в счет выплат социальных пособий работодателем денежных средств со счета работодателя в банке, операции по которому приостановлены в соответствии со ст. 76 Кодекса.

Определением Верховного Суда Республики Татарстан от 03.05.2012 N 33-3766/2012 оставлено без изменения Решение Зеленодольского городского округа Республики Татарстан от 14.02.2012, а также без удовлетворения апелляционная жалоба по делу о взыскании ежемесячного пособия по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет. При этом указано, что при задолженности общества перед бюджетом выставление налоговым органом платежного требования о списании денежных средств со счета должника соответствует требованиям налогового законодательства. Довод, связанный с действиями работодателя,!
не сообщившего Фонду социального страхования Российской Федерации при Республике Татарстан о наличии картотеки к счету, не относится к юридически значимому обстоятельству, которое могло бы повлиять на оценку действий ответчика. Обязанным по выплате пособия остается работодатель.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 11 сентября 2012 г. N 03-02-07/1-221





Обратный звонок