Обратный звонок
[Версия для печати]


Консультации по бухучету и налогообложению. Выпуск от 24.08.2012



Информация предоставлена компанией
Консультант Плюс


Вопросы и ответы по бухучёту и налогообложению

Подборка по материалам информационного банка "Финансист" системы КонсультантПлюс. Составитель Каширская Е.В.

Вопрос:

Организация заключила с лизинговой компанией договор лизинга блочных модульных газовых котельных и систем возвратного оборудования. По условиям договора предмет лизинга учитывается на балансе лизингодателя и выкупается по окончании срока действия договора.

В целях доведения котельных до состояния, в котором они пригодны к эксплуатации, лизингополучатель понес расходы по экспертизе проектной документации, по монтажу блочных модулей и возвратного оборудования, по строительству фундаментов для котельных. После монтажа силами подрядчика произведены пусконаладочные расходы. Вышеперечисленные расходы понесены в период применения общей системы налогообложения (в 2011 г.) за счет средств лизингополучателя !
и не компенсируются лизингодателем. С 2012 г. организация-лизингополучатель применяет УСН (объект налогообложения "доходы минус расходы"). Монтажные и пусконаладочные работы завершены в декабре 2011 г.

В период с 01.04.2011 по 30.11.2011 лизингополучатель не осуществлял операции по реализации товаров, работ, услуг, то есть осуществлял исключительно подготовительные работы (монтаж и пусконаладочные работы). Первая выручка от оказания услуг теплоснабжения получена в декабре 2011 г.

1. Должны ли расходы, понесенные лизингополучателем, учитываться в целях исчисления налога на имущество организаций как самостоятельный инвентарный объект основных средств? Если да, то следует ли включать в первоначальную стоимость данного инвентарного объекта лизинговые платежи, начисленные за период проведения монтажа и пусконаладочных работ?

2. В каком порядке расходы по строительству и монтажу лизингового оборудования, по экспертизе проектной документации и проведению пуско!
наладочных работ должны учитываться при исчислении налога на прибыль?

3. Каким образом учитываются расходы, направленные на доведение предмета лизинга до состояния, пригодного к эксплуатации, при исчислении налога, уплачиваемого при применении УСН?


Ответ:

1. В соответствии с п. 1 ст. 374 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектами налогообложения по налогу на имущество организаций для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст. ст. 378 и 378.1 Кодекса.

Налоговая база по налогу на имущество организаций, при определении которой в соответствии со ст. 375 Кодекса учитывается остаточная стоимость основных средств, формируется для целей налогообложения по установленным правилам ведения бухгалтерского учета, утвержденным в учетной политике организации.

Поэтому вопросы состава основ!
ных средств и формирования их остаточной стоимости следует рассматривать во взаимосвязи с Положением по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 30.03.2001 N 26н, согласно которому в составе основных средств учитываются капитальные вложения в арендованные объекты основных средств. Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая определяется в соответствии с указанным Положением.

2. В соответствии с п. 1 ст. 257 Кодекса первоначальной стоимостью имущества, являющегося предметом лизинга, для целей налогообложения прибыли организаций признается сумма расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования.

Таким образом, расходы, понесенные лизингополучателем по доведению предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, не включаются!
в первоначальную стоимость предмета лизинга.

Указанные расходы включаются лизингополучателем в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, при условии соблюдения критериев, установленных ст. 252 Кодекса.

При применении метода начисления, учитывая положения п. 1 ст. 272 Кодекса, в соответствии с применяемой налогоплательщиком учетной политикой расходы лизингополучателя по доставке и доведению предмета лизинга до состояния, в котором он пригоден к эксплуатации, могут включаться в налоговую базу по налогу на прибыль с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В этом случае, если договор лизинга приходится более чем на один отчетный (налоговый) период, данные расходы учитываются в целях налогообложения прибыли равными частями в течение срока действия договора лизинга.

3. Перечень расходов, учитываемых при определении объекта налогообложения по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен п. 1 ст. 346.16 Кодекса.

Расходы, понесенные лиз!
ингополучателем по доведению предметов лизинга, учитываемых на балансе лизингодателя, до состояния, в котором они пригодны к эксплуатации, в вышеуказанный перечень расходов не включены.

В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 346.25 Кодекса организации, которые до перехода на упрощенную систему налогообложения при исчислении налога на прибыль использовали метод начисления, при переходе на упрощенную систему налогообложения выполняют правило, согласно которому расходы, осуществленные организацией после перехода на упрощенную систему налогообложения, признаются расходами, вычитаемыми из налоговой базы, на дату их осуществления, если оплата таких расходов была осуществлена до перехода на упрощенную систему налогообложения, либо на дату оплаты, если оплата была осуществлена после перехода организации на упрощенную систему налогообложения.

Расходы, понесенные лизингополучателем по доведению предметов лизинга, учитываемых на балансе лизингодателя, до состояния, в котором он!
и пригодны к эксплуатации, были осуществлены в период применения общего
режима налогообложения, учтены при исчислении налога на прибыль как прочие расходы, связанные с производством и реализацией, и не оплачивались после перехода на упрощенную систему налогообложения.

В связи с этим оснований для включения вышеуказанных расходов в состав расходов после перехода на упрощенную систему налогообложения не имеется.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2012 г. N 03-03-06/1/359


Вопрос:

Организация (далее - экспедитор) занимается транспортно-экспедиционной деятельностью и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". По договору экспедитор обязуется от своего имени и за счет клиента организовать выполнение услуг, связанных с перевозкой груза клиента, а клиент обязуется уплатить вознаграждение и возместить расходы, понесенные в связи с выполнением обязанностей по договору. Для осуществления перевозки экспедитор от своего имени заключает договор с перевозчиком.

При исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, экспедитор учитывает в доходах только сумму вознаграждения. Расходы, понесенные экспедитором и возмещаемые клиентом, не учитываются в доходах.

Правомерно ли это?


Ответ:

В соответствии с пп. 1 п. 1.1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении организацией упрощенной системы налогообложения в составе доходов не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

На основании пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждени!
е.

Статьей 801 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза.

Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой.

В качестве дополнительных услуг договором транспортной экспедиции может быть предусмотрено осуществление таких необходимых для доставки груза операций, как получение требуемых для экспорта или импорта документов, выполнение таможенных и иных фор!
мальностей, проверка количества и состояния груза, его погрузка и выгрузка, уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента, хранение груза, его получение в пункте назначения, а также выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.

Согласно условиям договора организация-клиент уплачивает организации-экспедитору вознаграждение за выполнение услуг, связанных с перевозкой груза, а также возмещает расходы, понесенные в связи с выполнением обязанностей по договору.

Учитывая изложенное, поскольку договором предусмотрено, что возмещение вышеуказанных затрат осуществляет организация-клиент и данные затраты не являются расходами организации-экспедитора, денежные средства, поступившие в счет их возмещения от организации-клиента, не учитываются в составе доходов организации-экспедитора при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. В данном случае организация-экспедитор при определении налоговой базы учитывает доходы в виде вознаграждения по дого!
вору.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2012 г. N 03-11-06/2/96


Вопрос:

Налоговый орган в ходе проведения камеральной налоговой проверки истребовал у индивидуального предпринимателя, применяющего УСН с объектом налогообложения "доходы", копии всех первичных документов за 2011 г.

Обязан ли предприниматель представлять данные документы?


Ответ:

Согласно п. 1 ст. 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Пунктом 7 указанной статьи Кодекса предусмотрено, что при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.

Порядок представления налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, установлен ст. 346.23 Кодекса. Форма указанной налоговой декларации утверждена Приказом Минфина России от 2!
2.06.2009 N 58н. Главой 26.2 Кодекса обязательное представление налогоплательщиком первичных учетных документов вместе с налоговой декларацией не предусмотрено.

Пунктами 3 и 4 ст. 88 Кодекса предусмотрено, что, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.

Налогоплательщик, представляющий в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, вправе дополнительно представить в !
налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 11.11.2008 N 7307/08 указал, что в случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет.

Обжалование актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц осуществляется в порядке, предусмотренном гл. 19 Кодекса.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 25 июля 2012 г. N 03-02-08/65


Вопрос:

Организация (арендодатель) сдает в аренду собственные офисные помещения и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы". В соответствии с договором аренды арендатор перечисляет арендодателю сумму обеспечения выполнения обязательств в виде задатка. По истечении срока аренды указанная сумма возвращается арендатору в случае отсутствия нарушения обязательств, предусмотренных договором аренды.

Учитывается ли сумма обеспечения выполнения обязательств в доходах арендодателя при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?

Кроме этого, организация (комиссионер) заключила с другим собственником помещений договор комиссии, согласно которому комиссионер совершает сделки от своего имени, но за счет комитента. Комиссионер оплачивает коммунальные платежи, после чего комитент возмещает комиссионеру расходы и уплачивает ему вознаграждение.

Включаются ли в состав доходов при исчислении налога, уп!
лачиваемого в связи с применением УСН, расходы, возмещаемые комиссионеру?


Ответ:

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении объекта налогообложения учитывают доходы от реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При определении объекта налогообложения организациями не учитываются доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса.

Подпунктом 2 п. 1 ст. 251 Кодекса установлено, что при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде имущества, имущественных прав, которые получены в форме залога или задатка в качестве обеспечения обязательств.

В соответствии со ст. 380 Гражданского кодекса Российской Федерации задатком признается денежная сумма, выдаваемая одной из договаривающихся сторон в счет причитающихся с нее по договору платежей другой !
стороне в доказательство заключения договора и в обеспечение его исполнения.

В связи с изложенным сумма обеспечения выполнения обязательств по договору аренды в виде задатка, возвращенная организацией-арендодателем арендатору, не является доходом и не учитывается при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения в виде доходов.

Согласно пп. 9 п. 1 ст. 251 Кодекса в составе доходов не учитываются доходы в виде имущества (включая денежные средства), поступившего комиссионеру, агенту и (или) иному поверенному в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, агентскому договору или другому аналогичному договору, а также в счет возмещения затрат, произведенных комиссионером, агентом и (или) иным поверенным за комитента, принципала и (или) иного доверителя, если такие затраты не подлежат включению в состав расходов комиссионера, агента и (или) иного поверенного в соответствии с условиями !
заключенных договоров. К указанным доходам не относится комиссионное, агентское или иное аналогичное вознаграждение.

Статьей 990 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что по договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с третьим лицом, приобретает права и становится обязанным комиссионер, хотя бы комитент и был назван в сделке или вступил с третьим лицом в непосредственные отношения по исполнению сделки.

При этом комитент обязан уплатить комиссионеру вознаграждение, а в случае, когда комиссионер принял на себя ручательство за исполнение сделки третьим лицом (делькредере), также дополнительное вознаграждение в размере и в порядке, установленных в договоре комиссии (ст. 991 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, доходом организации-комиссионера от предпринимательской деятельности в рамках заключенного договора к!
омиссии является комиссионное вознаграждение.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 24 июля 2012 г. N 03-11-06/2/94


Вопрос:

Организация разрабатывает программы для ЭВМ с целью предоставления неисключительных прав на эти программы третьим лицам по лицензионным договорам. Программы для ЭВМ не используются в производстве продукции (выполнении работ, оказании услуг) или для управленческих нужд организации, а создаются исключительно для предоставления третьим лицам по лицензионным договорам. Все исключительные права на программы для ЭВМ остаются у организации.

Продажа неисключительных прав на программное обеспечение, разработанное организацией, осуществляется путем реализации лицензионных договоров, в соответствии с которыми организация (лицензиар) передает, а покупатель программного обеспечения (лицензиат) принимает неисключительное право использования программ ЭВМ и баз данных способами и на условиях договора, в количестве копий, указанных в лицензии на использование программного продукта, являющейся приложением к договору.

Среди!
лицензионных договоров, реализуемых организацией, есть такие договоры, по которым лицензионный платеж (вознаграждение) определен как единовременный. Сроки действия таких договоров (с единовременным лицензионным платежом) либо не обозначены, либо, если определены, являются достаточно большими (20 - 25 лет).

Передача прав на программы по такому договору оформляется актом приема-передачи программного обеспечения для ЭВМ, который подписывается представителями организации и лицензиата. Момент подписания данного акта является моментом реализации лицензионного договора.

Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль доходов организации от реализации прав на программы для ЭВМ по лицензионным договорам?

Вправе ли организация единовременно учитывать в целях исчисления налога на прибыль такой доход в момент реализации лицензионного договора?


Ответ:

Сумма вознаграждения по лицензионному договору, по которому передаются неисключительные права на использование программы для ЭВМ, в целях налогообложения прибыли учитывается либо в составе внереализационных доходов (п. 5 ст. 250 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ)), либо как доходы от реализации в том случае, если предоставление в пользование неисключительных прав на объекты интеллектуальной собственности является для налогоплательщика одним из видов деятельности (п. 1 ст. 249 НК РФ).

В случае если разработка и распространение программ для ЭВМ являются видом деятельности организации, доходы в виде вознаграждения за предоставление прав на программы для ЭВМ следует рассматривать как доход от реализации.

В соответствии с п. 1 ст. 271 НК РФ при методе начисления доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных с!
редств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав.

Пунктом 3 ст. 271 НК РФ установлено, что для доходов от реализации, если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ, датой получения дохода признается дата реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав), определяемой в соответствии с п. 1 ст. 39 НК РФ, независимо от фактического поступления денежных средств (иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав) в их оплату.

Вместе с тем п. 2 ст. 271 НК РФ предусмотрено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае, если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов.

Учитывая изложенное, в случае если договор о передаче неисключительного права на использование программного обеспечения действует в течение нескольких налоговых (отчет!
ных) периодов и при этом вознаграждение уплачивается единовременным платежом, доход от передачи имущественных прав на основании п. 2 ст. 271 НК РФ учитывается равномерно в течение срока действия лицензионного договора.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 20 июля 2012 г. N 03-03-06/1/354


Вопрос:

ООО (частное охранное предприятие) приобретает для работников форменную одежду и обувь и выдает их в соответствии с Нормами снабжения форменной одеждой и вещевым имуществом работников ООО. Форменная одежда передается работнику на праве пользования и выдается на время исполнения им трудовых обязанностей, при этом право собственности остается за организацией.

В соответствии с Письмом Минфина России от 05.07.2011 N 03-03-06/2/109 расходы на приобретение форменной одежды и обуви, свидетельствующих о принадлежности работников к организации, которые передаются работникам организации во временное пользование и не являются амортизируемым имуществом, могут быть учтены в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Таким образом, для учета затрат на приобретение форменной одежды в расходах для целей налогообложения прибыли организаций должны быть соблюдены условия, определенные в пп. 3 п. 1 !
ст. 254 и п. 5 ст. 255 НК РФ. Согласно пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ к материальным расходам относятся затраты налогоплательщика на приобретение, в частности, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством РФ.

Постановлением Минтруда России от 18.12.1998 N 51 утверждены Правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты (далее - Правила).

Приказом Минздравсоцразвития России от 01.10.2008 N 541н утверждены Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

Следовательно, расходы на приобретение форменной одежды учитываются в целях налогообложения пр!
ибыли, если ее выдача (приобретение) предусмотрена в Правилах и данных Типовых нормах.

Специальная форменная одежда, выдаваемая работникам частных охранных предприятий во временное пользование на основании Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1, не является спецодеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренными законодательством РФ.

Вправе ли ООО учесть затраты на приобретение форменной одежды, выдаваемой работникам, в расходах в целях исчисления налога на прибыль?


Ответ:

На основании п. 1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в ст. 270 НК РФ).

К расходам на оплату труда в целях гл. 25 НК РФ относятся, в частности, расходы на приобретение (изготовление) выдаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации работникам бесплатно либо продаваемых работникам по пониженным ценам форменной одежды и обмундирования (в части стоимости, не компенсируемой работниками), которые остаются в личном постоянном пользовании работников. В таком же порядке учитываются расходы на приобретение или изготовление организацией форменной одежды и обуви, которые свидетельствуют о принадлежности работников к данной организации.

Учитывая, что форменная одежда, выдаваемая работникам, не передается им в собственность, ее сто!
имость не учитывается в составе расходов на оплату труда на основании п. 5 ст. 255 НК РФ.

Подпунктом 3 п. 1 ст. 254 НК РФ установлено, что к материальным расходам, в частности, относятся затраты налогоплательщика на приобретение инструментов, приспособлений, инвентаря, приборов, лабораторного оборудования, спецодежды и других средств индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества включается в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию.

Правила обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 01.06.2009 N 290н.

Специальная форменная одежда, выдаваемая работникам частных охранных предприятий во временное пользование на основании Закона Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детектив!
ной и охранной деятельности в Российской Федерации", не является спецодеждой и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

В то же время расходы на указанную форменную одежду и обувь могут быть учтены в составе материальных расходов в качестве расходов на приобретение другого имущества, не являющегося амортизируемым имуществом (пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом в целях гл. 25 НК РФ признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности (если иное не предусмотрено гл. 25 НК РФ), используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 40 000 руб.

Таким образом, расходы на приобретение форменной одежды и обуви, свидетельс!
твующих о принадлежности работников к данной организации, которые передаются работникам организации во временное пользование и не являются амортизируемым имуществом, могут быть учтены в составе материальных расходов на основании пп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 272 НК РФ такие расходы считаются осуществленными на дату передачи форменной одежды в производство.

В зависимости от перечня прямых расходов, установленного организацией в целях налогообложения, соответствующие суммы признаются в уменьшение налоговой базы по налогу на прибыль в составе прямых или косвенных расходов соответственно.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2012 г. N 03-03-06/1/349


Вопрос:

ОАО-1 заключило договор аренды производственных помещений с дочерним обществом ОАО-2 на 11 месяцев с условием заключения в будущем долгосрочного договора аренды. ОАО-1 планирует произвести капитальный ремонт арендуемых помещений. Плановый период проведения ремонтных работ подрядной организацией - около шести месяцев.

Каков порядок учета для целей исчисления налога на прибыль организаций расходов на капитальный ремонт арендованных помещений и арендной платы в период проведения ремонтных работ?


Ответ:

В соответствии с п. 1 ст. 258 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств или объект нематериальных активов служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества в соответствии с положениями ст. 258 НК РФ и с учетом классификации основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Капитальные вложения, произведенные арендатором с согласия арендодателя, стоимость которых не возмещается арендодателем, амортизируются арендатором в течение срока действия договора аренды исходя из сумм амортизации, рассчитанных с учетом срока пол!
езного использования, определяемого для арендованных объектов основных средств или для капитальных вложений в указанные объекты в соответствии с классификацией основных средств, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

При этом следует иметь в виду, что амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положениям ст. 260 НК РФ.

Таким образом, арендатору предоставлено право учитывать расходы в виде амортизации на сумму капитальных вложений, произведенных в форме неотделимых улучшений, в периоде действия договора аренды.

Что касается расходов на аренду, осуществляемых во время проведения капитальных вложений ил!
и ремонта, то следует учитывать следующее.

Пунктом 1 ст. 252 НК РФ определено, что расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.

Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.

Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся арендные платежи за арендуемое имущество.

Таким образом, расходы на аренду, осуществляемые во время проведения капитальных вложений или ремонта, учитываются для целей налогообложения прибыли организаций при условии их соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2012 г. N 03-03-06/1/345


Вопрос:

ООО применяет УСН, объект налогообложения - "доходы". Основным видом деятельности ООО является создание и использование баз данных и информационных ресурсов, доля доходов от оказанных услуг по данному виду деятельности составляет не менее 70% в общем объеме доходов. Согласно п. 8 ч. 1 ст. 58 Закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ ООО использует право на применение пониженных тарифов страховых взносов.

Вправе ли ООО уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности, а также на суммы выплаченных работникам пособий по беременности и родам, единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, ежемесячных пособий по уходу за ребенком до полутора лет?


Ответ:

Согласно п. 3 ст. 346.21 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы налогообложения и выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, вправе уменьшить на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 п!
роцентов.

Перечень выплат, относящихся к видам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, указан в п. 1 ст. 1.4 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством". К данным выплатам, в частности, относится пособие по временной нетрудоспособности; пособие по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячное пособие по уходу за ребенком.

Таким образом, вышеназванные виды пособий являются различными видами государственных пособий, выплачиваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 3 указанного Федерального закона финансовое обеспечение расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социально!
го страхования Российской Федерации, а также за счет средств страхователя в случаях, предусмотренных п. 1 ч. 2 данной статьи.

Исходя из изложенного сумма налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения (авансовых платежей по налогу), исчисленная за налоговый (отчетный) период, может быть уменьшена на сумму фактически выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности за счет средств страхователя (но не более чем на 50 процентов).

При этом Кодекс не наделяет налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения, правом уменьшить сумму налога, уплачиваемого в связи с применением данного специального налогового режима, на суммы выплаченных работникам пособий по беременности и родам; единовременных пособий женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; ежемесячных пособий по уходу за ребенком.

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 19 июля 2012 г. N 03-11-06/2/90


Вопрос:

О документальном подтверждении правомерности применения нулевой ставки НДС при оказании российской организацией, не являющейся перевозчиком на железнодорожном транспорте, услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава для вывоза товаров с территории РФ на территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза.


Ответ:

Согласно пп. 2.1 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении оказываемых российскими налогоплательщиками (за исключением российских перевозчиков на железнодорожном транспорте) услуг по предоставлению принадлежащего на праве собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга)) железнодорожного подвижного состава для осуществления международных перевозок, при которых согласно данному пункту ст. 164 Кодекса пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Для обоснования правомерности применения нулевой ставки налога в отношении указанных услуг налогоплательщики представляют в налоговые органы документы, предусмотренные п. 3.1 ст. 165 Кодекса, в том числе копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз т!
оваров за пределы Российской Федерации. При этом в случае вывоза товаров железнодорожным транспортом в налоговые органы представляются копии указанных документов с отметкой таможенного органа, подтверждающей вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации либо помещение товаров под таможенную процедуру, предполагающую убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза.

Поскольку п. 3.1 ст. 165 Кодекса не установлены особенности в отношении отметок таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров железнодорожным транспортом за пределы территории Российской Федерации либо помещение товаров под таможенную процедуру, предполагающую убытие товаров с таможенной территории Таможенного союза, и проставляемых на копиях вышеуказанных документов, в налоговые органы представляются копии документов с теми отметками таможенных органов, проставление которых предусмотрено нормами законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Основание: ПИСЬМО МИНФИН!
А РФ от 19 июля 2012 г. N 03-07-08/191


Вопрос:

Индивидуальный предприниматель (далее - арендодатель) сдает в аренду недвижимое имущество и применяет УСН с объектом налогообложения "доходы".

В договоре аренды указано, что оплата коммунальных услуг относится к расходам арендатора. Так как договоры с обслуживающими организациями заключил арендодатель, арендатор перечисляет коммунальные платежи на расчетный счет арендодателя, который перечисляет их на расчетный счет обслуживающих организаций.

Учитываются ли в доходах арендодателя коммунальные платежи при исчислении налога, уплачиваемого в связи с применением УСН?


Ответ:

Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при применении индивидуальным предпринимателем упрощенной системы налогообложения в составе доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. ст. 249 и 250 Кодекса. При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в составе доходов не учитываются.

Выручка от реализации определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) или имущественные права, выраженные в денежной и (или) натуральной формах.

Таким образом, суммы платежей, поступающие индивидуальному предпринимателю - арендодателю от арендатора в оплату коммунальных платежей, должны учитываться в составе доходов при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения. >

Основание: ПИСЬМО МИНФИНА РФ от 18 июля 2012 г. N 03-11-11/210





Обратный звонок